Файл: Теория государства и права методические материалы для специальности 40. 05. 02 Правоохранительная деятельность.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 447

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

8. Современные тенденции в трактовке теорий происхождения государства и права.

4. Государство и национальные отношения в обществе.

5. Взаимопроникновение (конвергенция) различных типов госу­дарств.

6. Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов в типологии государств.

7. Основные признаки присущие современному государству.

8. Государственный суверенитет и его проявления в современном мире.

Политический (государственный) режим современной России, его эволюция в XX веке.

Нетипичные формы правления в современном мире.

Функции монархий в современном мире.

Форма правления современного российского государства. Президентство лучшая ли это форма исполнительной власти?

Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа.

Конфедерация: современные подходы.

Причины формирования тоталитарных режимов.

1. Экономическая (социальная, экологическая и т.д., по выбору курсанта) функция как одна из основных функция современного государства

2. Теория функций современного российского государства.

Эффективность действия механизма правового регулирования и пути его совершенствования.

Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.

Соотношение права и закона.

Соотношение правовых и нормативных правовых актов.

Обычай как источник права в правовой доктрине.

Правотворческая и законодательная инициатива: соотношение понятий.

Планирование законотворческой деятельности основа эффективности принимаемых законов.

Правовая символика.

Язык и стиль закона.

Юридическая классификация и перечень как приемы юридической техники.

Примечания и оговорки к нормативным правовым актам.

1.Акты официального толкования норм права: понятие, особенности, виды.

2. Юридическая природа разъяснений Конституционного Суда и Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

В рамках второго вопроса следует дать характеристику таким элементам, как юридическая норма, правовой институт, подотрасль права, отрасль права.

1.Характеристика современного состояния системы российского права.

2. Соотношение системы права и системы законодательства.

3. Предмет правового регулирования как основание построения системы права.

4. Метод правового регулирования как основание построения системы права.

Проблема деликтоспособности индивидуального лица.

Правовые состояния как юридические факты.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие правомерного поведения, его правовые критерии. Структура правомерного поведения. Виды правомерного поведения

2. Правонарушение: понятие, признаки и виды.

3. Юридический состав правонарушения, его элементы.

4. Причины правонарушений и направления борьбы с ними.

1. Понятие, сущность и принципы законности.

2. Гарантии законности

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (ЛЕКЦИОННОГО) МАТЕРИАЛА

Тема 1. Предмет и методология теории государства и права

1. Понятие теории государства и права как науки.

Тема 2. Происхождение государства и права

1. Организация власти в первобытном обществе

3. Основные пути происхождения государства

4. Общая характеристика теорий происхождения государства

5. Теории происхождения права

4. Общая характеристика теорий происхождения государства.

5. Теории происхождения права.

Тема 3. Понятие, сущность, типология государства

Тема 4. Форма государства

Тема 5. Функции государства

Тема 6. Механизм государства

Тема 9. Право в системе нормативного регулирования

Тема 11. Правовое регулирование

Тема 12. Теория нормы права

Тема 13. Источники (формы) права

Тема 14 Теория правотворчества. Юридическая техника.

Тема 15 Толкование права

Тема 16. Система права и система законодательства

Тема 17. Систематизация законодательства

Тема 18. Правовые системы современности

Тема 19. Правоотношения

Тема 20. Реализация норм права

Тема 21. Правовое сознание и правовая культура

Тема 22. Правомерное поведение и правонарушение 

Тема 23. Юридическая ответственность

2. Цели, функции и принципы юридической ответственности.

Тема 24 Законность и правопорядок

Консультации. Предназначены для устранения пробелов и недостатков в самостоятельной работе студентов, оказания им помощи в усвоении, углублении и систематизации полученных знаний.

ГЛОССАРИЙ



По субъекту реализации прававыделяются две формы – индивидуальная и коллективная.

По характеру правореализующих действийвыделяются четыре формы: соблюдение, использование, исполнение и применение права.

Соблюдение – это форма реализации права, при которой субъект строго следует установленным запретам, то есть не совершает запрещенных действий. Этой форме реализации права соответствуют запрещающие нормы права, воплощение которых заключается в воздержании субъектов права от поступков, на которые наложен запрет.

Использование – это форма реализации права, при которой субъект использует возможности, предоставленные ему юридической нормой. Использование выражается в осуществлении субъективных прав, с помощью которых лицо удовлетворяет свои собственные интересы и потребности, достигая определенного блага. Использованию соответствуют управомочивающие нормы права, которые реализуются по усмотрению субъекта, согласно его воле и желанию.

Исполнение – это форма реализации права, при которой субъект совершает активные действия по исполнению возложенной на него юридической обязанности. Данные обязанности возникают из требований закона или условий договора.

3. Применение как особая форма реализации права. Применение права – особая форма воплощения требований юридических норм в отношениях людей, которая является одной из форм государственной деятельности, в ходе которой компетентный орган организует и контролирует соблюдение юридических норм. Оно осуществляется в тех случаях, когда соблюдения, исполнения и использования оказывается недостаточно для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных государственных органов.

Применение права необходимо в следующих отношениях:

в сфере государственного управления, когда предусмотренные юридические субъективные права и обязанности непосредственно не вытекают из закона, не могут возникнуть и реализоваться без государственно-властной деятельности и требуется издание компетентным органом властного решения в отношении конкретного лица;

в области распределения материальных благ и в социальной сфере (выплата пенсий, пособий, дотаций, выделение земельных участков и др.);


при разрешении споров о праве, когда имеются определенные препятствия для использования субъективных юридических прав гражданами или организациями (при судебных спорах, при наличии препятствий осуществления права собственности);

при привлечении к юридической ответственности, назначению и исполнению наказания, когда совершено правонарушение и необходимо определить соответствующую меру наказания к нарушителю (дисциплинарное взыскание, приговор суда) или когда юридические обязанности не исполняются добровольно (например, договор поставки).

Признаки применения права: осуществление применения права только определенными компетентными органами (должностными лицами); государственно-властный характер велений правоприменительных органов, позволяющий обеспечить возможность принуждения правонарушителя к соблюдению юридических норм; индивидуальный характер, отражающий сущность и правоприменительную деятельность в индивидуальном акте применения права; соблюдение процессуальной формы.

Функции применения права:организационная (регулятивная); правоохранительная.

Принципы применения права: принцип законности; принцип социальной справедливости; принцип целесообразности, принцип обоснованности.

Субъектами правоприменительной деятельности являются специально уполномоченный государственный орган либо должностное лицо. Осуществляется применение права в специальной процессуальной форме, установленной законом. Итогом правоприменительной деятельности является оформление индивидуальных юридических актов – актов применения права, имеющих обязательную силу.

При этом применяются разные процедуры, преследуются разные цели. По этим признакам выделяют три основных типа правоприменения: судебный, управленческий, административный.

Применение права представляет собой сложную, многоступенчатую деятельность, в ходе которой необходимо выделять главные звенья (стадии применения), характеризующие последовательность действий при рассмотрении юридического дела: установление (исследование) фактических обстоятельств дела; выбор и анализ юридических норм, подлежащих применению к установленным фактическим обстоятельствам, их толкование; решение конкретного юридического дела и его документальное оформление, принятие решения и доведение его до заинтересованных лиц и организаций; исполнение решения и контроль за его реализацией.


Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания, которое представляет собой деятельность по установлению истинности отобранных и изученных обстоятельств дела. Установление фактических обстоятельствдела должно быть законным и обоснованным. Это достигается с помощью доказательств путем глубокого и всестороннего исследования событий, выявления их истинности и объективной достоверности.

К доказательствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования: относимости,допустимости, полноты и всесторонности.

Доказательствомявляются сведения о фактах, сами факты и источники сведений о фактах. Источники сведений о фактах требуют определенных процессуальных форм закрепления и удостоверения (например, протокол допроса обязательно должен быть подписан обвиняемым).

Правовая квалификацияэто юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем соотнесения данного случая с определенными юридическими нормами.

Таким образом, в отличие от других форм реализации применение права имеет свои особенности: осуществляется только компетентными государственными органами; носит властный характер; имеет ряд стадий; реализуется в специальной процессуальной форме; завершается вынесением индивидуального юридического решения и реализацией принятого правоприменительного акта.

Акт применения норм праваэто официальный правовой документ, содержащийиндивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела. К актам применения права относятся акты парламента, главы государства, исполнительных органов, судебные решения, прокурорского надзора, муниципальных органов, руководителей предприятий, организаций, воинских частей.

От нормативного правоприменительный акт отличается следующим: применяется на основе нормативного и реализует норму права; имеет конкретный, персонифицированный характер; не является источником права, не содержат норм права; выступает как юридический факт; носит одноразовый характер.


Акты применения права классифицируются по различным основаниям:

По субъектам: акты государственных органов (указ Президента России, приказ министра, приговор суда); акты негосударственных органов (решения органов местного самоуправления).

По значению: основные (приговор суда); вспомогательные (подготавливают издание основных, например, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого).

По характеру правового воздействия: регулятивные – устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (приказ ректора вуза о зачислении в вуз, приказ о повышении по службе); охранительные – издаются в связи совершением правонарушений (постановление о возбуждении уголовного дела, приговор суда, протест прокурора, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого).

По форме: письменные или документированные – в виде отдельного документа (указы, приговоры, решения, приказы и др.); резолютивные – резолюция на материалах дела (например, «согласен» руководителем организации на заявление работника); устные (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте).


Тема 21. Правовое сознание и правовая культура


Учебные вопросы:

1. Правосознание: понятие, структура, виды и функции.

2. Правовая культура: понятие и структура.

3. Правовое воспитание: понятие, цели, формы и методы.
1. Правовое сознание: понятие, структура, виды и функции. Правосознание определяется как совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям. Высокий уровень правового сознания позволяет человеку в максимальной степени удовлетворять свои потребности и интересы, избегать ошибок в правовом поведении, а, значит, экономить силы, время, материальные ресурсы.

В структуре правосознания выделяют два элемента: правовую идеологию и правовую психологию.

Правовая идеология есть систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных групп и слоев населения. Правосознание, взятое в качестве идеологии, представляет собой систему правовых идей, взглядов, теорий, воззрений, доктрин. Это часть идеологии вообще как собирательного понятия. Особенность правосознания в том, что оно отражает право во всех его состояниях и проявлениях, чем и отличается от других видов идеологии.

Правовая психология охватывает совокупность правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний и переживаний, характерных для всего общества в целом или конкретной социальной группы (групп). Она является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нации, народности, различные группы и слои населения. Через правовую психологию реализуются: а) органически присущие правовой культуре обычаи и традиции и вообще все то, что вошло в привычку, в быт, в культуру личности; б) са