Файл: Франчайзинг в россии в отрасли фастфуд.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
клиентами при посещении других городов, где данная сеть присутствует. Приобретение франшизы выгодно и франчайзи, так он при этом приобретает уже отлаженный бизнес, сокращает издержки по привлечению целевой аудитории и отработке технологии производства и обслуживания потребителей. Кроме того, франчайзи имеет возможность получить не только конкурентное преимущество от использования знаний и технологий франчайзера, но и последующее консультационное и рекламное сопровождение бизнеса, возможность гарантированной поставки сырья, материалов и т.п. Как отмечается в журнале «Ресторанные ведомости» рынок франшиз в России, не смотря на общее замедление или снижения продаж в отдельных сегментах общественного питания динамично развивается.

На Российском рынке пиццерийного бизнеса, функционирующих по франчайзингу, доминирует российская компания «Додо Пицца». Бизнес-модель, которую «Додо Пицца» предложила для франчайзинга требует существенно меньше инвестиций, чем у американских брендов. Например, инвестиции во франшизу у «Додо Пицца» начинаются от 3 млн. рублей (в зависимости от формата и места расположения) в то время как у Domino’s Pizza от 10-ти млн. рублей. Также различаются роялти. У «Додо Пицца» от 3,5% в первый год до 5% со второго года функционирования, в то время как у Domino’s Pizza от 3,5% до 7% в зависимости от индивиду- 100 Экономика регионов России: современное состояние и прогнозные перспективы альных условий. В итоге средняя окупаемость инвестиций у «Додо Пицца» от 12 месяцев, а у Domino’s Pizza от 24 месяцев. Именно такие условия ведения бизнеса являются наиболее привлекательными для субъектов малого бизнеса, которые всегда ограничены в финансовых ресурсах. Кроме того, как отмечают пользователи франшиз «Додо Пицца» данная бизнес-модель наиболее адаптирована к российским условиям и в результате присутствует в более чем в 160 российских городах – от Владивостока до Калининграда.

На основании данных Российской ассоциации франчайзинга на конец 2021 года из всей массы предприятий крупного, среднего и малого бизнеса на территории Российской Федерации менее пяти процентов работают по схеме франчайзинга (рис. 1).




Рисунок 1 - Динамика роста франчайзеров в России17
Современный оборот франчайзинга в России, по данным экспертов, оценивается сегодня примерно в 5,9 млрд. долл., что составляет около 4% товарооборота страны. Если учесть, что в развитых странах во франчайзинге вращается от 40 до 60% общего товарооборота, то можно понять, каков потенциал у франчайзинга в России.

Таким образом, в российской экономике франчайзинг приобретает все большую популярность, несмотря на противодействие негативных факторов.


Выводы по Главе 1




Франчайзинг - это форма договорных отношений, оформленных франчайзинговым договором и которые выходят за пределы простого лицензирования и включают временную передачу права на пользование объектом интеллектуальной собственности, и одновременно выступает объектом франчайзингового договора.

Основным преимуществом франчайзинга является известность бренда и лояльность клиентов, также к преимуществам можно отнести быстрый старт бизнеса, маркетинговую и рекламную поддержку со стороны франчайзи.

Основным недостатком франчайзинга является высокая стоимость франшизы также нужно придерживаться четких правил и стандартов. Также недостатком ограничения в ведении дел и особенности договоров, которые являются более выгодными для владельцев франшиз.

Глава 2. Анализ франчайзинговой деятельности предприятия


2.1 Краткая характеристика компании



«Крошка-Картошка» — это известная российская сеть ресторанов быстрого питания, развивающая свой уникальный формат блюд на основе печеного картофеля со множеством аппетитных наполнителей.

«Крошка-Картошка» давно на рынке и прочно укрепила свои позиции. Увеличение конкуренции вызывает необходимость поиска новых путей совершенствования деятельности, различных способов стимулирования сбыта продуктов и услуг.

За время существования на российском рынке, была создана и налажена локальная сеть поставщиков всей продукции. На сегодняшний день 85 % продукции предприятие закупает у российских представителей. Это позволило создать более 100 000 рабочих мест на предприятиях поставщиков.

На производстве всех поставщиков «Крошка-Картошка» в обязательном порядке внедрена и действует система анализа рисков и критических контрольных точек HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Points), контролирующая безопасность продукции.

На конкурентоспособность ресторанов быстрого питания «Крошка-Картошка» оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

Рассмотрим внешнюю среду ресторана.

Исследование внешней среды осуществлялось путем изучения влияния факторов макро- и микросреды на деятельность ресторана «Крошка-Картошка». Исследуемое предприятие занимает достаточно удобное положение на рынке ресторанных услуг, но, несмотря на это, для укрепления своих позиций на рынке необходимо привлекать потенциальных клиентов заведения.


Состояние внешней среды ресторана «Крошка-Картошка» характеризуется высоким уровнем инфляции, безработицы.

Благоприятные факторы внешней среды:

1) Социально-культурный аспект. Как уже было сказано выше, современная жизнь не позволяет нам стоять на месте. Поэтому быстрое питание пользуется большой популярностью у таких социальных групп людей как: студенты и бизнесмены. На их выбор влияет удобное расположение ресторанов, быстрое обслуживания, доступные цены.

2) Технико-технологический аспект. Анализ технической среды, позволяет вовремя внедрять ресторанам различные инновации. Развитие сети Интернет позволяет улучшить процессы доставки, рекламы, обеспечить конкурентоспособность предприятия. Также технические новшества совершенствует процессы производства. Качество и вкус продуктов становятся выше.

3) Экономический аспект. Большое количество предприятий питания, создает рабочие места. Кроме этого обеспечивает работой своих партнеров: поставщиков продукции, производителей оборудования, маркетинговые агентства и т.д. Система поставщиков была создана предприятием с нуля. А теперь она имеет развитие от Калининграда до Сибири. Также начинает применяться франчайзинговая система, для освоения рынка в Сибири.

Неблагоприятные факторы внешней среды:

1) Социально-культурный аспект. Быстрое питание не является полезным. При постоянном употреблении оно может вызвать проблемы со здоровьем, ожирение и т.п. Из-за этого люди негативно относятся к заведениям быстрого питания.

2) Технико- технологический аспект. Во многих других ресторанах быстрого питания, появляются современные веяния, связанные с развитием глобальный мировой сети Интернет. Появляются приложения с возможностью заказа онлайн, получение бонусных купонов на продукцию, доставка еды и т.п.

3) Экономический аспект. Экономическая ситуация в стране влияет на посещаемость заведений. Колебания курсов валют заставляют рестораны повышать цены. Возможны перебои в поставках продукции. Большое количество фирм конкурентов.

4) Политико-правовой аспект. Государство против быстрого питания. Вводятся различные программы для закрытия заведений быстрого питания. Ужесточение налогового законодательства, введение новых стандартов Роспотребнадзора и т.п.

Таблица 1

Результаты анализа общего окружения ресторана «Крошка-Картошка»

Благоприятные факторы общего окружения

Неблагоприятные факторы общего окружения

1) Современный ритм жизни

1) Мода на правильное питание

2) Качество продукции и

обслуживания

2) Экономический спад, связанный с санкциями к РФ. Нестабильность курса рубля

3) Создание рабочих мест

3) Большое количество конкурентов на рынке, с замещающей друг друга продукцией.

4) Развитая маркетинговая сеть

4) Ужесточение законодательства, сокращение льгот по налогам.

5) Участие в благотворительности и спонсорство различных мероприятий

5) Падение платежеспособности населения.

6) Надежная система поставщиков

6) Текучесть кадров. Слабый уровень подготовки менеджеров среднего звена.


Проанализируем общую ситуацию в отрасли. В целом, рынок быстрого питания в России относительно молод. Он стремительно растет, в основном, за счет сетевых заведений. Все фирмы поддерживают средний уровень цен и конкурируют по таким параметрам, как реклама, качество продукции, обслуживание и т.п. Многие фирмы конкурируют между собой при проведении внешних мероприятий, где могут выступать в качестве финансовых спонсоров. Помимо этого, рестораны занимаются благотворительностью и помогают некоммерческим организациям. Внедряют программы по защите окружающей среды. Вместе с тем методы дополнительного стимулирования покупателей быстро копируются конкурентами, и приходится прилагать немало усилий для сохранения положения на рынке.

Сегмент заведений быстрого обслуживания остается основным в индустрии общественного питания. На его долю приходится в среднем не менее 30-40% всех продаж общепита. В условиях спада в экономике и ожидаемого сужения спроса сегмент рынка будет испытывать наименьшее давление, оставаясь максимально устойчивым. В денежном выражении эта часть рынка общепита сохранит в ближайшие 1-2 года динамику роста в диапазоне 10-15%. Современная автоматизация в сфере фастфуда вполне может обеспечивать высокий уровень качества продукции, достаточную проходимость ресторанов и скорость обслуживания посетителей. Главная цель нового игрока - управление человеческими ресурсами, формирование корпоративной культуры обслуживания и социальная активность. Нынешним лидерам рынка для того, чтобы переделать систему менеджмента в соответствии с новыми потребностями клиентов, понадобится много времени и инвестиций в реорганизацию бизнес-процессов. Новые же игроки имеют сейчас уникальную возможность сразу выстроить эффективную гибкую корпоративную систему, систему франчайзинга и в короткие сроки масштабировать бизнес, заполучив солидную долю рынка с перспективой ее дальнейшего удержания и увеличения.