Файл: Тема 7 Общая характеристика учетной политики аптечной организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 250

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Задачи учета реализации товаров

2. Виды расхода товаров в аптеке

3. Розничная и оптовая реализация

4. Учет рецептов врача на лекарственные средства аптечного изготовления

В конце месяца стоимость реализованных за месяц лекарственных средств аптечного изготовления по амбулаторной рецептуре учитывается в расходной части «Товарного отчета».

5. Учет рецептов врача на лекарственные средства промышленного производства

6. Учет лекарственных средств, изготовленных в порядке внутриаптечной заготовки и фасовки

7. Учет льготного и бесплатного отпуска лекарственных средств и перевязочного материала

8. Учет реализации лекарственных средств по требованиям организаций здравоохранения (по стационарной рецептуре)

9. Учет расхода, не связанного с реализацией (внутриаптечные операции, уменьшающие стоимость товарных запасов в аптеке)

9.1 Учет расхода товаров, израсходованных на хозяйственные нужды

9.2 Уценка по лабораторным (фасовочным) работам

9.4 Изъятие лекарственных средств для анализа в контрольно-аналитические (испытательные) лаборатории

9.5 Недостача. Естественная убыль товаров

9.6 Списание товаров, пришедших в негодность в результате боя, порчи, брака

9.7 Переоценка товаров в связи со снижением розничных цен

9.8 Внутриаптечная передача товаров

Сдельная форма оплаты труда подразделяется на следующие системы:

4. Рабочее время, время отдыха

7. Критерии установления окладов работникам аптек

8. Начисление заработной платы работникам аптеки. Доплаты и надбавки к тарифным окладам

7. Налоговый контроль

7. Содержание фонда заработной платы аптечной организации и принципы его планирования. Корректировка фонда заработной платы

1. Понятие ассортимента. Виды ассортимента

7 . Обеспечение наличия в аптеках перечня основных лекарственных средств

9. Обеспечение в аптеках перечня медицинских изделий белорусского

(российского) производства, обязательных для наличия в аптеках всех форм

собственности, осуществляющих розничную реализацию лекарственных средств

и магазинах «Медтехника»

1. Закон Республики Беларусь «О рекламе»

2. Требования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и биологически активных добавок к пище

3. Порядок распространения рекламы

5. Информационно-рекламная деятельность субъектов фармацевтического рынка

6. Работа медицинских представителей по продвижению лекарственных средств

Основные направления информационной деятельности в фармации

Должностные квалификационные требования, обязанности провизора – информатора.

4. Медицинские ресурсы сети Интернет

5. Международные медицинские Базы данных и знаний сети Интернет

База Medline

Научная электронная библиотека (Москва). eLIBRARY (http://www.elibrary.ru/)

Медицина: реферативная база данных (http://www.viniti.ru/bnd.html)

Российская медицина: электронный каталог (http://www.scsml.rssi.ru/)

Российская национальная библиотека (http://www.nlr.ru/res/inv/ic_www/bd_ex.php)

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (http://pravo.by)

Аналитическая правовая система «Бизнес - инфо»


Следует учитывать, что выполнение плана общего товарооборота еще не говорит о том, что аптека выполнила плановые задания по всем составным элементам реализации. Поэтому отдельным этапом экономического анализа может явиться детальное изучение выполнения плана реализации товаров в групповом ассортименте.

Анализировать структуру товарооборота следует не только за год, но и за каждый квартал, а по отдельным товарам в целях изучения сезонности их продажи и за более короткие периоды.

6. Методы планирования товарооборота по составным частям

План товарооборота является одним из основных разделов плана экономического и социального развития любой торговой организации, в том числе аптечной организации, так как он оказывает значительное влияние на конечные финансово-экономические показатели деятельности. В то же время следует помнить, что аптеки относятся к учреждениям здравоохранения, реализуют особую группу товаров – лекарственные средства, при использовании которых должен быть обеспечен принцип их рационального применения.

Основная цель планирования товарооборота заключается в определении резервов его роста на основе эффективного использования ресурсов, повышения культуры и качества обслуживания и обеспечения получения прибыли.

План товарооборота состоит из 3-х разделов:

  1. Поступление товаров (товарное обеспечение).

  2. Реализация (оборот по продаже).

  3. Товарные запасы (остатки товаров на начало и конец отчетного периода).

Вы помните, что все перечисленные разделы плана товарооборота взаимосвязаны между собой уравнением товарного баланса (см. выше), из которого план поступления товаров можно рассчитать по формуле:

П = Р + В + Ок.- Он.,

где Он., Ок. – остатки на начало и конец периода

П – поступление

Р – реализация (товарооборот)

В – выбытие товаров, не связанное с реализацией.

Планирование поступления товаров осуществляется в ценах приобретения товаров (оптовых ценах).

При планировании товарооборота отдельно разрабатываются плановые показатели по составным частям розничной реализации товаров населению, показатели по составным частям реализации товаров организациям здравоохранения. Затем определяется план общего товарооборота аптеки.

Так как товарооборот планируется в денежных показателях, необходимо отчетные данные приводить к сопоставимым показателям с учётом инфляции.


Инфляция – это повышение уровня цен и падение покупательской способности денег. Инфляция измеряется с помощью индексов цен.

Индекс потребительских цен – относительный показатель изменения общего уровня цен определенной группы товаров за отчетный период в сравнении с предыдущими периодами.

цена потребительской корзины в данном периоде

ИПЦ = ------------------------------------------------------------------

цена потребительской корзины в предш. периоде

Для планирования товарооборота чаще всего применяется метод динамических показателей по следующей общей схеме:

  1. Составить аналитическую таблицу, т.е. выписать отчетные данные о товарообороте за 3–4 предшествующих периода.

  2. Привести эти данные к сопоставимым ценам с учетом инфляции, т.е. проиндексировать.

  3. Фактический товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах рассчитать по формуле:



ТО факт. в сопоставимых ценах

=

ТО факт. в текущих ценах




индекс цен



  1. Определить цепные темпы роста (снижения) проиндексированного товарооборота и средний темп.

  2. Составить план товарооборота.

  3. Проиндексировать плановый товарооборот.

  4. Откорректировать плановые показатели с учетом ожидаемого увеличения или уменьшения рецептуры (например, расширяется микрорайон, открыт новый врачебный кабинет, что приведет к увеличению товарооборота по амбулаторной рецептуре).

Для расчета ожидаемого увеличения товарооборота по отчетным данным предпланового периода:

  • определить среднюю стоимость одного амбулаторного рецепта на аптечное изготовление;

  • определить среднюю стоимость одного готового лекарственного средства;

  • произвести индексацию в связи с ожидаемым ростом цен в плановом периоде;

  • умножить проиндексированную стоимость на рассчитанное ранее количество соответствующих амбулаторных рецептов.

В таблице для расчёта ожидаемого увеличения товарооборота представлены отчётные и плановые показатели:




Фактически

за отчетный период

План

розничный товарооборот, в том числе:

1 518,41 тыс. руб.




оборот по амбулаторной рецептуре

786,61 тыс. руб.




на аптечное изготовление

11,61 тыс. руб.







2 580 ед.




на готовые лекарственные средства

775,00 тыс.руб.







155 000 ед.




безрецептурный оборот

(готовые лекарственные средства)

731,80 тыс.руб.




увеличение количества рецептов

на аптечное изготовление




800 ед.

увеличение количества рецептов

на готовые лекарственные средства




2 500 ед.


Планируемый индекс цен – 1,02.

Расчёты:

Средняя стоимость 1 амбулаторного рецепта на аптечное изготовление =

= 11 610 руб. : 2 580 ед. = 4,50 руб.

Средняя стоимость рецепта с учетом ожидаемого роста цен =

= 4,50 руб. х 1,02 = 4,59 руб.

Стоимость дополнительной рецептуры = 4,59 руб. х 800 ед. = 3 672 руб.

Аналогично произведем расчет для готовых лекарственных средств:

Средняя стоимость 1 готового лекарственного средства =

= 775 000 руб. : 155 000 ед = 5,00 руб.

Средняя стоимость с учетом роста цен = 5,00 руб. х 1,02 = 5,10 руб.

Стоимость дополнительной рецептуры на готовые лекарственные средства =

= 5,10 руб. х 2 500 ед. = 12 750 руб.

Итого дополнительный товарооборот по реализации лекарственных средств по рецептам врачей = 3 672 руб. + 12 750 руб. = 16 422 руб.

Товарооборот по безрецептурному отпуску лекарственных средств населению можно определить по разнице: из общего розничного товарооборота вычесть товарооборот по амбулаторной рецептуре.

При расчете объема реализации товаров организациям здравоохранения может быть также применен метод динамических показателей, однако наиболее точным является ориентирование на предполагаемый размер ассигнований организаций здравоохранения.

4.8.4. Анализ и нормирование товарных запасов

и других оборотных средств аптечной организации

Нормируемыми называются оборотные средства, вложенные в те виды материальных ценностей, которые необходимы организации для выполнения производственной программы (предусматриваются нормы запасов).

Оборотные средства аптеки состоят из товаров, денежных средств и прочих активов (тара, лекарственное растительное сырье, вспомогательные материалы, топливо, горючее, инвентарь и хозяйственные принадлежности).

В целях правильного использования оборотных средств по каждому их виду (товары, денежные средства, прочие активы) их нормируют. Норматив устанавливается на конец планируемого года, в т.ч. на конец квартала.

  1. Товарные запасы аптеки, их характеристика


Если принять за 100% все хозяйственные средства аптеки, то примерно 75–80% из них составляют оборотные средства, а 20–25% – внеоборотные. Основная же доля (около ¾) оборотных средств приходится на товарные запасы, от объема и структуры которых во многом зависит эффективность финансово-хозяйственной деятельности аптеки.

Товарный запас – все товары, находящиеся во владении организации и предназначенные для продажи, в том числе, товары в пути.

Это товары, ожидающие часа своей продажи. Как только товар оказывается реализованным, он переходит в сферу потребления и уже не является товарным запасом.

Необходимость создания товарных запасов обоснован рядом факторов:

1. колебанием спроса на лекарственные средства;

2. колебаниями сроков их выпуска;

3. колебаниями сроков поставки;

4. наличием издержек, связанных с дефицитом (отсутствием запасов или запаздыванием доставки и др.)

Мотивами для создания товарных запасов являются:

  1. необходимость наличия запаса товара для совершения торговых операций (торговые операции совершаются каждый день, а если между поставками существует интервал, в аптеке должен быть запас товаров, гарантирующий бесперебойную реализацию);

  2. предосторожность (спрос может изменяться под воздействием случайных факторов. чтобы избежать этих случайностей, в аптеке должен быть определенный запас товаров и его надо своевременно пополнять);

  3. увеличение общего годового объема продаж и получение прибыли.

Нередко объем запасов рассчитывается не четкими экономическими методами, а эмпирически. Результатом такого подхода является стихийный характер накапливания и расходования продукции, ухудшение показателей деятельности, нерациональное использование ресурсов. В связи с этим необходимо уметь рассчитывать оптимальный объем товарных запасов, анализировать степень воздействия на их величину и уровень разнообразных факторов. Это позволит организовать четкий режим поставок товаров, вовремя обнаруживать продукцию, имеющую низкий спрос, и проводить мероприятия по повышению скорости реализации товаров.

  1. Классификация товарных запасов

Товарные запасы можно классифицировать по трем критериям:

– по назначению;

– по месту нахождения;

– по отношению к прогнозируемому периоду.

В зависимости от назначения товарные запасы бывают:


  1. текущего хранения (предназначены для обеспечения бесперебойной повседневной реализации товаров, они планомерно реализуются и пополняются);

  2. сезонного накопления (например, лекарственное растительное сырье);

  3. долгосрочного завоза (в силу ряда причин между производством, доставкой товаров в аптечную сеть и их реализацией проходит значительное время. Например, завоз товаров в аптеки районов Крайнего Севера, высокогорных и отдаленных районов);

  4. целевого назначения (предназначены для выполнения специальных задач здравоохранения, проведения мероприятий).

В зависимости от места нахождения товарные запасы делятся на:

  1. товарные запасы в розничной сети (аптеки);

  2. товарные запасы в оптовом звене (склады).

  3. товарные запасы в пути (товарными запасами в пути считаются те, которые отгружены поставщиками, оплачены покупателем, но еще не поступили в аптеку или на склад).