Файл: Лекция i. Введение 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ЛЕКЦИЯ I. ВВЕДЕНИЕ

1. Предмет банкового права. 2. Отношение банкового права к другим дисциплинам. 3. Основные моменты истории советского банкового законодательства. 4. Источники банкового права.

ЛЕКЦИЯ II. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БАНКОВОГО ДЕЛА В СССР

ЛЕКЦИЯ III. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БАНКОВОГО ДЕЛА В СССР (Продолжение)

1. Кредитная система СССР. 2. Регулирование деятельности кредитных учреждений. 3. Кредитные планы. 4. Надзор за деятельностью кредитных учреждений.

Л Е К Ц И Я IV. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О БАНКОВЫХ СДЕЛКАХ

1. Банковые сделки (операции) и их классификация. 2. Уставные сделки кредитных учреждений. 3. Совершение банковых сделок. 4. Контокоррентный договор.

ЛЕКЦИЯ V. ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ

ЛЕКЦИЯ VI. АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ

1. Виды активных операций. 2. Открытие кредита. 3. Понятие и юридическая природа учета. 4. Векселя, принимаемые к учету.

ЛЕКЦИЯ VII. АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ (Продолжение)

1. Срочные ссуды. 2. Специальный текущий счет до востребо­вания (on call). 3. Целевые ссуды. 4. Гарантийный кредит. 5. Акцептный и рамбурсный кредиты.

ЛЕКЦИЯ VIII. ЗАЛОГ, ПРАВО УДЕРЖАНИЯ, ЗАЧЕТ

ЛЕКЦИЯ IX. ОПЕРАЦИИ ПО СОДЕЙСТВИЮ ПЛАТЕЖАМ. ЧЕК

ЛЕКЦИЯ X. ОПЕРАЦИИ ПО СОДЕЙСТВИЮ ПЛАТЕЖАМ (Продолжение)

1. Перевод. Денежный аккредитив. 2. Комиссионные платеж­ные поручения. Товарный аккредитив. Инкассовые операции. 3. Организация взаимных расчетов.

ЛЕКЦИЯ XI. ПРОЧИЕ БАНКОВЫЕ ОПЕРАЦИИ. БАНКОВАЯ ТАЙНА. ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ



Постановление о принципах построения кредитной системы не только определяет задачи банков и разграничивает поле их деятельности, но также устанавливает зависимость их от Госбанка СССР. Согласно ст. 1 этого постановления на Госбанк СССР возлагается непосредственное руководство всей кредитной системой. Для этого ему предоставлен целый ряд полномочий. Госбанк имеет право участвовать в лице своих представителей в советах и ревизионных органах кредитных учрежде­ний, в которых участвует государственный капитал. Он имеет право непосредственного наблюдения за использованием бан­ками открываемых им кредитов и за направлением всех креди­тов по отдельным отраслям народного хозяйства в соответствии с правительственными директивами в области кредитной поли­тики. Он имеет также право получить от всех кредитных учреждений балансовые данные, сведения об открываемых кредитных учреждениях и задолженности отдельных клиен­тов, а также о текущих счетах и вкладах государственных органов. Все кредитные учреждения обязаны держать в Госбан­ке свои свободные резервы в размерах, устанавливаемых Комитетом по делам банков. Кредитные учреждения могут кредитоваться только в Госбанке. Однако это последнее прави­ло не распространяется на кредитование системы сельскохо­зяйственного кредита, на долгосрочное и целевое краткосроч­ное кредитование местных коммунальных банков, а также на кредитование советских кредитных учреждений заграничными организациями. В свою очередь Госбанк обязан в соответствии с общей экономической конъюнктурой, финансовым положени­ем и степенью мощности отдельных кредитных учреждений кредитовать их соразмерно с ростом их операций, а также оказывать им поддержку в периоды их кассовых затруднений.

Таким образом закон наделяет Госбанк не только правомочи­ями оперативного свойства, как, например, исключительным правом на хранение свободных резервов кредитных учрежде­ний, но также и правомочиями административного характера. К числу последних должны быть отнесены право Госбанка участвовать в лице своих представителей в советах и ревизи­онных комиссиях кредитных учреждений, право на получение балансовых и иных данных, а также право наблюдения за надлежащим использованием кредитов.

Исключительное право Госбанка кредитовать все кредитные учреждения и хранить их свободные резервы не устраняет корреспондентских отношений между кредитными учреждениями, обеспечивающими каждому из них возможность исполне­ния поручений в различных пунктах СССР (ст. 22).


В системе сельскохозяйственного кредита объединяющим центром является Центральный сельскохозяйственный банк. Положение о системе сельскохозяйственного кредита возлагает на него: а) выработку общесоюзных планов по сельскохозяй­ственному кредиту и внесение их на утверждение в установлен­ном порядке; б) разработку и внесение через НКФ СССР на утверждение СТО предельных процентных ставок по основным операциям сельскохозяйственных банков и обществ сельскохо­зяйственного кредита; в) руководство кредитно-финансовой политикой сельскохозяйственных банков союзных республик и согласование ее с общей финансово-кредитной политикой СССР;

г) согласование кредитных планов сельскохозяйственных бан­ков союзных республик; д) разработку общих правил по опера­циям, проводимых сельскохозяйственными банками и общес­твами сельскохозяйственного кредита; е) постоянное наблюде­ние за деятельностью сельскохозяйственных банков союзных республик, в частности производство ревизий и обследования этих банков, в целях выяснения их общего положения, проверки выполнения ими планов и инструкций и направления их кре­дитной политики. Кроме того, ЦСХБанк имеет право давать другим учреждениям сельскохозяйственного кредита указания относительно операций, производимых за счет отпускаемых им средств. ЦСХБанк может производить также ревизию и обсле­дование обществ сельскохозяйственного кредита (местных сель­скохозяйственных банков), однако с обязательным согласовани­ем этих мероприятий с сельскохозяйственными банками соот­ветствующих союзных республик.

Сельскохозяйственным банкам союзных республик предос­тавляется в отношении обществ сельскохозяйственного креди­та права, указанные выше и в пп. в, г, е, а также право давать им указания относительно операций, производимых за счет средств, отпускаемых им этим обществам.

Таким образом Центральному сельскохозяйственному банку предоставлены в отношении системы сельскохозяйственного кредита еще большие правомочия, чем Госбанку в отношении кредитной системы Союза в целом.

Постоянные взаимоотношения существуют между Централь­ным банком коммунального хозяйства и жилищного строительства и местными коммунальными банками. Эти взаимоотноше­ния не получили до настоящего времени такого законодатель­ного оформления, которое позволило бы говорить о системе коммунального кредита. Препятствием к этому служит, глав­ным образом, разнообразие функций местных коммунальных банков, которые, кроме долгосрочного и краткосрочного креди­тования коммунального хозяйства и жилищного строительства, занимаются также и кредитованием торговли и промышленнос­ти местного значения.



2. Регулирование деятельности кредитных учрежде­ний. Всякого рода постановления компетентных органов влас­ти, содержащие общие правила или конкретные предписания, которыми должны руководствоваться в своей деятельности кредитные учреждения, являются актами регулирования дея­тельности кредитных учреждений. Всякая норма закона, отно­сящаяся к деятельности кредитных учреждений, с этой точки зрения может рассматриваться как акт регулирования. В этом смысле можно сказать, что регулирование деятельности кре­дитных учреждений имеет место в каждой стране, законода­тельство которой содержит нормы, вводящие операции кредит­ных учреждений в определенные рамки. В более узком смысле, с точки зрения действующего советского права, актами регули­рования являются такие постановления органов власти, кото­рые направляют деятельность кредитных учреждений по об­щему руслу советской экономической политики в соответствии с хозяйственной конъюнктурой данного момента. Основной целью регулирования деятельности кредитных учреждений является основная цель всей советской экономической полити­ки — строительства социализма. Таким образом, для актов регулирования деятельности кредитных учреждений являются характерными два момента: во-первых, координирование дея­тельности кредитных учреждений с политикой в других облас­тях народного хозяйства, во-вторых, зависимость регулирую­щих мероприятий от экономической конъюнктуры в определен­ный момент времени. Критерий для отличия актов регулирова­ния от других актов государственной власти имеет материаль­ный, а не формальный характер.

Содержанием мероприятий по регулированию деятельности кредитных учреждений является установление ограничений автономии кредитных учреждений в совершении банковых операций, как-то: установлении предельного размера процента, ставок комиссионного и прочих видов вознаграждения, взима­емого банками, запрещение принимать в залог определенные категории товаров и т. д.

Для советского законодательства является характерной весьма разветвленная система органов государственной власти, к ком­петенции которых относится регулирование деятельности кре­дитных учреждений.

Регулирование деятельности кредитных учреждений пре­жде всего входит в компетенцию высших законодательных органов Союза ССР и союзных республик. Из них необходимо особо выделить Совет Труда и Обороны и Экономические совещания (советы) союзных республик, которые являются органами регулирования народного хозяйства по преимущест­ву. Как указывает статья 1 Положения о Совете Труда и Обороны Союза ССР («Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР» 1923 г., № 4, ст. 106), СТО учрежден «в целях осуществления хозяй­ственного и финансового планов Союза ССР, корректирования их в соответствии с экономической и политической обстановкой, а также в целях ближайшего руководства Народными комисса­риатами Союза ССР в области хозяйственных мероприятий и в области мероприятий по обороне». СТО, таким образом, явля­ется органом, ведающим вопросами регулирования деятельнос­ти кредитных учреждений как вопросами, входящими в состав общих вопросов по регулированию советского народного хозяй­ства в целом. Соответствующими органами в союзных респуб­ликах являются экономические совещания и советы.


Ближайшим образом занимаются регулированием деятель­ности кредитных учреждений органы финансового управления:

Народный комиссариат финансов СССР, Народные комиссари­аты финансов союзных республик и их местные органы, а также состоящие при них Комитеты по делам банков, Совещания по делам банков и местные совещания по делам банков. Согласно пункту «е» статьи 2 Положения от НКФ СССР («Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР» 1923 г., № 10, ст. 309) к ведению этого комиссариата отнесены разработка и регулирование вопросов государственного, коммунального и частного кредита. НКФ СССР осуществляет регулирование деятельности кредитных учреждений по Валютному управлению. Согласно примечанию к ст. 6-й Положения о НКФ СССР контроль и регулирование деятельности коммунальных, общественных, сельскохозяйствен­ных и частных кредитных учреждений производится НКФ союзных республик по системе, утвержденной ЦИК СССР, и в порядке, определяемом законодательными органами союзных республик. Соответствующие этому правилу законодательные акты Союза ССР изданы не были. НКФ союзных республик осуществляют регулирование деятельности кредитных учреж­дений согласно своим Положениям, которые, впрочем, так же, как и Положение о НКФ СССР, не содержат ничего, кроме общих указаний на этот счет.

Организация и деятельность Комитета по делам банков при НКФ СССР, а также Совещаний по делам банков при НКФ союзных республик регулируются Постановлением ЦИК и СНК от 15 июня 1927 г. о принципах построения кредитной системы (С. 3. СССР 1927 г., № 35, ст. 364), а также Положением о Комитете по делам банков при НКФ СССР и НКФ союзных республик, изданным СНК СССР 15 октября 1927 г. (С. 3. СССР 1927 г., № 64, ст. 648). Комитет по делам банков ведает согласо­ванием деятельности кредитных учреждений. В частности, к его ведению относятся: а) распределение клиентов между бан­ками общесоюзного значения и в связи с этим согласование их операций в целях наиболее полного удовлетворения потребнос­тей различных отраслей народного хозяйства; б) регламентация процентных, комиссионных и иных операционных ставок с установлением их максимальных пределов для отдельных кредитных учреждений; в) рационализация операций банков;

г) мероприятия по уменьшению административно-хозяйствен­ных расходов банков и д) мероприятия по размещению банками государственных займов (ст. 1-я). Председателем Комитета является народный комиссар финансов СССР, членами Коми­тета являются председатели правлений общесоюзных банков, правления которых находятся в Москве, представитель НКФ Союза ССР, один представитель местных коммунальных бан­ков, избираемый ежегодно на съезде этих банков, а также два представителя союзных республик по соглашению этих респуб­лик между собой. В заседаниях Комитета, кроме того, участву­ют с совещательным голосом представители ряда ведомств и учреждений, а также представители всякого рода государственных; кооперативных и частных организаций, приглашенные на заседание Комитетом или его председателем. Комитет решает дела простым большинством голосов; при равенстве голосов голос председателя дает перевес (ст. 6), Постановления Комитета, не приостановленные НКФ СССР в течение недельного срока и не требующие санкции законодательных органов, обязательны для всех кредитных учреждений. В случае разногласия между народным комиссаром финансов СССР и большинством Комитета это большинство имеет право входить в СТО через НКФ СССР с соответствующим представлением. Все члены Комитета, а также представители учреждений, имеющих право участия в Комитете с совещательным голосом, кроме лиц, приглашенных Комитетом или его председателем, могут опротестовывать постановления Комитета по вопросам распределения клиентов между банками, регламентацию процентных и прочих ставок по банковским операциям, а также мероприятия по размещению государственных займов. Эти протесты должны быть заявлены на самом заседании Комитета и затем подтверждены в семидневный срок тем учреждением, представителем которого заявлен протест. Протест представляется в СТО через НКФ СССР и не приостанавливает проведения в жизнь опротестованных постановлений (ст. 8). В тех случаях, когда вопросы, рассматриваемые Комитетом, требуют законодательного разрешения, Комитет вносит их на рассмотрение законодательных органов через НКФ СССР.


При НКФ союзных республик состоят совещания по делам банков. Структура и деятельность этих совещаний урегулированы законом в соответствии со структурой и деятельностью Комитета по делам банков. В состав совещания входят председатель, которым является народный комиссар финансов союзной республики, и члены: один представитель НКФ союзной республики, председатели правлений кредитных учреждений республиканского и местного значения по списку, утверждаемому Экономическом совещанием (советом) союзной республики, управляющие филиалами банков общесоюзного значения, находящимися на территории соответствующих республик, по одному на каждый банк — по указанию их правлений, а также один представитель местных коммунальных банков, избираемые на съезде этих банков. Вопрос о разногласиях большинства совещаний с председателем, а также порядок обжалования постановлений, совещания урегулирован так же, как и в отно­шении Комитета по делам банков. При этом только закон добавляет, что представитель банка общесоюзного значения или председатель правления сельскохозяйственного банка дан­ной союзной республики, оставшийся в меньшинстве при голо­совании постановления, действие которого распространяется на представляемый им банк, имеет право перенести в семиднев­ный срок вопрос на разрешение Комитета по делам банков при НКФ СССР. Представитель банка общесоюзного значения дела­ет это через свое правление, а председатель правления Сель­скохозяйственного банка через Центральный сельскохозяй­ственный банк СССР. Постановления совещания в таких случа­ях вступают в силу только после утверждения их Комитетом (ст. 16).

Постановления Комитета и совещаний по делам банков не распространяются на кредитно-кооперативные организации (сельскохозяйственные и промысловые кредитно-кооператив­ные товарищества и их союзы) и на государственные трудовые сберегательные кассы.

Положение о местных совещаниях, состоящих при местных финансовых отделах, издано НКФ СССР 4 февраля 1928 г., за № 413 («Известия НКФ СССР» 1928 г., № 25) на основании ст. 27 Постановления «о принципах строения кредитной систе­мы» (С. 3. СССР 1927 г., № 35, ст. 364).

3. Кредитные планы. Особое место по своему значению среди актов регулирования деятельности кредитных учрежде­ний занимают кредитные планы. Кредитным планом называет­ся составленное на определенный период времени вперед (на год, на четверть года) расписание ожидаемых кредитным уч­реждением поступлений, а также предположенных расходов по его операциям. Вопрос о кредитных планах регулируется от­дельно для банков краткосрочного и долгосрочного кредита. В отношении первых он представляет значительные трудности. Пост. СНК СССР от 8 октября 1928 г. (С. З.СССР 1928 г, ст. 519) регулирует, главным образом, порядок прохождения планов краткосрочного кредита. Проще обстоит дело с банками долго­срочного кредита. В учреждениях долгосрочного кредита поступление средств является в значительной мере обеспеченным, так как средства, которыми работают эти учреждения, в главной своей массе представляют собой или бюджетные ассигнования или поступления, обязательные в силу закона. Обеспеченность этих поступлений делает возможным составление кредитных планов, довольно точно предусматривающих кредитную деятельность банка на определенный промежуток времени вперед. Порядок составления и утверждения кредитных планов в области долгосрочного кредита регулируется в советском