Файл: история философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 311

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-244-00552-9

IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),

6. Современная модернистская протестантская теология находится под

1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной

XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного

IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,

XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,

1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они

1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом

XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии

1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он

17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на

VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления

1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)

1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической

1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он

Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой

1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и

XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии

1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался

1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта

1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические

1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал

In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам

общественный слой (и не только в Англии) к ориентации на действительное

познание мира, в частности природы, к ориентации на познание, которое не

было бы основано лишь на цитатах из Библии или на высушенном схоластикой

Аристотеле, но которое опиралось бы на практический опыт. Рост социальной

значимости класса, связанного с развитием хозяйственной и промышленной

жизни, развитие научного, в частности естественнонаучного, познания,

опирающегося на эмпирию и опыт, представляют социальную и гносеологическую

основу, из которой возникла и черпаласилы как конкретная философия Бэкона,

так и вообще вся философия Нового времени.

Для формирования науки Нового времени, в частности естествознания,

характерна ориентация на познание реальности, опирающейся на чувство.

Поворот к чувственному познанию действительности, с которым мы уже

встречались в эпоху Ренессанса, приносит с собой небывалый рост фактических

данных в различных областях как формирующейся науки, так и производственной

и социальной (ремесленной) практики.

Формирование естествознания в этот период связано с тенденцией познания

не единичных, изолированных фактов, но определенных систем, целостностей.

Одновременно с этим перед философами и учеными встает вопрос о сущности и

характере самого познания, что приводит к повышенной значимости

гносеологической ориентации новой философии.

Ориентация на чувственность и практичность познания не является,

однако, единственной выразительной чертой формирующейся науки Нового

времени, которая повлияла на характер философского мышления того времени.

Стремление к систематизации, количественный рост и усиливающаяся

дифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления, не только

ищущего причинно-следственного (связанного с законами) объяснения

взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но и

стремящегося к созданию целостного образа мира, опирающегося на новую науку

и ее данные. Если ориентация на чувственность и практичность познания

проецируется на развитие опирающейся на науку эмпирии, то стремление к

выяснению взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет' к повышению роли

рационального рассмотрения, которое, однако, по своему характеру ближе,

например, к Евклидовой геометрии, чем к аристотелевско-схоластической


контемпляции (духовному созерцанию). Поэтому с развитием чувственного,

эмпирического познания мира развивается и точное, рациональное,

математическое мышление. Как эмпирическое, так и рациональное познание ведут

к развитию науки как целого, формируют ее характер и проецируются на

складывающиеся основные направления философского мышления Нового времени

(Бэкон, Декарт).

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) жил и творил в эпоху, которая является

периодом не только мощного экономического, но и исключительного культурного

подъема и развития Англии (он был современником Шекспира) . Происходил из

дворянской семьи, которая в английской политической жизни занимала видное

место (его отец был лордом-хранителем печати). В молодости Бэкон получил

соответствующее его происхождению и сословию образование. Учился он в

Кембриджском университете. Процесс обучения, отмеченный схоластическим

подходом, сводившимся к чтению и анализу по преимуществу авторитетов

прошлого, не удовлетворял Бэкона. Это обучение не давало ничего нового, в

частности, в познании природы. Уже в то время он приходит к убеждению, что

новые знания о природе необходимо получать, исследуя прежде всего ее самое.

Вскоре после окончания университета Бэкон (вместе со своим братом) выезжает

во Францию. Франция 70-80-х годов XVI в. раздиралась глубокими внутренними

противоречиями, которые выливаются в конце концов в хронические сражения

между гугенотами и католиками. Только в 90-х годах Генриху IV постепенно

удается восстановить авторитет королевской власти. Годы, проведенные во

Франции, были для Бэкона серьезной школой политического мышления. Кроме

прочего здесь он познакомился с рядом выдающихся личностей французской

культурной и научной жизни.

После возвращения в Англию он попадает в стесненную финансовую

ситуацию. Это принуждает его к тому, чтобы взять ориентир на какое-нибудь

"практическое" дело. Поэтому он начинает изучать право, занимается

юридической практикой и участвует в политической жизни. Близко знакомится с

фаворитом королевы лордом Эссексом. В обществе, которое этот образованный,

интересующийся науками и искусством дворянин собирал вокруг себя, Бэкон

участвовал в ряде дискуссий по проблемам науки, политики, искусства,

культуры и т. д. Однако, когда лорд Эессекс был объявлен государственным


изменником и предстал перед судом, Бэкон не выступил в его защиту, а был на

его процессе обвинителем \ Это стало одним из доводов для Гегеля указать

в своих лекциях по истории философии на то, что Бэкон обладал испорченным

характером (см.: Гегель. Соч. Т. XI. С. 217). \.

Политическая карьера Бэкона достигла вершины в эпоху Якова I

(Шотландского). Сравнительно в короткое время он становится

лордом-хранителем большой печати, а потом и лордом-канцлером. Однако в 1621

г. был обвинен парламентом в интригах я коррупции, предстал перед судом и

был осужден. Когда же приговор был отменен, а процесс аннулировав, Бэкон

отходит от прежних дел и вплоть до самой смерти посвящает себя научной

работе.

Большая часть работ Бэкона была создана в то время, когда он был занят

практической политической деятельностью, поэтому ряд из них имеет в

определенном смысле слова тезисный характер. Ко многим работам, написанным

до 1621 г., Бэкон возвращается в последующие годы, дополняет и поправляет

их.

Одну группу работ Бэкона составляют труды, относящиеся к вопросам

формирования науки и научного познания. Это прежде всего трактаты, так или

иначе касающиеся его проекта "Великого Восстановления Наук" (из-за

недостатка времени или по другим причинам этот проект не был закончен). Его

проект был создан к 1620 г., однако полной реализации дождалась лишь вторая

его часть, посвященная новому индуктивному методу, которая была написана и

опубликована под названием "Новый Органон" также в 1620 г.

Другую группу трудов Бэкона образуют работы, которые возникают помимо

проекта "Великого Восстановления". Наиболее значительные среди них -

"Моральные, экономические и политические эссе", написанные в 1579 г., затем

"Новая Атлантида", "История Генриха VII" и исследование (также

незаконченное) "О принципах и началах".

Эссе являются собственно первым философским произведением Бэкона. Они

представляют собой собрание 58 сравнительно кратких заметок, посвященных

различным темам из области морали, экономики, политики и философии ("Об

истине"), эстетики ("О красоте") и др. Эссе являются доказательством

большого интереса Бэкона к вопросам, дискутировавшимся в то время. Часто в

этих эссе содержатся такие положения и предлагаются такие средства, которые

он, как автор "Великого Восстановления" и "Нового Органона", однозначно


отверг бы. Они в большей степени являются свидетельством воззрений Бэкона по

различным темам, чем ступенями в развитии его философского мышления. В

решениях и позициях, которые он здесь приводит, заметно, между прочим, и

сильное влияние его трехлетнего пребывания на континенте, в частности во

Франции.

"Новая Атлантида" является социальной утопией, в которой Бэкон выражает

свои представления об оптимальном устройстве общества. В "Истории Генриха


VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления

последнего, которые способствовали образованию объективных условий для

развития ремесел и предпринимательства. Если "Новая Атлантида" - утопия,

спроецированная в будущее, то "История Генриха VII" является идеализацией

прошлого. Во взглядах на общество и в оценке общественного развития, будь то

в ретроспективном или в перспективном плане, Бэкон не принадлежит - с точки

зрения своего времени - к прогрессивным мыслителям. Однако он, видимо,

является первым мыслителем, который подходит к этим вопросам с позиций

механистического материализма.

Философия Бэкона исходит из объективных потребностей общества и

выражает интересы прогрессивных общественных сил того времени. Его упор на

эмпирические исследования, на познание природы логически вытекает из

практики тогдашних прогрессивных общественных классов, в частности

нарождающейся буржуазии. Бэкон отвергает философию как созерцание и

представляет ее как науку о реальном мире, основанную на опытном познании.

Это подтверждает и название одного из его исследований - "Естественное и

экспериментальное описание к основанию философии". Своей позицией он,

собственно, выражает новую исходную точку и новое основание для всякого

познания. Его творчество во многом содержит и определенные следы

компромисса, в частности если речь идет об общественной обусловленности

развития познания. Этот компромисс знаменателен также и для всего

общественного развития Англии того времени. Наиболее выразительным

проявлением этого компромисса у Бэкона является его приверженность концепции

"двойственности истины", т. е. истины "откровения", истины о боге

(теологической) и истины философии, т.е. истины познанной, созерцаемой.

Следует заметить, что Бэкон не первый и не последний сторонник этой

концепции. Однако в его эпоху ограничение "истины теологии" "истиной

философии" имело прогрессивный характер. "Философией Бэкона в общем

называетщй философствование, которое основывается на наблюдении внешней

природы и духовной жизни человека в его склонностях, устремлениях, в его

рациональных и правовых определениях" - так Гегель характеризует философию

Бэкона.