Файл: Тема 7 Общая характеристика учетной политики аптечной организации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 237
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Задачи учета реализации товаров
2. Виды расхода товаров в аптеке
3. Розничная и оптовая реализация
4. Учет рецептов врача на лекарственные средства аптечного изготовления
5. Учет рецептов врача на лекарственные средства промышленного производства
6. Учет лекарственных средств, изготовленных в порядке внутриаптечной заготовки и фасовки
7. Учет льготного и бесплатного отпуска лекарственных средств и перевязочного материала
9.1 Учет расхода товаров, израсходованных на хозяйственные нужды
9.2 Уценка по лабораторным (фасовочным) работам
9.4 Изъятие лекарственных средств для анализа в контрольно-аналитические (испытательные) лаборатории
9.5 Недостача. Естественная убыль товаров
9.6 Списание товаров, пришедших в негодность в результате боя, порчи, брака
9.7 Переоценка товаров в связи со снижением розничных цен
9.8 Внутриаптечная передача товаров
Сдельная форма оплаты труда подразделяется на следующие системы:
4. Рабочее время, время отдыха
7. Критерии установления окладов работникам аптек
8. Начисление заработной платы работникам аптеки. Доплаты и надбавки к тарифным окладам
1. Понятие ассортимента. Виды ассортимента
7 . Обеспечение наличия в аптеках перечня основных лекарственных средств
9. Обеспечение в аптеках перечня медицинских изделий белорусского
(российского) производства, обязательных для наличия в аптеках всех форм
собственности, осуществляющих розничную реализацию лекарственных средств
1. Закон Республики Беларусь «О рекламе»
3. Порядок распространения рекламы
5. Информационно-рекламная деятельность субъектов фармацевтического рынка
6. Работа медицинских представителей по продвижению лекарственных средств
Основные направления информационной деятельности в фармации
Должностные квалификационные требования, обязанности провизора – информатора.
4. Медицинские ресурсы сети Интернет
5. Международные медицинские Базы данных и знаний сети Интернет
Научная электронная библиотека (Москва). eLIBRARY (http://www.elibrary.ru/)
Медицина: реферативная база данных (http://www.viniti.ru/bnd.html)
Российская медицина: электронный каталог (http://www.scsml.rssi.ru/)
Российская национальная библиотека (http://www.nlr.ru/res/inv/ic_www/bd_ex.php)
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (http://pravo.by)
Также установлены нормы расхода этилового спирта для стационаров лечебно-профилактических учреждений из расчета на одну медицинскую манипуляцию, исследование, операцию (техническую) и другой вид работы в граммах.
Социологический метод. В его основе лежат социологические исследования (в частности, опросы населения и специалистов здравоохранения). По результатам социологических исследований:
‑ определяется действительный и неудовлетворенный спрос населения на ЛС, разрабатывается система расчета нормативных показателей спроса и делается его краткосрочный прогноз для обоснования плановых решений;
‑ проводится анализ деятельности аптечных организаций по обеспечению населения ЛС по отдельным фармацевтическим группам, выявляется их доля в реализации товаров медицинского назначения; рассчитывается объем заменяемости ЛС аналогами;
‑ исследуется демографическая и социальная структура амбулаторно-поликлинических и стационарных пациентов, обращающихся за фармацевтической помощью.
Экономико-математический метод. Наибольшее распространение получили методы прогноза на базе однофакторных моделей (экстраполяции тенденций и экспоненциального сглаживания) и многофакторные (корреляционно-регрессионный анализ). В настоящее время распространены многофакторные модели, которые используются для определения потребности ЛС широкого спектра действия. Все методы требуют большего объема информации о динамике потребления ЛС, факторов, влияющих на их потребление с расчетом на ЭВМ. Методы сложны и для практических работников затруднительны.
Метод экспертных оценок. Суть метода - обобщение аргументированных мнений компетентных специалистов о решении проблемы. Полученное в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.
Состоит из трех этапов:
1. Разработка анкет для экспертов (врачи узких специальностей).
2. Выбор наиболее компетентных специалистов. Проводится на основе расчета коэффициента компетентности и с использованием коэффициента знакомства конкретного эксперта по применению или по знакомству с областью применения конкретного ЛС.
3. Подбор источников аргументации (рассчитывается коэффициент аргументации). Обязательно используются следующие источники:
– практический опыт;
– обобщение специальной литературы;
– интуиция.
Определяется степень их влияния (высокая, средняя, низкая) на ответ экспертов. Числовое значение степени влияния всех источников аргументации суммируется и коэффициент аргументации не должен быть больше 1.
С учетом компетентности экспертов для каждого ЛС и группы пациентов находят средневзвешенную бальную оценку перспективного использования данного лекарственного средства или группы ЛС.
4.8.15. Маркетинговая деятельность аптечной организации
1. Понятие фармацевтического маркетинга, его цели и задачи
Понятие "маркетинг" сегодня является одним из самых популярных в теории и практике бизнеса. В развитых странах маркетинг составляет концептуальную основу современного предпринимательства, являясь одновременно образом хозяйственного мышления и целостной системой действий предприятий (организаций) и их структурных подразделений.
Термин "маркетинг" появился в США в начале 20 века, когда местные фермеры искали рынки сбыта своей продукции. Речь шла о завладении рынком – "market getting". Чуть позже произошла комбинация двух слов, и образовалось одно – "marketing". ("market" – рынок, "ing" – действие (англ.)). В 1902 году были прочитаны первые курсы маркетинга в университетах США (Эдвард Джонс – Мичиганский университет, Саймон Литман – Университет Беркли в Калифорнии, Джордж М. Фиск – Университет Иллинойса).
Проблемы маркетингового исследования рассматриваются в трудах американского маркетолога Филиппа Котлера, французского ученого Фернана Букереля, американского ученого Питера Диксона и других зарубежных ученых. Много внимания уделено данной проблеме и учеными России Г.Л. Багиевым, А.Н. Романовым, Г.Л. Азоевым, И.К. Беляевским. Полная и интересная монография по маркетинговому исследованию представлена маркетологом Е.П. Голубковым. Некоторые аспекты рыночного исследования рассмотрены белорусскими учеными И.Л. Акуличем, А.П. Дуровичем.
В настоящее время насчитывается около 2000 определений маркетинга, каждое из которых рассматривает ту или иную сторону маркетинга, либо делает попытку его комплексной характеристики. Отсутствие общепринятого определения маркетинга связано с тем, что маркетинг - пока еще относительно молодая теория, которая пытается обобщить динамичные процессы, происходящие в эпоху научно-технического прогресса и развития внешнеэкономических связей. Каждый из многочисленных авторов в своем определении делает акцент на той или иной стороне маркетинговой деятельности. Эти определения можно признать равносправедливыми.
Все определения маркетинга могут быть объединены в следующие четыре группы.
1) Первая группа ученых считает, что маркетинг – это управление:
– «управление предприятием, ориентированное на рынок";
– «вид творческого управления деятельностью предприятия, который осуществляется с целью расширения производства и торговли путем выявления запросов потребителей и организации исследований и разработок для их удовлетворения";
– «система управления деятельностью предприятия по созданию, производству и сбыту товаров и услуг для достижения намеченных целей на основе комплексного изучения рынка и, в первую очередь, потребительского спроса».
На наш взгляд, отождествлять понятие "маркетинг" с понятием "управление" не совсем справедливо, можно говорить об управлении на принципах маркетинга или другими словами о применении концепции маркетинга в управлении.
2) Еще одна группа ученых считает, что маркетинг – это философия фирмы (предприятия):
– «система взглядов, функция координации различных аспектов коммерческой деятельности»;
– «комплекс взаимосвязанных элементов деловой активности»;
– «философия бизнеса, цель которой – смягчение кризисов перепроизводства»;
– «интегрированная, ориентированная на потребителя и прибыль философия бизнеса» (Дж. Маккиттерик).
Представляется, что это справедливые определения, но они очень обобщенно характеризуют маркетинг.
3) Третья группа авторов под маркетингом понимает деятельность:
– «вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» (Ф. Котлер);
– «сумма всех действий в рамках политики, товарооборота с целью создания, поддержания и расширения рынка» (Швальбе Х.);
– «предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю»;
– «комплекс действий фирмы в условиях рынка, превращающий удовлетворения потребностей в доходы фирмы» (Баркан Д.И.);
– «коммерческая деятельность, основанная на знании рынка, осуществляемая по схемам предварительных оценок, динамично ориентированная на амбициозные цели, рассчитанная путем комбинирования выбранных и скоординированных средств и строго контролируемая» (А. Дайан);
– «один из выходов творческой управленческой деятельности, которая содействует расширению производства и торговли и увеличению занятости путем выявления запросов потребителей и организации исследований и разработок для удовлетворения этих запросов» (Британский институт управления).
Представляется, что мнение этих ученых справедливо, поскольку дословный перевод слова marketing означает "рынкоделание" и включает разнообразные виды деятельности – исследование рынка, управление товарным ассортиментом, ценообразование, сбыт, рекламу и стимулирование сбыта. В таком понимании маркетинг может быть организационно оформлен на предприятии, и за эффективность его осуществления будут нести ответственность конкретные исполнители.
4) Четвертая группа ученых считает, что маркетинг – это процесс прогнозирования и удовлетворения потребностей:
– «процесс прогнозирования потребностей потенциальных покупателей и удовлетворения этих потребностей путем предоставления соответствующих товаров»;
– «анализ и прогнозирование рыночной ситуации в целях ориентации производства и обеспечения лучших экономических условий реализации производственной продукции»;
– «процесс определения, предсказания и создания потребительских потребностей, желаний и направлений всех ресурсов компании для удовлетворения их с большей прибылью для компании и потребителя» (Б.П. Гудриг);
– «это комплекс мероприятий в области исследований торгово-сбытовой деятельности предприятия, по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю» (Хруцкий В.Е.);
– «это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена» (Эванс Дж. М., Берман Б.).
Не умаляя достоинств этих определений, четко выделяется то, что «прогнозирование и удовлетворение потребностей» – это, с одной стороны, – определение вида деятельности, а с другой стороны, – функции управления. Значит, эти авторы поддерживают точку зрения предыдущих ученых.
С другой стороны, последние определения маркетинга можно разделить на классические (ограничения) и современные (обобщения). В классическом понимании маркетинг определяется как предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю; в современном понимании социальный процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги посредством их разработки, продвижения и реализации.
Сторонники обобщенного определения маркетинга считают, что классические определения имеют ряд недостатков: