Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 537
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России
Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека
Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом
Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива
Раздел III. Основные направления воспитательной работы
Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма
Глава 2. Правовое воспитание личного состава
Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
Глава 3. Формы воспитания личного состава
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
Формирование У. связано с формированием практических навыков, последнее является обязательным условием и важнейшей задачей мастерства. Психологической основой У. является понимание взаимоотношения между целью данной трудовой деятельности, условиями и способами ее выполнения. У. тесно связано с творческим мышлением, знаниями человека и его навыками.
УМСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ — относительно законченный элемент умственной деятельности, направленный на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву. (Мотив принадлежит той деятельности, в которую данное действие включено.) Умственные действия выполняются во внутреннем плане сознания без опоры на какие бы то ни было внешние средства, включая внешнюю слышимую речь, что отличает У.д. от других видов человеческих действий (перцептивных, речевых, физических). У.д. могут быть направлены на решение как познавательных, так и эмоциональных задач.
УПРАЖНЕНИЕ В ВОСПИТАНИИ — это такая система организации повседневной жизнедеятельности, обучения, которая позволяет обучающимся накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развивать их нравственные чувства, волю, формировать положительные привычки, обеспечивать единство между знаниями, убеждением и поведением, единство словом и делом.
УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ — образовательные цензы, устанавливаемые в Российской Федерации, к которым относятся основное общее образование; среднее (полное) общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование; дополнительное профессиональное образование.
УТОМЛЕНИЕ — временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем. У. имеет разнообразные проявления на поведенческом (снижение производительности труда, скорости и качества работы), физиологическом (вегетативная декомпенсация, затруднение выработки условных связей, повышение инертности в динамике нервных процессов), психологическом (снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных функций, сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере) уровнях. Сопровождается формированием комплекса субъективных переживаний усталости.
Выделяются различные виды У.: физическое и умственное, компенсируемое и некомпенсируемое, острое и хроническое и т.д. Выполнение работы в состоянии выраженного У. ведет к падению эффективности труда, снижению надежности деятельности, истощению внутренних ресурсов человека. При отсутствии мер, уменьшающих степень или снимающих остаточные явления У., возможно развитие пограничных и хронических состояний (астенического синдрома, истощения, психосоматических заболеваний). В связи с этим актуальны задачи своевременной диагностики и профилактики У., к которой относятся рациональная организация трудового процесса, оптимизация режима труда и отдыха, специализированная тренировка и обучение, использование различных средств повышения индивидуальной устойчивости к У., в частности методов психологической саморегуляции.
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС — форма организации совместной деятельности обучающего и обучаемого в образовательном учреждении, направленная на усвоение общественного опыта в виде знаний, умений и навыков и овладение предусмотренными видами деятельности.
УЧЕНИЕ — процесс приобретения и закрепления знаний и способов деятельности индивидом. У. является необходимым компонентом любой деятельности и представляет собой процесс изменения ее субъекта.
Ф
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — процесс целенаправленного формирования физических качеств человека (крепкого здоровья, выносливости, необходимых двигательных навыков и т.д.), а также его убеждений, мотивов поведения и привычек, способствующих физическому самосовершенствованию.
ФОРМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ — устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы. Форму воспитательной работы можно определить как регулирующий отношения педагогов и обучающихся основной компонент организации педагогического процесса.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ) — способ организации обучения в целях подготовки и повышения квалификации специалистов, характеризующийся различной продолжительностью обучения, степенью обязательности посещения, временем и местом учебных занятий. Различают обучение с отрывом (очное) и без отрыва от производства (вечернее, заочное).
ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ — это создание системы общественных взглядов и воззрений на роль и функции государства в обществе, место МВД России в системе органов государственной власти и управления Российской Федерации, значимость деятельности сотрудников органов внутренних дел в выполнении оперативно-служебных задач в сфере охраны прав и свобод граждан, защите интересов общества и государства, а также обусловленные этими взглядами убеждения и принципы деятельности личного состава.
Х
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ — целенаправленный процесс формирования способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — процесс освоения сотрудниками ОВД совокупности искусствоведческих знаний, умений, навыков, формирования у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС — это тонкое и сложное умение увидеть, почувствовать, понять подлинно прекрасное или безобразное, трагическое или комическое и верно оценить его.
Ц
ЦЕЛЬ — то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — процесс осознания и формирования цели.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — компонент направленности личности. Ц.о. служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения. Непротиворечивость Ц.о. — показатель устойчивости личности.
В системе Ц.о. каждого человека происходят изменения, есть своя динамика и развитие. Факторами развития Ц.о. личности являются условия жизни, деятельность, а также склонности, способности, интересы, потребности человека.
Э
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — целенаправленный процесс формирования нравственного отношения к природе, основанного на глубоком понимании места человека в окружающем мире, на восприятии среды обитания как важнейшей для его жизнедеятельности.
ЭКСТЕРНАТ — самостоятельное изучение обучающимися дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
ЭЛЕМЕНТ — составная часть какого-либо сложного целого.
ЭМПАТИЯ (гр. empatheia — сопереживание) — способность понимания психических состояний других людей, сопереживание и сочувствие людям. Э. — свойство человека, которое с трудом воспитывается и с трудом разрушается, будучи присущим человеку.
Э. к другим людям обнаруживается как с помощью невербальных признаков общения (внимание, жесты согласия, интонация сочувствия), так и с помощью слов («Я всем очень сочувствую. Вам очень трудно». «Я очень рад за вас»). В процессе общения партнеры способны различать Э. искреннюю и Э. формализованную.
Одним из приемов нахождения общего языка преподавателя со взрослой аудиторией в учебном курсе является проявление понимания забот людей («Мне известно, что вы сегодня прибыли к нам. Я чувствую, что вы устали с дороги, вам хочется немного отдохнуть»). Этот или иной бесхитростный методически и искренний эмоционально прием может с первых мгновений обеспечить налаживание хорошего контакта с аудиторией.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — организованный процесс становления в человеке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО — это субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусства.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ — социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке и искусстве.
ЭТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ — система норм, определяющих профессиональное поведение руководителя в типичных повторяющихся ситуациях. Основными нормами этики руководителя являются точность, деловитость, тактичность, предприимчивость, правдивость, скромность, вежливость, простота.
ЭТНОС или НАЦИЯ — исторически сложившаяся в определенной стране устойчивая группа людей, обладающих общими менталитетом, национальным самосознанием, стабильными особенностями культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ — степень соответствия результатов воспитания ранее сформулированной цели и поставленным задачам воспитания.
Я
Я-КОНЦЕПЦИЯ — это целостный образ собственного Я, один из важнейших психических образов в самоорганизации и социальной активности человека, во взаимодействии с окружающей средой. Я.к. является предпосылкой и следствием социального взаимодействия, определяется социальным опытом человека.
Содержание представления о самом себе включает в себя, по крайней мере, три компонента: 1) информационный — осознаваемая информация (достоверная или недостоверная) о самом себе (возраст, пол, доход и тому подобное); 2) оценочный — сравнительно-знаковая оценка информационного компонента («Мне еще только 50 лет», «Мне уже 20 лет»); 3) концептуально-поведенческий — формулирование концепции поступка («Я не старый, смогу многое еще сделать»). Спектр представления о самом себе включает такие слои, как: «реальное Я» — какой я есть; «идеальное Я» — каким я должен быть; «динамическое Я» — каким я могу быть; «фантастическое Я» — каким я хочу быть; «зеркальное Я» — каким меня видят другие.
Кроме многослойного спектра, известны различные грани, или стороны, каждого из слоев. Человек имеет представление о себе с различных сторон: эмоционально-волевые свойства, интеллектуальный потенциал, личностный облик, состояние здоровья, физический облик, социально-престижный статус, материальный достаток. Например, для юношей очень важным является приблизить свой реальный физический облик к идеальному. А для преподавателя в 30-40 лет актуальным становится утверждение своего социального статуса.
доктор педагогических наук, профессор
Анатолий Валентинович Буданов,
кандидат юридических наук, доцент
Иван Васильевич Будило,
доктор педагогических наук, доцент
Михаил Владимирович Воропаев,
кандидат философских наук, профессор
Анатолий Алексеевич Гришин,
Оксана Алхановна Гузеева,
доктор юридических наук, профессор
Сергей Степанович Жевлакович,
кандидат педагогических наук
Виктор Владимирович Закатов,
кандидат психологических наук, доцент
Игорь Олегович Котенев,
доктор педагогических наук, профессор
Анатолий Дмитриевич Лазукин,
кандидат педагогических наук, доцент
Людмила Германовна Носкова,
кандидат философских наук, профессор
Станислав Семенович Пылев,
Олег Анатольевич Реутов,