Файл: история философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 303

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-244-00552-9

IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),

6. Современная модернистская протестантская теология находится под

1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной

XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного

IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,

XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,

1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они

1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом

XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии

1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он

17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на

VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления

1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)

1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической

1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он

Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой

1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и

XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии

1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался

1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта

1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические

1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал

In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам

отстаивает идею о неизменности, вечности моральных норм.

Его учение о морали основано на врожденном "моральном чувстве" и не

связано с конкретным общественным развитием. На это естественное, врожденное

"моральное чувство", по Шефтсбери, опирается "истинная религия". Религия,

таким образом, сама предполагает мораль и не заменяет ее. В этом проявляется

деизм Шефтсбери.

Весьма критически по поводу этических воззрений Шефтсбери выступил

Бернард Мандевиль (1670- 1733). В сущности он исходит из естественного

понимания морали и нравственности. Он отвергает врожденное "моральное

чувство", так же как и вечность и неизменность моральных норм. В его понятии

морали нашли отражение социальные взгляды первых представителей "теории

общественного договора" \ Свои идеи он изложил в "Басне о пчелах". \.

В защиту взглядов на мораль Шефтсбери, против критических замечаний Б.

Мандевиля выступил Ф. Хетчесон (1694-1747). Он перенимает ряд идей Мандевиля

и прямо подчиняет мораль религии.

ФИЛОСОФИЯ "ЗДРАВОГО СМЫСЛА"

Если Шефтсбери и Хетчесон выступали с критикой этических воззрений

Локка, то его сенсуалистскую философию в XVIII столетии критиковали

представители так называемой философии здравого смысла.

Ее первым и наиболее ярким представителем был Томас Рид (1710-1796).

"Эссе о душевных способностях", его основной труд, содержит резкую критику

философии Юма.

Рид отмечает связь учений Беркли и Юма с сенсуализмом Локка, и прежде

всего с его учением о первичных и вторичных качествах. В субъективизации

вторичных качеств Рид видит начало пути, завершающегося субъективным

идеализмом и агностицизмом. Он стремится, однако, к преодолению

субъективистских тенденций в философских основаниях сенсуализма. Теорию

познания он основывает не на ощущениях, а на непосредственных восприятиях,

которые фиксируют в нас "веру" в существование внешнего мира.

Таким образом, учение Рида не преодолевает слабостей сенсуализма Локка,

тем более взглядов Беркли или Юма. Против агностицизма Юма он выдвигает лишь

"веру" в существование внешнего мира, опирающуюся на непосредственные

восприятия. Если, по Д. Локку, мы посредством чувственных восприятии узнаем

о существовании и свойствах внешнего мира, то при помощи непосредственных

восприятия фиксируется лишь "вера" в этот внешний мир.

Воззрениям Рида близки воззрения Джемса Битти (1735-1803) и Джемса


Освальда. Освальд, в частности, соединяет основные принципы философии

"здравого смысла" Рида с усилиями в защиту христианства. В своей наиболее

известной работе "Обращение к "здравому смыслу" для защиты религии" он

развивает взгляды на первичные инстинктивные врожденные истины. К ним

относятся вера во внешний мир и вера в существование бога, которые поэтому

уже не следует обосновывать и доказывать, но следует исходить из них при

развитии философского мышления.

Так называемая философия здравого смысла приходит к открытой

апологетике религии и критическому отношению к материалистическим и

атеистическим концепциям своего времени. При этом одним из главных

критериев, которым пользуется эта философия, является "практическая

полезность". В этом понимании весьма отчетливо проецируется линия английской

послереволюционной буржуазии (речь идет о расширении возможности

экономического развития, а тем самым и о росте прибылей). Поэтому к этой

линии в английской философии близко примыкают позднейший прагматизм и

утилитаризм.

ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в.

НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ

Если в XVII в. страной наиболее динамичного развития и острых

социальных конфликтов была Англия, то в XVIII в. конфликты и противоречия

начинают проявляться во французской общественной жизни и в 1789 г. приводят

к буржуазной революции.

Предвестниками этой революции являются два идейных течения, образующие

органическое единство, которые характеризуют духовную жизнь Франции XVIII

столетия. Это французский механистический материализм и Просвещение. В

духовной жизни Франции этого периода господствуют материалистически

ориентированный эмпиризм английской философии и философские идеи французских

материалистов.

Французское Просвещение представляет собой широкое и мощное движение,

которое сформировалось во второй четверти XVIII в. Оно не было лишь

политическим или лишь философским явлением, хотя философия, в частности

материалистическая, играла в нем исключительную роль. Просвещение объединило

всех прогрессивно мыслящих представителей формирующегося "третьего

сословия": естествоиспытателей, представителей культурной жизни,

политических деятелей рождающейся буржуазии, юристов и философов и т. д. Оно

было широко ориентировано на критику всего, что было связано с


существовавшим тогда во Франции феодальным устройством общества. Его

сторонники во Франции, как и в Англии, возвышали роль разума по отношению к

вере, боролись против религиозных предрассудков и суеверий, выступали за

свободу научного и философского мышления, художественного творчества и

гражданских мнений. Органически соединяются в нем как идейное, так и

политическое самосознание нового класса - буржуазии.

Французское Просвещение весьма решительно вело радикальную критику

церкви; эта критика в ряде случаев связана с не менее радикальной критикой

самих принципов религии как таковой. Политическое острие французского

Просвещения направлено прежде всего против французского абсолютизма и всего,

что с ним было связано. Эту критику часто пытались опровергнуть с помощью

концепции идеализированного государства английского типа.

В философской же области Просвещение, преимущественно с

материалистических позиций, выступало против метафизики. ""Выражаясь точно и

прозаически, французское Просвещение XVIII века и в особенности французский

материализм были борьбой не только против существующих политических

учреждений, а вместе с тем против существующей религии и теологии, но и

открытой, ясно выраженной борьбой против метафизики XVII века и против

всякой метафизики...".

Нет сомнения в том, что политика правящих классов тогдашней Франции

давала достаточно поводов для справедливых обвинений. Уже в конце XVII в.

здесь под защитой абсолютизма происходит усиление политического и идейного

влияния церкви (в 1685 г. был, например, упразднен Нантский эдикт,

гарантирующий свободу гугенотам). С началом XVIII в. во Францию приходят

экономические трудности, складывающиеся в результате проигранной войны за

Испанское наследство. Эти трудности правящее сословие разрешает с помощью

абсолютистской королевской власти в ущерб "третьему сословию". Отсюда

развиваются постоянно обостряющиеся конфликты между "привилегированными

сословиями" и "третьим сословием" (нарождающейся буржуазией).

К передовым идеологам французского "третьего сословия" принадлежал и

Пьер Бейль (1647-1706). Во время учебы он познакомился с рядом прогрессивных

идейных течений своего времени. Изучал он и физику Декарта. В начале 80-х

годов из-за принадлежности к гугенотам он был вынужден эмигрировать в


Голландию. Через некоторое время он становится профессором философии в

университете в Роттердаме. Здесь же в 1694 г. он издает свою главную работу

"Исторический и критический словарь". На девять лет позже выходит его

последний большой труд "Ответы на вопросы одного селянина".

В центре интересов Бейля находятся вопросы религии и веры. Он является

горячим сторонником религиозной терпимости. Пишет ряд статей, в которых на

примерах из истории и на основе современного ему положения во Франции

показывает, какой большой вред человечеству приносит религиозная

нетерпимость.

В "Словаре" Бейль собирает информацию о самых различных движениях,

идейных течениях и о деятельности исторических личностей, относящейся к

религиозным вопросам. На основе собранного богатого материала он выдвигает

требование религиозного индифферентизма.

В соответствии со своим убеждением в существовании врожденных

инстинктов и принципов деятельности разума Бейль отстаивает воззрение, что

именно эти врожденные способности человеческого разума могут привести

человека к пониманию истинной морали, независимой от религии.

Точно так же, как он отделяет мораль от религии, он открыто указывает

на несоединимость веры и разума. Он подчеркивает, что если кто-то выбирает

разум, то пусть он занимается философией и исключит из своих интересов

теологию. Это справедливо и наоборот: если кто-то отдает предпочтение вере,

пусть занимается теологией и избегает философии.

Несмотря на все эти бесспорно материалистические тенденции, которые

можно встретить во взглядах Бейля, несмотря на предостережения относительно

религии, он, однако, не приходит к открытому атеизму, а в конце концов

признает преимущество веры над разумом. Наиболее ясно это проявляется в его

взглядах на истинность познания. В реакции как на сенсуалист-скую, так и на

рационалистическую философию Бейль отстаивает взгляд, что ни чувства, ни

разум не могут быть критерием истины. В философии он усматривает весьма

сильное средство, когда следует "нечто затемнить", и весьма слабое, когда

необходимо "нечто осветить".

Бейль прилагает большие усилия к тому, чтобы в отдельных философских

концепциях, и в прежних, и в современных ему, всегда найти слабые места и

неясности. Этим он демонстрирует скептицизм по отношению к силе и


способностям человеческого разума.

Такую же непоследовательность, как в области религии и философии, Бейль

высказывает и в социально-политических вопросах. И хотя он бежит из Франции

под давлением монархического абсолютизма, он утверждает, что наилучшим

государственным устройством является монархия, в условиях которой достигнуто

определенное равновесие между правами суверена и правами народа. Здесь

сказалось влияние компромисса, достигнутого "славной революцией" в Англии.

Несмотря на то что Бейль не пришел к атеизму, его критика религии, так

же как и его скептицизм, повлияла, и во многом, на французское буржуазное

предреволюционное мышление, в частности на наиболее известных представителей

Просвещения.

Гораздо более радикальные взгляды по отношению к религии и к церкви

высказывал Жан Мелье. Большую часть своей жизни он жил в сельской местности,

был священником. Свои идеи, весьма критические и направленные как против

церкви и духовенства, так и против "светских верхов", Мелье не публиковал

при жизни. Уже после его смерти были обнаружены объемные рукописи под

названием "Мое завещание", адресованные прихожанам. В начале "Завещания"

Мелье пишет: "Видел и знал я ошибки, заблуждения, безумие и ничтожество

человеческое. Чувствовал я к ним ненависть и отвращение. Я не имел отваги

говорить об этом при своей жизни, однако буду говорить об этом хотя бы

умирая и после своей смерти".

Через весь трактат проходит ненависть к духовенству и церковным

практикам. Он критикует как изложение церковной истории, так и основные

догматы католической веры. Его критика религии сопровождается изложением

собственных философских воззрений. Критикуя церковное учение о сотворении

мира богом, он говорит, что все доказательства, которые относятся к

совершенству и потенции сотворителя мира, не подтверждают существования

бога. Творцом, согласно его взглядам, является сама природа. Объяснение

возникновения мира и вещей путем их развития из материи представляется ему

гораздо более естественным, чем сотворение мира богом.

Мелье критикует не только теологию. Большое внимание в своем

"Завещании" он уделяет и критике философских учений, которые выступают в

защиту идеализма или являются непоследовательными в своем материализме. Так,

он критикует дуализм Декарта, идеализм Мальбранша и т. д.