Файл: история философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 296

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-244-00552-9

IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),

6. Современная модернистская протестантская теология находится под

1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной

XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного

IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,

XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,

1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они

1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом

XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии

1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он

17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на

VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления

1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)

1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической

1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он

Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой

1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и

XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии

1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался

1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта

1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические

1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал

In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам

воззрения были запрещены к преподаванию и цитированию. С 1330 г. он

пребывает с королем в Мюнхене, где пишет большинство своих произведении; там

же он заболевает чумой в 1349 или 1350 г. и умирает.

Жизнь Оккама, исключительная для средневековых мыслителей, перемежалась

его воинственными выступлениями, мотивированными не только научными, но и

политическими взглядами. Он резко критиковал папство, считая его временной

конструкцией. Папы не безгрешны, они не являются наместниками Христа на

земле. Духовная и светская власть должны существовать раздельно, а духовная

власть - ограничиваться лишь церковными делами, религиозными проблемами.

Его трактаты посвящены преимущественно логике, в комментарии к книгам

"Сентенций" Петра Ломбардского он поднимает теологические вопросы, в

комментарии к "Физике" Аристотеля - естественнонаучные.

Оккам выражал новый философский дух, противоположный классической

схоластике,- его подход был антисистематическим, антидогматическим,

антирационалистическим и антиреалистическим.

Он был последовательным сторонником номинализма, его выступления против

реализма серьезны и обстоятельны. С его именем практически связана победа

номинализма. До него это направление было представлено лишь отдельными

мыслителями; за Оккамом шли уже многочисленные сторонники. Его последователи

в основном францисканцы, в то время как большинство доминиканцев отстаивало

томизм. Спор между номиналистами и реалистами имел в то время не только

философское, но и политическое значение.

Непосредственным поводом к отвержению церковью номинализма были

аргументы, направленные на догмат о Святой Троице Росцеллина. Подлинная же

причина содержится, однако, уже в самой сущности последовательного

номинализма, в его способности потрясти основы схоластического метода.

Основой предпосылки схоластики, гласящей, что в общих принципах веры и ее

тезисах уже содержится все единичное, что оно уже изречено и должно быть

выводимо отсюда, является понятийный реализм. Согласно ему, общее является

более подлинным и "реальным", чем все единичное. В конечной инстанции

научные ценности выводятся из утверждений признанных авторитетов, но не из

непосредственного наблюдения природы.

Для Оккама это отношение выглядело наоборот. Если "реалистичные"


схоластики начинают со всеобщего и пытаются вывести из него индивидуальное,

то для Оккама единичное как таковое, и только оно, является реальным; общее

- это то, что должно быть объяснено и что является содержанием исследований

Оккама.

Логику он определяет как науку о знаках. Общие понятия, или

универсалии, которые так высоко оценены "реалистами", являются всего лишь

знаками (signa, termini), копиями единичных реальных вещей. В боге идеи не

являются существенными, т. е. не образуют части существа бога, они

представляют лишь знание бога о единичных вещах. Не существует никакой

субстанции самой по себе, любая субстанция, существовавшая когда-либо и

где-либо, есть лишь единичное где и когда, не существуют количество и

качество сами по себе как самостоятельная реальность. В действительности не

существует ни одно отношение как таковое, оно всегда выступает как отношение

между определенными единичными вещами, т. е. определенными отношениями.

Существует не "множество", но много вещей. Познание основывается на подобии

предметов и знаков, которые их обозначают.

Всю теологию, а не только отдельные мистерии (как это было у Аквината)

необходимо исключить из области объяснения при помощи разума. Догмат о

триединстве и другие являются для Оккама стоящими не только вне разума, но и

против разума. Он допускает доказательства существования бога на основании

опыта, однако эти доказательства не имеют статуса необходимости и лишены

убедительности. Путем разума можно доказать лишь вероятное существование

бога. Основа всего нашего знания сострит в единичном опыте, который ничего

не говорит о существовании бога. Естественное же знание о боге невозможно.

Это значит, что теология как наука, в основе которой нет точных

доказательств, невозможна. Оккам полностью согласен с идеей, которую

выдвинул уже Дунс Скот: то, что истинно для теолога, может быть ложным для

философа.

Номинализм Оккама практически разделяет теологию и философию, веру и

науку, разрывает связь которая столетиями укреплялась и развивалась

схоластикой. Обе области становятся самостоятельными, и общим для них

является принцип двух истин Наука и вера, теология и философия развиваются

по своим собственным закономерностям, что является основой всей новой

культуры.

Оккам еще стоит на позициях защиты веры, и его творчество по своему


содержанию относится к схоластике, но оно также ясно сигнализирует о

противоречиях в основах схоластики и ее метода.

Оккам своим творчеством значительно повлиял на Оксфордский университет,

где прежде всего культивировалась логика. Здесь работали Уильям из Гейтсбери

(ум. в 1380) и Ричард Биллингем (ок. 1344-1414). Непосредственным учеником

Оккама был Адам Вудхем (ум. 1358), магистр теологии в Оксфорде, который

считал, что при помощи разума невозможно убедиться в существовании бога, о

нем может поучать вера, которая не имеет ничего общего с логикой и

философией.

В Парижском университете идеи номинализма появились еще до выступлений

Оккама, но после его выступлений это философское направление пополнилось

рядом оригинальных идей. Парижские оккамисты разделились на две группы: на

тех, у которых преобладали философские интересы, и тех, которые занимались

чисто научными вопросами.

К сторонникам философских интересов принадлежал Николай из Отрекура.

Его учение в 1346 г. было осуждено папским судом в Авиньоне. С одной

стороны, Николай подчеркивал прежде всего субъективизм исходной позиции

оккамистов. Абсолютно ясным принципом является лишь закон

противоположностей. Он отвергал принцип причинности, ибо из опыта можно

знать лишь о последовательности фактов и вещей (в этом его можно считать

предшественником Д. Юма), провозглашал агностицизм в вопросе существовании,

внешнего мира. Сомнительным казалось ему и наличие[ ]сущностей,

ибо опыт убеждает лишь в существовании различных явлений. Он, таким образом,

подходил к формулировке радикального феноменализма. С другой стороны,

Николай из Отрекура стоял на принципах атомистической онтологии, он вернулся

к физике Демокрита и Эпикура; его учение в этом направлении ознаменовано

материалистической тенденцией.

Другим парижским номиналистом был Жан из Мирекура, который представлял

подобные взгляды (субъективистские положения оккамизма, атомизм и абсолютный

детерминизм). Кроме этих крайних номиналистов Оккам имел и умеренных

последователей. Прежде всего это был Жан Буридан (ок. 1300-1358), профессор

и ректор Парижского университета. Занимался он прежде всего логикой, физикой

и космологией (комментировал Аристотеля), в рамках спекулятивных рассуждений

занимался естествознанием. Замечательной идеей Буридана было понятие


импульса (impetus) - предзнаменование позднейшего закона инерции. Тело,

которому от первого двигателя сообщено движение, движется до тех пор, пока

сообщенный импульс не встретится с более сильным сопротивлением.

Сопротивление воздуха и масса тела ослабляют сообщенный импульс, тело

постепенно перестает двигаться, и данный импульс затухает.

В понятии физической однородности как земных, так и небесных тел,

которые движутся по одним и тем же законам, Буридан предвосхитил эпоху

Галилея и Ньютона. Первоначальное движение сообщено небесным телам богом, но

затем оно происходит по неизменным законам. Роль бога в мире была, таким

образом, ограничена деистическими позициями.

Со второй половины XIV в. номинализм распространяется в других странах

и университетах (Вена, Гейдельберг, Эрфурт), после 1380 г.-в Пражском

университете. В университете в Кельне-на-Рейне и ряде других продолжает

господствовать реализм.

Джон Уиклиф (1330-1384) - один из величайших реформаторов и критиков

церкви феодального общества. Этот английский философ и теолог позднейшего

средневековья учился, а позже и работал в Оксфордском университете. Свою

деятельность он развивает в области политики, дипломатии и социальной

критики. В спорах с папской курией выступает на стороне английской монархии.

Его преследовала церковь: он был обвинен в ереси, позже был вынужден

оставить Оксфордский университет.

Даже после смерти Уиклифа не прекратилось преследование его

последователей. Его труды были в конце концов запрещены, на соборе в 1415 г.

Уиклиф бы провозглашен еретиком и было предписано сжечь его кости.

Труды Уиклифа можно разделить на две группы: на труды по логике,

философии и теологии и на политические и социально-критические трактаты, в

которых он критикует церковь и ее порядки.

Философской основой его творчества является христианский платонизм

Августина и Псевдо-Дионисия. Он ссылается также на неоплатоновскую теорию

света своего предшественника Роберта Гроссетеста. Уиклиф исходит из дуализма

мира природы и мира мысли, который он актуализирует применительно к

потребностям современного ему общества. Он отвергает идеи

"модернизированного пелагианства" (включая Оккама), которые подменяют

божественный порядок порядком естественным, порядком природы. Идеальный мир,


божественный порядок является критерием реального мира - в этом состоит

платонизм Уиклифа. Совершенное божественное существование - исходный пункт,

возврат к которому является необходимым. Так пантеистическим способом

преодолевается исходный дуализм: мир не только сотворен богом, но также

представлен им "всем и во всем".

По своему пантеистическому звучанию философия Уиклифа представляет один

из путей к мышлению Нового времени (Николай Кузанский, Барух Спиноза).

Церковь, которая первоначально не заметила эту возможность в номинализме,

вскоре увидела опасные последствия его теории, антифеодальный характер

которой скрывался в "схоластическом усердии", с которым "doctor evangelicus"

стремился "рационализировать" теологию в духе детерминизма Брэдуордена,

преобразующего бога во всесильный абстрактный метафизический принцип.

* * * * *

В оценке средневековой философии мы до сих пор встречаемся с двумя

полярными воззрениями. Во-первых, подчеркивается ее бесплодность,

"схоластичность", что подкрепляется тезисом о том, что философия выполняла

лишь роль служанки теологии. Это выдвижение на первый план лишь негативных

сторон и черт развития средневековой философии является односторонним и

антиисторическим. Во-вторых, другая крайность - оценка этой эпохи

философского мышления как позитивной, высокопродуктивной (этот подход

существует, в частности, в современной клерикальной философии и теологии).

В последнее время марксистская история философии значительно усилила

свой исследовательский интерес к области философской медиевистики \

Медиевистика - раздел исторической науки, исследующий историю средних веков.

\. Авторы осознают, что средневековье не является глухим периодом в

области философского мышления и что конфликты и противоречия этого периода

принесли много ценного, стимулирующего, что нельзя игнорировать (например,

кроме всего прочего в философских вопросах антикреационизма \ Креационизм

- религиозное учение о сотворении мира в творческом акте сверхъестественного

существа. \, в оппозиционных, еретических движениях, в проблематике

взаимосвязи общего и единичного, в области общей теории знаков, происходящей

от Оккама, в естественнонаучных воззрениях и т. д.).

Средневековая философия в целом развивалась в рамках теологии, ее

смыслом является в конце концов "рациональное" обоснование веры,