Файл: история философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 335

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-244-00552-9

IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),

6. Современная модернистская протестантская теология находится под

1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной

XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного

IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,

XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,

1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они

1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом

XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии

1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он

17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на

VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления

1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)

1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической

1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он

Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой

1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и

XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии

1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался

1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта

1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические

1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал

In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам

происхождение. С критикой буддийского дуализма начинается ренессанс

конфуцианства (Хань Юй (768-824), Ли Ао (ум. 844) и Линь Шэнь-ши (ок.

840-880)). Этот период-эпоха династии Тан (618-906) -подготовил наступление

неоконфуцианства.

Неоконфуцианство (дао сюэ, т. е. учение о дао, однако не в даосистском

смысле, а как продолжение традиции конфуцианцев) представлено прежде всего

двумя различными направлениями: 1) ли сюэ-учение о ли (порядке) как сущности

мира; 2) синь сюэ - учение о синь (мышлении) как основе мира (о котором

говорится так же, как о школе син ли). Неоконфуцианство опирается на

некоторые положения даосизма, изложенные в "Книге перемен", а также на

положения тех конфуцианцев, чьи взгляды совпадают со взглядами Ван Чуна.

Чжу Си (1130-1200) был наиболее выдающимся представителем первого

направления \ Кроме Чжу Си представителями этого направления были Сяо Юн

(1011-1077), Чжоу Дунь-и (1017-1075), Чань Цай (1020-1077). Чень-Хао

(1032-1085), Чен И (1017-1073). \. Онтологические вопросы он решает при

помощи, категорий ли и ци. Ли представляет основу сущего, оно, однако, не

возвышается над вещами как абсолютный разум. Если нечто существует, то оно

имеет ли, "это значит, что все явления и вещи имеют свои собственные способы

существования". Ци представляет материальную форму вещей. "Ли только одно,

но его проявления бесконечны. Ли является путем (дао) всех явлений, ци - это

материальная энергия, из которой состоит каждая вещь... ли еще никогда не

отделялось от ци", ибо единство мира обеспечивает единство вещей на их

собственном пути, тогда как "ли и ци присутствуют во всех вещах вместе".

Материальная энергия (ци) упорядочивается в вещах под воздействием инь и ян

участвующих в движении внутри вещей и в мире. А вследствие того что мышление

человека (синь) содержит ли, как оно присутствует и во всех других явлениях,

мир может познаваться человеком.

Лу Цзююань (1139-1192) был видным философом второго направления.

Мышление (синь) не познает мир, но мир содержится в мышлении, поэтому

человек может различать вещи и их классифицировать. Этот субъективный

идеализм Лу Цзююаня в дальнейшем разрабатывает Ван Янмин (1472-1528),

согласно которому мышление не может существовать вне человека, ибо ли не

проявляется вне человеческой мысли:

Существует только тот мир, который человек познает и который

управляется его мыслью. Человеческий дух в то же время является и мировым


духом (тянь-синь). Он везде сопутствует людям, и, таким образом,

самопознание мира - врожденное качество людей. Поэтому в познании человек

должен руководствоваться интуицией.

* * * * *

Неоконфуцианством мы заканчиваем краткий обзор китайской философии.

Несомненно, что оно было им пульсом также и для развития европейской

философии, где из него черпали идеи, в частности, Лейбниц и Вольф. Европа

знакомится с неоконфуцианством и со всей китайской философией в конце XVII и

в XVIII в.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Введение

Досократовская философия

Предшественники первых философов

Милетская школа

Гераклит Эфесский

Элеаты

Пифагор и пифагорейцы

Эмпедокл и Анаксагор

Древнегреческие атомисты

Античная философия классического периода

Софисты

Сократ

Платон

Малые сократические школы

Аристотель

Философия эллинистического и римского периодов

Эллинистическая философия

Римская философия

ВВЕДЕНИЕ

Греческая античная философия сформировалась в VII-VI вв. до н. э. Своим

характером и направленностью содержания, особенно методом философствования

она отличается от древних восточных философских систем и является,

собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего

мира.

Определенные философские элементы, естественно, появлялись и до

возникновения философии как таковой, им, однако, нельзя приписывать

методологическую последовательность, характерную для греческой философии.

В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре

основных этапа \ Разумеется, возможны и другие варианты периодизации.

См., напр.: Tatarkiewicz V. Historia filozofii I. Warszawa, 1970.-S. 6;

teller E. Die Philosophie der Griechen. Tubingen, 1844-1852; Diets H.

Doxografi Graeci. Berdini, 1879; Fragmente der Vorsok-ratiker. Berlin. 1903;

Кгапг W. Voi sokratische Denker. Berlin, 1939; Capelle W. Die Vorsokratiker.

Leipzig, 1935. \.

Первый этап (от формирования собственно греческого философского

мышления до перелома V-IV вв. до н.э.), как правило, определялся как

досократовский, а философы, работавшие в это время,- как досократики.

Философское движение в период жизни Сократа представляет действительно

знаменательный рубеж в развитии античного философского мышления, который,

однако, нельзя связывать исключительно с личностью Сократа. Потребность в


новом типе знания (а значит, и философствования) вызвана прежде всего

существенным изменением общественных отношений. Вследствие этого в Афинах,

стоявших в авангарде развития античного мира, появляется новый тип

мыслителей (софисты), которые обращают внимание на проблематику, говоря

сегодняшним языком, именно политической жизни гражданина греческого полиса.

Определенным образом они замыкают этот этап развития античной философии, ибо

выступают с тематикой, которая уже типична для философии сократовского

периода.

Второй этап - приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в.

до н. э.- определяется как классический. Он характеризуется влиянием и

деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля. Этот период является также

вершиной развития греческой рабовладельческой демократии Культурная, научная

и политическая жизнь сосредоточена, в частности, в Афинах И хотя после

поражения в Пелопоннесской войне Афины теряют свое исключительное положение

среди греческих городов, однако остаются центром греческой культурной и

научной жизни. Укрепление политического влияния Македонии и ее гегемония над

греческими городами означали конец классической греческой демократии.

С установлением гегемонии Македонии и с упадком (как экономическим, так

и политическим) греческих городов связан третий этап в развитии античной

философии (конец IV-II в. до н. э ) В подавляющем большинстве работ этот

период определяется как эллинистический. В отличие от классического периода,

когда возникли значительные философские системы, в это время на арену

выступает целый ряд всевозможных философских направлений и школ. Многие из

них возникли под влиянием философии Платона и Аристотеля, но прежде всего

они детерминированы изменением общественной ситуации в античном мире.

Начало четвертого, заключительного этапа в развитии античной философии

(I в. до н. э-V-VI вв. н. э ) \ В литературе приводятся две относительно

точные даты: 476 г.-упадок Западно-Римской империи или 529 г.-закрытие

философских школ в Афинах императором Юстинианом. \ приходится на

период, когда решающей силой античного мира становится Рим. Во многом он

связан с греческой культурой, а в философии является скорее хранителем

наследия греческой философской мысли, чем его продолжателем в собственном

смысле слова. Было бы слишком сложно исчерпывающим образом ответить на


вопрос, что нового приносит (в содержание или методологию) римский период

античной диалектики? Следует прежде всего сказать, что в этот период (1-II

вв. н э ) формируются начала христианской философии, которая (о чем речь

пойдет дальше) хотя и имеет внешне много схожего с другими философскими

направлениями тогдашнего Рима, однако уже выходит за рамки тогдашней

философской атмосферы.

ДОСОКРАТОВСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Постичь философское мышление этого периода весьма сложно, и прежде

всего потому, что произведения досократовских мыслителей сохранились только

во фрагментах и лишь исключительно благодаря цитированию и критике

позднейших античных авторов. Из этих фрагментов весьма сложно выводить

цельные философские взгляды их авторов Бесспорно, наиболее интересным

источником с этой точки зрения является труд Диогена Лаэртского "О жизни,

учениях и изречениях знаменитых философов", а также труды других античных

авторов - Плутарха, Секста Эмпирика, Ипполита, Климента Александрийского,

Стобея и Симплиция. Точность некоторых цитат, однако, сомнительна.

Сомнения в подлинности мыслей досократиков, цитируемых в работах этих

авторов, вызваны тем фактом, что большинство из них пишет свои труды в эпоху

Римской империи, т. е. со значительным временным интервалом. Некоторые мысли

досократиков можно найти и у авторов более раннего периода Например, Платон

в Диалогах приводит мысли Парменида, Протагора, Горгия и ряда других, в

трудах Аристотеля также можно найти многие суждения досократовских философов

Однако оба этих автора "цитируют", как правило, весьма вольно. В частности,

Платон часто придает мыслям противников Сократа (Кратила, Парменида) такое

значение, которое по меньшей мере не совпадает с тем, что пишут другие

авторы.

Глубокое изучение истории греческой философии развивается

приблизительно с первой половины XIX в. В это время создаются, сейчас уже

"классические", труды, посвященные этой проблематике Они становятся основой

всех других антологий, эссе и исследований античной философии. К числу

наиболее видных авторов в этой области относятся Э. Целлер, Г. Дильс, В.

Капелле и В. Кранц.

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ПЕРВЫХ ФИЛОСОФОВ

Философское мышление начинает формироваться в античной Греции примерно

в VII-VI вв. до н. э. В обществе в это время происходят большие изменения.


Имущественное неравенство влечет за собой углубление классовой

дифференциации. Процесс формирования нового класса ускоряется, в частности,

развитием ремесел и торговли. Происходит постепенное разложение родового

общества и ограничение власти родовой знати. Рабство по сравнению с

временами Гомера приобретает новые формы. Его патриархальность уступает

место новым, более прогрессивным формам. Становящийся общественный класс,

связанный с хозяйственным развитием, захватывает политическую власть и

устанавливает тиранию. С ростом экономической и политической силы этого

класса развивается и греческая культура.

В VIII и VII вв. интенсивно осуществляется и греческая колонизация. Она

распространяется как на северо-восток (острова и малоазийское побережье),

так и на запад (в частности, на Сицилию и Южную Италию). Греческие поселения

сосредоточивают не только торговлю и ремесла, но постепенно выдвигаются и

как центры культуры и образования. Это касается, в частности, тех колоний,

которые были основаны на малоазийском побережье в VII и VI вв. до н. э.

Среди них особое место занимают Милет и Эфес, которые и становятся центрами

развития философии.

Первые признаки философского осмысления мира можно найти уже в

произведениях Гомера, хотя по своей мифологической форме они еще далеки от

рационализма, присущего греческой философии. Гомер говорит о трех

первопричинах, которые можно в определенном смысле полагать первоосновами

мира, и называет их Никс, Океанос и Тетис. Никс - это праисходное состояние,

стадия, которая предшествует чему-либо иному (используя нынешнюю

терминологию, можно сказать, что это универсальная потенция всех состоянии

мира). Океанос представляет праморе, а Тетис - определенную жизнесообщающую

силу, которая соединена с морем - водой. При этом все эти первопричины, т.

е. сущностные силы, связаны с землей

К Гомеру восходит и так называемый ранний орфический период. Речь идет

о литературных произведениях, разрабатывающих орфическую проблематику и

решающих, кроме того, теогонические проблемы \ Орфизм - религиозное

движение, восходящее к мифологическому певцу Орфею. Значительную роль в его

мифологическом понимании возникновения мира и богов играла музыка -

гармония.. Орфические воззрения, в частности понимание отношения души и тела