Файл: история философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 329

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-244-00552-9

IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),

6. Современная модернистская протестантская теология находится под

1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной

XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного

IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,

XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,

1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они

1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом

XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии

1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он

17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на

VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления

1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)

1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической

1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он

Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой

1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и

XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии

1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался

1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта

1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические

1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал

In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам

подготовкой к внутреннему тождеству именно с той позиции, которую и выражает

его философия. Он говорит: "Индивид должен и с содержательной стороны пройти

через образовательные ступени общего духа, но как через формы, которые дух

уже оставил, как через этапы пути, который уже проложен и выровнен...

Нетерпеливость требует невозможного, т. е. достичь цели без средств... Так

как субстанция индивида, так как даже мировой дух был таким терпеливым, что

прошел этими формами в течение длительного промежутка времени и взял на себя

огромный труд. мировой истории... и так как он не мог сознание о самом себе

обрести никаким меньшим трудом, не может индивид и с точки зрения реальности

понять свою сущность каким-либо более коротким путем...".

Характеристика "Феноменологии" как пропедевтики философии не означает,

что это популярная работа. Речь идет исключительно о том, что, когда нашему

духу в "логической" последовательности представят предшествующие формы

общего сознания, он будет учиться быстрее и с осознанием, соответствующим

данной позиции, в которой "дух сознает самое себя, находясь в наличии".

Следует еще сказать о том, что побуждает сознание к тому, чтобы оно оставило

определенное положение как недостаточное и перешло к высшему. Гегель должен

расправиться с аргументом, что сознание не может познать того, что его

положение является неудовлетворительным, если оно не может выйти "за свои

пределы" и увидеть познаваемый предмет так, как он выглядит, независимо от

того, как оно его познает. На это Гегель отвечает, что в том, что сознание

о. предметах знает, всегда содержится определенная двоякость, определенное

различие между тем, как сознание предмет понимает и как предмет предстает

перед сознанием. Сначала кажется, что сознание понимает предмет в согласии с

тем, как он предстает перед ним, но позже накапливается опыт, который не

соответствует этому пониманию. Когда наступает различие между тем, что

сознание о предмете "мнит", и тем, как предмет предстает перед ним, сознание

должно изменить свое "понятие" или свое прямое знание о предмете.

Это объяснение механизма развития нашего познания, разумеется, само по

себе является недостаточным для того, чтобы понять развитие общего сознания

человечества к "науке" (т. е. к гегелевской философии). Известно, что Гегель

отстаивал воззрение на то, что познание заложено в характере


действительности как "духе", который хочет направиться к самоосознанию.

Рассмотрим же хотя бы кратко главные этапы познания, которые прошло

сознание человечества. Гегель называет эти этапы психологическими терминами

(чувственная достоверность, восприятие и рассудок - Verstand), однако эти

названия характеризуют познавательные позиции.

Позицией "чувственной достоверности" является убеждение в адекватности

сознания, которое состоит в том, что сознание фиксирует чувственный образ

предмета и ничего из него не оставляет вне рассмотрения. Гегель преодолевает

эту позицию, "восприятием", которое понимает предмет как вешь со свойствами.

Понимание предмета как вещи с чувственно воспринимаемыми свойствами

обременено целым рядом противоречий: вещь понимается как нечто, что является

и. единичным, и множеством; вещь понимается как самостоятельная единица и

сразу же помещается в контекст с другими вещами. Поэтому сознание оставляет

эту позицию и стремится закрепиться .на позиции "рассудка", ограничивающей

предмет на основе внечувственных сил и законов, которые можно познать лишь в

интеллектуальном контексте.

Позиция рассудка - это позиция, которая за чувственным .явлением ищет

"внутреннее", т. е. внутренний характер вещей. Сознание приближается к

"внутреннему" по двум направлениям. Противопоставление стороны явления и

"внутреннего" приводит к "вещи в себе" Канта. Пустота "внутреннего", "вещи в

себе", вызывается не тем, как говорит Гегель в адрес Канта, что разум

слишком близорук-либо ограничен, но тем, что к ней мы подходим, односторонне

негативно понимая явление.

Понимание явления у Гегеля состоит в том, что от явления мы приходим к

пониманию того, что явление коренится в чем-то ином, к чему нельзя подойти

иначе как рефлексией явления, его интериоризацией, внутренним углублением.

При помощи мысленной разработки явления можно прийти к позитивно

ограниченному внутреннему, или к сущности. По Гегелю, это понимание

соответствует пониманию закона в науке Нового времени у Галилея, Декарта и

Ньютона. То, что позиция Ньютона исторически предшествует Канту, по Гегелю,

не исключает с логической точки зрения их обратного порядка и того, что

Ньютон фактически преодолевает "вещь в себе" Канта как мыслимую возможность,

которую по стечению обстоятельств реализовали только позже.


Гегель, таким образом, отстаивает взгляд на то, что ньютоновское

естествознание стоит выше кантов-ского, а это является доводом его высокой

оценки науки Нового времени. Однако в то же время он считает, что

естествознание, читай: натурфилософия Нового времени, должно было преодолеть

и философскую позицию ньютоновского естествознания, которое основывается на

абстрагировании реальности (явление в нем выступает богаче, чем закон) и не

выражает ее динамического характера. В соотаетствии с пантеистической

мировоззренческой ориентацией Гегель упрекает Ньютона в некоем платонизме,

который проявляется в том, что законы понимаются как отделенные от тех сил,

которыми они руководят, и как выражение движения через покой.

Критика Гегелем позиции ньютоновского естествознания выразительно

завершает его идеализм. Гегель - идеалист, так как основой всего он считает

"общее" - идею, абсолютное понятие, которое, однако,- в соответствии с

пантеистической тенденцией - не находится вне чувственно проявляющейся

реальности, но имманентно ей. К сути этого общего относится также внутреннее

движение. Все, чего оно является основой, имеет тенденцию к внутреннему

развитию.

К. Маркс, который определил "Феноменологию" как "порождение философии

Гегеля", исходной точкой идеалистической мистификации Гегеля считает его

теорию познания. Гегель понимает познание как отождествление нашего разума,

или нашей идеи, с внутренним началом реальности, имеющим идеальный,

"понятийный" характер. Эта проблема наиболее выразительно демонстрирует

характер идеализма Гегеля. Гегель является идеалистом потому, что понимает

сознание как самоосознанную реальность, которая - если она стремится

осознать себя в человеке - должна быть сама по характеру близка к идее, в

которой она себя осознает.

Анализируя в "Феноменологии духа" познание как тождество познающего и

познаваемого, Гегель полагает, что одного теоретического развития сознания

недостаточно для того, чтобы достичь состояния "абсолютного знания". Это

соединение познающего субъекта и реальности происходит, по Гегелю, в

результате прогресса теории, но для него нужен и опыт практического

отношения человека к миру. В этом контексте Гегель разрабатывает известную

теорию о "воспитании" человека посредством труда. Значение труда как


момента, конституирующего в человеке его отношение к предметной реальности,

Гегель рассматривает в известной главе "Господство и рабство". Главная идея

заключается в том, что труд воспитывает человека, благодаря ему человек

отделился от природы и осознал "самостоятельность" внешнего мира. С идеей

труда как педагогики человечества Гегель связывает и концепцию о том, что

раб научится воспринимать идеалистическое отношение к действительности,

потому что он будет смотреть на результаты своей деятельности как на ре-.

зультаты чужого (т. е. господского) намерения. Труд, по Гегелю, является

также некоей практической подготовкой к объективному идеализму.

Концепция господина и раба, видимо, должна быть оправданием

общественного неравенства, потому, что Гегель выводит возникновение

господина и раба из взаимного спора о "признании" двух естественных существ,

которые находятся на переходе к человеческому бытию. "Признание" означает

уважение к тому, что другой не является лишь существом из природы, которое

имеет значение только предмета для чужой воли. В борьбе за "признание" один

из сражающихся попадает под власть страха перед смертью, тогда как другой

подавляет инстинкт сохранения жизни. Этим самым он удостоверяет свое

человеческое возвышение над естественной природной стороной жизни человека.

На первый взгляд кажется, что раб упустил возможность эмансипации от

природного бытия, но стремление к признанию и пережитый ужас квалифицируют

его человеческое качество так же, как и господина.

При оценке того, что было достигнуто в борьбе, Гегель подчеркивает, что

господин является представителем человеческого возвышения над природой, но

это возвышение абстрактно, не диалектично, как это выражено в стоической

философии. Раб также имеет предпосылку более богатого развития,

проявляющуюся в том, что его человечность не приобретена ценой наси-гьного

подавления телесности, которая проецируется и на абстрактное отношение

господина к миру.

Значение, которое имеет раб в истории, связано с тем, что вследствие

своего поражения он принужден работать на господина. Поскольку труд является

"подавленным желанием", то раб учится дисциплине, которая отличает человека

от животного. Это-отрицание природного, но отрицание продуктивное потому,

что оно воплощается в результаты собственного труда. Так как в процессе


труда человек обращен против предметов природы, то и обретает опыт, дающий

ему сведения о "самостоятельности" предмета, т. е. человек познает

независимость предмета от нас и его автономный внутренний характер. Обе

стороны труда - труд как воспитание дисциплины сознательного- существа и

труд как основа нашего опыта о том, что предметный мир независим от нас.. и

имеет автономный характер,- являются вкладом раба в духовное развитие

человечества. Развитие от--ношении господина и раба кончается взаимным

признанием, т. е. тем, что раб обретает равноправие.

Г. Лукач отмечает, что "Феноменология духа" построена на трех больших

областях, которые всегда ведут к одному результату - к пониманию реальности,

которое отстаивает сам Гегель. Первая область указывает, как сознание

человечества научилось приступать к реальности как к самостоятельному

предмету, который тем не менее не чужд ему, ибо в нем усматривается

идеальное, разумное начало. За ней следует другая область, в которой

рассматривается развитие общества, обращенного к развитию "нравственной

реальности" (Sittlichkeit). "Нравственная реальность" - это общество

взаимности, в котором все работают для всех. Гегель приводит два примера

такого общества - "субстанциальную и нравственную реальность" античной

Греции и косвенную "нравственную реальность" Нового времени, в которой

человек анонимно работает для потребности других.

Гегель прослеживает генезис этого общества в главе "Дух, отчужденный от

самого себя", где он показывает процесс отчуждения индивида от своего

естественного бытия для себя, т. е. процесс его сословного включения в

общество и возникновения инди--вида, способного отойти от своей социальной

роли, которая в средние века имела "натуральный" характер. Результатом

процесса "отчуждения", или "воспитания", является индивид, который способен

выполнять различные, судя по обстоятельствам, роли в общественном разделении

труда. Прослеживается и генезис такого отношения к реальности, которое

впоследствии реализуется в "абсолютном знании". Так французская революция

является, между прочим, проявлением состояния, в котором индивид не признает

иную реальность, чем та, которую он считает продуктом своей воли, т. е.

достигается идентификация сознания и предмета, к которой мы пришли -в конце

первой области и в которой сознание на основе своего теоретического развития