Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 537

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий



Формирование У. связано с формированием практических навыков, последнее является обязательным условием и важнейшей задачей мастерства. Психологической основой У. является понимание взаимоотношения между целью данной трудовой деятельности, условиями и способами ее выполнения. У. тесно связано с творческим мышлением, знаниями человека и его навыками.

УМСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ — относительно законченный элемент умственной деятельности, направленный на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву. (Мотив принадлежит той деятельности, в которую данное действие включено.) Умственные действия выполняются во внутреннем плане сознания без опоры на какие бы то ни было внешние средства, включая внешнюю слышимую речь, что отличает У.д. от других видов человеческих действий (перцептивных, речевых, физических). У.д. могут быть направлены на решение как познавательных, так и эмоциональных задач.

УПРАЖНЕНИЕ В ВОСПИТАНИИ — это такая система организации повседневной жизнедеятельности, обучения, которая позволяет обучающимся накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развивать их нравственные чувства, волю, формировать положительные привычки, обеспечивать единство между знаниями, убеждением и поведением, единство словом и делом.

УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ — образовательные цензы, устанавливаемые в Российской Федерации, к которым относятся основное общее образование; среднее (полное) общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование; дополнительное профессиональное образование.

УТОМЛЕНИЕ — временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем. У. имеет разнообразные проявления на поведенческом (снижение производительности труда, скорости и качества работы), физиологическом (вегетативная декомпенсация, затруднение выработки условных связей, повышение инертности в динамике нервных процессов), психологическом (снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных функций, сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере) уровнях. Сопровождается формированием комплекса субъективных переживаний усталости.


Выделяются различные виды У.: физическое и умственное, компенсируемое и некомпенсируемое, острое и хроническое и т.д. Выполнение работы в состоянии выраженного У. ведет к падению эффективности труда, снижению надежности деятельности, истощению внутренних ресурсов человека. При отсутствии мер, уменьшающих степень или снимающих остаточные явления У., возможно развитие пограничных и хронических состояний (астенического синдрома, истощения, психосоматических заболеваний). В связи с этим актуальны задачи своевременной диагностики и профилактики У., к которой относятся рациональная организация трудового процесса, оптимизация режима труда и отдыха, специализированная тренировка и обучение, использование различных средств повышения индивидуальной устойчивости к У., в частности методов психологической саморегуляции.

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС — форма организации совместной деятельности обучающего и обучаемого в образовательном учреждении, направленная на усвоение общественного опыта в виде знаний, умений и навыков и овладение предусмотренными видами деятельности.

УЧЕНИЕ — процесс приобретения и закрепления знаний и способов деятельности индивидом. У. является необходимым компонентом любой деятельности и представляет собой процесс изменения ее субъекта.
Ф
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — процесс целенаправленного формирования физических качеств человека (крепкого здоровья, выносливости, необходимых двигательных навыков и т.д.), а также его убеждений, мотивов поведения и привычек, способствующих физическому самосовершенствованию.

ФОРМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ — устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы. Форму воспитательной работы можно определить как регулирующий отношения педагогов и обучающихся основной компонент организации педагогического процесса.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ) — способ организации обучения в целях подготовки и повышения квалификации специалистов, характеризующийся различной продолжительностью обучения, степенью обязательности посещения, временем и местом учебных занятий. Различают обучение с отрывом (очное) и без отрыва от производства (вечернее, заочное).


ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ — это создание системы общественных взглядов и воззрений на роль и функции государства в обществе, место МВД России в системе органов государственной власти и управления Российской Федерации, значимость деятельности сотрудников органов внутренних дел в выполнении оперативно-служебных задач в сфере охраны прав и свобод граждан, защите интересов общества и государства, а также обусловленные этими взглядами убеждения и принципы деятельности личного состава.
Х
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ — целенаправленный процесс формирования способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — процесс освоения сотрудниками ОВД совокупности искусствоведческих знаний, умений, навыков, формирования у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС — это тонкое и сложное умение увидеть, почувствовать, понять подлинно прекрасное или безобразное, трагическое или комическое и верно оценить его.
Ц
ЦЕЛЬ — то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — процесс осознания и формирования цели.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — компонент направленности личности. Ц.о. служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения. Непротиворечивость Ц.о. — показатель устойчивости личности.

В системе Ц.о. каждого человека происходят изменения, есть своя динамика и развитие. Факторами развития Ц.о. личности являются условия жизни, деятельность, а также склонности, способности, интересы, потребности человека.


Э
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — целенаправленный процесс формирования нравственного отношения к природе, основанного на глубоком понимании места человека в окружающем мире, на восприятии среды обитания как важнейшей для его жизнедеятельности.

ЭКСТЕРНАТ — самостоятельное изучение обучающимися дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.


ЭЛЕМЕНТ — составная часть какого-либо сложного целого.

ЭМПАТИЯ (гр. empatheia — сопереживание) — способность понимания психических состояний других людей, сопереживание и сочувствие людям. Э. — свойство человека, которое с трудом воспитывается и с трудом разрушается, будучи присущим человеку.

Э. к другим людям обнаруживается как с помощью невербальных признаков общения (внимание, жесты согласия, интонация сочувствия), так и с помощью слов («Я всем очень сочувствую. Вам очень трудно». «Я очень рад за вас»). В процессе общения партнеры способны различать Э. искреннюю и Э. формализованную.

Одним из приемов нахождения общего языка преподавателя со взрослой аудиторией в учебном курсе является проявление понимания забот людей («Мне известно, что вы сегодня прибыли к нам. Я чувствую, что вы устали с дороги, вам хочется немного отдохнуть»). Этот или иной бесхитростный методически и искренний эмоционально прием может с первых мгновений обеспечить налаживание хорошего контакта с аудиторией.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — организованный процесс становления в человеке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО — это субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусства.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ — социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке и искусстве.

ЭТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ — система норм, определяющих профессиональное поведение руководителя в типичных повторяющихся ситуациях. Основными нормами этики руководителя являются точность, деловитость, тактичность, предприимчивость, правдивость, скромность, вежливость, простота.

ЭТНОС или НАЦИЯ — исторически сложившаяся в определенной стране устойчивая группа людей, обладающих общими менталитетом, национальным самосознанием, стабильными особенностями культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ — степень соответствия результатов воспитания ранее сформулированной цели и поставленным задачам воспитания.
Я

Я-КОНЦЕПЦИЯ — это целостный образ собственного Я, один из важнейших психических образов в самоорганизации и социальной активности человека, во взаимодействии с окружающей средой. Я.к. является предпосылкой и следствием социального взаимодействия, определяется социальным опытом человека.

Содержание представления о самом себе включает в себя, по крайней мере, три компонента: 1) информационный — осознаваемая информация (достоверная или недостоверная) о самом себе (возраст, пол, доход и тому подобное); 2) оценочный — сравнительно-знаковая оценка информационного компонента («Мне еще только 50 лет», «Мне уже 20 лет»); 3) концептуально-поведенческий — формулирование концепции поступка («Я не старый, смогу многое еще сделать»). Спектр представления о самом себе включает такие слои, как: «реальное Я» — какой я есть; «идеальное Я» — каким я должен быть; «динамическое Я» — каким я могу быть; «фантастическое Я» — каким я хочу быть; «зеркальное Я» — каким меня видят другие.

Кроме многослойного спектра, известны различные грани, или стороны, каждого из слоев. Человек имеет представление о себе с различных сторон: эмоционально-волевые свойства, интеллектуальный потенциал, личностный облик, состояние здоровья, физический облик, социально-престижный статус, материальный достаток. Например, для юношей очень важным является приблизить свой реальный физический облик к идеальному. А для преподавателя в 30-40 лет актуальным становится утверждение своего социального статуса.

доктор педагогических наук, профессор

Анатолий Валентинович Буданов,

кандидат юридических наук, доцент

Иван Васильевич Будило,

доктор педагогических наук, доцент

Михаил Владимирович Воропаев,

кандидат философских наук, профессор

Анатолий Алексеевич Гришин,

Оксана Алхановна Гузеева,

доктор юридических наук, профессор

Сергей Степанович Жевлакович,

кандидат педагогических наук

Виктор Владимирович Закатов,

кандидат психологических наук, доцент

Игорь Олегович Котенев,

доктор педагогических наук, профессор

Анатолий Дмитриевич Лазукин,
кандидат педагогических наук, доцент

Людмила Германовна Носкова,

кандидат философских наук, профессор

Станислав Семенович Пылев,

Олег Анатольевич Реутов,