Файл: история философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 307

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-244-00552-9

IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),

6. Современная модернистская протестантская теология находится под

1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной

XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного

IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,

XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,

1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они

1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом

XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии

1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он

17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на

VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления

1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)

1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической

1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он

Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой

1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и

XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии

1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался

1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта

1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические

1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал

In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам

17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на

него словами: "Вы, вероятно, с большим страхом выносите этот приговор, чем я

его слушаю".

К главным трактатам Бруно относятся философские диалоги "О причине,

принципе и едином", "О бесконечности, вселенной и мирах", в которых ставятся

проблемы бесконечности мира, его динамического единства и вечности.

Праосновой выступает Единое, материя, которая является неразвернутой

причиной всего существующего, субстанциональной возможностью всего

развернутого, конкретного. В Едином заключается внутренняя способность,

материи быть всеобщей формой вселенной, формой всех форм: "Оно наконец

созревает в единую подлинную и универсальную субстанцию, которая является

одной и той же во всем (которая называется сущее), праосновой всех различных

видов и форм... Оно само является Единым, бесконечным, неподвижным,

субстратом, материей, жизнью, душой, тем, что суть истинное и доброе". Эту

способность, удерживающую мир в единстве и в то же время в разнообразии,

Бруно называет "душой мира", которая не только существует внутри материи, но

и господствует над ней. Эта мировая душа представляет всеобщий разум,

является внутренним действием материи, формирует ее изнутри.

"...Универсальной действующей причиной в природе является универсальный

разум - первая и главная сила мировой души; мировая душа - его универсальная

форма". "Это и есть то нечто, что не меняется, что все наполняет, что

освещает весь универсум и побуждает природу, чтобы она соответствующим

способом образовывала свои виды". В стремлении опровергнуть воззрения

перипатетиков о внешнем, чуждом вмешательстве в природу, материю, стремясь

преодолеть ложность схоластического дуализма и креационизма, он приходит к

идее о всеобщей одушевленности материи \ "Говорю, что если жизнь

находится во всем, то-душа является формой всех вещей. Всем владеет, во всем

управляет, что есть сложено, решает о сложении и содружности частей. И

поэтому форма существует, столько, сколько существует и материя" (Ibid. S.

172). \. Его философия природы имеет характер панпсихического

материализма.

С этих позиций он выступает против схоластического подхода,

утверждающего, что материя - это лишь некая "чистая" возможность, и против


аристотелевского понимания материи как пассивной и выдвигает учение о

материи как активном, творческом принципе.

Материя не может существовать без формы, и, наоборот, форма является

внутренней стороной материи, она не может быть чем-то привнесенным извне,

приданным.

Материя существует не только как причина разнообразных изменений

реальности, не только в качестве возможности (в смысле неразвернутой

праматерии, субстанции), но она выступает как Единое и в бытии, и в

реальности вещей, природы, вселенной. В Едином совпадают одно и многое,

минимум и максимум; в единичном содержится полнота, универсальность бытия,

но не "вполне, тотально", потому что "каждая вещь является единой, но не

единым способом". В этих подходах развивается мысль о совпадении

противоположностей, направленная против дуализма средневековой схоластики.

Бруно говорит о противоречивом единстве устойчивости, неподвижности,

бесконечности Единого и неустойчивости, многосторонности этого Единого,

проявляющегося во множественности и развернутости. Мир является Единым,

которое состоит из множества самостоятельных единиц. Космос есть структура,

состоящая из дискретных частей, атомов, существующих в непрерывной

бесконечности. "Атомизм" Бруно заключается в его учении о минимуме и

максимуме. Физическим минимумом является атом, математическим минимумом -

точка, минимумом метафизическим - монада. Образование монад неповторимо, но

каждая монада как минимум отражает в себе также и весь универсум. В своей

методологии Бруно пантеистически отождествляет движение и материю, природу и

мировую душу (бога) (см. "О монадах, числе и форме", 1591).

Его пантеизм заметно склоняется к материализму. Движение как внутренний

принцип природы является не случайным, но необходимым. "...Целое, если оно

бесконечное и неподвижное, не нуждается в том, чтобы для него искали

источник движения". "Неподвижность" целого Бруно понимает как абсолютность

движения, как бесконечное существование движения и изменений, поэтому не

следует искать некий внешний источник движения (бога как первого двигателя,

создателя, творца).

Тезис о бесконечности вселенной имеет основополагающее значение для

космологии Бруно. Космос - одновременно пустая и одновременно наполненная

бесконечность \ "Говорим о. них (т. е. о косми.ческих телах.- Авт.), что


они сложены из наполненности и пустоты, ибо дух, воздух, некий эфир не суть

только вокруг этих тел, на кроме прочего он проникает через них и находится

тем самым внутри всех вещей,. Используем же мы выражение "пустота" по тому

самому поводу, па которому мы отвечаем на вопрос, где есть тот бесконечный

эфир и миры" (Ibid. S. 262- 263.). \. Вне космоса нет ничего иного, он

является всем бытием, вечным, несотворенным богом. Бесконечность мира не

является божественным атрибутом, как это доказывает теология. Бруно

отвергает также представление о том, что мир находится на некотором

особенном месте, окруженном пустым пространством, или богом.

Бруно создает новую космологию, которая восходит к гениальным открытиям

Коперника, и делает из гелиоцентрического понимания мира радикальные

философские выводы. Бесконечность вселенной нельзя понять с точки зрения

обыденного человеческого сознания, которое формируется на основе опыта в

отношении конечных вещей. Бесконечность нельзя понять лишь с помощью

представлении о том, что меньше и что больше. Здесь необходим философский

разум. Мир однороден во всех своих частях, ни одно тело не имеет

привилегированного положения, не существует никакого размещенного в центре

внешнего источника движения (первого двигателя). Следствием концепции

физического единства вселенной у Бруно является гипотеза, выражающая

возможность существования жизни и на других планетах.

Теория познания Бруно исходит из идеи, что в человеческой душе

проявляется единая вселенская мировая душа, которая неотделима от

одушевленной материи. Человеческая душа отличается от душ животных своей

особой "конфигурацией" - строением, зависящим от физической структуры

телесных органов. Бруно развивает также идею классиков древности о значении

руки и труда для развития разума. Цель разума - проникновение в глубину

явлений, познание закономерностей природы, т. е. ее "божественности".

Познание начинается с восприятия и идет к представлениям, рассудку и разуму.

Чувственное познание само по себе недостаточно. Познание является

бесконечным процессом, потому что и предмет его бесконечен.

Истины можно достичь лишь философскими средствами, но ни в коем случае

теологическими. В отличие от догматического авторитаризма Бруно делает упор

на том, что основой твердого и истинного знания должно быть сомнение, однако


не в его абсолютизированном значении, не в виде скепсиса. Как и другие

мыслители Ренессанса, он говорит о практическом значении познания, о

"магии", т. е. о таком активном воздействии, которое состоит в раскрытии

"тайн" природы.

Этика Бруно призывает к борьбе за благородные цели, за добро, которое

неограниченно реализуется во вселенной (Единое и есть добро). Однако борьба

за возвышенные цели требует жертв. Человек в этом устремлении должен

преодолевать страх личной гибели, уничтожения. Истинным мерилом

нравственности является деятельность, земные цели человека. Он отвергает

пассивный аскетизм религиозной веры, выступает и против пассивного

гедонизма. Человеческая деятельность должна быть возвышенной, устремленной к

бесконечности, частью которой является он сам. Человек должен познавать

вселенную и в соответствии с этим реализовать самого себя.

Атеистическая философия Бруно обусловлена историческими

обстоятельствами, эпохой. Его атеизм ограничен пантеизмом, содержащим,

однако, сильные материалистические тенденции. Атака Бруно на тогдашнюю

церковь и ее учение, на основания веры (например, отрицание загробной жизни

и т. д.) была проявлением воинствующего духа философа и ученого. В вопросах

религии он выступил, можно сказать, более остро и бескомпромиссно, чем,

например, позже это сделали Ф. Бэкон и Р. Декарт. Он отверг догматическое

авторитарное вмешательство религии в вопросы философии и науки, в проблемы

общественных отношений и нравственности. Однако он допускал, что религия

может иметь исключительное влияние на примитивные народы. В будущем место

религии откровения должна занять "религия разума". Ее исходные моменты он,

собственно, и обозначил в своей философской системе.

Пантеистическая философия природы Бруно завершает развитие

ренессансного мышления. Последующее развитие философии связано с эрой, в

которой естествознание развивается на экспериментальных и математических

основах, что обусловливает новые способы философского отражения мира, новый

подход к вопросам методологии наук.

К философам последующего времени, на которых оказал влияние Бруно,

относятся Спиноза (пантеизм), Лейбниц (монадология), Шеллинг (диалектика).

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ

Поворот Ренессанса к человеку и его культуре, освободившейся от диктата


теологии, был заметен и в области социальных и политических теорий. Карл

Маркс писал: "Почти одновременно с великим открытием Коперника - открытием

истинной солнечной системы - был открыт также и закон тяготения государств:

центр тяжести был найден в нем самом... но уже... Макиавелли, Кампанелла, а

впоследствии Гоббс, Спиноза, Гуго Греции вплоть до Руссо, Фихте и Гегеля

стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить его

естественные законы из разума и опыта, а не из теологии".

Новые концепции государства и права исходили из других предпосылок, чем

в средние века. Вместо одностороннего и однозначного религиозного объяснения

они основывались на положении о естественном характере человека, на его

земных интересах и потребностях.

ИДЕОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

Центром социальных теорий было государство, в котором прогрессивные

силы общества, представленные мещанством, рассматривались как главное орудие

против универсальной папской церковной гегемонии, как средство для

реализации своих политических и экономических интересов. Только сильное,

централизованное государство могло преодолеть внутреннюю разобщенность

общества, а также защитить требования национальной суверенности в борьбе

против католического универсализма в эпоху, когда пробуждались европейские

нации. Поэтому идеи государственного абсолютизма находили наибольшее

звучание в социальных теориях Ренессанса. Авторами этих теорий были

итальянец Н. Макиавелли и француз Ж. Боден.

В конце XV и в начале XVI в. Италию потрясали постоянные войны, которые

тормозили экономическое и культурное развитие общества, вносили в него

кризисные явления и в целом отвечали интересам католической реакции. Италия

была раздроблена на городские республики, князья соперничали между собой за

власть, и не было силы, которая способна была бы политически объединить

страну. Потребность в сильном государстве, которое выполнило бы эту задачу,

лучше всего выразил в своей политической теории флорентиец, современник

Леонардо да Винчи, друг Микеланджело, государственный деятель, историк, поэт

и, кроме того, первый достойный упоминания военный писатель Нового времени

Никколо Макиавелли (1469-1527).

Первоначально он занимал важную политическую должность во Флорентийской

республике, после ее падения в 1512 г. был выслан в изгнание, где и написал