Файл: история философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 319

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-244-00552-9

IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),

6. Современная модернистская протестантская теология находится под

1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной

XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного

IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,

XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,

1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они

1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом

XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии

1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он

17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на

VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления

1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)

1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической

1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он

Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой

1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и

XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии

1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался

1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта

1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические

1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал

In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам

Историческое значение философских мыслей Спинозы состоит прежде всего в

выразительной, хотя и механистической и метафизической, материалистической

ориентации его в учении об атрибутах. С этих позиций он преодолевает дуализм

Декарта. Значительную социальную роль в свое время сыграл и пантеизм Спинозы

с его атеистическими последствиями, которые как при его жизни, так и в более

поздние годы были предметом атак теологов и идеологов социальной реакции.

Его социально-политические воззрения способствовали развитию

естественноправовых и договорных концепций возникновения общества.

Тенденции, вытекающие из этих воззрений, почти через сто лет проявились в

теории общественного договора Руссо. В 80-е годы XVIII столетия философия

Спинозы, до тех пор мало кому известная, встретила восторженный прием в

Германии, где к ней были благосклонны такие выдающиеся личности, как

Лессинг, Гете, Гердер. Своим пантеизмом она помогла вывести философию из

прежних узких рамок и подготовила мировоззренческую почву для философии

Шеллинга и Гегеля. Подобным образом оценивали идейную отвагу Спинозы и

классики марксизма-ленинизма, подчеркивая его тенденцию к материализму и

элементы диалектики.

Готфрид Вильгельм Лейбниц представляет определенное завершение

европейского философского рационализма. Родился он в 1646 г. в Лейпциге. Он

был знаком с рядом выдающихся представителей тогдашней науки, особенно

быстро развивающегося естествознания. В Париже он встречался с X. Гюйгенсом,

в Лондоне-с И. Ньютоном. С 1677 г. живет (за исключением частых путешествий)

преимущественно в Ганновере. И хотя Лейбниц заметно способствовал развитию

теоретических наук, в частности математики - является одним из основателей

дифференциального и интегрального исчислений - и философии, он не был

типичным кабинетным абстрактным теоретиком. Занимался он и вопросами

организации научного труда (разработал проект прусской королевской Академии

наук, которая была основана по его предложению), а также решением проблем

технического характера (выработал проект осушения долины в Гарце). Является

автором ряда исторических исследований. Умер он в 1716 г. в Ганновере.

В философии Лейбница отразились почти все философские импульсы его

времени. Он был подробно знаком не только с философией Декарта, Спинозы,


Бойля, но и с философскими трудами представителей сенсуалистской и

эмпирически ориентированной английской философии, в частности с работами Дж.

Локка, и давал им оценку.

Так, он был не согласен с концепцией картезианского дуализма, отвергал

определенные элементы картезианской теории познания, в частности тезис о

врожденных идеях, возражал и против спинозовской единой субстанции (бога),

которая является и всем, и субстанцией. Он весьма точно определил, что такая

концепция ведет к омертвлению действительности. И хотя он был сторонником

рационализма, он не оставлял без внимания взгляды сенсуалистов, в частности

Д. Локка, не замалчивал их и не отвергал поверхностно. В отличие от Спинозы

он положительно оценивает значения опыта и чувственного познания. Весьма

подробно изучив "Опыт о человеческом разуме" Локка, он отвечает на него

полемическим трактатом "Новые опыты о человеческом разуме".

Лейбниц не создал ни одного философского труда, в котором он представил

бы или логически разработал свою философскую систему. Его воззрения

разбросаны по разным статьям и письмам.

Ядро философской системы Лейбница составляет учение о "монадах" -

монадология. Монада - основное понятие системы - характеризуется как

простая, неделимая субстанция. Лейбниц отвергает учение Спинозы о единой

субстанции, которое, по его представлениям, вело к тому, что из мира

исключаются движение, активность. Он утверждал, что субстанций бесконечное

множество. Они, согласно его воззрениям являются носителями силы, имеют

духовный, нематериальный характер. Так Лейбниц развивает систему

идеалистического плюрализма. Каждую монаду он считает субстанцией. Как

таковая монада является самостоятельной единицей бытия, которая способна к

активности, деятельности. Лейбниц характеризует монады как простые

субстанции. Простота монад основывается на такой аргументации: если мы

допустим, что субстанция может быть сложной и простой, тосложная субстанция

не может существовать без простых. Поэтому если монада является субстанцией

(а у, этого понятия Лейбниц сохраняет основные характеристики субстанции

Спинозы), то она является причиной самой себя, т. е. не зависит от другой

субстанции. Сложная субстанция всегда бы зависела от простых.

Из простоты монад вытекает их следующее свойство. Монады не изменяются


в своей внутренней определенности под влиянием других монад. Каждая монада

представляет собой некий мир сам по себе, при этом, однако, отражает весь

мировой порядок в себе. Единственное отношение, которое между монадами

существует,- это "гармония".

Вопрос гармонии - важнейший в философии Лейбница. Она является неким

внутренним порядком всего мира монад и представляет собой принцип,

преодолевающий изолированность монад.

Следующая характерная черта монад заключается в том, что каждая монада

имеет собственную определенность (является носителем определенных качеств),

которой она отличается от всех остальных. В этой связи Лейбниц формулирует и

свой известный принцип тождества. Если бы две монады были полностью

одинаковы, они были бы тождественны, т. е. неразличимы.

По степени развития он различает монады трех видов. Низшая форма, или

монады нижайшей степени, характеризуется "перцепцией" (пассивной

способностью восприятия). Они способны образовывать неясные представления.

Монады высшей степени уже способны иметь ощущения и. опирающиеся на них

более ясные представления. Эти монады Лейбниц определяет как монады-души.

Монады наибольшей степени развития способны к апперцепции (наделены

сознанием). Их Лейбниц определяет как монады-духи.

Монады сами не имеют никаких пространственных (или каких-либо

физических) характеристик, они, таким образом, не являются чувственно

постижимыми. Мы можем их постичь лишь разумом. Чувственно воспринимаемые

тела, т. е. соединения монад, различаются согласно тому, из каких монад они

состоят. Тела, содержащие лишь монады низшей степени развития (т. е. тела, в

которых не содержатся монады, способные к сознанию или ощущениям),-это тела

физические (т. е. предметы неживой природы). Тела, в которых монады способны

к ощущениям и представлениям (содержат монады-души), являются биологическими

объектами. Человек представляет собой такую совокупность монад, в которой

организующую роль играют монады, наделенные сознанием. Образование

сово-купностей монад не является случайным. Оно определено

"предустановленной гармонией". При этом, однако, в каждой из монад

потенциально заключена возможность развития. Этим Лейбниц объясняет тот

факт, что все монады постоянно изменяются, развиваются и при этом их


развитие не "подвержено влиянию извне".

В этой связи Лейбниц различает два основных типа причин развития.

Причины, вызывающие изменения в телах (соединения монад), он определяет как

причины "действующие". Действие этих причин понимается в духе

механистического детерминизма. Причины, которые определяют развитие

отдельных монад, т. е. внутренние причины их развития, он определяет как

"целевые" или "финальные" причины (causa finalis).

Развитие, которое Лейбниц считает универсальным (оно присуще не только

отдельным монадам и их соединениям, но и всему бесконечному множеству

монад), характеризуется бесконечным процессом постепенных изменений, при

которых не происходит возникновения или гибели в собственном смысле слова.

Качественные изменения в развитии Лейбниц объясняет различной степенью

развития монад. Каждая из монад содержит в себе как все свое будущее, так и

все свое прошлое.

Понятие "развитие" у Лейбница, собственно, первая идея универсальности

развития в философии Нового времени. Источником движения и развития является

каждая монада. Каждая монада наделена "активной силой". В этом направлении

Лейбниц черед телеологию приближается к принципу неразрывного

(универсального, абсолютного) единства материи и движения.

С основными идеями монадологии связана и теория познания Лейбница. В

ней он во многом близок Декарту, хотя и резко критикует его теорию

врожденных идей. Он отвергает идею, согласно которой существует заранее

данное, врожденное понятие, или идея как таковая. Разум, по Лейбницу,

располагает лишь врожденными принципами, т. е. тенденциями или зародышами,

обладающими способностью развиваться до осознания идей. Так Лейбниц вносит в

главные принципы своей теории познания момент развития.

Отношение Лейбница к основным идеям сенсуалистской концепции познания

более внимательное и осторожное, чем, например, отношение к ней Спинозы. Он

не отвергает чувственного познания или роли опыта в процессе познания. Он

принимает главный тезис сенсуализма "ничего нет в разуме, что не прошло бы

раньше через чувства", но он дополняет его следующим положением - "кроме

самого разума", т. е. врожденных способностей к мышлению и образованию

понятий или идей.

Чувственное познание выступает, таким образом, как определенная низшая

ступень или предпосылка рационального познания. Разумное, рациональное


познание раскрывает действительное, необходимое и существенное в мире, тогда

как чувственное познание постигает лишь случайное и эмпирическое.

С этим решением проблемы взаимосвязи чувственного и рационального тесно

связана и концепция двух ступеней истины Лейбница. Чувственное познание (как

низкая ступень) может дать .лишь "истины факта", истины эмпирические.

Заключения, которые вытекают из эт"к знаний, также имеют эмпирический

характер. Эти истины всегда касаются лишь единичных явлений и событий.

Рациональное познание же, напротив, дает истины общие и необходимые. Здесь

необходимость Лейбниц понимает в логическом смысле слова. Этот вид истины не

может быть установлен на основании чувственного познания или индукции.

В различении двух плоскостей истины Лейбниц в значительной мере

постигает проблематику истины факта и истины аналитической так, как ее

понимает современная логика.

К истинам разума Лейбниц относит основные утверждения логики и

математики, и, наоборот, областью фактуальных истин являются опирающиеся на

эмпирию естественные науки. В них он признает значение чувственного познания

и опыта, равно как и плодотворность индуктивного умозаключения.

Лейбниц в значительной мере способствовал развитию логики. Логику он

понимал как науку о "всех возможных мирах" (в отличие от философии, которая

является наукой об этом действительном мире). В ряде моментов он

предвосхищает некоторые принципы современной логики. Однако его идеи

подверглись забвению и в его время не слишком повлияли на действительное

развитие логики.

Так же как не изложены систематически философские воззрения Лейбница,

не изложены и его воззрения на общество. У него мы не находим такой цельной

теории общества, как у Гоббса, Локка или Спинозы. Речь скорее идет об

отдельных наблюдениях, которые часто опираются на спекулятивное обоснование.

Наибольшее количество идей, раскрывающих эту проблематику, содержится в

обширном трактате, названном "Теодицея" (он был посвящен прусской королеве

Софии-Шарлотте, и Лейбниц в нем специально избегает какой-либо философской

или теоретической нарочитости). Это произведение в свое время было весьма

популярным, поскольку Лейбниц оптимистически обосновывает тот факт, что

"этот мир является наисовершеннейшим из возможных миров". Недостатки,