ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.09.2024
Просмотров: 452
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),
6. Современная модернистская протестантская теология находится под
1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).
Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной
XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного
IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,
XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,
1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они
1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на
1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в
XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом
XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии
1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором
Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он
17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на
VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления
1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)
1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической
1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он
Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой
1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и
XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии
1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался
1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта
1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические
1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал
In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам
способствование укреплению теологии. Религиозно-теологическую форму имеют
философские взгляды и аргументация как у церковной ортодоксии, так и у
оппозиционных еретических течений и направлений.
Оказывается, что путь к Новому времени, к антифеодальной идеологии и
философии идет не только через номинализм, но и через уиклифизм и
Реформацию, хотя между этими направлениями и существуют напряжение и
конфликты. Однако оба течения, каждое со своей стороны, подрывают основы
феодализма и приоритетную роль церкви. В обоих случаях речь идет о еще
"средневековой философии", об утверждении авторитета церкви и расширении,
усилении влияния религиозной морали. Бурный и в то же время творческий
характер проявляется в обоих течениях. Уиклифизм нападает на
институциональные формы христианства, тем самым предвосхищая, собственно.
Реформацию. Номинализм атаковал строгую рационализацию религиозных догматов
и таким образом, опосредованно, поставил под угрозу авторитарное положение
церкви, подготовил почву для отделения теологии от философии и для
позитивизма Нового времени.
ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА
Эпоха, культура, философия
Гуманизм в Италии
Реформация
Гуманисты заальпийских европейских стран
Натурфилософия Ренессанса и новое естествознание
Социальные теории
ЭПОХА, КУЛЬТУРА, ФИЛОСОФИЯ
Ренессанс определяется как исторический процесс идейного и культурного
развития накануне ранних буржуазных революций, имеющий самобытную ценность.
Его элементы начинают проявляться на поздней фазе феодализма и обусловлены
начинающимся разложением феодальной системы. Весь процесс длится вплоть до
ранних буржуазных революций.
Ф. Энгельс подчеркивал, что "Ренессанс в своей европейской форме"
основывается "на всеобщем разложении феодализма и наступлении городов",
оценивал его как "величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до
того времени человечеством...".
В развитых странах Европы уже на переломе XII и XIII вв. в связи с
развитием ремесел и торговли, с расцветом городов происходит рост
производительности труда. Город представлял силу, благодаря которой
феодализм пришел к вершинам своей экономической зрелости, но вместе с тем в
росте городов проявлялись черты, которые переходили за рамки феодального
строя. С прогрессирующим экономическим развитием городов связан процесс
быстрого накопления торгового и ростовщического капитала, а впоследствии
возникают зародыши (локальные, ограниченные, неустойчивые) капиталистических
производственных отношений. Мануфактуры были, однако, сначала скорее
исключением, чем правилом. В сущности Ренессанс является периодом
преодоления предшествующей длительной стагнации производительных сил.
В феодальной Европе существовали большие различия в экономическом,
политическом и культурном развитии городов, поэтому Ренессанс не возникает
сразу во всех странах, но прежде всего в самых развитых. Его колыбелью
является Италия- почти весь первый период своего развития Ренессанс был
"итальянским явлением", и лишь во втором периоде он приобретает европейский
характер \ В историографии на Западе бытует лапидарная хронология
Ренессанса: ранний Ренессанс - Trecento (начиная с 1300 г. XIV в.), зрелый
Ренессанс-Quattrocento (XV в.), поздний Ренессанс- Cinquecento (XVI в.). Это
деление неосновательно, ибо оно абстрагируется от национальных и иных
различий развития Ренессанса в разных странах тогдашней Европы. \.
Главные носители идеологии Ренессанса - городские высшие слои, умельцы,
мещане, монастырские и церковные интеллектуалы - находились в остром
политическом противоборстве со средними и низшими слоями городского
населения, презирали бедноту ("плебс"), неимущих. В тот период еще не
созрели классовые противоречия между мещанами и феодальным дворянством,
наоборот, дворяне и даже высокие представители церкви симпатизировали
мещанским слоям, положение и образ жизни которых представлялись
привлекательными.
Идеология Ренессанса имеет как бы двойную направленность: с одной
стороны, антифеодальную, с другой - антиплебейскую. Мещанские верхи
стремились к стабилизации и расширению товарно-денежных отношений при помощи
реформ государственного аппарата и церкви. Термин "ренессанс" правильно
употреблять именно в этой классовой определенности. Главное содержание и
даже главную черту этого исторического процесса отражает не дословный
перевод этого термина (фр. renaissance - возрождение, т. е. возрождение,
новый расцвет античной культуры, науки и философии), а антифеодальное
содержание процесса, направленность против церкви, дворянства и всех
феодальных порядков.
Для мышления, идеологии и культуры Ренессанса решающей тенденцией,
которая характеризует переворот, является переход от теоцентрического к
антропоцентрическому пониманию мира. Это процесс диалектический,
противоречивый, сложный, осуществляется он повсеместно, но в различных
модификациях, вариантах, формах.
Ренессанс охватывает ту фазу истории, в которой христианская религия
уже не имеет доминирующей, монолитной позиции. Этот переворот совершается
прежде всего в религиозных рядах; ни в философии, ни в искусстве или
литературе сразу не устраняется существовавший столетиями традиционный образ
мыслей.
В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры
Ренессанса выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Презрение
к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека,
разума, стремления к земному счастью. Реализация человечности предполагает
освоение достижений культурного богатства прошлого, поэтому гуманизм
Ренессанса побуждает интерес к античному культурному наследию, к овладению
многоликим богатством древней философии. Вновь и по-
иному открываются Платон и Аристотель, а также неоплатоники, стоики,
эпикурейцы, Цицерон и др. Их философия рассматривается в историческом
контексте. Ренессанс - это прежде всего свободное осмысление произведений
античности, отказ от готовых и неизменных истин. Вместо надындивидуального
понятия истины самой личности предоставляются возможность и право решать,
что истинно, а что нет. Древние философы принимаются скорее как союзники,
чем "высшая инстанция". Ученые, философы уже выступают не как представители
закрытых школ, но как отдельные исследователи. Этому соответствовали новые
формы философского объяснения, индивидуального стиля литературной обработки.
Как реакция на схоластическую измельченность и сложность повсеместно
наблюдалось стремление к более понятному изложению. Против прежнего
схематизма и априористических спекуляций больше учитывается реальность,
внимание сосредоточивается на вопросах, которые имеют практическое значение
и пользу.
Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм Ренессанса и не
замечать его внутренних противоречий, которые в конце концов отвечают его
исторической обусловленности XIII-XV вв. Границы эти зримо проявляются в
элитарности, в "аристократических" тенденциях. Так, гуманистические идеи
нравственности были предназначены высшим социальным кругам и классам,
имевшим возможность получить образование. Люди, которые провозглашали
гуманизм, имели доступ к античной культуре и философии, знали языки (знание
латинского языка, литературы было существенным признаком Ренессанса). Нельзя
забывать, что гуманизм Ренессанса с самого начала резко противоречил
аверроизму (в некоторых работах излагается мысль, что итальянский гуманизм
является католической реакцией на ученый аверроизм), ибо гуманисты прежде
всего подчеркивали субъективную, активную, практическую сторону познания.
Поворот к антропоцентризму нельзя здесь понимать упрощенно, как
мгновенно побеждающее действие или как некое "прозрачно чистое" выражение
материалистических воззрений. Суть в том, что гуманизм Ренессанса проявлялся
в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную "божественность"
человека, в отказе от внешней "институциональной" истины божьей, в
привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в
себя. Но и это новое, несомненно прогрессивное, будучи исторически
обусловленным, могло проявиться лишь в той или иной форме, определяемой
рамками религии.
Часто дискутируется проблема отношения между Ренессансом и Реформацией.
Иногда упрощенно утверждается, что между ними существует противоположность,
состоящая в том, что Ренессанс-явление[ ]международное,
общеевропейское, тогда как Реформация-явление лишь национальное (немецкое).
Существенным, однако, является то, что Ренессанс и Реформация имеют общую
антифеодальную направленность, в их основе лежит антифеодальное движение,
носителем которого в разлагающемся феодальном обществе были городские слои
общества. Если Ренессанс выдвигает требование преобразования общества путем
расширения светского образования, то Реформация остается в рамках
средневекового мира мыслей человека и в этих границах предлагает ему новый,
упрощенный путь к богу. Идеи Ренессанса могли активизировать лишь верхние
буржуазные слои (в сущности не было никакого гуманистического варианта,
выражающего интересы средних и низших слоев); напротив, идеи изменения
церкви и ее учения - как главное содержание Реформации - были способны
мобилизовать средние и низшие слои общества, более привязанные к религиозным
представлениям в силу условий своего существования.
ГУМАНИЗМ В ИТАЛИИ
Духовное и культурное преобразование Западной Европы, проходящее в
различных условиях, имеет свои характерные черты и периоды. В первом, раннем
периоде, т. е. в XIV-XV вв., новая культура имеет прежде всего
"гуманистический" характер и сосредоточивается главным образом в Италии; в