Файл: история философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 320

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-244-00552-9

IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),

6. Современная модернистская протестантская теология находится под

1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной

XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного

IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,

XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,

1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они

1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом

XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии

1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он

17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на

VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления

1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)

1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической

1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он

Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой

1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и

XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии

1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался

1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта

1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические

1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал

In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам

собственном смысле слова, но и тогдашними познаниями в области человеческой

психики. Юм значительно приближается к пониманию активы ности (познающего)

субъекта.

Отрицание существования духовной (объективной) субстанции создает

философскую предпосылку скептического отношения к любой религии и к

атеистическим взглядам. Юм критикует доказательства существования бога,

выводимые либо из несовершенства человека, либо из целесообразного

устройства мира. Критикует он и ряд распространенных тогда религиозных

утверждений и принципов. Он говорит, что "наши доказательства истинности

христианской религии являются более... слабыми, чем доказательства

истинности наших чувств". Критические замечания в адрес религии можно

встретить и в его "Исследовании человеческого разума", и в "Естественной

истории религии". В этих работах он делает попытку естественным образом

объяснить возникновение и социальные функции религии.

И хотя Юм указывает на тот факт, что религия в развитии человеческого

общества очень часто была причиной споров и войн, он признает ее значение в

тогдашнем обществе, которое он видит, в частности, в утверждении и гарантии

действенности моральных норм.

Д. Юм был представителем английской буржуазии в эпоху, когда она уже

отказывалась от своих великих идеалов 40-х годов. Его воззрения направлены

на защиту ее социальной позиции. Так же как Локк или французские

материалисты и просветители, Юм резко критикует феодальное сословное

общество, но вместе с тем дистанцируется от всех версий общественного

договора, которые были известны английским и континентальным философам.

Общество, согласно его взглядам, возникло не в результате акта договора, но

естественно развивалось из семейных и родовых отношений людей на основе их

врожденного чувства симпатии и осознания определенных общих интересов.

Основной движущей силой развития общества Юм считает удовлетворение

потребностей и достижение прибыли. Это развитие ведет к определенному

упорядочению общества и возникновению власти. С возникновением власти

общество, согласно его взглядам, становится государством.

Социально-политические взгляды Юма были тесно связаны с его

экономическими воззрениями. В очерке о капиталистическом способе

производства он правильно постигает тенденцию к получению прибыли как одну


из решающих движущих сил английского общества того времени. Во многих

отношениях Д. Юм является непосредственным предшественником английской

классической политической экономии. Его философские и экономические взгляды

заметно повлияли на формирование идей первого и наиболее выдающегося

представителя английской политической экономии - Адама Смита.

Исходя из определяющих принципов развития человеческого общества,

решает Д. Юм и вопросы этики. Ключевым моментом его интересов является

вопрос о свободе человеческого поведения. Однако решение этого вопроса у Юма

не достигает того уровня, как, например, у Спинозы. "Свободу мы можем

разуметь лишь возможностью действовать либо не действовать согласно решению

воли" - так Юм формулирует свое понимание свободы, опирающееся на

абсолютизацию индивидуальной воли человека. По своему содержанию и

обоснованию оно является типичным выражением понятия свободы человека,

соответствующего интересам стремительно развивавшегося тогда класса

буржуазии.

В философии и в социально-политических воззрениях Юм выражает

идеологический компромисс буржуазии (которая в сущности достигла своих

основных целей) и английского феодального сословия (которое с начала XVIII

в. не только заметно обуржуазилось, но и в определенной степени органически

адаптировалось к развивающимся капиталистическим отношениям в Англии).

К субъективному идеализму Юма во многом примыкают позитивисты и

представители эмпириокритицизма Э. Мах и Р. Авенариус. Его скептицизм и

отрицательная позиция по отношению к религии повлияли на атеизм французских

мыслителей XVIII в.

Агностицизм Юма не отрицает силы человеческого разума. Его основой

является критика развивавшегося тогда естественнонаучного и философского

мышления, которые во многих отношениях носили механистический характер. И

хотя дальнейшее развитие философского мышления вскрыло корни скептицизма Юма

и весьма скоро привело (уже у наиболее типичных представителей немецкой

классической философии) к его преодолению, он сыграл, в частности в

английской философской мысли, значительную роль.

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В АНГЛИИ

Кроме основной линии английской философии, которая, начиная с Локка,

развивалась четко по направлению к субъективному идеализму, в Англии на


переломе XVII и XVIII вв. появляются и философы противоположного

направления. Эти мыслители были прямо или косвенно связаны с развитием

естественнонаучного познания. Они во многом исходили из сенсуализма Локка,

продолжая и развивая материалистические тенденции, содержащиеся в его

взглядах.

Английскую материалистическую философскую мысль представляет английское

Просвещение. Просвещение как явление характерно для всей тогдашней Западной

Европы. Во всех странах, в том числе и в Англии, оно возникло как ответ на

запрос набиравшей силу, формировавшейся тогда еще прогрессивной

революционной буржуазии,^ также развивавшегося научного знания.

Представители английского Просвещения (так же как и других стран Европы)

весьма резко выступали против идейного .засилья религии, добивались

политических свобод и остро критиковали все, что было связано с прежним

устройством общества. Деятели Просвещения весьма тесно были связаны с новой

наукой, в частности естествознанием. Они поставили вопрос о соотношении веры

и разума и в его решении окончательно склонились в сторону разума.

Видную роль, в частности в английском Просвещении, сыграл деизм \

Деизм - воззрение, согласно которому бог признается лишь как первопричина

мира. В дальнейшем же мир развивается по собственным (естественным) законам.

\

[28]. Он был тогдашним выражением религиозного

вольнодумства, более или менее скрытым отрицанием религии как таковой. На

первое место представители английского Просвещения выдвигали свободу

человека и силу человеческого разума.

Исторически первым представителем этой линии является Джон Толанд

(1670-1722). Большую известность приобрела его работа "Христианство без

тайн" (1696), в которой Толанд отвергает теорию двойственности истины

(истины разума и истины веры) и выдвигает разум в качестве единственного

критерия веры. Он провозгласил тезис: то, что противно разуму, не может быть

предметом веры потому, что разум можно убедить лишь в том, что он способен

понять. Эти мысли вызвали большую неприязнь духовенства. В работе "Племя

левитов" он называет духовенство наихудшей язвой человечества. В 1697 г.

именно духовенство принудило его покинуть родную Ирландию и перебраться в

Англию. И здесь он вступает в конфликт с официальными представителями


тогдашнего общества из-за ярко выраженных республиканских взглядов. Его

философские мысли содержатся в работах "Пантеистикон" и "Письма к Серене".

Толанд критикует Спинозу и указывает на определенные слабости его

философии. В частности, он отмечает, что движение у Спинозы является лишь

модусом атрибута распространенности. Сам Толанд в понимании взаимосвязи

движения и материи выходит за рамки материализма XVII столетия, хотя и

остается в пределах механистического материализма. Он подчеркивает, что

движение - неотделимое свойство материи и что покой - не что иное, как

"движение сопротивления".

Наиболее значимой частью творчества Толанда является его критика

религии. Признавая существование "наивысшего существа", понимаемого

деистически, он дает очень острую критику философским попыткам обосновать

религию и теологию.

Другим видным представителем этого направления философской мысли был

Антони Коллинз (1676- 1729). В его работах "Рассуждение о свободе мышления"

и "Исследование человеческой свободы" мы встречаемся с детерминистскими

взглядами. В своих философских суждениях Коллинз, опираясь на сенсуализм

Локка, выводит определенные материалистические заключения. Помимо прочего он

выступает против бессмертия души, ее нематериальности и т. д.

Дэвид Гартли (1704-1757) также принадлежит к числу видных мыслителей

Англии XVIII столетия. Его научная работа связана, в частности, с его

профессией врача, которая во многом повлияла на его философские воззрения. В


1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и

упованиях". В ней он соединяет сенсуализм Локка с

механи-стическо-материалистическим учением. Его идеи способствовали

формированию материалистического подхода к пониманию человеческой психики

\ Создал вибрационную теорию ассоциации идей. \.

С исследовательской работой в области естествознания были тесно связаны

философские взгляды Джозефа Пристли (1733-1804), также представителя

английской материалистической философской мысли. В подходе к вопросам теории

познания он испытал влияние сенсуализма Локка, во многом был близок к мыслям

философствующего врача Д. Гартли. В области естествознания особое внимание

уделял физике и химии. Рассуждения Пристли о материи и ее свойствах носят

механистический характер, но являются попыткой очередного философского

обобщения научных фактов, в частности естественнонаучных знаний.

Прогрессивность социальных взглядов Пристли проявилась в его отношении

к Великой французской буржуазной революции. В "Письмах к сэру Эдмунду Барку"

он защищает право на восстание и требует свержения тирании, поэтому в 1794

г. он был вынужден эмигрировать в Америку.

Философское и естественнонаучное мышление Пристли непосредственно

повлияло на формирование воззрений французских материалистов и одновременно

само было во многом ими обусловлено. В частности, понимание Пристли человека

как "существа механического" сыграло значительную роль. Однако Пристли не

преодолел ограниченности деизма. С позиций последнего он полемизировал с

представителями французского механистического материализма XVIII столетия по

поводу их атеистических взглядов.

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ

На переломе XVII и XVIII вв. и в ходе XVIII в. в Англии получает

развитие философия морали. Среди ее выдающихся представителей находится, в

частности, Антони Эшли Купер Шефтсбери (1671-1713). В работе

"Характеристики, люди, нравы, мнения и эпоха" он приходит к такому пониманию

морали, согласно которому в оценке человеческого поведения решающую роль

играет не объективный результат, а субъективное намерение. Он, в частности,

делает упор на форму морального проявления и недооценивает его содержание. В

отличие от представителей сенсуализма, в частности Т. Гоббса и Д. Локка, он