Файл: Тема 7 Общая характеристика учетной политики аптечной организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 263

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Задачи учета реализации товаров

2. Виды расхода товаров в аптеке

3. Розничная и оптовая реализация

4. Учет рецептов врача на лекарственные средства аптечного изготовления

В конце месяца стоимость реализованных за месяц лекарственных средств аптечного изготовления по амбулаторной рецептуре учитывается в расходной части «Товарного отчета».

5. Учет рецептов врача на лекарственные средства промышленного производства

6. Учет лекарственных средств, изготовленных в порядке внутриаптечной заготовки и фасовки

7. Учет льготного и бесплатного отпуска лекарственных средств и перевязочного материала

8. Учет реализации лекарственных средств по требованиям организаций здравоохранения (по стационарной рецептуре)

9. Учет расхода, не связанного с реализацией (внутриаптечные операции, уменьшающие стоимость товарных запасов в аптеке)

9.1 Учет расхода товаров, израсходованных на хозяйственные нужды

9.2 Уценка по лабораторным (фасовочным) работам

9.4 Изъятие лекарственных средств для анализа в контрольно-аналитические (испытательные) лаборатории

9.5 Недостача. Естественная убыль товаров

9.6 Списание товаров, пришедших в негодность в результате боя, порчи, брака

9.7 Переоценка товаров в связи со снижением розничных цен

9.8 Внутриаптечная передача товаров

Сдельная форма оплаты труда подразделяется на следующие системы:

4. Рабочее время, время отдыха

7. Критерии установления окладов работникам аптек

8. Начисление заработной платы работникам аптеки. Доплаты и надбавки к тарифным окладам

7. Налоговый контроль

7. Содержание фонда заработной платы аптечной организации и принципы его планирования. Корректировка фонда заработной платы

1. Понятие ассортимента. Виды ассортимента

7 . Обеспечение наличия в аптеках перечня основных лекарственных средств

9. Обеспечение в аптеках перечня медицинских изделий белорусского

(российского) производства, обязательных для наличия в аптеках всех форм

собственности, осуществляющих розничную реализацию лекарственных средств

и магазинах «Медтехника»

1. Закон Республики Беларусь «О рекламе»

2. Требования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и биологически активных добавок к пище

3. Порядок распространения рекламы

5. Информационно-рекламная деятельность субъектов фармацевтического рынка

6. Работа медицинских представителей по продвижению лекарственных средств

Основные направления информационной деятельности в фармации

Должностные квалификационные требования, обязанности провизора – информатора.

4. Медицинские ресурсы сети Интернет

5. Международные медицинские Базы данных и знаний сети Интернет

База Medline

Научная электронная библиотека (Москва). eLIBRARY (http://www.elibrary.ru/)

Медицина: реферативная база данных (http://www.viniti.ru/bnd.html)

Российская медицина: электронный каталог (http://www.scsml.rssi.ru/)

Российская национальная библиотека (http://www.nlr.ru/res/inv/ic_www/bd_ex.php)

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (http://pravo.by)

Аналитическая правовая система «Бизнес - инфо»



Розничная торговля – вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О лекарственных средствах» розничная реализация лекарственных средств населению, организациям здравоохранения и иным организациям для медицинского применения осуществляется в аптеках. Таким образом, в аптеках имеет место розничный товарооборот, но бухгалтерский учет розничной реализации товаров населению и организациям здравоохранения (иным организациям) аптеки осуществляют раздельно.

Структура товарооборота аптек

По своей структуре розничная реализация лекарственных средств населению включает:

- оборот по амбулаторной рецептуре, который в свою очередь можно разделить на реализацию лекарственных средств аптечного изготовления и реализацию готовых лекарственных средств;

- оборот по стационарной рецептуре, который также можно разделить на реализацию лекарственных средств аптечного изготовления и реализацию готовых лекарственных средств;

- оборот лекарственных средств, реализуемых без рецептов врача (готовых лекарственных средств).

Следует отметить, что в Республике Беларусь безрецептурные лекарственные средства занимают значительную долю в общем объёме аптечной реализации в денежном выражении (например, в период 2005-2013 гг.- 37%–46%) и подавляющую долю в натуральном выражении (в период 2005-2013 гг.- 65%–76%). Вспомним, что без рецепта врача можно отпускать лекарственные средства, включенные в Перечень, утвержденный постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 55 от 5 июня 2012 г.

Что касается оборота по стационарной рецептуре, то в настоящее время большинство организаций здравоохранения и других организаций приобретают лекарственные средства, изделия медицинского назначения, медицинскую технику и товары аптечного ассортимента непосредственно у оптовых посредников или у производителей.

Следует также различать понятия «реализация» и «отпуск» товаров. Так, больничные аптеки, которые являются структурным подразделением конкретной организации здравоохранения, осуществляют не реализацию (продажу), а
отпуск лекарственных средств отделениям и кабинетам больницы.

По структуре товарооборота также различают реализацию отдельных групп товаров:

  • лекарственных средств;

  • изделий медицинского назначения;

  • медицинской техники;

  • товаров аптечного ассортимента.

Соответственно, в каждой из перечисленных групп товаров можно анализировать и планировать товарооборот отдельных подгрупп. Например, определить объём реализации лекарственных средств определенной фармакотерапевтической группы, лекарственных средств белорусского (российского) производства, предметов детского обихода и т.д.

В результате структуру товарооборота аптеки можно представить в виде следующей схемы:


Структура товарооборота аптеки





Реализация

товаров

аптечного

ассортимента

Реализация

медицинской техники

Реализация изделий медицинского назначения

Реализация

лекарственных средств





Без рецепта врача



По стационарной рецептуре

По амбулаторной рецептуре







Готовые

лекарственные средства (ГЛС)

Лекарственные средства

аптечного

изготовления

Лекарственные средства

аптечного

изготовления


Факторы, влияющие на величину товарооборота

На товарооборот оказывают влияние многие факторы:

  • цена товара;

  • доходы населения, его платежеспособность;

  • степень заболеваемости населения, обслуживаемого аптекой;

  • культурный уровень населения;

  • ассигнования, выделяемые организациям здравоохранения для бесплатного и льготного лечения пациентов, получающих медицинскую помощь в стационарных и амбулаторных условиях;

  • ассортимент товаров аптеки;

  • информационная деятельность аптеки.

Основные факторы, влияющие на объём розничного товарооборота, можно разделить на 3 группы:

1. Факторы, связанные с товарным обеспечением: влияют на объём розничного товарооборота через изменения величины:

  • запасов товаров на начало отчетного периода;

  • поступления товаров;

  • реализации товаров;

  • прочего выбытия товара;

  • запасов товаров на конец отчетного периода.

Вспомним, что связь перечисленных факторов с товарооборотом отражена в уравнении товарного баланса:

Он. + П = Р + В + Ок.,

где Он., Ок. – остатки на начало и конец периода

П – поступление

Р – реализация

В – выбытие товаров, не связанное с реализацией

2. Факторы, связанные с численностью работников аптечных организацией и производительностью их труда: оказывают на объём розничной реализации непосредственное влияние. Работники аптек, общаясь с населением в процессе реализации, определяют объём и характер спроса и определенным образом могут воздействовать на спрос.

3. Факторы, связанные с использованием основных средств: также могут оказывать значительное влияние на увеличение объёма реализации (более рациональное использование торговых площадей, оборудования, увеличение рабочих мест).

На объём реализации товаров организациям здравоохранения влияют следующие факторы:

  • количество и профиль организаций здравоохранения, прикрепленных на лекарственное обеспечение;

  • коечный фонд организаций здравоохранения и изменения коечного фонда;

  • размер ассигнований, выделяемых организациям здравоохранения на закупку лекарственных средств и изделий медицинского назначения, дополнительные ассигнования;

  • наличие клинических протоколов лечения, формулярных списков и их стоимость и др.


Также существует классификация факторов, влияющих на товарооборот, на факторы, увеличивающие товарооборот, и факторы, снижающие товарооборот.

Так, к факторам, увеличивающим реализацию, относят:

  • рост числа медицинских и фармацевтических работников;

  • расширение ассортимента лекарственных средств и других товаров;

  • увеличение бюджетных ассигнований на здравоохранение;

  • старение населения, рост заболеваемости;

  • рост покупательской способности населения

К факторам, сдерживающим реализацию, относят:

  • реализацию лекарственных средств по рецептам врачей, т.е. необходимость промежуточного звена – врача, выписывающего рецепт;

  • рост цен;

  • снижение покупательской способности населения.

В ряде случаев товарооборот сам зависит от других экономических показателей. Так, при затоваренности аптеки (т.е. при превышении норматива товарных запасов) замедляется оборачиваемость товаров, что приводит к несвоевременности оплаты за банковский кредит, за полученные от поставщиков товары. Могут возникнуть перебои в поставках товаров, что в итоге снижает качество лекарственного обеспечения населения, угрожает невыполнением плана по товарообороту и другим экономическим показателям.

4. Источники информации для анализа товарооборота

Источниками для анализа товарооборота служат планово-отчетные и внеотчётные формы экономической информации.

К планово-отчетным относятся: торгово-финансовый план аптеки, материалы бухгалтерского учета и отчетности:

  • журнал регистрации поступления товаров;

  • журнал учета продаж по безналичному расчету;

  • отчет аптеки о финансово-хозяйственной деятельности (разделы «Товарный отчет», «Движение товаров и выручки по подведомственным подразделениям аптеки»);

  • инвентаризационные описи и др.

В ряде случаев для получения дополнительной информации и выявления скрытых резервов повышения объёмов реализации полезно использовать внеучётную документацию: акты ревизий, материалы фармацевтического инспектирования, книгу замечаний и предложений, договоры поставки товаров и т.п.

5. Задачи анализа товарооборота

При анализе товарооборота предусматривается решение следующих задач:

  • установление реальности плановых показателей. При этом важное значение имеет анализ выполнения плана товарооборота в прошлом году, в прошлые отчетные периоды;

  • анализ фактических показателей отчетности, характеризующих результаты выполнения плановых заданий;

  • выявление отклонения фактических данных от плановых;

  • анализ влияния важнейших факторов, обусловивших отклонения фактических отчетных данных от плановых;

  • выявление резервов роста товарооборота (производительность труда, культура труда, рациональный торговый ассортимент и др.);

  • разработка мероприятий по использованию резервов и установление контроля над выполнением намеченных мероприятий.