Файл: Тема 7 Общая характеристика учетной политики аптечной организации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 214
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Задачи учета реализации товаров
2. Виды расхода товаров в аптеке
3. Розничная и оптовая реализация
4. Учет рецептов врача на лекарственные средства аптечного изготовления
5. Учет рецептов врача на лекарственные средства промышленного производства
6. Учет лекарственных средств, изготовленных в порядке внутриаптечной заготовки и фасовки
7. Учет льготного и бесплатного отпуска лекарственных средств и перевязочного материала
9.1 Учет расхода товаров, израсходованных на хозяйственные нужды
9.2 Уценка по лабораторным (фасовочным) работам
9.4 Изъятие лекарственных средств для анализа в контрольно-аналитические (испытательные) лаборатории
9.5 Недостача. Естественная убыль товаров
9.6 Списание товаров, пришедших в негодность в результате боя, порчи, брака
9.7 Переоценка товаров в связи со снижением розничных цен
9.8 Внутриаптечная передача товаров
Сдельная форма оплаты труда подразделяется на следующие системы:
4. Рабочее время, время отдыха
7. Критерии установления окладов работникам аптек
8. Начисление заработной платы работникам аптеки. Доплаты и надбавки к тарифным окладам
1. Понятие ассортимента. Виды ассортимента
7 . Обеспечение наличия в аптеках перечня основных лекарственных средств
9. Обеспечение в аптеках перечня медицинских изделий белорусского
(российского) производства, обязательных для наличия в аптеках всех форм
собственности, осуществляющих розничную реализацию лекарственных средств
1. Закон Республики Беларусь «О рекламе»
3. Порядок распространения рекламы
5. Информационно-рекламная деятельность субъектов фармацевтического рынка
6. Работа медицинских представителей по продвижению лекарственных средств
Основные направления информационной деятельности в фармации
Должностные квалификационные требования, обязанности провизора – информатора.
4. Медицинские ресурсы сети Интернет
5. Международные медицинские Базы данных и знаний сети Интернет
Научная электронная библиотека (Москва). eLIBRARY (http://www.elibrary.ru/)
Медицина: реферативная база данных (http://www.viniti.ru/bnd.html)
Российская медицина: электронный каталог (http://www.scsml.rssi.ru/)
Российская национальная библиотека (http://www.nlr.ru/res/inv/ic_www/bd_ex.php)
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (http://pravo.by)
– потенциальный (перспективный) спрос, определяемый числом потенциальных потребителей;
– желательный спрос, с точки зрения организации.
Выделяют следующие состояния спроса:
– отрицательный спрос;
– отсутствие спроса;
– скрытый спрос;
– падающий спрос;
– нерегулярный спрос;
– полноценный спрос;
– чрезмерный спрос;
– нерациональный спрос.
Отрицательный спрос имеет место, когда потребители на рынке недолюбливают товар и даже готовы нести некоторые издержки, лишь бы избежать приобретения и потребления данного товара. Например, гормональные лекарственные средства, потребления которых покупатели стараются избежать из-за тех отрицательных последствий, которые могут наступить вследствие их употребления, например, повышения массы тела и других.
Отсутствие спроса означает, что потребители не заинтересованы в товаре или проявляют к нему индифферентное отношение. Например, имеется потребность защитить губы от неблагоприятного воздействия окружающей среды как у мужчин, так и у женщин. Однако мужчины не заинтересованы в приобретении гигиенической губной помады. В этом случае задача маркетинга – попытаться увязать выгоды и пользы, приносимые товаром, с потребностями и предпочтениями мужчин. Например, помаду для губ, предназначенную для мужчин, можно назвать бальзамом, разработать соответствующий дизайн, провести рекламную кампанию.
Скрытый спрос имеет место, если потребители не имеют возможности удовлетворить свою потребность с помощью товаров, имеющихся на рынке.
Падающий спрос имеет место в том случае, если появляются новые товары или улучшенные варианты известных товаров, например, более эффективные лекарственные средства.
В случае падающего спроса на товар на основе анализа развивающейся конъюнктуры рынка маркетологи выявляют причины падения спроса и с помощью различных маркетинговых инструментов, а также творческого переосмысления концепции данного товара пытаются переломить неблагоприятную тенденцию.
Нерегулярный спрос характеризуется колебаниями в зависимости от сезона, времени суток и т.д. Задача маркетинга – сгладить соответствующую амплитуду колебаний спроса путем гибких цен, других методов стимулирования сбыта.
Полноценный спрос означает, что организация полностью удовлетворена своим торговым оборотом. В такой ситуации маркетологи стремятся удержать существующий спрос вне зависимости от меняющихся потребительских предпочтений и усиливающейся конкуренции.
Чрезмерный спрос отражает рыночную конъюнктуру, когда предложение не успевает соответствовать имеющимся потребностям. В этом случае может наблюдаться повышение цен.
Нерациональный спрос отражает ситуацию, когда в условиях ограниченных денежных ресурсов потребитель расходует их на приобретение товаров, вредных для здоровья. Речь идет об алкогольных напитках, табачных изделиях.
3. Виды потребления. Факторы, формирующие потребление лекарственных средств, медицинских изделий
Качественно выделяются производственное потребление и непроизводственное. Производственное потребление – использование ресурсов, орудий труда, сырья, материалов, энергии, информация, рабочей силы и т. д. в процессе производства для создания новых продуктов. Непроизводственное потребление – использование или окончательное потребление предметов потребления людьми для удовлетворения жизненных потребностей. В процессе непроизводственного потребления предметы потребления исчезают сразу или постепенно. Непроизводственное потребление делится на личное (потребление населением) и общественное (удовлетворение общих потребностей). При личном потреблении удовлетворяются потребности людей в пище, одежде, жилище, образовании, здравоохранении и т.д. Общие потребности – потребности в управлении, науке, обороне и т. д.
Общий уровень потребления населения в той или иной стране определяется достигнутым уровнем развития производительных сил, степенью социальной ориентации экономики страны. Уровень потребления отдельных социальных слоев, групп, классов непосредственно зависит от распределения общественного продукта, что, в конечном счете, определяется собственностью на средства производства, а, следовательно, и на созданный продукт. Дифференциация потребления определяется дифференциацией доходов, выражается в уровне и качестве потребляемых благ, структуре потребления.
Потребление лекарственных средств имеет специфические особенности:
-
Потребность в лекарственных средствах не является постоянной и возникает лишь в определенных условиях, когда возникают патологические изменения и болезненные отклонения в организме человека; либо лекарственные средства используются в целях профилактики. Поэтому потребность населения в лекарственных средствах является временной, за исключением случаев хронических заболеваний или необходимости постоянного приема лекарственных средств при ряде заболеваний, например, заместительная гормональная терапия и др. -
Лекарственные средства, отпускаемые по рецепту врача, не могут быть выбраны самим пациентом – необходимо их назначение специалистом, знающим особенности действия и методы применения. -
Применение тех или иных лекарственных средств зависит не только от характера заболевания, но и определяется индивидуальными особенностями организма каждого пациента.
Наличие ряда особенностей, существенным образом влияющих на потребность в лекарственных средствах и их потребление, не позволяет применить методы определения потребности, разработанные для многих групп товаров народного потребления.
Факторы, влияющие на потребление лекарственных средств, можно классифицировать по следующим признакам:
1. По масштабам воздействия различают:
– общие факторы, формирующие потребность во всех товарах народного потребления, в т.ч. лекарственных средствах. В числе факторов социального характера можно назвать уровень образования, профессиональный состав населения, сложившиеся в обществе традиции, менталитет, материальное благосостояние, культурный уровень и т.д. К важнейшим демографическим факторам, изучаемым в процессе определения объема потребительского спроса, относят: численность населения, уровень рождаемости, возрастной состав населения, его географическое распределение.
– специфические факторы, формирующие потребность в ЛС, как особого вида товара, назначаемого при определенных патологических процесса и с профилактической целью (заболеваемость населения, численность и квалификация медицинских работников и т.д.)
2. По направлениям воздействия различают
– факторы, повышающие потребление: рост населения, изменение возрастной структуры, приближение лекарственной помощи к населению, рост численности медицинских и фармацевтических работников, поликлиник, аптек.
– факторы, понижающие потребление: сокращение заболеваемости, повышение жизненного уровня, улучшение жилищных и трудовых ресурсов; проведение профилактических мероприятий, появление пролонгированных лекарственных форм и т.д.
3. По системной характеристике процесса потребления различают:
– факторы, влияющие на здоровье населения (социально-экономические условия, демографические факторы, климат)
– факторы, влияющие на назначение ЛС (методы лечения, медицинский персонал, информационная работа среди врачей)
– факторы, влияющие на обеспеченность ЛС (наличие аптечной сети, наличие ЛС, система снабжения).
Для оценки величины потребительского спроса необходимо:
-
Выявить совокупность общеэкономических, демографических, социально-психологических факторов, оказывающих влияние на его динамику. -
Изучить каждый из выявленных факторов, степень и характер его влияния на спрос. -
Определить тенденции развития выявленных факторов.
4. Методы изучения спроса и определения потребности на лекарственные средства и
медицинские изделия
Учитывая особенности потребления лекарственных средств, их условно подразделяют на три вида:
1. ЛС специфического действия. К данной группе относятся лекарственные средства, дающие лечебный эффект в отношении отдельных возбудителей болезней (противомалярийные, противосифилитические, противотуберкулезные, антигельминтные, противогрибковые, противолепрозные) или избирательно действующие на отдельные функциональные системы организма (применяемые при диабете, паркинсонизме, противосудорожные средства, желчегонные, стимулирующие мускулатуру матки и др.).
К этой группе следует отнести также противоопухолевые ЛС. Потребление их полностью зависит от заболеваемости населения этими болезнями и достигнутого уровня лечебной помощи при этих видах заболеваний.
2. ЛС, потребление которых регламентируется соответствующими нормативами и особыми правилами оформления, отпуска и применения (наркотические средства, психотропные вещества, спирт этиловый).
3. ЛС широкого спектра действия, применяемые для лечения различных заболеваний или их профилактики (жаропонижающие, анальгетики, сульфаниламидные, витаминные, антибиотики и т.д.).
Есть 4 метода определения потребности ЛС. Каждый из них имеет свои преимущества, и для каждой группы ЛС может применяться тот или иной из них. Это методы:
1. Нормативный.
2. Социологический.
3. Экономико-математический.
4. Метод экспертных оценок.
Нормативный метод используется для ЛС специфического действия и для ЛС, потребление которых ограничено соответствующими нормативами.
– Определение потребности в ЛС специфического действия. При этом используются данные о заболеваемости определенным видом патологии, инструкции о методах лечения и рекомендуемых количествах применяемых ЛС, клинические протоколы.
Расчет проводится для каждого ЛС индивидуально. При этом нужно учесть число пациентов для лечения которых применяется данное ЛС, расход ЛС на курс лечения и примерное количество курсов лечения в течение года (в расчете на 1 пациента).
Расчет можно производить по формуле: