Файл: Франчайзинг в россии в отрасли фастфуд.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Бизнес, концепция франчайзинг всегда предлагает много преимуществ и для франчайзи, и для франчайзора. Но при обращении к франчайзингу необходимо рассматривать и преимущества, и недостатки.

К недостаткам франчайзинга относятся следующие:

  1. Отсутствует возможность завершения взаимоотношений с франчайзи, который нарушает правила системы. Договором франчайзинга определяется природа взаимоотношений между франчайзером и франчайзи, а также природа отношений между ними. В соответсвии с положениями договора франчайзинга, франчайзер не может разорвать контракт, так как франчайзи не является работником франчайзера, а выступает в качестве владельца бизнеса.

  2. Потребители, в основном, воспринимают каждое франчайзинговое предприятие как часть сети предприятий, которые осуществляют свою деятельность под одним товарным знаком. И в случае плохого ведения бизнеса одним франчайзи оказывается влияние на всю франчайзинговую систему13.

Франчайзи в первую очередь необходимо принять во внимание, что требования, прописанные во франчайзинговом договоре должны строго соблюдаться. Франчайзи не имеет права менять систему ведения бизнеса, а может только вносить свои предложения. Таким образом, франчайзи не создает бизнес, а управляет им. Все планы по ведению и развитию бизнеса должны быть четко соблюдены с требованиями договора.

Также недостатком является обязательное условие для франчайзи – это первоначальный взнос. Он может колебаться от нескольких сотен тысяч рублей до нескольких миллионов рублей. Кроме того, франчайзинговый договор обычно заключается на несколько лет, поэтому, попробовать такого рода бизнес, и затем бросить его не удастся.

Франчайзи необходимо изучить финансовую стабильность предприятия, с которой он собирается сотрудничать. Если случится так, что предприятие объявит себя банкротом, это приводит к полному аннулированию франшизы, а также невозможности дальнейшего ведения бизнеса под данной маркой франчайзера.

Перечислив плюсы и минусы франчайзинга, можно сказать, что преимущество для одной стороны, может являться недостатком для другой, и наоборот. Однако все недостатки могут являться не негативными особенностями франчайзинга, а особыми условиями, без которых не может существовать такая система ведения бизнеса. Таким образом, ведение бизнеса на основе франчайзинговой системы может быть выгодным для обеих сторон, при рассмотрении и согласовании всех условий и нюансов.


Для избежания всех этих трудностей франчайзеры должны очень тщательно отбирать предпринимателей, которым они хотят продавать франшизы. Франчайзер должен провести интервью с каждым кандидатом, целью которого будет определить у франчайзи наличие качеств, необходимых для успешного ведения дела. После того, как франчайзи становится частью системы, франчайзер должен наблюдать за тем, как идут его дела. Франчайзер должен уметь быстро определять назревающие проблемы и немедленно принимать решения14.

Франчайзер должен поддерживать непрерывную связь с франчайзи и узнавать от него о новых идеях и решениях существующих проблем. Несмотря на положительный опыт, у франчайзинга в России еще много проблем, которые нельзя оставить без внимания. Во-первых, это нечеткая нормативно-законодательная база, не регулирует многие вопросы, связанных с франчайзингом. Проблемы финансово-кредитного характера, отсутствие необходимого информационного обеспечения недостаточная осведомленность предприятий с возможностями и особенностями такого способа ведения бизнеса, как франчайзинг.

Отсутствие знаний, прежде всего, правовых, необходимых для ведения бизнеса в качестве как франчайзера, так и франчайзи. Отсутствие соответствующих консультационных структур. Через все эти препятствия ведения франчайзинга в России медленнее, чем в других странах. 

Отработка эффективной системы бизнеса в каждом конкретном случае требует больших затрат времени и средств. Организация предприятия на условиях франшизы значительно снижает предпринимательский риск, потому что в таком случае происходит использование уже наработанного бизнеса, который доказал свою эффективность.

Таким образом, развитие франчайзинга может оказаться одной из наиболее эффективных форм поддержки предпринимательства, одним из возможных решений важной государственной задачи.

Таким образом, становление полноценной системы франчайзинга - одна из важных задач в развитии экономики. Франчайзинг должен быть резервом развития мелких и совместных предприятий, занимаются разработкой и производственным воплощением продукции инновационного характера. Кроме того, целесообразно развитие франчайзинга в сфере услуг, связанных с обследованием имеющегося на производстве технологического оборудования и выбором наиболее рационального метода его замены или модернизации; здравоохранения, прежде всего оказание помощи в зонах экологических катастроф и при работе во вредных и экстремальных условиях.



Большое значение при организации франчайзинга играет работа с персоналом. Указывается, что при разработке новой франчайзинговой программы персонал должен добираться и наниматься в хронологической последовательности в соответствии в организационную структуру предприятия.

На сегодня существует ряд преимуществ франчайзинга: для франчайзера создается возможность увеличить число торговых точек, реализующих товар, ограничить расходы на заработную плату, ренту, административные расходы; франчайзи предоставляется возможность компенсировать недостаток знаний организованными программами обучения, получить высококвалифицированные консультации от экспертов, выгоды от постоянных исследований рынка и развития программ, направленных на совершенствование бизнеса, действовать в пределах определенной территории. Кроме того, франчайзи в меньшей степени подвергаются риску, чем обычное малое предприятие15.

В целом, по оценкам экспертов, по сравнению с возможностями и преимуществами технологии франчайзинга как способа развития бизнеса, его недостатки для франчайзи настолько незначительны, что большинство малых и средних предприятий ими просто пренебрегают. Основной недостаток, приписываемый франчайзинга, - ограничение свободы франчайзи. Однако, по мнению большинства экспертов, это может рассматривать как преимущество, так как определение законов и правил ведения бизнеса, а также контроль их надлежащего выполнения обеспечивает высокий уровень эффективности работы франчайзи в соответствии со стандартами франчайзера. Фактически, франчайзи рискует только ошибиться в выборе франчайзера, а также в соответствии стратегии своего развития нормам и ограничениям.

Кроме того, существуют преимущества франчайзинга для потребителей и общества в целом:

- содействие появлению новых конкурентов на рынках сбыта и увеличение конкуренции среди товарных знаков, поддержка разнообразия выбора и получения товаров и услуг, отвечающих современному уровню;

- поступление иностранных инвестиций, которые обеспечивают эффективное внедрение новейших технологий и создания новых рабочих мест;

- пополнение бюджета государства за счет поступлений средств от налогообложения и осуществления благоприятного влияния на развитие той же и смежных отраслей;

- уменьшение государственных расходов, связанных с банкротством предприятий
, поскольку значительно меньше.

Франчайзинговая форма организация бизнесу не лишает риска, но, значительно снижает его степень. Однако необходимо и четко представлять недостатки этой формы организации бизнеса.

К основным недостаткам франчайзинга для франчайзера относятся:

- возможность ошибки при выборе потенциальных франчайзи и точек их размещения;

- расходы на подготовку пакета материалов для перехода на франчайзинг могут значительно превысить предполагаемые расходы;

- возможные трудности взыскании с франчайзи обусловленной договором суммы;

- если франчайзи терпит поражение, это может негативно повлиять на репутацию всей системы даже в том случае, если никакой вины франчайзера в этом форуме].

Кроме того, существуют недостатки франчайзинга для фирм-франчайзи:

- частичная потеря свободы. Франчайзи должен тщательно соблюдать правила и инструкций, установленных франчайзером, выполнять все деловые операции соответственно его распоряжений;

- стандартизация деятельности. Для обеспечения имиджа своей фирмы франчайзер требует от франчайзи строгого соблюдения операционных стандартов. Франчайзи рискует потерять право пользования маркой или товарным знаком франчайзера. Соответствие стандартам обычно обеспечивается периодическими инспекциями франчайзера. Со временем строгое соблюдение инструкций, правил и предписаний со стороны франчайзера может стать обременительным для франчайзи;

• Франчайзинговые платежи. При уменьшении риска деятельности, за получение преимуществ франчайзи должен уплатить франчайзеру. Размеры этих платежей значительно влияют на рентабельность бизнеса франчайзи.

Несмотря на указанные недостатки франчайзинговых отношений, определяющим в франчайзинге является наличие его существенных преимуществ.

Подытоживая вышесказанное, можно утверждать, что для успешного внедрения и развития франчайзинговой системы крайне необходимы тщательный анализ и осознание преимуществ и недостатков как для франчайзера, так и для франчайзи.


1.2 Особенности применения франчайзинга в России в отрасли фаст-фуд




В соответствии с мировой статисткой отмечается более эффективная работа предприятий, работающих на условиях франчайзинга по сравнению с обычными предприятиями.

Сегодня в большинстве стран мира франчайзинг достиг значительного развития. Так, в России действует 750 франчайзинговых сетей, в которых задействовано более 1 млн. человек. В США - 40%, в Евросоюзе - до 60%, в Японии - до 70% товарооборота обеспечивает франчайзинг16.

Лидерами по количеству торговых марок является Россия - более 100 и Германия - 50 торговых марок. На рынке присутствуют бренды из Италии, Франции, США. Однако зарубежные фирмы ограничивают количество собственных точек продаж и открывают их в крупных городах. Предприятия, функционирующие на условиях франчайзинга действуют в 15 отраслях, основными из которых являются: розничная торговля, общественное пи бензозаправочные комплексы, производство. 

В России по схеме франчайзинга работают такие известные предприятия, как: «Эконика обувь», торговый дом «Арома», «Хеrох», «DR Alex».

Рынок франчайзинга в общественном питании России имеет чуть больше 25-ти лет истории. В сравнении с аналогичным рынком в Европе или Америке, имеющим 100-летнюю историю, можно говорить лишь о начальном этапе развития данного перспективного направления рынка общественного питания. Первой на российский рынок франчайзинга в общественном питании была сеть «Баскин Роббинс» продавшая первую свою франшизу в 1993 году в Москве. А крупнейшая в мире сеть ресторанов быстрого питания «Макдоналдс» хотя и вышла на российский рынок в 1990 году, открыв первый ресторан в Москве на Пушкинской площади, вплоть до 2014 года не продавала франшизы в России. Открытие предприятия общественного питания по франшизе выгодно как франчайзеру, так и франчайзи. Франчайзер получает дополнительную прибыль от расширения бизнеса (увеличения товарооборота франзайзи), сокращая при этом инвестиции, увеличивает капитализацию бизнеса и расширение сбыта. При этом расширяется география сетевого бизнеса, большее число потребителей знакомятся с предоставляемыми услугами и становятся потенциальными