Файл: история философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 341

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-244-00552-9

IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),

6. Современная модернистская протестантская теология находится под

1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной

XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного

IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,

XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,

1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они

1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом

XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии

1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он

17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на

VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления

1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)

1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической

1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он

Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой

1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и

XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии

1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался

1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта

1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические

1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал

In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам

1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал

учителем. Теоретическим результатом этого периода был ряд очерков и

исследований с критикой христианства, с анализом социальной роли

христианства и его взаимосвязи с развитием общества. Центральным в этих

исследованиях является понятие жизни, в котором прослеживается спекулятивное

выражение общественных отношений. Исходное единство жизни диалектически

превращается в свою противоположность - раздвоенность (Гегель называет ее

"судьбой"), а с преодолением раздвоенности вновь возвращается к единству, но

уже будучи богаче и конкретнее.

Раздвоение жизни преодолевает любовь, которая усмиряет судьбу. Любовь

представляет "цвет жизни": раздвоенная, попранная жизнь в ней приходит к

высшему единству, а также и к осознанию этого единства.

В любом случае эти очерки и исследования важны для познания развития

мысли. Гегеля и их влияния на последующее творчество. В первом трактате

"Различие между системами философии Фихте и Шеллинга" - содержатся

реминисценции на эти ранние концепции.

На первые печатные работы Гегеля, к которым кроме приведенного трактата

относится ряд статей в журнале, издаваемом им вместе с Шеллингом в 1801-1803

гг., наибольшее влияние имели работы Шеллинга-речь идет о введении к "Идеям

философии природы" и трактате "Подлинное понятие натурфилософии".

В стиле этих трактатов Шеллинга Гегель развивает теорию, согласно

которой абсолютное начало вещей (которое Гегель называет "субъект-объект")

фиксируется с точки зрения перспективы двух философских наук -

трансцендентальной философии, предметом которой является субъект, и

натурфилософии, которая занимается природой. Ни одна из этих наук не

затрагивает абсолют прямо, тем не менее они взаимно связаны и дополняют друг

друга, образуя некий косвенный образ абсолюта. Гегель в то время находился

(с января 1801 г.) уже в Йене, где он провел семь лет, с осени 1801 г. в

качестве доцента, а с 1805 г.-как экстраординарный профессор. Из-за

стесненности в финансовом отношении он переселяется в конце 1807 г. в

Бамберг. В Йене он написал свои эпохальный трактат "Феноменология духа"

("Phano-menologie des Geistes"), разработал очерк "Науки логики"

("Wissenschaft der Logik"). Кроме "Феноменологии духа", эти труды не были


изданы вплоть до 30-х годов нашего столетия. В Бамберге Гегель становится

редактором центральных "Бамбергских новостей" (речь идет, собственно, об

официальной французской газете). Гегель эту газету редактировал и помещал в

ней кроме официальных сообщений небольшие заметки на злобу дня, имеющие

пронаполеоновскую тенденцию, что соответствовало его политическим убеждениям

- Гегель тогда возлагал на Наполеона большие надежды относительно

упорядочения внутригерманских отношений и улучшения положения страны. Эта

деятельность, однако, в целом не оправдала его ожиданий, и поэтому в 1808 г.

он переходит на должность ректора гимназии в Нюрнберге, где провел восемь

лет вплоть до своего назначения профессором в Гейдельберге. Отсюда его

пригласили в качестве профессора в Берлин, где он жил с 1818 г. до своей

смерти в 1831 г.

Во вступительной лекции в Гейдельберге (ее содержанием было введение в

философию) он подчеркивал, что "прусское государство основано на

интеллекте". Тем не менее отношение Гегеля к Пруссии до 1819 г. было

критическим. Легенду философа прусского государства он заслужил с изданием

"Основ философии права" ("Grundlinien der Philosophic des Rechts") в 1821 г.

Эта работа уже в то время вызвала критическую реакцию со стороны

прогрессивной философской общественности. Однако примечательно, что легенда

эта появилась позже, в то время, когда уже был забыт релятивно-прогрессивный

характер прусских реформ и обстоятельства, в которых Гегель демонстрировал

свою лояльность. При этом "Основы философии права" построены на либеральной

теории "абстрактного права". Апологетические черты "Основ" завершаются

оправданием наследственной монархии и майората (Маркс критикует эту

апологетическую тенденцию в трактате "К критике гегелевской философии

права"). Беспардонные нападки на лидера националистически настроенных

студентов Я.-Ф. Фриза во введении к трактату должны были оправдать участие

Гегеля в национальном движении, после того как Пруссия приступила к

реализации так называемого Карловарского постановления. Карловарское

постановление, принятое по предложению Меттерниха, имело антилиберальный

характер и должно было в странах "Священного союза" предотвратить рост

национального и демократического движения.

Философия Гегеля не была философией прусского двора, она была, однако,


в тогдашней Германии властвующей интеллектуальной силой. Вокруг Гегеля

сосредоточилась многочисленная группа последователей, которые вплоть до 40-х

годов представляли главное направление немецкой философии. Наиболее

известными членами гегелевской школы были, в частности, К. Розенкранц, автор

первой биографии Гегеля Г.-А. Габлер, позднейшие критики гегелевской

философии с позиции философии религии Д.-Ф. Штраус и Б. Бауэр, издатель

"Философии истории" Э. Ганс и издатель "Эстетики" Г.-Г. Гото и Др.

Противниками Гегеля были лишь неортодоксальный кантианец Я.-Ф. Фриз и

религиозный философ Э.-Д. Шлейермахер (ныне ценятся его заслуги в области

герменевтики). Берлинский период является в философском отношении

завершением деятельности Гегеля. Гегель в этот период читает лекции,

изданные позже как "Философия истории" ("Philosophic der Geschichte"),

перерабатывает гейдельбергский обзор своей системы, названный "Энциклопедия

философских наук" ("Еncyklopedie der philosophischen Wissenschaften"),

работает над "Философией религии" ("Philosophic der Religion") и "Эстетикой"

("Asthetik"), вышедшими посмертно.

Пантеистический характер философии Гегеля наиболее заметен в его

"Философии религии" и в разделе о религии в "Феноменологии духа". Исходным

пунктом его философии религии является идея о том, что неличное начало мира

познает самое себя. Религиозные представления лишь неадекватная идея

самопознания "абсолютного духа". Адекватной же формой этого осознания может

быть лишь философия, О неортодоксальном характере лекций Гегеля о религии

свидетельствует то, что сотрудником при их посмертном издании был Б. Бауэр,

один из основателей младогегельянского учения и одно время друг Маркса.

Поэтому не случайно, что разложение гегелевской школы наступает именно с

этой стороны.

В условиях жесткого авторитарного режима критика религии была и

косвенной критикой политических отношений. К. Маркс .уже в 1841 г. обращает

внимание на большой социальный резонанс дискуссии о понимании религии

Гегелем, с чего начиналась критика Гегеля в 40-е годы. "Критика неба

превращается, таким образом, в критику земли, критика религии - в критику

права, критика теологии - в критику политики". "Философия религии" наряду с

"Основами философии права" вызывает необходимость критического сведения

счетов с Гегелем, на этот раз с его концепцией общества и истории.


Феноменология духа. Мы уже видели, что Шеллинг дополнил субъективный

идеализм Фихте, согласно которому началом, основой реальности является Я,

хотя оно и было несознательным и выходящим за пределы моего индивидуального

Я потому, что речь шла о Я надындивидуальном, о концепции, в которой основа

реальности такова, что должна примирять субъективное и объективное,

идеальное и реальное. В этой концепции противоположности, возникшие вне

абсолюта, сливаются в единую, неразличимую внутренне основу, принцип.

Перевес "идеального" над "объективным" проявляется в том, что философское

познание, выражающееся в понятиях, понимается как самосознание -абсолютного

начала. Позже, в частности в диалоге "Бруно", заметен сдвиг к более ярко

выраженному идеализму. Абсолютное начало реальности называется идеей, к ней

относятся "понятия", которые являются "образцами" для отдельных областей

реальности.

Вслед за Шеллингом эту концепцию разрабатывал и Гегель. Он подчеркнул,

что абсолютное начало реальности должно быть родственным характеру нашего

мышления, иначе его нельзя зафиксировать мыслью. Гегель разрабатывает тезис

о том, что познание является самосознанием абсолютного начала самои

реальности. В характере реальности - которая в своей основе должна быть

"духовной", чтобы мочь себя осознать,- внутренне содержится и ее родство с

нашим познанием. Поэтому основой реальности, по Гегелю, являются понятия,

"определения мысли", но, разумеется, не субъективные определения мысли, а

объективные.

Наиболее адекватно эта концепция просматривается в "Науке логики". Ее

парадоксальность состоит в том, что, несмотря на ярко выраженный

идеалистический характер, она содержит в себе великое множество фактов,

касающихся объективного мира. Парадокс можно объяснить тем, что с 1801 г.

Гегель продумывал диалектическую концепцию познания и искал для нее

мировоззренческую основу. Простейшим, хотя и мистифицированным, решением

было то, которое он разработал в понятиях "дух", "абсолютный идеал".

Основанием "духа" являются "определения мысли", которые реализуются в

предметном мире и в истории и которые люди постепенно осознают в законах

природы, в законах общества, а затем во всей объективно-идеалистической и

диалектической концепции абсолюта. Подчеркнем, что основа реальности имеет


динамический характер и проявляется в необходимости прогресса, реализуемого

в человеческой истории, и в частности в познании реальности человеком.

Характерным для Гегеля, в частности в "Феноменологии духа", является его

понимание познания, общества и форм, в которых общество осознает само себя,

а также религии и философии. как выражения направленности абсолюта к своему

самопознанию. Это, согласно его взглядам, означает, что абсолют является не

только субстанцией, но и субъектом, т.е. источником собственного движения к

своему самосознанию.

В философской литературе уже при жизни Гегеля разгорелся спор о том,

является ли-"Феноменология" философской "пропедевтикой", т.е. введением в

философию, или ее задача состоит в том, что она предваряет "путь знания к

науке", т. е. Показывает, как знания человечества вылились в философию

Гегеля. В действительности "Феноменология духа" является и тем и другим, ибо

под введением в философию Гегель понимает не объяснение основных понятий, но

оправдание своих философских позиций. Он оправдывает их тем, что показывает

свою систему как завершение предшествующей истории познания и как результат

общественного и культурного развития. Никаких других проверок правильности

Гегель не признавал. С этой позиции понятно,, почему он пишет аналогичное

введение с доказательствами правильности собственных позиций еще дважды -

первый раз как введение к первой части "Энциклопедии", так называемой "Малой

логике", второй раз - в форме "Истории философии". ("Geschichte der

Philosophic"). В этих трех исторических введениях к гегелевской философии

существуют, разумеется, значительные различия. Все они основываются на

методе, который классики марксизма назвали логическим. Логический способ

изложения обнажает Энгельс (в характеристике метода "Капитала" Маркса)

следующим образом: "...этот метод в сущности является не чем иным. как тем

же историческим методом, только освобожденным от исторической формы и от

мешающих случайностей". Разумеется, соотношение "исторического" и

"логического" в каждой из этих работ иное. В "Истории философии"

преобладает, понятно, исторический способ, оба других введения исторический

материал максимально обобщают.

Гегель убежден, что изучение тех этапов, которые прошло человечество на

своем пути к "науке" (т. е, к философии Гегеля), является наилучшей