Файл: Тема 7 Общая характеристика учетной политики аптечной организации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 216
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Задачи учета реализации товаров
2. Виды расхода товаров в аптеке
3. Розничная и оптовая реализация
4. Учет рецептов врача на лекарственные средства аптечного изготовления
5. Учет рецептов врача на лекарственные средства промышленного производства
6. Учет лекарственных средств, изготовленных в порядке внутриаптечной заготовки и фасовки
7. Учет льготного и бесплатного отпуска лекарственных средств и перевязочного материала
9.1 Учет расхода товаров, израсходованных на хозяйственные нужды
9.2 Уценка по лабораторным (фасовочным) работам
9.4 Изъятие лекарственных средств для анализа в контрольно-аналитические (испытательные) лаборатории
9.5 Недостача. Естественная убыль товаров
9.6 Списание товаров, пришедших в негодность в результате боя, порчи, брака
9.7 Переоценка товаров в связи со снижением розничных цен
9.8 Внутриаптечная передача товаров
Сдельная форма оплаты труда подразделяется на следующие системы:
4. Рабочее время, время отдыха
7. Критерии установления окладов работникам аптек
8. Начисление заработной платы работникам аптеки. Доплаты и надбавки к тарифным окладам
1. Понятие ассортимента. Виды ассортимента
7 . Обеспечение наличия в аптеках перечня основных лекарственных средств
9. Обеспечение в аптеках перечня медицинских изделий белорусского
(российского) производства, обязательных для наличия в аптеках всех форм
собственности, осуществляющих розничную реализацию лекарственных средств
1. Закон Республики Беларусь «О рекламе»
3. Порядок распространения рекламы
5. Информационно-рекламная деятельность субъектов фармацевтического рынка
6. Работа медицинских представителей по продвижению лекарственных средств
Основные направления информационной деятельности в фармации
Должностные квалификационные требования, обязанности провизора – информатора.
4. Медицинские ресурсы сети Интернет
5. Международные медицинские Базы данных и знаний сети Интернет
Научная электронная библиотека (Москва). eLIBRARY (http://www.elibrary.ru/)
Медицина: реферативная база данных (http://www.viniti.ru/bnd.html)
Российская медицина: электронный каталог (http://www.scsml.rssi.ru/)
Российская национальная библиотека (http://www.nlr.ru/res/inv/ic_www/bd_ex.php)
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (http://pravo.by)
– минимизировать суммарные затраты, связанные с запасами.
Также классификация товаров по различным ассортиментным признакам необходима для:
– автоматизированной обработки информации о лекарственных средствах, медицинских изделиях и товарах аптечного ассортимента;
– изучения потребительских свойств и качества товаров;
– учета и планирования товарооборота аптечных организаций;
– составления реестров цен, прайс-листов и каталогов;
– совершенствования системы стандартизации фармацевтических товаров;
– проведения маркетинговых исследований на фармацевтическом рынке;
– статистического анализа производства, реализации, использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровне;
– обеспечения достоверности, сопоставимости информации в различных сферах деятельности.
-
Факторы, влияющие на формирование ассортимента
Ассортимент товаров и ассортиментная политика аптечных организаций зависят от ряда факторов:
1. Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность аптечных организаций и обращение лекарственных средств, медицинских изделий, товаров аптечного ассортимента. При этом следует принимать во внимание порядок реализации лекарственных средств по рецепту и без рецепта врача, а также требования нормативных правовых актов, касающихся:
– обязательных перечней лекарственных средств, которые должны быть в аптечных организациях независимо от формы собственности. В первую очередь это относится к:
– перечню основных лекарственных средств.
– перечню лекарственных средств белорусского (российского) производства.
– перечню медицинских изделий белорусского (российского) производства.
– формулярной системе назначения лекарственных средств в условиях стационара.
2. Заболеваемость населения на территории, обслуживаемой аптекой или организацией здравоохранения (сезонность заболеваний).
3. Наличие у поставщиков необходимых товаров по приемлемой цене.
4. Конкурентоспособность отдельных наименований товаров.
5. Спрос населения и организаций здравоохранения.
6. Платёжеспособность потребителей.
Материально-техническая база оптового или розничного звена также может оказать определенное воздействие на формирование торгового ассортимента. Если у фирмы отсутствуют склады, обеспечивающие сохранность товаров в надлежащих условиях
, или площади торгового зала для выкладки товаров сложного или развернутого ассортимента, то организация не должна планировать формирование такого ассортимента. Например, нельзя включать в ассортимент лекарственные средства, требующие хранения при пониженных температурах в случае отсутствия холодильного оборудования.
-
Методы анализа и управления товарным ассортиментом аптечной организации
Для удовлетворения потребностей пациентов в лекарственных средствах и получения необходимой прибыли аптечным организациям необходимо уметь управлять ассортиментом медицинских и фармацевтических товаров.
Управление ассортиментом ‑ деятельность, направленная на создание рационального ассортимента.Основополагающими элементами управления являются формирование ассортимента и установление уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента.
Для этого должны быть решены следующие задачи:
– установлены реальные и предполагаемые потребности в определенных товарах;
– проведен анализ ассортимента и проанализирована его рациональность;
– выявлены поставщики, необходимые для формирования рационального ассортимента;
– оценены материальные возможности для закупки необходимых товаров;
– определены основные направления формирования ассортимента.
Установление требований к рациональности начинается с выявления запросов потребителей к товарам определенной ассортиментной принадлежности. Для этого могут быть использованы такие методы, как социологический (опрос) и регистрационный (наблюдение). Кроме того, организации, применяющие стратегию активного маркетинга, сами формируют спрос с помощью рекламы, выставок-продаж, презентаций. Требования к рациональности ассортимента измеряются в зависимости от конъюктуры рынка (платежеспособности покупателя, социально- экономических, социально-культурных, правовых характеристик окружающей среды организации). Основные направления формирования - это сокращение, расширение, углубление, обновление, совершенствование, гармонизация. Указанные направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов.
Процесс управления ассортиментом представлен на рисунке 1:
Рисунок 1. – Процесс управления ассортиментом
В аптеках непросто наладить систему управления ассортиментом из-за сложности прогнозирования изменения спроса потребителей и отсутствия методик оптимизации ассортимента.
6. Формирование ассортимента лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента
Формирование ассортимента ‑ деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации.
Формирование товарного ассортимента является одновременно и одним из методов управления ассортиментом: формируя ассортимент, включая или исключая из него те или иные товары, тем самым управляют его расширением или сокращением, обновлением. Формирование товарного ассортимента тесно связано с образованием товарных запасов, их хранением.
Целевая направленность прогнозирования и планирования заключается в том, чтобы сформировать определенное сочетание фармакотерапевтических групп, наименований лекарственных средств, их лекарственных форм, дозировок и фасовок. Это позволяет дать врачам эффективный инструмент оказания помощи пациенту и получить достаточную прибыль. Единая ассортиментная политика как совокупность целеориентированных стратегических и тактических действий по обеспечению сбалансированного видового разнообразия фармакотерапевтических групп, рационального соотношения номенклатурных позиций опирается на ряд основополагающих принципов.
Важнейшие из них:
• принцип синергизма;
• принцип стратегической гибкости.
Принцип синергизма заключается в обеспечении взаимной увязки и взаимного дополнения ассортиментных групп и отдельных наименований лекарственных средств. Такое взаимное дополнение позволяет создать целостную систему ассортиментных составляющих (ассортиментную систему), которые дают возможность проводить комплексную фармакотерапию и одновременно увеличивать объемы реализации.
Позитивный по сути принцип синергизма может иметь на практике и негативные последствия. Основное из них – увеличение риска при резких колебаниях рыночной конъюнктуры, которые могут сказаться на тесно взаимосвязанных ассортиментных группах. Компенсировать этот недостаток призвано соблюдение принципа стратегической гибкости.
Принцип стратегической гибкости базируется на сочетании ассортиментных групп в зависимости от особенностей их производства и поставок, динамики и прогноза заболеваемости, целевых сегментов, конкурентных условий и других факторов внешней среды. Цель такого сочетания – уравновесить рисковые и устойчивые фармакотерапевтические группы.
При этом следует достичь такого их соотношения, когда внезапные рыночные колебания на одном из направлений деятельности не будут иметь тяжелых негативных последствий для всей ассортиментной совокупности. Такой подход снижает степень риска и обеспечивает устойчивость аптеки. Учитывая подверженность лекарственного рынка конъюнктурным колебаниям можно констатировать исключительную важность соблюдения данного принципа.
Формирование ассортимента товаров происходит в два этапа:
Первый этап предусматривает установление группового ассортимента, т.е. перечня товаров, подлежащих реализации, с указанием суммы или удельного веса каждой группы в общем объеме товарооборота. Решение этой проблемы связано с анализом факторов, оказывающих влияние на формирование товарного ассортимента.
Второй этап определяет внутригрупповой (детальный) ассортимент, т.е. номенклатуру конкретных товаров и их разновидностей в пределах каждой товарной группы. При этом учитывают следующие требования и направления:
– установление перечней обязательного ассортимента лекарственных средств с целью максимального удовлетворения запросов потребителей;
– оптимизация ассортимента лекарственных средств с учетом скорости их реализации, спроса населения;
– определение показателей ассортимента: оптимальной широты, насыщенности, глубины, гармоничности товарной номенклатуры;
– проведение фармакоэкономических исследований.
Часто по тем или иным причинам необходимо провести обновление, стабилизацию, сокращение или расширение ассортимента.
Стабилизация ассортимента ‑ состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. Это достаточно редкое состояние ассортимента, присущее в основном только ассортименту жизненно важных и необходимых лекарственных средств.
Сокращение ассортимента ‑ количественные и качественные изменения в наборе товаров за счет уменьшения его широты и полноты. Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при реализации отдельных товаров.
Расширение ассортимента ‑ количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны.
Причинами, способствующими расширению ассортимента, являются:
– увеличение спроса и предложения.
– высокая рентабельность производства и/или реализации товаров.
– внедрение на рынок новых товаров и/или изготовителей. Так, современное состояние белорусского потребительского рынка характеризуется расширением ассортимента, как за счет импортных товаров, так и товаров отечественного производства, а также товаров, изготовленных на основе зарубежных технологий.
Совершенствование ассортимента может осуществляться по нескольким направлениям:
– Увеличение насыщенности уже существующих ассортиментных групп (приближение к 100% полноте насыщения). С этой целью можно расширить число поставщиков товаров.
– Расширение товарной номенклатуры за счет включения в нее новых ассортиментных групп товаров. Например, аптека может ввести такие группы как: детское питание, лечебная косметика, сопутствующие товары и др.
– Углубление товарной номенклатуры за счет предложений большого числа вариантов конкретного вида товаров.
– Аптека может добиваться большей или меньшей гармоничности между товарами разных ассортиментных групп.