ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы франчайзинга
1.1 Основные понятия франчайзинга
1.2 Особенности применения франчайзинга в России в отрасли фаст-фуд
Глава 2. Анализ франчайзинговой деятельности предприятия
2.1 Краткая характеристика компании
2.2 Система построения фрначайзингового бизнеса компании
3.2 Базовый план по содержанию проекта
клиентами при посещении других городов, где данная сеть присутствует. Приобретение франшизы выгодно и франчайзи, так он при этом приобретает уже отлаженный бизнес, сокращает издержки по привлечению целевой аудитории и отработке технологии производства и обслуживания потребителей. Кроме того, франчайзи имеет возможность получить не только конкурентное преимущество от использования знаний и технологий франчайзера, но и последующее консультационное и рекламное сопровождение бизнеса, возможность гарантированной поставки сырья, материалов и т.п. Как отмечается в журнале «Ресторанные ведомости» рынок франшиз в России, не смотря на общее замедление или снижения продаж в отдельных сегментах общественного питания динамично развивается.
На Российском рынке пиццерийного бизнеса, функционирующих по франчайзингу, доминирует российская компания «Додо Пицца». Бизнес-модель, которую «Додо Пицца» предложила для франчайзинга требует существенно меньше инвестиций, чем у американских брендов. Например, инвестиции во франшизу у «Додо Пицца» начинаются от 3 млн. рублей (в зависимости от формата и места расположения) в то время как у Domino’s Pizza от 10-ти млн. рублей. Также различаются роялти. У «Додо Пицца» от 3,5% в первый год до 5% со второго года функционирования, в то время как у Domino’s Pizza от 3,5% до 7% в зависимости от индивиду- 100 Экономика регионов России: современное состояние и прогнозные перспективы альных условий. В итоге средняя окупаемость инвестиций у «Додо Пицца» от 12 месяцев, а у Domino’s Pizza от 24 месяцев. Именно такие условия ведения бизнеса являются наиболее привлекательными для субъектов малого бизнеса, которые всегда ограничены в финансовых ресурсах. Кроме того, как отмечают пользователи франшиз «Додо Пицца» данная бизнес-модель наиболее адаптирована к российским условиям и в результате присутствует в более чем в 160 российских городах – от Владивостока до Калининграда.
На основании данных Российской ассоциации франчайзинга на конец 2021 года из всей массы предприятий крупного, среднего и малого бизнеса на территории Российской Федерации менее пяти процентов работают по схеме франчайзинга (рис. 1).
Рисунок 1 - Динамика роста франчайзеров в России17
Современный оборот франчайзинга в России, по данным экспертов, оценивается сегодня примерно в 5,9 млрд. долл., что составляет около 4% товарооборота страны. Если учесть, что в развитых странах во франчайзинге вращается от 40 до 60% общего товарооборота, то можно понять, каков потенциал у франчайзинга в России.
Таким образом, в российской экономике франчайзинг приобретает все большую популярность, несмотря на противодействие негативных факторов.
Франчайзинг - это форма договорных отношений, оформленных франчайзинговым договором и которые выходят за пределы простого лицензирования и включают временную передачу права на пользование объектом интеллектуальной собственности, и одновременно выступает объектом франчайзингового договора.
Основным преимуществом франчайзинга является известность бренда и лояльность клиентов, также к преимуществам можно отнести быстрый старт бизнеса, маркетинговую и рекламную поддержку со стороны франчайзи.
Основным недостатком франчайзинга является высокая стоимость франшизы также нужно придерживаться четких правил и стандартов. Также недостатком ограничения в ведении дел и особенности договоров, которые являются более выгодными для владельцев франшиз.
«Крошка-Картошка» — это известная российская сеть ресторанов быстрого питания, развивающая свой уникальный формат блюд на основе печеного картофеля со множеством аппетитных наполнителей.
«Крошка-Картошка» давно на рынке и прочно укрепила свои позиции. Увеличение конкуренции вызывает необходимость поиска новых путей совершенствования деятельности, различных способов стимулирования сбыта продуктов и услуг.
За время существования на российском рынке, была создана и налажена локальная сеть поставщиков всей продукции. На сегодняшний день 85 % продукции предприятие закупает у российских представителей. Это позволило создать более 100 000 рабочих мест на предприятиях поставщиков.
На производстве всех поставщиков «Крошка-Картошка» в обязательном порядке внедрена и действует система анализа рисков и критических контрольных точек HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Points), контролирующая безопасность продукции.
На конкурентоспособность ресторанов быстрого питания «Крошка-Картошка» оказывают влияние внешние и внутренние факторы.
Рассмотрим внешнюю среду ресторана.
Исследование внешней среды осуществлялось путем изучения влияния факторов макро- и микросреды на деятельность ресторана «Крошка-Картошка». Исследуемое предприятие занимает достаточно удобное положение на рынке ресторанных услуг, но, несмотря на это, для укрепления своих позиций на рынке необходимо привлекать потенциальных клиентов заведения.
Состояние внешней среды ресторана «Крошка-Картошка» характеризуется высоким уровнем инфляции, безработицы.
Благоприятные факторы внешней среды:
1) Социально-культурный аспект. Как уже было сказано выше, современная жизнь не позволяет нам стоять на месте. Поэтому быстрое питание пользуется большой популярностью у таких социальных групп людей как: студенты и бизнесмены. На их выбор влияет удобное расположение ресторанов, быстрое обслуживания, доступные цены.
2) Технико-технологический аспект. Анализ технической среды, позволяет вовремя внедрять ресторанам различные инновации. Развитие сети Интернет позволяет улучшить процессы доставки, рекламы, обеспечить конкурентоспособность предприятия. Также технические новшества совершенствует процессы производства. Качество и вкус продуктов становятся выше.
3) Экономический аспект. Большое количество предприятий питания, создает рабочие места. Кроме этого обеспечивает работой своих партнеров: поставщиков продукции, производителей оборудования, маркетинговые агентства и т.д. Система поставщиков была создана предприятием с нуля. А теперь она имеет развитие от Калининграда до Сибири. Также начинает применяться франчайзинговая система, для освоения рынка в Сибири.
Неблагоприятные факторы внешней среды:
1) Социально-культурный аспект. Быстрое питание не является полезным. При постоянном употреблении оно может вызвать проблемы со здоровьем, ожирение и т.п. Из-за этого люди негативно относятся к заведениям быстрого питания.
2) Технико- технологический аспект. Во многих других ресторанах быстрого питания, появляются современные веяния, связанные с развитием глобальный мировой сети Интернет. Появляются приложения с возможностью заказа онлайн, получение бонусных купонов на продукцию, доставка еды и т.п.
3) Экономический аспект. Экономическая ситуация в стране влияет на посещаемость заведений. Колебания курсов валют заставляют рестораны повышать цены. Возможны перебои в поставках продукции. Большое количество фирм конкурентов.
4) Политико-правовой аспект. Государство против быстрого питания. Вводятся различные программы для закрытия заведений быстрого питания. Ужесточение налогового законодательства, введение новых стандартов Роспотребнадзора и т.п.
Таблица 1
Результаты анализа общего окружения ресторана «Крошка-Картошка»
Проанализируем общую ситуацию в отрасли. В целом, рынок быстрого питания в России относительно молод. Он стремительно растет, в основном, за счет сетевых заведений. Все фирмы поддерживают средний уровень цен и конкурируют по таким параметрам, как реклама, качество продукции, обслуживание и т.п. Многие фирмы конкурируют между собой при проведении внешних мероприятий, где могут выступать в качестве финансовых спонсоров. Помимо этого, рестораны занимаются благотворительностью и помогают некоммерческим организациям. Внедряют программы по защите окружающей среды. Вместе с тем методы дополнительного стимулирования покупателей быстро копируются конкурентами, и приходится прилагать немало усилий для сохранения положения на рынке.
Сегмент заведений быстрого обслуживания остается основным в индустрии общественного питания. На его долю приходится в среднем не менее 30-40% всех продаж общепита. В условиях спада в экономике и ожидаемого сужения спроса сегмент рынка будет испытывать наименьшее давление, оставаясь максимально устойчивым. В денежном выражении эта часть рынка общепита сохранит в ближайшие 1-2 года динамику роста в диапазоне 10-15%. Современная автоматизация в сфере фастфуда вполне может обеспечивать высокий уровень качества продукции, достаточную проходимость ресторанов и скорость обслуживания посетителей. Главная цель нового игрока - управление человеческими ресурсами, формирование корпоративной культуры обслуживания и социальная активность. Нынешним лидерам рынка для того, чтобы переделать систему менеджмента в соответствии с новыми потребностями клиентов, понадобится много времени и инвестиций в реорганизацию бизнес-процессов. Новые же игроки имеют сейчас уникальную возможность сразу выстроить эффективную гибкую корпоративную систему, систему франчайзинга и в короткие сроки масштабировать бизнес, заполучив солидную долю рынка с перспективой ее дальнейшего удержания и увеличения.
На Российском рынке пиццерийного бизнеса, функционирующих по франчайзингу, доминирует российская компания «Додо Пицца». Бизнес-модель, которую «Додо Пицца» предложила для франчайзинга требует существенно меньше инвестиций, чем у американских брендов. Например, инвестиции во франшизу у «Додо Пицца» начинаются от 3 млн. рублей (в зависимости от формата и места расположения) в то время как у Domino’s Pizza от 10-ти млн. рублей. Также различаются роялти. У «Додо Пицца» от 3,5% в первый год до 5% со второго года функционирования, в то время как у Domino’s Pizza от 3,5% до 7% в зависимости от индивиду- 100 Экономика регионов России: современное состояние и прогнозные перспективы альных условий. В итоге средняя окупаемость инвестиций у «Додо Пицца» от 12 месяцев, а у Domino’s Pizza от 24 месяцев. Именно такие условия ведения бизнеса являются наиболее привлекательными для субъектов малого бизнеса, которые всегда ограничены в финансовых ресурсах. Кроме того, как отмечают пользователи франшиз «Додо Пицца» данная бизнес-модель наиболее адаптирована к российским условиям и в результате присутствует в более чем в 160 российских городах – от Владивостока до Калининграда.
На основании данных Российской ассоциации франчайзинга на конец 2021 года из всей массы предприятий крупного, среднего и малого бизнеса на территории Российской Федерации менее пяти процентов работают по схеме франчайзинга (рис. 1).
Рисунок 1 - Динамика роста франчайзеров в России17
Современный оборот франчайзинга в России, по данным экспертов, оценивается сегодня примерно в 5,9 млрд. долл., что составляет около 4% товарооборота страны. Если учесть, что в развитых странах во франчайзинге вращается от 40 до 60% общего товарооборота, то можно понять, каков потенциал у франчайзинга в России.
Таким образом, в российской экономике франчайзинг приобретает все большую популярность, несмотря на противодействие негативных факторов.
Выводы по Главе 1
Франчайзинг - это форма договорных отношений, оформленных франчайзинговым договором и которые выходят за пределы простого лицензирования и включают временную передачу права на пользование объектом интеллектуальной собственности, и одновременно выступает объектом франчайзингового договора.
Основным преимуществом франчайзинга является известность бренда и лояльность клиентов, также к преимуществам можно отнести быстрый старт бизнеса, маркетинговую и рекламную поддержку со стороны франчайзи.
Основным недостатком франчайзинга является высокая стоимость франшизы также нужно придерживаться четких правил и стандартов. Также недостатком ограничения в ведении дел и особенности договоров, которые являются более выгодными для владельцев франшиз.
Глава 2. Анализ франчайзинговой деятельности предприятия
2.1 Краткая характеристика компании
«Крошка-Картошка» — это известная российская сеть ресторанов быстрого питания, развивающая свой уникальный формат блюд на основе печеного картофеля со множеством аппетитных наполнителей.
«Крошка-Картошка» давно на рынке и прочно укрепила свои позиции. Увеличение конкуренции вызывает необходимость поиска новых путей совершенствования деятельности, различных способов стимулирования сбыта продуктов и услуг.
За время существования на российском рынке, была создана и налажена локальная сеть поставщиков всей продукции. На сегодняшний день 85 % продукции предприятие закупает у российских представителей. Это позволило создать более 100 000 рабочих мест на предприятиях поставщиков.
На производстве всех поставщиков «Крошка-Картошка» в обязательном порядке внедрена и действует система анализа рисков и критических контрольных точек HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Points), контролирующая безопасность продукции.
На конкурентоспособность ресторанов быстрого питания «Крошка-Картошка» оказывают влияние внешние и внутренние факторы.
Рассмотрим внешнюю среду ресторана.
Исследование внешней среды осуществлялось путем изучения влияния факторов макро- и микросреды на деятельность ресторана «Крошка-Картошка». Исследуемое предприятие занимает достаточно удобное положение на рынке ресторанных услуг, но, несмотря на это, для укрепления своих позиций на рынке необходимо привлекать потенциальных клиентов заведения.
Состояние внешней среды ресторана «Крошка-Картошка» характеризуется высоким уровнем инфляции, безработицы.
Благоприятные факторы внешней среды:
1) Социально-культурный аспект. Как уже было сказано выше, современная жизнь не позволяет нам стоять на месте. Поэтому быстрое питание пользуется большой популярностью у таких социальных групп людей как: студенты и бизнесмены. На их выбор влияет удобное расположение ресторанов, быстрое обслуживания, доступные цены.
2) Технико-технологический аспект. Анализ технической среды, позволяет вовремя внедрять ресторанам различные инновации. Развитие сети Интернет позволяет улучшить процессы доставки, рекламы, обеспечить конкурентоспособность предприятия. Также технические новшества совершенствует процессы производства. Качество и вкус продуктов становятся выше.
3) Экономический аспект. Большое количество предприятий питания, создает рабочие места. Кроме этого обеспечивает работой своих партнеров: поставщиков продукции, производителей оборудования, маркетинговые агентства и т.д. Система поставщиков была создана предприятием с нуля. А теперь она имеет развитие от Калининграда до Сибири. Также начинает применяться франчайзинговая система, для освоения рынка в Сибири.
Неблагоприятные факторы внешней среды:
1) Социально-культурный аспект. Быстрое питание не является полезным. При постоянном употреблении оно может вызвать проблемы со здоровьем, ожирение и т.п. Из-за этого люди негативно относятся к заведениям быстрого питания.
2) Технико- технологический аспект. Во многих других ресторанах быстрого питания, появляются современные веяния, связанные с развитием глобальный мировой сети Интернет. Появляются приложения с возможностью заказа онлайн, получение бонусных купонов на продукцию, доставка еды и т.п.
3) Экономический аспект. Экономическая ситуация в стране влияет на посещаемость заведений. Колебания курсов валют заставляют рестораны повышать цены. Возможны перебои в поставках продукции. Большое количество фирм конкурентов.
4) Политико-правовой аспект. Государство против быстрого питания. Вводятся различные программы для закрытия заведений быстрого питания. Ужесточение налогового законодательства, введение новых стандартов Роспотребнадзора и т.п.
Таблица 1
Результаты анализа общего окружения ресторана «Крошка-Картошка»
Благоприятные факторы общего окружения | Неблагоприятные факторы общего окружения |
1) Современный ритм жизни | 1) Мода на правильное питание |
2) Качество продукции и обслуживания | 2) Экономический спад, связанный с санкциями к РФ. Нестабильность курса рубля |
3) Создание рабочих мест | 3) Большое количество конкурентов на рынке, с замещающей друг друга продукцией. |
4) Развитая маркетинговая сеть | 4) Ужесточение законодательства, сокращение льгот по налогам. |
5) Участие в благотворительности и спонсорство различных мероприятий | 5) Падение платежеспособности населения. |
6) Надежная система поставщиков | 6) Текучесть кадров. Слабый уровень подготовки менеджеров среднего звена. |
Проанализируем общую ситуацию в отрасли. В целом, рынок быстрого питания в России относительно молод. Он стремительно растет, в основном, за счет сетевых заведений. Все фирмы поддерживают средний уровень цен и конкурируют по таким параметрам, как реклама, качество продукции, обслуживание и т.п. Многие фирмы конкурируют между собой при проведении внешних мероприятий, где могут выступать в качестве финансовых спонсоров. Помимо этого, рестораны занимаются благотворительностью и помогают некоммерческим организациям. Внедряют программы по защите окружающей среды. Вместе с тем методы дополнительного стимулирования покупателей быстро копируются конкурентами, и приходится прилагать немало усилий для сохранения положения на рынке.
Сегмент заведений быстрого обслуживания остается основным в индустрии общественного питания. На его долю приходится в среднем не менее 30-40% всех продаж общепита. В условиях спада в экономике и ожидаемого сужения спроса сегмент рынка будет испытывать наименьшее давление, оставаясь максимально устойчивым. В денежном выражении эта часть рынка общепита сохранит в ближайшие 1-2 года динамику роста в диапазоне 10-15%. Современная автоматизация в сфере фастфуда вполне может обеспечивать высокий уровень качества продукции, достаточную проходимость ресторанов и скорость обслуживания посетителей. Главная цель нового игрока - управление человеческими ресурсами, формирование корпоративной культуры обслуживания и социальная активность. Нынешним лидерам рынка для того, чтобы переделать систему менеджмента в соответствии с новыми потребностями клиентов, понадобится много времени и инвестиций в реорганизацию бизнес-процессов. Новые же игроки имеют сейчас уникальную возможность сразу выстроить эффективную гибкую корпоративную систему, систему франчайзинга и в короткие сроки масштабировать бизнес, заполучив солидную долю рынка с перспективой ее дальнейшего удержания и увеличения.