Файл: история философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 290

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-244-00552-9

IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),

6. Современная модернистская протестантская теология находится под

1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной

XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного

IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,

XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,

1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они

1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом

XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии

1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он

17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на

VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления

1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)

1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической

1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он

Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой

1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и

XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии

1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался

1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта

1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические

1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал

In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам

томизма - и какие революционные идеи, которые его современникам еще не были

полностью ясны, он выдвигал. Он не только был склонен к эмпирическому

исследованию, но и был выдающимся естествоиспытателем и математиком,

замечательным физиком, знал много языков. Для своего времени он был весьма

оригинальным мыслителем, и современники Бэкона называли его doctor mirabilis

(удивительный доктор).

Главная его работа "Большой труд" ("Opus majus") в семи разделах

содержит теорию человеческого мышления, воззрения на отношения науки и

теории, грамматики и языкознания, на перспективы экспериментальных наук и

философии морали. Фрагментарный "Меньший труд" ("Opus minus") представляет

его в сокращении. "Третий труд" ("Opus tertium") является переработкой обоих

предыдущих. Бэкон написал также еще ряд небольших трактатов (запланированный

труд "Opus principale", в котором он хотел изложить свое видение мира, он не

завершил).

Роджер Бэкон выдвинул три основных возражения против схоластики

(Альберта и Аквинского как ее крупнейших представителей).

1. Величайшими философами прошлого для Бэкона являлись Аристотель,

Авиценна и Аверроэс (все трое-язычники). Схоластам же не хватает знания

языков (греческого и арабского) для правильного постижения их философии. Об

Аквинском Бэкон с нескрываемой насмешкой говорил, что тот написал толстые

книги об Аристотеле, не понимая греческого языка. Бэкон был убежден, что

существующие переводы (также и Священного писания) являются неточными и

содержат много недоразумений.

2. Он обвинял схоластов в том, что они недостаточно знали математику,

которую он считал основой всех наук.

3. Третье возражение касается метода, используемого в науках.

Схоластический метод решает все проблемы ссылкой на авторитеты (Библия,

Аристотель, "отцы церкви"), из которых путем дедукции выводятся заключения.

Бэкон, напротив, считает необходимым исходить из непосредственного опыта, т.

е. из экспериментов и наблюдений, в которых он усматривает подлинный

источник знаний о мире.

В "Opus tertium" он пишет, что из всех наук одна является

"наисовершеннейшей, которая всем служит и удивительным образом дает

уверенность; называется она экспериментальной наукой; она не опирается на

логические аргументы, какими бы сильными они ни были, потому что они не

доказывают истину, если одновременно с ними не присутствует опыт, касающийся


вывода... А поэтому она побуждает опытом проверять возвышенные заключения

всех наук...".

Физические эксперименты были наиболее излюбленным занятием Бэкона. На

эксперименты он тратил все свое состояние и продолжал их даже тогда, когда

не имел достаточных средств. В работе, имеющей знаменательное название "О

полезности наук", он разрабатывает основы логики, грамматики, математики и

практической физики. В области физики, в частности в оптике, ему удается

открыть некоторый законы, например закон отражения и преломления света.

Бэкон является автором многих научных и технических идей. Он указывал, что

можно построить повозки и корабли, которые будут передвигаться сами,

собственными силами, без коней и парусов, угадал принцип магнетизма,

предсказал и много других открытий, в частности порох.

Экспериментирование Бэкона вызывало подозрение церкви и ордена. Ему

было запрещено производить описание своих изобретений и передавать их другим

лицам. За несоблюдение этого запрета он был наказан десятилетним изгнанием

во Францию.

Бэкон утверждал, что его философия может самым лучшим образом служить

вере и теологии. Сложно сейчас решить, было ли это заявление выражением его

внутренней убежденности, или таким образом он хотел получить большую свободу

и благосклонность своего начальства и папы.

Эмпиризму Бэкона была близка теория познания Августина. Главным

источником познания Бэкон считал опыт, понимая его в самом широком смысле, и

утверждал, что он необходим для познания не только чувственных вещей, но и

сверхчувственных, не только естественных явлений, но и сверхъестественных.

Истину о боге возможно обрести при посредстве не разума, но опыта. Опыт есть

двух видов, внешний и внутренний. Внутренний опыт имеет интуитивный,

мистический характер, предполагает сверхъестественное, божественное

озарение. Значение Бэкона состоит в том что его деятельность способствовала

прокладыванию пути к развитию научных исследований; своей научной

деятельностью он далеко опередил свое время. В философском смысле его,

однако, можно отнести к старой школе августинизма, в некоторых вопросах он

значительно консервативен (мистические элементы, например мистика света, и

т. д.).

ПОЗДНЯЯ СХОЛАСТИКА

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В XIV-XV ВВ. И СИТУАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ

Если XIII столетие было столетием образования больших философских и


теологических систем, то XIV и начало XV столетия знаменуются их разложением

и упадком. Иногда это время называют "столетием потрясений". Основной

причиной этих потрясений было углубление классовой дифференциации общества,

расцвет городской цивилизации, возрастание роли мещанства в обществе.

В политической сфере происходит заметное укрепление национальных

государств, отступает на задний план средневековая концепция монархического

универсализма. Между церковью и светскими правителями разворачивается

жестокая борьба за политическую власть. Светская власть папства постепенно

ослабевает. Кризис церкви проявляется в великом расколе (1378). Еретические

движения усиливаются, они появляются не только в Южной Франции и Северной

Италии, но и в Германии, Чехии и Испании. В критике церковных неурядиц и

беспорядка содержится критика феодализма, оппозиция народных движений по

отношению к феодализму выступает как оппозиция церковному феодализму.

В связи с развитием городов, ремесел и торговли возрастает интерес к

научным исследованиям как в области естественных наук (физики, астрономии и

т. д.), так и в области наук гуманитарных (экономических). Духовная и

культурная жизнь постепенно становится все более светской. Выдающуюся роль в

этом движении в области культуры, науки и философии играют в XIV в.

университеты, которые вновь образуются в различных европейских городах

(например, в Праге - 1348 г., в Кракове - 1364 г., в Вене - 1365 г., в

Гейдельберге-1381 г., в Кельне-на-Рейне-1385 г., в Эрфурте-1378 г., в

Лейпциге- 1409 г. и т. д.), причем старые университеты (Парижский и

Оксфордский) теряют свое монопольное общеевропейское положение и значение.

Весь XIV век ознаменован новыми тенденциями в философии. Характерно

возрастание критического духа философии, который проявляется в новых

взглядах, в новом отношении к традиционным средневековым темам. Внутри

схоластики, из ее системы и метода, рождается критика схоластики. Эта

критика направлена против крупнейших схоластических систем церковной

феодальной философии, вершиной и классическим продуктом которой был томизм.

В эпоху углубляющейся классовой и социальной дифференциации и в связи с

недовольством масс значение томизма для католической церкви ослабевает.

Аквинатово религиозно-теологическое освящение феодального неравенства было


подвергнуто критике и нападкам. В рамках критики томизма, которая

преследовала собственно религиозные интересы, начали проявляться, некоторые

новые философские и идейные элементы, предвещающие наступление новой эпохи и

исподволь выражающие антифеодальные идеи. В границах этого философского

движения (период поздней схоластики) в эпоху разложения и упадка схоластики

происходят конфликты и столкновения различных школ, представители которых

отстаивают как модернизацию, так и традиционную схоластику. Так как поздняя

схоластика тоже открывает возможности для дальнейшего прогресса философии и

естествознания, различные авторы характеризуют эту эпоху скорее как новый

"кризис роста", чем упадок или закат философии.

В XIII столетии постоянно происходили столкновения между томизмом и

августинизмом. Новая форма этих споров родилась в английских условиях в

связи с учением Дунса Скота и возникновением скотизма. Иоанн Дунс Скот

(1270-1308)-проницательный мыслитель и философ, и, хотя сам схоластик, он

был основным противником Фомы Аквинского. Его философия является по сути

философией августинианского толка, хотя в некоторых случаях он и "терпит"

томизм.

Короткая жизнь Дунса Скота была полностью посвящена науке. Уже в 23

года он становится профессором теологии в Оксфорде, позже в Париже. Был он

прославленным учителем и плодотворным ученым. Снискал себе славу одного из

величайших философов средневековья. Его интересы относились к тончайшим

вопросам средневековой философии, церковь называла его doctor subtilis.

Главным трудом Скота являются комментарии к "Книгам сентенций" П.

Ломбардского, названные "Opus Oxoniense". В Париже он создает другую, более

краткую версию- "Opus Parisiense". В Оксфорде он написал также "Комментарии

к Аристотелю", в частности к его логике, метафизике и психологии.

Дунс Скот был критическим мыслителем. С критическими замечаниями он

выступал прежде всего против Альберта Великого и Фомы Аквинского. Его

исключительно глубокое знание Аристотеля предполагало скрупулезное и

терпеливое изучение. Однако, чем больше он погружался во внутренний идейный

мир Аристотеля, чем полнее его познавал, тем больше осознавал пропасть между

пониманием мира и природы этого "языческого" философа и принципиальными

положениями христианской веры. Это вело Дунса к выводу, что полная гармония


между теологией и (аристотелевской) философией, которую стремился

восстановить Фома Аквинский, невозможна. О тех, кто слишком тесно связывает

теологию и философию, Дунс отзывался весьма критически. Он не считал эти две

области противоположными в том случае, если теология использовалась в

практических целях. Он не стремился заменить христианскую веру некоей

нехристианской философией, однако своей позицией готовил предпосылки, для

разделения этих двух областей, которое осуществилось позже.

Дунс Скот был представителем метафизического (онтологического)

индивидуализма. Индивидуальность не является чем-то второстепенным,

наоборот, она является существенной чертой, стороной бытия. Эта позиция

выражена у него аристотелевско-схоластическим языком. Родовая форма не может

быть единой, в каждой вещи существует индивидуальная форма, или в каждой

вещи кроме соответствующего "что" (quiddites) существует единичное и частное

"это", "здесь и сейчас" (haecceitas). Дунс воспринимает понятийный реализм

Аквината, но преодолевает его тем, что в отличие от Аквинского более высоко

оценивает значение индивидуального. Он ясно указал, что индивидуальное

является совершенной и истинной целью природы, последней реальностью (ultima

realitas). Этим самым он не только делает шаг к номинализму, но и

одновременно предвосхищает индивидуализм эпохи Ренессанса с его упором на

человеческую исключительность, индивидуальность.

Философия Дунса Скота стояла в оппозиции к средневековому рационализму

и в другом вопросе - вопросе волюнтаризма Августина. Взаимосвязь мышления и

воли, которую Аквинат понимал в смысле[ ]доминирования интеллекта

над волей Скот переворачивает. По Скоту, воля следует за разумом потому что

разум определяет, что нужно ей сделать как наилучшее. Воля подчиняется

разуму. Она свободна и свободно находится в распоряжении разума. Это

понимание значительно для теории познания, в которой Дунс подчеркивает

активность мышления вопреки[ ]пассивному, рецептивному пониманию

его у Аквината.

Аналогична его позиция и в представлении о боге. Подобно тому, что

можно найти у человека как образа божьего, можно предположить, что и

божественная воля является первичной и господствующей. Мир сотворен таким,

как он есть, потому, что так хотела божественная воля. Ничто необходимое или