Файл: история философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 302

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-244-00552-9

IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),

6. Современная модернистская протестантская теология находится под

1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной

XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного

IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,

XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,

1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они

1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом

XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии

1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он

17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на

VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления

1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)

1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической

1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он

Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой

1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и

XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии

1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался

1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта

1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические

1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал

In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам

свои политические трактаты. Наиболее известны из них "Заметки о первых

десяти книгах Тита Ливия", "Правитель", посвященный "возвышенному" Лоренцо

Медичи; важным является и трактат "Флорентийские летописи" \ К

представителям флорентийского гуманистического направления помимо Макиавелли

относятся и его младший современник Франческо Гвиччиаряини (1483-1549), и их

предшественник Леонардо Бруня из Ареззы (1369-1444), который написал

"Двенадцать книг флорентийской истории", и Поджио Браччиолини (1380- 1459),

бывший, между прочим, свидетелем мученической смерти М. Иеронима Пражского в

Костннце. \, который он пишет уже в то время, когда Медичи опять

призвали его к государственной службе.

Центральное место в философии Макиавелли занимает идея постоянного

коловращения как результата влияния "фортуны" (судьбы, счастья),

представляющего необходимый естественный ход вещей, имеющего "божественный"

характер. Необходимость он понимает не фаталистически - люди могут

использовать "фортуну" и достичь успеха; это зависит от того, как они ее

приспособят и как смогут ей противостоять. Это оптимистическая,

гуманистическая, ренессансная позиция, отрицающая теологический

провиденциализм.

Макиавелли отделяет политику от теологических и религиозных

представлений. Политика лишь автономная сторона человеческой деятельности,

она является воплощением свободной человеческой воли в рамках необходимости

("фортуны"). Политику определяют не бог или мораль, но сама практика,

естественные законы жизни и человеческая психология.

Исследование исторической и политической практики приводит Макиавелли к

пониманию того, что определяет мотивы политической деятельности. Оказалось,

что это реальные интересы, корысть, стремление к обогащению, которые и

детерминируют политическую деятельность. Макиавелли тем самым весьма близко

подходит к пониманию роли материальных и классовых интересов в развитии

общества, считает политику в конечном счете продуктом свободной человеческой

воли, личных желаний, особенностей характера. В сущности он выводит политику

из психологии.

Политическая теория Макиавелли имела актуальное значение, а именно

стать руководством для способного и честолюбивого правителя, который во

главе сильного государства освободил бы Италию от влияния приходящего в


упадок папства. Тот, кто встал на пути "судьбы", должен быть правителем

нового типа, абсолютным властелином, деспотом. Он не должен быть связан

никакими априорными схемами, правовыми предписаниями, религией или своим

собственным словом. Он должен руководствоваться строго анализированными

реальными фактами, может быть жестоким, хитрым, грешным, беспощадным

(образцом ему служил Чезаре Борджиа). Правитель как общественный деятель

должен руководствоваться моралью силы этого мира, но не моралью религиозной,

лишь так он овладеет стихийным движением человеческого поведения, вытекающим

из жажды богатства, благосостояния и инстинктов, которые сопутствуют жизни

индивида. Это мораль, отражающая реальность жизни. Основной тон в ней -

человек не может слепо полагаться на "божественное провидение", на спасение,

но должен сам стать лицом к лицу с действительностью, рассчитывать на свои

собственные силы при формировании своей судьбы. Эту предпосылку Макиавелли

помещает в основу своих социально-политических представлений. В области

политики это земной, ренессансный гуманизм, выраженный по отношению к

реальности соперничающих интересов открыто и отважно, даже жестоко.

Мораль силы Макиавелли часто определяется как образец "циничности" и

аморальности в политике. Термин "макиавеллизм" со временем стал синонимом

политики, которая руководствуется принципом "цель оправдывает средства".

Макиавеллизм осуждается как теория и практика бесконтрольного использования

власти, не подчиненной никаким "высшим" моральным критериям, как

деятельность, единственным законом которой является успех любой ценой.

Впервые объективно и правдиво истинное историческое значение

Макиавелли, его творчества показал Антонио Грамши. Он отвергал так

называемый макиавеллизм, приписанный Макиавелли, сведенный к вульгарной

реализации принципа "цель оправдывает средства". В действительности этот

принцип имеет более позднее, иезуитское происхождение. Макиавелли его

никогда не формулировал, он не вытекает из контекста его творчества.

Согласно Грамши, необходимо понимать творчество Макиавелли не абстрактно,

вне конкретных, исторических условий эпохи, но в связи с интересами

прогрессивных сил тогдашнего итальянского общества, их потребностью

установить государственную власть антифеодального типа, объединить страну в


централизованное государство во главе с абсолютным правителем.

Следующим представителем политической теории абсолютизма после

Макиавелли был Жан Боден (1530-1596). Он выразил в своей теории потребность

сильной государственной власти, которая могла бы вывести Францию из хаоса

религиозных войн.

Подобно Макиавелли, Боден ставит интересы государства выше религиозных.

Религия является вторичной. В обществе должна существовать свобода совести,

никого нельзя принуждать, чтобы он против своей воли, своих убеждений

исповедовал какую-либо религию \ Эти принципы Боден формулирует в

"Разговоре семи мужей", который, выливается в идею религиозной терпимости -

каждая религия может быть признана государством, если она против него не

выступает. Сам Боден выступает как деист. \.

Свои социальные и политические воззрения он изложил в работе "Шесть

книг о государстве" (1576). В согласии с "Политикой" Аристотеля он считает

основой государства семью. Государство представляет собой содружество,

которое решает проблемы семьи, сохраняет общественное имущество,

основывающееся на частной собственности. Боден признает имущественное

неравенство в обществе как естественное и необходимое. Государство он

определяет как правовую власть над социальными вопросами нескольких семей,

власть, которой принадлежит решающая сила. Монарх - единственный, абсолютный

источник права, суверенности.

Боден намечает также натуралистическую, т. е. географическую, типизацию

государств: тип государства зависит от климатических условии. Для умеренного

пояса типичным является государство разума, ибо живущие здесь народы имеют

чувство справедливости, любовь к труду. Южные народы безразличны к труду,

поэтому нуждаются в религиозной власти и государстве, тогда как народы

Севера, живущие в суровых условиях, можно заставить подчиниться лишь

сильному государству.

ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА

В эпохи, предшествующие Ренессансу, право интерпретировалось в сущности

двумя способами: с одной стороны, как проявление божьего суда, и поэтому оно

имело характер необходимости, абсолютности и вечности (этот подход был

нормой для средневековья); с другой стороны, право рассматривалось как

продукт договора людей, который может изменяться, является относительным

(этот подход есть у многих представителей древнего мира). Однако существует


еще и третья сторона интерпретации, согласно которой право имеет

человеческое происхождение, но, несмотря на это, оно необходимо, потому что

его сущность вытекает из общей человеческой природы. Понятие "естественного"

права было известно уже древним стоикам и в средневековье некоторым

схоластам (в частности, Фоме Аквинскому), но по-настоящему оно развивается

лишь на пороге новой эры.

Одним из сторонников такого понимания права был голландский юрист,

историк и политик Гуго Греции (1583-1645), идеолог голландской буржуазной

революции, автор трактатов "Свободное море" и "Три книги о праве войны и

мира".

Философским основанием его естественноправовой теории является

рационалистическое мировоззрение. Решать социально-правовые конфликты

призван ratio. Разум имеет общекритическое и всеоцениваю-щее значение, это

"свет разума", а не божественное откровение, он является верховным судьей.

Греции, как и другие гуманисты и рационалисты Ренессанса, говорит о

"двойственной истине". Он признает божественное право и право человеческое.

Этот подход с точки зрения тогдашних исторических условий был шагом вперед,

который освобождает, эмансипирует человека от гегемонии монопольного права,

представляемого церковью.

В человеческом праве Гроций различает гражданское (ius civile) и

естественное (ius naturale) право. Гражданское право возникает исторически,

обусловлено политической ситуацией; естественное право вытекает из

естественного характера человека и является не предметом истории, а

философии. Сущность естественного права заключена в общественном характере

человека (как у Аристотеля), из чего вытекает необходимость общественного

договора, который люди заключают для обеспечения своих интересов и образуют

таким способом государственный союз.

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ УТОПИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА

В период образования первых зародышей капитализма, связанных с

первоначальным накоплением капитала, возникают теории, критически

реагирующие на явления, сопряженные с углубляющейся социальной

дифференциацией. И хотя эти теории возникают в начале раннего капитализма, в

них, собственно говоря, уже предвидятся горизонты капиталистического

общественного строя и выражаются идеи социального равенства людей. Часто это

гениальное предвидение имеет утопический и иллюзорный характер, так как


отражает объективно несуществующие общественные условия и силы тогдашнего

общества.

Утопические учения XVI в. связаны прежде всего с трудами английского

гуманиста Томаса Мора, итальянского монаха Томмазо Кампанеллы и немецкого

реформатора Томаса Мюнцера (о котором уже говорилось в главе о Реформации).

Томас Мор (1479-1555) происходил из богатой семьи королевского юриста.

Его гуманистическое мировоззрение формировалось в Оксфордском университете,

центре тогдашних английских гуманистов. Как член парламента, он смело

выступает против финансовых махинаций короля Генриха VIII, против его

деспотизма. Этим он способствовал росту своего авторитета среди лондонской

мелкой буржуазии. На королевской службе в качестве канцлера Генриха VIII он

становится противником реформаторских усилий короля. Впоследствии был

казнен.

Творчество Мора является ярким выражением гуманистического

нравственного идеала, учением о достоинстве человека и его свободе.

Трагические обстоятельства его смерти как бы предзнаменовали конец мечтаний

о золотом веке, провозглашавшемся платоновской Академией во Флоренции, а

также крушение "христианского гуманизма" Эразма Роттердамского.

В своем главном произведении "Книжка поистине золотая и равно полезная,

как и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия" \

Утопия - дословно: место, которое не существует. Это название стало

нарицательным для целого направления мысли - утопизма. \ он рассуждает о

социальных и политических проблемах эпохи. Она написана в форме диалога, в

котором принимаются и отвергаются официальные политические воззрения. В

первой части работы дается критика английского общественного устройства, во

второй представляются устройство и жизнь на вымышленном острове Утопия.

Мор не удовлетворялся поверхностным анализом периода начального

накопления капитала, которое в Англии проходило весьма жестоко, но стремился

к выяснению социальных причин этого явления. Он считал, что они коренятся в

частной собственности. Поэтому следует изменить общественные отношения,

однако это нельзя сделать лишь законодательным, путем. Идеалом, который он

конкретно демонстрирует на примере отношений на острове Утопия, были

общественная собственность, высокоорганизованное производство,

целесообразное руководство, гарантирующее справедливое и равное