ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.09.2024
Просмотров: 460
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),
6. Современная модернистская протестантская теология находится под
1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).
Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной
XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного
IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,
XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,
1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они
1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на
1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в
XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом
XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии
1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором
Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он
17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на
VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления
1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)
1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической
1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он
Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой
1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и
XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии
1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался
1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта
1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические
1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал
In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам
(тело является гробом души), отражены в греческой философии - Платон,
Пифагор. \. Из первопринципа Никс выводятся небо и земля, из них - все
остальное (Океанос здесь понимается как существенная составная часть земли).
Попытка объяснения возникновения мира содержится и в трудах Гесиода.
Согласно Гесиоду, основой всего является хаос, который понимается как
неограниченная, бесформенная масса, содержащая в себе все возможные
потенции. Из него же возникают праисходные формы бытия. С одной стороны, это
Гея (Земля) и Эрос (определенная жизненная сила). с другой - это Эребос
(тьма) и Никс (ночь) как определяющая, правящая сила. Из них потом возникают
Уран (звездное небо), Этер (Эфир), свет, и постепенно остальные божества.
Наряду с космогоническими и теогоническими взглядами находим у Гесиода
также определенную рефлексию общественной действительности- Например, его
защита аграрного мелкотоварного производства указывает на главные
противоречия эпохи и отражает углубляющуюся классовую дифференциацию
греческого общества.
К космогоническим взглядам Гесиода восходит позднейший мыслитель
Акусилай. Он вводит в систему основных принципов Гесиода новое понятие -
Метис, или Нус (разум).
Определенным завершением космогонических концепций в Древней Греции в
период, предшествующий образованию собственно философии, являются взгляды
Ферекида и Эпименида из Сира.
Согласно Ферекиду, первоосновой всего является особая жизнеспособная
материя, которую он обозначает именем Зевс. Эта первооснова существует в
пяти стадиях, следствием развития которых является возникновение богов,
космоса и земли. Взгляды на проблему возникновения богов (теогония) и
космоса (космогония), таким образом, обретают единые мифологические рамки.
Ферекид впервые пытается создать определенную "всеобъемлющую" систему,
охватывающую всю известную тогда область явлений.
С пятью стадиями развития можно встретиться и у Эпименида, старшего на
полстолетие. Согласно ему, на первой стадии существует воздух как праматерия
и ночь как безграничная тьма. Их соединение приводит к возникновению
праосновы (преисподней). Оттуда восходят Титаны, из них - яйцо, разрушение
которого приводит к рождению мира.
Все эти космогонические взгляды в принципе не вышли за рамки
мифологических построений. Однако в некоторых из них (у Гесиода, Ферекида,
Эпименида) можно найти тенденции обращения к природе. Эти "дофилософские"
воззрения были попыткой в форме мифа ответить на вопросы, что является
основным принципом мира (или космоса) и какие принципы или силы определяют
его развитие. Стремление рационально ответить на эти вопросы, найти выход из
магических и религиозных зависимостей стоит у истоков собственно греческой
философии.
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
Как уже говорилось, становление собственно греческой философии
происходит в VII в. до н. э. Это столетие ознаменовано важными
революционными переменами. В это время появляются выдающиеся мыслители,
политики, законодатели, художники, которые в своей деятельности выражали
интересы нового общественного класса, формирующегося на обломках родового
общества. Они известны как "семь мудрецов". Среди них - основатель милетской
философской школы Фалес.
Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые
сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. И хотя
философия в этот период представляет, собственно, совокупность всех видов и
форм познания (как теоретического, так и практического), главный интерес
всех представителей милетской школы охватывает определенный круг проблем. На
первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. И хотя отдельные
представители милетской школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды
имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном
принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно
тяготеет к материализму. Вообще вопрос о взаимном отношении материального и
духовного принципов, естественно, еще не ставился, он был сформулирован
позже- Представители этой школы интуитивно понимали мир как материальный.
Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и
"наивная" диалектика, с помощью понятийных средств которой они стремятся
постичь мир в динамике его развития и перемен.
Стихийный материализм ионических философов был преодолением старых
религиозно-мифологических представлений о мире. На основной вопрос
предшествующей космогонии о первопричине, или первопринципе, мира они
давали, в отличие от всех мифологических концепций, вполне
материалистический ответ, хотя еще и наивный.
Первый из ионических философов - Фалес из Милета - жил приблизительно в
640-562 гг. до н. э.
Происходил он из богатой семьи и помимо теоретических исследований
занимался торговлей и политической деятельностью. Приобрел огромные знания и
множество сведений в различных теоретических и практических областях
человеческой деятельности. Это стало возможным благодаря развитию Милета, а
также его выгодному положению и торговым контактам. Милет поддерживал
торговые связи с Египтом, Персией и Индией. Сам Фалес очень много
путешествовал и собирал все доступные сведения и знания. Интересовался, в
частности, астрономией, геометрией и арифметикой. Вавилонское образование
дало ему возможность познакомиться с работами халдейских ученых. Традиция
гласит, что Фалес предсказал затмение солнца, которое произошло 28 мая 585
г. до н. э.
Интересной является мысль, относящаяся к разделению "небесной сферы".
Согласно Фалесу, она делится на пять полос, из которых одна называется
арктической (она постоянно видима), вторая полоса - летняя тропическая,
третья - равноденствия, четвертая - зимняя тропическая и пятая -
антарктическая (постоянно невидимая).
Во время своих странствий в Вавилон и Египет он знакомится с местным
сравнительно развитым земледелием, которое способствовало формированию
определенных геометрических знаний. Фалес, с чем согласно большинство
античных авторов, знания не только перенимал, но и попытался упорядочить их
в определенную систему. Он сформулировал ряд положений, касающихся, в
частности, особых случаев треугольника, например в случае равнобедренного
треугольника углы при основании равны. До сих пор известна так называемая
формула Фалеса: "Все углы над гипотенузой (в случае вписанного в окружность
треугольника, гипотенуза которого проходит через центр окружности) являются
прямыми".
Значительны и его знания, касающиеся отношений прямоугольных
треугольников. Он определил условия подобия треугольников, имеющих общую
сторону и два угла, прилегающие к ней. Ему приписывается также положение о
подобных углах при пересечении двух прямых.
Разносторонние интересы Фалеса имели определенное влияние на развитие
его философского мышления. Так, геометрия в то время была настолько развитой
наукой, что являлась определенной основой научной абстракции. Именно это и
повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира.
Основой всего сущего Фалес считал воду. Эта мысль, как говорилось
ранее, появляется уже в до-философской космогонии Однако подход Фалеса
полностью от нее отличен. Воду он понимал не как конкретную форму или
персонификацию мифологической силы, а как аморфное, текущее сосредоточение
материи. Учитывая математические успехи Фалеса, можно полагать, что к
определению воды как основы всего сущего он подошел, исходя из
"материального разнообразия путем метода абстракции". Не содержание (оно
безоговорочно материалистическое), но способ и метод постановки и решения
проблем высоко оценивает в своей "Истории философия" представитель
идеалистической философии Нового времени Г.-В.-Ф. Гегель: "Фалесово
положение, что вода есть абсолют, или, как говорили древние, первоначало,
представляет собою начало философии, так как в нем достигается сознание, что
единое есть сущность, истинное, что лишь оно есть само по себе сущее. Здесь
наступает отделение от содержания нашего чувственного восприятия; человек
отходит от этого непосредственно сущего. Мы должны стараться забыть о том,
что мы привыкли к богатому, конкретному миру мысли...".
Согласно Гегелю, философия к собственном смысле слова возникает вместе
с постановкой вопроса о сущности, который не только сформулирован, во и
решен вне рамок методолога" и терминологии мифологического мышления.
Возникновение философии связано с определенным уровнем абстрактного
(рационального) мышления, которое способно отразить действительность иным
способом, чем при помощи аллегории или (мифологической) персонификации.
Для обозначения первоосновы, первопринципа, из которого возникает все
остальное, в греческой философии употреблялись два термина: стойхейон,
означающий элемент, ядро, основу в логическом смысле слова, и архэ,
означающий первоматерию, праматерию, исходное состояние вещей, древнейшую
форму в историческом смысле слова. "Вода" Фалеса, таким образом, означает
основополагающий принцип как в смысле стойхейон, так и в смысле архэ.
В праоснове Фалеса, в "бесконечной воде", содержится и потенция
дальнейшего развития. Все остальное возникает путем "сгущения" или,
"разрежен""" этой первоматерии. В этом противоречивом понимании развития
можно увидеть определенную тягу к диалектической интерпретации
действительности.
С философскими и астрономическими взглядами Фалеса тесно связаны его
мысли, которые в наше время называют геологическими и географическими. О
Земле Фалес полагал, что она имеет форму диска. С пониманием воды как
первоосновы связан его взгляд на то, что Земля плавает в бесконечной воде.
Она имеет поры в отверстия. Землетрясения он объяснял как колебания Земли на
взволнованной воде.
Рационалистическому подходу Фалеса отвечает и его мысль о том, что
причиной наводнений на Ниле являются пассатные ветры, которые "встречным
напором преграждают ему течение" (На самом деле действительной причиной
наводнении в нижнем течении Нила являются тропические дожди в верхнем и
частично в среднем течении.)
Как видно, стихийно-материалистические взгляды Фалеса были тесно
связаны с развитием античной науки, в частности математики и астрономии.
Фалес, однако, не избегал и практической жизни. Диоген Лаэртский говорил о
нем: "Можно думать, что и в государственных делах он был наилучшим
советчиком". О его практичности свидетельствует и следующий текст: "...желая
показать, что разбогатеть совсем не трудно, он однажды в предвиденье
большого урожая оливок взял внаем все маслодавильни и этим нажил много
денег". Как мы увидим далее, использование связи науки и практики характерно
не только для Фалеса и милетской школы, но и для всего дальнейшего античного
материализма (и не только античного).
Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611-546 до н.
э.). Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Судя по всему, был
он учеником Фалеса.
По сохранившимся фрагментам можно судить, что, подобно Фалесу, он
прежде всего изучал природу. У него можно найти мысли, которые углубляют и
развивают взгляды Фалеса, в частности в области астрономии. В отличие от
Фалеса он не уделял большого внимания геометрии. Некоторое время Анаксимандр
жил на острове Самое, где определенную часть жизни провел и Пифагор. Диоген
Лаэртский о нем пишет, что "суждения свои он изложил по пунктам в сочинении,
которое было еще в руках. Аполлодора Афинского". Это говорит о том, что свои
взгляды он, видимо, объединил в цельную систему, в виде которой их и
излагал.
Наиболее интересным из его астрономических взглядов является мысль о
том, что "Земля свободно возносится, не будучи ничем связана, и