Файл: Актуальность исследования. Реализация федеральных государственных.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Результаты работы по развитию музыкального кругозора детей


старшего дошкольного возраста посредством музыкальной предметно-про- странственной среды
Цель контрольного исследования – выявить успешность проведенной ра- боты по формированию музыкального кругозора у старших дошкольников. Были использованы те же самые методики, которые использовались на констатирую- щем этапе исследования. Задачи констатирующего этапа:

    • определение критериев и показателей уровней развитости музыкаль- ного кругозора у дошкольников;

    • разработка диагностического инструментария для выявления состо- яния уровня развития музыкального кругозора у дошкольников;

    • проведение диагностики уровня развития музыкального кругозора у дошкольников.

Для выявления уровня развития музыкального кругозора у дошкольников нами были выявлены критерии и показатели развития музыкального кругозора. В ходе практической работы применялись такие методы, как беседа, анкетиро- вание, слушание музыки, (в опоре на работы Ю.Б. Алиева, Н.Л. Гродзенской, Л.А. Разуткиной, В.Н. Шацкой). Примерное содержание организационной ра- боты представлены в приложении А и в приложении Б.

В соответствии с задачами констатирующего этапа, нами была проведена беседа с заранее подготовленными вопросами.

Отвечая на вопрос: «Какую музыку ты любишь?», дети отвечали одно- сложно: «народную», «современную», «классическую», и пр. На вопрос: «Чем отличается классическая музыка от современной?» дети давали следующие от- веты: «в классической музыке не используются электронные музыкальные ин- струменты как в современной», «классическая музыка увековечена в истории»,

«классическую музыку написали известные композиторы». Давая ответ на во-
прос: «Музыка, каких композиторов тебе известна?» дошкольники отвечали:

«Бах», «Чайковский», «Моцарт», и прочее. На вопрос: «Как ты думаешь, может ли музыка быть некрасивой?» многие ребята уже без затруднения отвечали на данный вопрос: «да, может, она может быть колкой и не приятной, «нет, вся му- зыка красивая». Отвечая на вопрос: «Если да, то, что это за музыка?» дети давали следующие ответы: «музыка, которую написали не композиторы», «слишком громкая музыка». На вопрос: «Твой любимый исполнитель/группа?» дети назы- вали знакомые исполнительские современные группы, три человека из группы назвали имена и фамилии классических композиторов, что говорит о том, что работа, проведенная на формирующем этапе полностью себя оправдала. На во- прос: «Проходят ли в твоей семье музыкальные вечера?» ребята с гордостью рас- сказывали о таких мероприятиях, проводимых в кругу семьи. На вопрос: «Какую музыку слушают в твоей семье?» дети отвечали: «современную», «народную»,

«классическую», «рок – музыку». На вопрос: «Встречаешься ли ты с произведе- ниями музыкального искусства вне детского сада? Если да, то, с какими видами музыкального искусства ты встречался?» дети отвечали: «да, мои родители часто включают «Детский Альбом П.И. Чайковского», кто-то из детей отвечал, что по- явилась новая традиция в семье-ходить на спектакли и выставки работ известных исполнителей и композиторов. На вопрос «С какими видами музыкального ис- кусства ты встречался?» дети охотно рассказывали с какими видами искусства

они познакомились детском саду, а с какими их познакомили в семейном кругу. На вопрос «Нравится ли тебе музыка из мультфильмов?» дети с радостью отве- чали «да, очень нравится!», большинство детей, отвечавших на данный вопрос напевали знакомые строчки песен из знаменитых мультфильмов. Дети охотно отвечали из каких мультфильмов и какие песни им известны. Например, песня

«Барбарики» из мультсериала «Барбоскины», «Песенка Львенка и Черепахи» из

мультфильма «Как Львенок и Черепаха пели песню», самой известной среди де- тей была названа песня «В лесу родилась елочка» (Приложение А).

При прослушивании произведений музыкального искусства дошкольники отвечали на заранее подготовленные вопросы, составленные нами вопросы можно посмотреть в приложении А. Большое значение имеет предметно-разви- вающая среда. От наполняемости музыкальных уголков (центров) в группах за- висит, насколько полно будет обеспечена самостоятельная деятельность детей и совместная деятельность воспитателей и воспитанников. Для этого мы исполь- зуем: альбомы с портретами композиторов; диски с аудиозаписями произведе- ний композиторов; альбомы «Музыкальные инструменты» с рассказами о них; альбомы-раскраски «Времена года» и «Музыкальные инструменты», альбом

«Мир музыкальных образов» С.В. Конкевич. Этот альбом используется и в НОД. Книга «Учимся, играя» (также используется и НОД), книга-пазл «Балеты П.И.Чайковского».

В последнее время большую популярность приобрела проектная деятель- ность, организуемая в ДОО. Участниками такой деятельности становятся не только педагоги и воспитанники, но и их родители. Этот вид деятельности кроме образовательного результата, имеет всегда продуктивную составляющую. При-
менение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с тради- ционными методами обучения улучшает результат образования. Грамотное ис- пользование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий.

Кроме того, мультимедийные презентации, мультфильмы о музыке отражают один из главных принципов организации современного музыкального занятия.

Результаты контрольного этапа исследовательской работы по развитию музыкального кругозора у дошкольников следующие: 70% детей показали высо- кий уровень развития музыкального вкуса, 30% - средний уровень развития му- зыкального вкуса, 0%-дошкольники с низким уровнем развития музыкального вкуса.

Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов наглядно показывает положительную динамику, наметившуюся в процессе про- ведения формирующего исследования и показаны нами в таблице 3 и на рисунке 3 (Приложение Ж)

В ходе сравнения и анализа с первым этапом работы и результатов повтор- ного наблюдения установлено, что уровень музыкального кругозора детей стар- шего дошкольного возраста заметно повысился благодаря использованию в дея- тельности музыкального руководителя музыкальной развивающей предметно- пространственной среды и успешного взаимодействия с родителями детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В данной выпускной квалификационной работе мы раскрыли психолого-пе- дагогические и методические аспекты развития музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальной развивающей пред- метно-пространственной среды в ДОО.

В первой главе мы рассмотрели специфику организации музыкальной раз- вивающей предметно-пространственной среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО.

Мы выяснили, что к настоящему времени устоялась трактовка понятия

«музыкальный кругозор» как суммы представлений человека о красоте, его спо- собности и умения отличить красивое от некрасивого. Под музыкальным круго- зором понимаются пристрастия и симпатии человека.

В условиях больших объемов эстетической, художественной, музыкальной информации различного характера вкус служит ориентиром в ценностном отно- шении человека к искусству и действительности.

В современной теории и практике понятие «музыкальный вкус» рассмат- ривается как разновидность художественного вкуса и понимается, как способ- ность оценивать прекрасное в музыкальном искусстве.

Под музыкальным кругозором мы понимаем совокупность систематиче- ских знаний, необходимых для полноценной музыкальной деятельности (пред- полагающей также регулярное пополнение знаний о музыке, музыкальном ис- полнении, композиторах и музыкальном опыте слушателя и исполнителя). В са- мом общем виде все это можно разделить на две составляющие: знание музыки; знание сведений о музыке. К настоящему времени устоялась трактовка понятия

«вкус»