Файл: Теория государства и права методические материалы для специальности 40. 05. 02 Правоохранительная деятельность.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 654
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
8. Современные тенденции в трактовке теорий происхождения государства и права.
4. Государство и национальные отношения в обществе.
5. Взаимопроникновение (конвергенция) различных типов государств.
6. Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов в типологии государств.
7. Основные признаки присущие современному государству.
8. Государственный суверенитет и его проявления в современном мире.
Политический (государственный) режим современной России, его эволюция в XX веке.
Нетипичные формы правления в современном мире.
Функции монархий в современном мире.
Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа.
Конфедерация: современные подходы.
Причины формирования тоталитарных режимов.
2. Теория функций современного российского государства.
Эффективность действия механизма правового регулирования и пути его совершенствования.
Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.
Соотношение правовых и нормативных правовых актов.
Обычай как источник права в правовой доктрине.
Правотворческая и законодательная инициатива: соотношение понятий.
Планирование законотворческой деятельности основа эффективности принимаемых законов.
Юридическая классификация и перечень как приемы юридической техники.
Примечания и оговорки к нормативным правовым актам.
1.Акты официального толкования норм права: понятие, особенности, виды.
1.Характеристика современного состояния системы российского права.
2. Соотношение системы права и системы законодательства.
3. Предмет правового регулирования как основание построения системы права.
4. Метод правового регулирования как основание построения системы права.
Проблема деликтоспособности индивидуального лица.
Правовые состояния как юридические факты.
2. Правонарушение: понятие, признаки и виды.
3. Юридический состав правонарушения, его элементы.
4. Причины правонарушений и направления борьбы с ними.
1. Понятие, сущность и принципы законности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (ЛЕКЦИОННОГО) МАТЕРИАЛА
Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
1. Понятие теории государства и права как науки.
Тема 2. Происхождение государства и права
1. Организация власти в первобытном обществе
3. Основные пути происхождения государства
4. Общая характеристика теорий происхождения государства
4. Общая характеристика теорий происхождения государства.
5. Теории происхождения права.
Тема 3. Понятие, сущность, типология государства
Тема 9. Право в системе нормативного регулирования
Тема 11. Правовое регулирование
Тема 13. Источники (формы) права
Тема 14 Теория правотворчества. Юридическая техника.
Тема 16. Система права и система законодательства
Тема 17. Систематизация законодательства
Тема 18. Правовые системы современности
Тема 20. Реализация норм права
Тема 21. Правовое сознание и правовая культура
Тема 22. Правомерное поведение и правонарушение
Тема 23. Юридическая ответственность
2. Цели, функции и принципы юридической ответственности.
Черты классического судебного прецедента: нормативный характер; общеобязательный характер прецедента, как для нижестоящих судов, так и для всех иных государственных органов и должностных лиц; определенная связанность высших судебных инстанций своими собственными решениями; обнародование прецедентов в бюллетенях или других официальных изданиях – писаный характер прецедента; формирование и функционирование прецедента на основе действующего законодательства и в этом смысле его вторичный характер по сравнению с законом; направленность прецедентов на устранение пробелов в праве и коллизий в законах и других нормативных правовых актах.
Официально судебный прецедент как способ внешнего выражения норм права формой российского права не является.
Договор с нормативным содержанием – это договорный акт, устанавливающий правовые нормы, обязательные для многочисленного и формально неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, действующий независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные им конкретные правоотношения. Нормативные договоры обладают следующими признаками:
универсальные договорные признаки: согласительный характер; добровольность заключения, т.е. свободное волеизъявление сторон; взаимная ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;
особые признаки, присущие только нормативному договору: содержат в себе правовые нормы – правила общего и обязательного характера; является актом договорного (согласительного) правотворчества, а не актом реализации права или его толкования; преимущественно публичный характер, который проявляется в том, что сторонами данного договора чаще всего выступают публичные институты (государство в целом, его отдельные органы, межгосударственные образования, коммерческие фирмы и их филиалы, органы местного самоуправления, общественные объединения и т.д.); возникают только на основе конституционных и обычных законов, а не подзаконных актов; специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с исполнением договора. Юридическая сила нормативного договора определяется статусом субъекта договорного правотворчества.
Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый в определенной законом форме и процедуре, направленный на возникновение
, изменение или отмену обязательных правовых предписаний, рассчитанный на многократное применение, длительное существование, регулирование общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии.
Свойства нормативного правового акта: письменный документ, имеющий внутреннюю структуру, соответствует правилам юридической техники; издается уполномоченными субъектами в пределах их компетенции в установленной форме; нормативный характер, предназначен для регулирования общественных отношений; обладает юридической силой; входит в единую систему законодательства, в соответствии со строгой иерархией.
За основу классификации нормативных актов берутся такие критерии как юридическая сила (законы и подзаконные акты), сфера действия (общефедеральные; нормативные акты субъектов федерации; нормативные акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты), степень систематизации (кодифицированные; простые) и т.д.
Закон – это нормативный правовой акт, издаваемый законодательным (представительным) органом или принимаемый путем народного голосования для регулирования важнейших общественных отношений.
Подзаконные акты – это разновидность нормативных актов, которые принимаются в соответствии с законом, на основании его и не должны противоречить ему.
Муниципальный правовой акт по своей юридической природе представляет собой выражение публично-властной сущности органов местного самоуправления, населения муниципального образования, органов государственной власти (в случае принятия решения в рамках делегированных полномочий) на территории самоуправляемой единицы.
Локальные нормативные правовые акты - внутренние документы какой-либо организации, предприятия или учреждения, содержание нормы права.
Действие нормативного акта определяется периодом времени от момента вступления в силу нормативного правового акта и установленных им норм до момента утраты им силы.
Действие нормативных правовых актов осуществляется по общему правилу только на отношения, которые возникли после вступления нормативного акта в силу. Обратная сила закона означает распространение действия нового акта на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения в действие новых норм.
Действие акта в пространстве означает, на какую территорию он распространяется. В конкретных актах территория их действия не указывается, поскольку всегда применяется общий принцип - пределы регулирования законов и иных нормативных правовых актов зависят от уровня этого регулирования.
На территории России нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, иностранцев, лиц без гражданства, государственных органов, общественных организаций. Однако существуют специальные нормативные правые акты, распространяющие сове действие на строго определенную категорию лиц: на военнослужащих, студентов, сотрудников правоохранительных органов, судей, ветеранов войны и т.д.
3. Характеристика дополнительных источников права. К таким формам права можно отнести правовые доктрины, правосознание, основные начала (принципы) российского частного права, не закрепленные в законодательстве, но вытекающие из общего смысла действующего права, судебную практику, религиозное право (для светских государств), модельное законодательство и т.д. Перечень неофициальных источников права не исчерпывающий, т.к. в науке однозначного мнения по данному поводу нет.
Идеи и доктрины при определенных условиях могут приобретать статус формы права, а источником права они является по своей природе. По общему правилу правовая доктрина не признается основной формой российского права, а значит, не имеет юридической силы. Роль доктрины как источника права, проявляется в том, что именно она создает словарь юридических понятий, которыми пользуется законодатель, содержит закономерности, с помощью которых законодатель «находит право» и толкует его. В этих процессах доктрина оказывает влияние, прежде всего, на самого законодателя, на его сознание и волю.
Правосознание определяется как совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему праву и правовым явлениям (правовую идеологию и правовую психологию).
Правосознание служит правовой основой, позволяющей ориентировать и направлять человека в интересах обеспечения правопорядка и законности.
Судебная практика – это выработанные в ходе судебной деятельности правовые положения, определения – дефиниции, правила, указания, которые обладают определенной степенью обобщенностью, общепризнанностью и обязательностью.
Судебная практика в различных ее проявлениях является материальным источником современного российского права и активно используется в процессе законотворчества; В качестве дополнительной (доктринальной) формы российского права следует рассматривать не все проявления судебной практики, а только правоположения, выработанные высшими судами и нашедшие свое формальное выражение в официальных актах – постановлениях, обзорах и др.
Религиозное право - одна из исторических форм права, в системе которого источником постулируется воля божества (Бога), выраженная в священных текстах или преданиях. Материальными источниками могут быть непосредственно тексты священных писаний (например, Коран), богословские доктрины, церковные акты, религиозно-правовые обычаи, а также государственные законодательные акты, закрепляющие и систематизирующие религиозно-правовые нормы.
Характерная особенность религиозного права - персональный, а не территориальный характер его юрисдикции: предписания религиозного права обычно распространяются только на представителей данной религиозной общины; иноверцы изъяты из-под их действия.
Наиболее развитые религиозно-правовые системы: еврейское право, индусское право, каноническое право, церковное право, мусульманское право.
В современном российском праве можно говорить о косвенном влиянии норм религиозного права на формирование права светского. Реализуя провозглашенный в Конституции России принцип свободы вероисповедания, государство учитывает требования религиозных норм при издании нормативных правовых актов.
Модельный закон – рекомендательный законодательный акт, принимаемый законодательным институтом федеративного государства, государственного объединения или международной организацией в целях согласования нормативной ориентации субъектов законодательной деятельности членов соответствующего объединения. Адресатом модельных законов является национальный законодательный орган, который вправе его использовать в любой форме. Возможно одобрение акта целиком как своего национально-государственного закона, частичное одобрение с внесением дополнений, изменений, использование как ориентира, как базы для будущей законодательной работы. Модельный закон может быть оставлен и без внимания.
Тема 14 Теория правотворчества. Юридическая техника.
Учебные вопросы:
1. Понятие, виды и принципы правотворчества;
2. Стадии законодательного процесса;
3. Понятие и состав юридической техники.
1. Понятие, принципы и виды правотворчества. Правотворчество представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.
Правотворчество есть процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур.
Правотворческая деятельность складывается из следующих стадий:
а) изучение, анализ общественных явлений и процессов, установление потребности правовой регламентации;
б) определение вида органов, субъектов, правомочных принять правовые решения, и вида правового акта;
в) принятие решения о подготовке правового акта;
г) разработка концепции, идеи, анализа будущего акта;
д) подготовка проекта правового акта — разработчиком, рабочей группой, органом;
е) предварительное рассмотрение проекта акта;
ж) общественное обсуждение проекта;
з) официальное рассмотрение проекта акта соответствующим органом с соблюдением необходимых процедур;
и) принятие правового акта, его оформление, подписание, опубликование, вступление в законную силу.
Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно отнести следующие:
1) принцип научности, означающий использование приемов и методов научного анализа, достижений науки и строгое следование объективным критериям оценки;
2) принцип законности, означающий строгий учет иерархии правовых актов и норм, компетенции субъектов прав и соблюдение процедурных правил;
3) принцип демократизма, означающий изучение социальных интересов и возможности их выражения в сфере правотворчества,