Файл: Франчайзинг в россии в отрасли фастфуд.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6.

Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру7.

Франчайзер – это, как правило, крупная фирма, имеющая известную торговую марку, устанавливает определенные законы и правила, по которым франчайзи (малая фирма или предприниматель) строго обязуется работать. В свою очередь, соблюдая правила, франчайзи имеет право на использование имени предприятия, ее репутации, продукта и услуги, а также технологий предприятия. Чтобы получить возможность делать прибыль (положительная разница между доходами и расходами предприятия) за счет имени предприятия, франчайзи обязан сделать первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивать ежемесячные взносы (роялти). Роялти представляет собой платежи, которые покупатель франшизы регулярно (ежемесячно) выплачивает предприятию за пользование его названием, опытом, технологией и т.д. То есть, франчайзи, не являясь полным владельцем товарного знака, арендует его, выплачивая за это ежемесячные взносы. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.

Взаимоотношения между франчайзером и франчайзи могут быть прибыльными, так как франчайзи, например, заинтересован продать как можно больше товара или услуг при минимальных затратах (суммарной стоимости использованных ресурсов). Но при этом, он должен действовать в строго регламентированных рамках ведения бизнеса по франшизе. Франчайзи гораздо легче работать в конкурентной среде при помощи франчайзера, который дает необходимую поддержку, предоставляя клиентскую базу, оборудование, и тд. В свою очередь, франчайзер получает ежемесячные взносы, за предоставляемые возможности для франчайзи. Франчайзинговые отношения, сформированные таким образом, могут успешно работать на рынке почти любого сегмента.

В настоящее время, в зависимости от целей исследования, многие авторы сосредотачиваются на одном определенном аспекте франчайзинга. Например, Галетко А. Н. считает, что франчайзинг представляет собой рыночно-ориентированный метод реализации деловых услуг
, покупателями которых в основном являются независимые инвесторы (юридические или физические лица, которые вкладывают капитал в проекты с целью получения прибыли), у которых имеется в распоряжении оборотный капитал (капитал, инвестируемый в проект) но они не обладают опытом ведения бизнеса.8 Можно отметить, что данное определение является размытым, но в тоже время в нем присутствует указание на то, что франчайзер для франчайзи выступает в качестве поставщика деловых услуг.

В.Б. Фролова отмечает, что франчайзинг относится к особой форме организации бизнес-среды, что дает возможность предприятию-лидеру создавать и поддерживать свои позиции на рынке товаров и услуг.9 В этом определении выделяется важнейшая характеристика франчайзинга, такая как организация среды бизнеса, которая осуществляется в интересах франчайзера, однако отсутствуют отличительные черты франчайзинга от других форм взаимодействия между предприятиями.

По мнению А. Майера франчайзинг может рассматривается как форма кооперации (объединения) между предприятиями, при которой владелец интеллектуальной собственности (результаты интеллектуальной деятельности, которые охраняются законом) предоставляет право на ее использование другому предпринимателю, который должен осуществлять коммерческую деятельность в соответствии с предоставленной ему интеллектуальной собственности10. Достоинством этого определения является то, что в нем отмечено обязательство франчайзи осуществлять коммерческую деятельность только под торговой маркой франчайзера. Однако, в определении не указано, что передача интеллектуальной собственности осуществляется на платной основе.

А.С. Лысак отмечает, что франчайзинг представляет собой такую форму ведения бизнеса, в соответствии с которой франчайзер осуществляет разработку модели бизнес-процесса и передает права на ведение бизнеса другому предпринимателя (франчайзи).11 В данном определении указывается на предоставления готовой модели ведения бизнеса, но никак не обозначена схема такой передачи.

Существует несколько классификаций видов франчайзинга, которые определяются ключевыми критериями, используемыми для определения того или иного вида. Известный российский специалист по франчайзингу Владимир Колесников выделяет шесть вариантов вида франчайзинга:

Вариант 1: классификация по характеру деятельности объекта франчайзинга;

Вариант 2: классификация по количеству франшиз;



Вариант 3: классификация по стратегии расширения франшизного бизнеса;

Вариант 4: Классификация по структуре построения франшизовой системы;

Вариант 5: Классификация по месту франшизодателя в структуре сбытового канала;

Вариант 6: Классификация по стоимости франшизы с позиции инвестора.

В рамках работы будет рассмотрена классификация по характеру деятельности объекта франчайзинга, так как именно эта классификация будет использоваться в дальнейшем в работе.

Согласно, В. Колесникову, существует три основных вида франшиз в классификации по характеру деятельности объекта франчайзинга:

- товарный франчайзинг;

- производственный франчайзинг;

- деловой франчайзинг.

Товарный франчайзинг – способ ведения бизнеса, при котором франчайзи получает право продажи готового товара или услуг от франчайзера, при этом имея ограничения на конкретную территорию. Товарный франчайзинг передает исключительные права франчайзи на реализацию готовой продукции, выпускаемой франчайзером. Франчайзи, заключив франчайзинговый договор, имеет право использовать бренд франчайзера, а также пользоваться поддержкой франчайзера в оформлении торговой точки, обучении персонала, маркетинге.

В свою очередь, франчайзи, становясь представителем данной торговой марки, получает обязанность совершать закупки продукции у своего франчайзера (предприятия, которое предоставляет франшизу) и исключает возможности реализации товаров, которые могли бы составить конкуренцию данной продукции.

В целом, работая по системе торгового франчайзинга, франчайзер получает возможность увеличить реализацию своего продукта, а так же регулировать равномерное распределения продаж между различными регионами.

Производственный франчайзинг обязует франшизодателя, обладающего запатентованной технологией производства продукции передать франшизополучателю (предприятия, которое приобретает франшизу), которэксклюзивное право на производство и сбыт продукции под товарным знаком франчайзера. Франчайзи обязуется действовать на определенной ограниченной территории и использовать сырье, материалы и технологии, поставляемые исключительно франчайзером. Франчайзинг можно назвать производственным, если только франчайзер имеет какой-либо уникальный товар или же использует собственную запатентованную технологию. Заключив договор, франчайзер передает точное описание технологии производства товара обладателю франшизы, по которому он производит и продает продукцию, используя товарный знак предприятия. Такой тип франчайзинга наиболее часто встречается в сфере производства безалкогольных напитков, когда у предприятия, в разных регионах расположены заводы по производству напитков.


Деловой франчайзинг предполагает продажу франшизы на определенный вид деятельности. По определению В.Колесникова сервисный франчайзинг – это такой способ ведения бизнеса, при котором франчайзер как обладатель отработанной успешной модели франшизного бизнеса передает право, ограниченное конкретной территорией, франчайзи (франчайзи) открыть собственное предприятие такого же профиля. Франчайзи имеет право полностью скопировать формат франшизного бизнеса по определенной модели путем покупки лицензии на определенный вид деятельности в сфере услуг под товарным знаком франшизодателя.

Деловой (или бизнес-формат) франчайзинг наиболее часто применяется в сфере обслуживания и в ресторанном бизнесе. Франшиза по данному типу имеет определенные преимущества: она помогает быстро внедрить новей технологии и навыки управления и обеспечить эффективное обучение менеджеров, и впоследствии управление персоналом.

Франчайзи оформляет точку на определенной территории, под товарным знаком франчайзера и пользуется его поддержкой в оборудовании помещения, обучении персонала, а также получает право пользоваться определенной информацией (фирменными рецептами блюд), базой данных, программным обеспечением.

Таким образом, франчайзинг – это форма организации взаимодействия между двумя независимыми предприятиями, при которой одно предприятие (франчайзер) предоставляет другому предприятию (франчайзи) право на применение своей торговой марки, а также формат ведение бизнеса, что ограничено определённым сроком, территорией и осуществляется за определенную плату.

При создании и развитии франчайзинговой системы рассматривается пять позиций:

1. Франчайзинг приносит дополнительные деньги для распространения бизнеса. В случае, когда предприятие имеет цель своего развития на региональном, национальном или международном уровне, то возникнет потребность в дополнительных инвестициях, которые будут направлены на программу развития. Франчайзи осуществляет первый взнос и приобретает определенный франчайзинговый пакет.

2. За счет франчайзинга появляется возможность осуществить расширение деятельности предприятия в короткие сроки на новом рынке, а также укрепить свои позиции на существующем рынке.

3. Франчайзинг позволяет потребителям получить больше информации о продуктах и услугах предприятия.

4. Франчайзинг позволяет организовать собственный бизнес, но с наименьшими рисками, так как франчайзи может рассчитывает на профессиональную поддержку от франчайзера, что поможет ему избежать тех ошибок, которые делают другие начинающие предприниматели. 


5.Франчайзинг представляет собой быстрое и эффективное начало бизнеса. Франчайзи не должен беспокоится о проблемах, которые могут возникнуть на начально этапе ведения бизнеса в следствии отсутствия опыта. Франчайзингом устанавливаются четкие территориальные границы ведения бизнеса, что определяется условиями договора франчайзинга12.

Самым большим преимуществом является то, что, покупая франшизу, франчайзи получает практически готовый бизнес. Он является владельцем собственного предприятия, но при этом, он получает профессиональную поддержку со стороны франчайзера, помогающего избежать ошибок и проблем, которые зачастую возникают у других предпринимателей. Роль франчайзера – заботиться о франчайзи, остерегая его от принятия неверных решений, которые могут повлечь за собой большие неприятности в бизнесе или вовсе уничтожить его.

Франчайзинг – это быстрый и эффективный способ открыть свой бизнес без рисков. Франчайзер предоставляет всю необходимую информацию франчайзи, которая позволяет ему выбрать наиболее выгодное местоположение для открытия торговой точки уже под существующим известным брендом, а также использовать уже выработанные и успешно работающие стратегии ведения бизнеса. Кроме того, уже существующая бизнес-технология, предоставленная франчайзером, позволяет сэкономить значительные средства на рекламе и «раскрутке» своего бизнеса. Разница между магазинами, которыми владеет франчайзи и франчайзер несущественна, таким образом, для клиента невозможно отличить корпоративный магазин (тип розничного магазина, который объединяет несколько магазинов и принадлежит одному владельцу) от франшизованного.

Также, при вступлении во франчайзинговые отношения, прежде чем открыть торговую точку, франчайзи проходит специальное обучение, которое помогает ему стать специалистом в новом бизнесе.

Франчайзер также обеспечивает франчайзи постоянной методической и информационной поддержкой и после открытия франчайзингового бизнеса, консультируя по вопросам управления бизнесом.

Франчайзинг повышает конкурентоспособность бизнеса. Для франчайзи устанавливаются четкие территориальные границы, которые являются условиями франчайзингового договора. Таким образом, в отличие от индивидуального предпринимателя, который никогда не знает, где возникнет наибольшая конкуренция, франчайзи может не беспокоиться за соперничество с другими владельцами этой же франшизы. Также, франчайзи получает рекламу своего бизнеса в более крупных масштабах, чем индивидуальные предприятия. Это освобождает его от необходимости дополнительно расходовать средства на рекламу своего предприятия.