ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ЛЕКЦИЯ II. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БАНКОВОГО ДЕЛА В СССР
ЛЕКЦИЯ III. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БАНКОВОГО ДЕЛА В СССР (Продолжение)
Л Е К Ц И Я IV. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О БАНКОВЫХ СДЕЛКАХ
ЛЕКЦИЯ VII. АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ (Продолжение)
ЛЕКЦИЯ VIII. ЗАЛОГ, ПРАВО УДЕРЖАНИЯ, ЗАЧЕТ
ЛЕКЦИЯ IX. ОПЕРАЦИИ ПО СОДЕЙСТВИЮ ПЛАТЕЖАМ. ЧЕК
ЛЕКЦИЯ X. ОПЕРАЦИИ ПО СОДЕЙСТВИЮ ПЛАТЕЖАМ (Продолжение)
ЛЕКЦИЯ XI. ПРОЧИЕ БАНКОВЫЕ ОПЕРАЦИИ. БАНКОВАЯ ТАЙНА. ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Постановление о принципах построения кредитной системы не только определяет задачи банков и разграничивает поле их деятельности, но также устанавливает зависимость их от Госбанка СССР. Согласно ст. 1 этого постановления на Госбанк СССР возлагается непосредственное руководство всей кредитной системой. Для этого ему предоставлен целый ряд полномочий. Госбанк имеет право участвовать в лице своих представителей в советах и ревизионных органах кредитных учреждений, в которых участвует государственный капитал. Он имеет право непосредственного наблюдения за использованием банками открываемых им кредитов и за направлением всех кредитов по отдельным отраслям народного хозяйства в соответствии с правительственными директивами в области кредитной политики. Он имеет также право получить от всех кредитных учреждений балансовые данные, сведения об открываемых кредитных учреждениях и задолженности отдельных клиентов, а также о текущих счетах и вкладах государственных органов. Все кредитные учреждения обязаны держать в Госбанке свои свободные резервы в размерах, устанавливаемых Комитетом по делам банков. Кредитные учреждения могут кредитоваться только в Госбанке. Однако это последнее правило не распространяется на кредитование системы сельскохозяйственного кредита, на долгосрочное и целевое краткосрочное кредитование местных коммунальных банков, а также на кредитование советских кредитных учреждений заграничными организациями. В свою очередь Госбанк обязан в соответствии с общей экономической конъюнктурой, финансовым положением и степенью мощности отдельных кредитных учреждений кредитовать их соразмерно с ростом их операций, а также оказывать им поддержку в периоды их кассовых затруднений.
Таким образом закон наделяет Госбанк не только правомочиями оперативного свойства, как, например, исключительным правом на хранение свободных резервов кредитных учреждений, но также и правомочиями административного характера. К числу последних должны быть отнесены право Госбанка участвовать в лице своих представителей в советах и ревизионных комиссиях кредитных учреждений, право на получение балансовых и иных данных, а также право наблюдения за надлежащим использованием кредитов.
Исключительное право Госбанка кредитовать все кредитные учреждения и хранить их свободные резервы не устраняет корреспондентских отношений между кредитными учреждениями, обеспечивающими каждому из них возможность исполнения поручений в различных пунктах СССР (ст. 22).
В системе сельскохозяйственного кредита объединяющим центром является Центральный сельскохозяйственный банк. Положение о системе сельскохозяйственного кредита возлагает на него: а) выработку общесоюзных планов по сельскохозяйственному кредиту и внесение их на утверждение в установленном порядке; б) разработку и внесение через НКФ СССР на утверждение СТО предельных процентных ставок по основным операциям сельскохозяйственных банков и обществ сельскохозяйственного кредита; в) руководство кредитно-финансовой политикой сельскохозяйственных банков союзных республик и согласование ее с общей финансово-кредитной политикой СССР;
г) согласование кредитных планов сельскохозяйственных банков союзных республик; д) разработку общих правил по операциям, проводимых сельскохозяйственными банками и обществами сельскохозяйственного кредита; е) постоянное наблюдение за деятельностью сельскохозяйственных банков союзных республик, в частности производство ревизий и обследования этих банков, в целях выяснения их общего положения, проверки выполнения ими планов и инструкций и направления их кредитной политики. Кроме того, ЦСХБанк имеет право давать другим учреждениям сельскохозяйственного кредита указания относительно операций, производимых за счет отпускаемых им средств. ЦСХБанк может производить также ревизию и обследование обществ сельскохозяйственного кредита (местных сельскохозяйственных банков), однако с обязательным согласованием этих мероприятий с сельскохозяйственными банками соответствующих союзных республик.
Сельскохозяйственным банкам союзных республик предоставляется в отношении обществ сельскохозяйственного кредита права, указанные выше и в пп. в, г, е, а также право давать им указания относительно операций, производимых за счет средств, отпускаемых им этим обществам.
Таким образом Центральному сельскохозяйственному банку предоставлены в отношении системы сельскохозяйственного кредита еще большие правомочия, чем Госбанку в отношении кредитной системы Союза в целом.
Постоянные взаимоотношения существуют между Центральным банком коммунального хозяйства и жилищного строительства и местными коммунальными банками. Эти взаимоотношения не получили до настоящего времени такого законодательного оформления, которое позволило бы говорить о системе коммунального кредита. Препятствием к этому служит, главным образом, разнообразие функций местных коммунальных банков, которые, кроме долгосрочного и краткосрочного кредитования коммунального хозяйства и жилищного строительства, занимаются также и кредитованием торговли и промышленности местного значения.
2. Регулирование деятельности кредитных учреждений. Всякого рода постановления компетентных органов власти, содержащие общие правила или конкретные предписания, которыми должны руководствоваться в своей деятельности кредитные учреждения, являются актами регулирования деятельности кредитных учреждений. Всякая норма закона, относящаяся к деятельности кредитных учреждений, с этой точки зрения может рассматриваться как акт регулирования. В этом смысле можно сказать, что регулирование деятельности кредитных учреждений имеет место в каждой стране, законодательство которой содержит нормы, вводящие операции кредитных учреждений в определенные рамки. В более узком смысле, с точки зрения действующего советского права, актами регулирования являются такие постановления органов власти, которые направляют деятельность кредитных учреждений по общему руслу советской экономической политики в соответствии с хозяйственной конъюнктурой данного момента. Основной целью регулирования деятельности кредитных учреждений является основная цель всей советской экономической политики — строительства социализма. Таким образом, для актов регулирования деятельности кредитных учреждений являются характерными два момента: во-первых, координирование деятельности кредитных учреждений с политикой в других областях народного хозяйства, во-вторых, зависимость регулирующих мероприятий от экономической конъюнктуры в определенный момент времени. Критерий для отличия актов регулирования от других актов государственной власти имеет материальный, а не формальный характер.
Содержанием мероприятий по регулированию деятельности кредитных учреждений является установление ограничений автономии кредитных учреждений в совершении банковых операций, как-то: установлении предельного размера процента, ставок комиссионного и прочих видов вознаграждения, взимаемого банками, запрещение принимать в залог определенные категории товаров и т. д.
Для советского законодательства является характерной весьма разветвленная система органов государственной власти, к компетенции которых относится регулирование деятельности кредитных учреждений.
Регулирование деятельности кредитных учреждений прежде всего входит в компетенцию высших законодательных органов Союза ССР и союзных республик. Из них необходимо особо выделить Совет Труда и Обороны и Экономические совещания (советы) союзных республик, которые являются органами регулирования народного хозяйства по преимуществу. Как указывает статья 1 Положения о Совете Труда и Обороны Союза ССР («Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР» 1923 г., № 4, ст. 106), СТО учрежден «в целях осуществления хозяйственного и финансового планов Союза ССР, корректирования их в соответствии с экономической и политической обстановкой, а также в целях ближайшего руководства Народными комиссариатами Союза ССР в области хозяйственных мероприятий и в области мероприятий по обороне». СТО, таким образом, является органом, ведающим вопросами регулирования деятельности кредитных учреждений как вопросами, входящими в состав общих вопросов по регулированию советского народного хозяйства в целом. Соответствующими органами в союзных республиках являются экономические совещания и советы.
Ближайшим образом занимаются регулированием деятельности кредитных учреждений органы финансового управления:
Народный комиссариат финансов СССР, Народные комиссариаты финансов союзных республик и их местные органы, а также состоящие при них Комитеты по делам банков, Совещания по делам банков и местные совещания по делам банков. Согласно пункту «е» статьи 2 Положения от НКФ СССР («Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР» 1923 г., № 10, ст. 309) к ведению этого комиссариата отнесены разработка и регулирование вопросов государственного, коммунального и частного кредита. НКФ СССР осуществляет регулирование деятельности кредитных учреждений по Валютному управлению. Согласно примечанию к ст. 6-й Положения о НКФ СССР контроль и регулирование деятельности коммунальных, общественных, сельскохозяйственных и частных кредитных учреждений производится НКФ союзных республик по системе, утвержденной ЦИК СССР, и в порядке, определяемом законодательными органами союзных республик. Соответствующие этому правилу законодательные акты Союза ССР изданы не были. НКФ союзных республик осуществляют регулирование деятельности кредитных учреждений согласно своим Положениям, которые, впрочем, так же, как и Положение о НКФ СССР, не содержат ничего, кроме общих указаний на этот счет.
Организация и деятельность Комитета по делам банков при НКФ СССР, а также Совещаний по делам банков при НКФ союзных республик регулируются Постановлением ЦИК и СНК от 15 июня 1927 г. о принципах построения кредитной системы (С. 3. СССР 1927 г., № 35, ст. 364), а также Положением о Комитете по делам банков при НКФ СССР и НКФ союзных республик, изданным СНК СССР 15 октября 1927 г. (С. 3. СССР 1927 г., № 64, ст. 648). Комитет по делам банков ведает согласованием деятельности кредитных учреждений. В частности, к его ведению относятся: а) распределение клиентов между банками общесоюзного значения и в связи с этим согласование их операций в целях наиболее полного удовлетворения потребностей различных отраслей народного хозяйства; б) регламентация процентных, комиссионных и иных операционных ставок с установлением их максимальных пределов для отдельных кредитных учреждений; в) рационализация операций банков;
г) мероприятия по уменьшению административно-хозяйственных расходов банков и д) мероприятия по размещению банками государственных займов (ст. 1-я). Председателем Комитета является народный комиссар финансов СССР, членами Комитета являются председатели правлений общесоюзных банков, правления которых находятся в Москве, представитель НКФ Союза ССР, один представитель местных коммунальных банков, избираемый ежегодно на съезде этих банков, а также два представителя союзных республик по соглашению этих республик между собой. В заседаниях Комитета, кроме того, участвуют с совещательным голосом представители ряда ведомств и учреждений, а также представители всякого рода государственных; кооперативных и частных организаций, приглашенные на заседание Комитетом или его председателем. Комитет решает дела простым большинством голосов; при равенстве голосов голос председателя дает перевес (ст. 6), Постановления Комитета, не приостановленные НКФ СССР в течение недельного срока и не требующие санкции законодательных органов, обязательны для всех кредитных учреждений. В случае разногласия между народным комиссаром финансов СССР и большинством Комитета это большинство имеет право входить в СТО через НКФ СССР с соответствующим представлением. Все члены Комитета, а также представители учреждений, имеющих право участия в Комитете с совещательным голосом, кроме лиц, приглашенных Комитетом или его председателем, могут опротестовывать постановления Комитета по вопросам распределения клиентов между банками, регламентацию процентных и прочих ставок по банковским операциям, а также мероприятия по размещению государственных займов. Эти протесты должны быть заявлены на самом заседании Комитета и затем подтверждены в семидневный срок тем учреждением, представителем которого заявлен протест. Протест представляется в СТО через НКФ СССР и не приостанавливает проведения в жизнь опротестованных постановлений (ст. 8). В тех случаях, когда вопросы, рассматриваемые Комитетом, требуют законодательного разрешения, Комитет вносит их на рассмотрение законодательных органов через НКФ СССР.
При НКФ союзных республик состоят совещания по делам банков. Структура и деятельность этих совещаний урегулированы законом в соответствии со структурой и деятельностью Комитета по делам банков. В состав совещания входят председатель, которым является народный комиссар финансов союзной республики, и члены: один представитель НКФ союзной республики, председатели правлений кредитных учреждений республиканского и местного значения по списку, утверждаемому Экономическом совещанием (советом) союзной республики, управляющие филиалами банков общесоюзного значения, находящимися на территории соответствующих республик, по одному на каждый банк — по указанию их правлений, а также один представитель местных коммунальных банков, избираемые на съезде этих банков. Вопрос о разногласиях большинства совещаний с председателем, а также порядок обжалования постановлений, совещания урегулирован так же, как и в отношении Комитета по делам банков. При этом только закон добавляет, что представитель банка общесоюзного значения или председатель правления сельскохозяйственного банка данной союзной республики, оставшийся в меньшинстве при голосовании постановления, действие которого распространяется на представляемый им банк, имеет право перенести в семидневный срок вопрос на разрешение Комитета по делам банков при НКФ СССР. Представитель банка общесоюзного значения делает это через свое правление, а председатель правления Сельскохозяйственного банка через Центральный сельскохозяйственный банк СССР. Постановления совещания в таких случаях вступают в силу только после утверждения их Комитетом (ст. 16).
Постановления Комитета и совещаний по делам банков не распространяются на кредитно-кооперативные организации (сельскохозяйственные и промысловые кредитно-кооперативные товарищества и их союзы) и на государственные трудовые сберегательные кассы.
Положение о местных совещаниях, состоящих при местных финансовых отделах, издано НКФ СССР 4 февраля 1928 г., за № 413 («Известия НКФ СССР» 1928 г., № 25) на основании ст. 27 Постановления «о принципах строения кредитной системы» (С. 3. СССР 1927 г., № 35, ст. 364).
3. Кредитные планы. Особое место по своему значению среди актов регулирования деятельности кредитных учреждений занимают кредитные планы. Кредитным планом называется составленное на определенный период времени вперед (на год, на четверть года) расписание ожидаемых кредитным учреждением поступлений, а также предположенных расходов по его операциям. Вопрос о кредитных планах регулируется отдельно для банков краткосрочного и долгосрочного кредита. В отношении первых он представляет значительные трудности. Пост. СНК СССР от 8 октября 1928 г. (С. З.СССР 1928 г, ст. 519) регулирует, главным образом, порядок прохождения планов краткосрочного кредита. Проще обстоит дело с банками долгосрочного кредита. В учреждениях долгосрочного кредита поступление средств является в значительной мере обеспеченным, так как средства, которыми работают эти учреждения, в главной своей массе представляют собой или бюджетные ассигнования или поступления, обязательные в силу закона. Обеспеченность этих поступлений делает возможным составление кредитных планов, довольно точно предусматривающих кредитную деятельность банка на определенный промежуток времени вперед. Порядок составления и утверждения кредитных планов в области долгосрочного кредита регулируется в советском