Файл: Теория государства и права методические материалы для специальности 40. 05. 02 Правоохранительная деятельность.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 472

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

8. Современные тенденции в трактовке теорий происхождения государства и права.

4. Государство и национальные отношения в обществе.

5. Взаимопроникновение (конвергенция) различных типов госу­дарств.

6. Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов в типологии государств.

7. Основные признаки присущие современному государству.

8. Государственный суверенитет и его проявления в современном мире.

Политический (государственный) режим современной России, его эволюция в XX веке.

Нетипичные формы правления в современном мире.

Функции монархий в современном мире.

Форма правления современного российского государства. Президентство лучшая ли это форма исполнительной власти?

Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа.

Конфедерация: современные подходы.

Причины формирования тоталитарных режимов.

1. Экономическая (социальная, экологическая и т.д., по выбору курсанта) функция как одна из основных функция современного государства

2. Теория функций современного российского государства.

Эффективность действия механизма правового регулирования и пути его совершенствования.

Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.

Соотношение права и закона.

Соотношение правовых и нормативных правовых актов.

Обычай как источник права в правовой доктрине.

Правотворческая и законодательная инициатива: соотношение понятий.

Планирование законотворческой деятельности основа эффективности принимаемых законов.

Правовая символика.

Язык и стиль закона.

Юридическая классификация и перечень как приемы юридической техники.

Примечания и оговорки к нормативным правовым актам.

1.Акты официального толкования норм права: понятие, особенности, виды.

2. Юридическая природа разъяснений Конституционного Суда и Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

В рамках второго вопроса следует дать характеристику таким элементам, как юридическая норма, правовой институт, подотрасль права, отрасль права.

1.Характеристика современного состояния системы российского права.

2. Соотношение системы права и системы законодательства.

3. Предмет правового регулирования как основание построения системы права.

4. Метод правового регулирования как основание построения системы права.

Проблема деликтоспособности индивидуального лица.

Правовые состояния как юридические факты.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие правомерного поведения, его правовые критерии. Структура правомерного поведения. Виды правомерного поведения

2. Правонарушение: понятие, признаки и виды.

3. Юридический состав правонарушения, его элементы.

4. Причины правонарушений и направления борьбы с ними.

1. Понятие, сущность и принципы законности.

2. Гарантии законности

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (ЛЕКЦИОННОГО) МАТЕРИАЛА

Тема 1. Предмет и методология теории государства и права

1. Понятие теории государства и права как науки.

Тема 2. Происхождение государства и права

1. Организация власти в первобытном обществе

3. Основные пути происхождения государства

4. Общая характеристика теорий происхождения государства

5. Теории происхождения права

4. Общая характеристика теорий происхождения государства.

5. Теории происхождения права.

Тема 3. Понятие, сущность, типология государства

Тема 4. Форма государства

Тема 5. Функции государства

Тема 6. Механизм государства

Тема 9. Право в системе нормативного регулирования

Тема 11. Правовое регулирование

Тема 12. Теория нормы права

Тема 13. Источники (формы) права

Тема 14 Теория правотворчества. Юридическая техника.

Тема 15 Толкование права

Тема 16. Система права и система законодательства

Тема 17. Систематизация законодательства

Тема 18. Правовые системы современности

Тема 19. Правоотношения

Тема 20. Реализация норм права

Тема 21. Правовое сознание и правовая культура

Тема 22. Правомерное поведение и правонарушение 

Тема 23. Юридическая ответственность

2. Цели, функции и принципы юридической ответственности.

Тема 24 Законность и правопорядок

Консультации. Предназначены для устранения пробелов и недостатков в самостоятельной работе студентов, оказания им помощи в усвоении, углублении и систематизации полученных знаний.

ГЛОССАРИЙ

Проблема деликтоспособности индивидуального лица.


  • Особенности юридического лица как субъекта правоотношений.

  • Государство как особый субъект правоотношений.

  • Фактический состав правовых отношений.

  • Понятие и значение юридических фактов в правовом регулировании общественных отношений.
  • Правовые состояния как юридические факты.




    Тема 20. Реализация норм права

    Семинарское занятие
    Вопросы для подготовки:

    1. Понятие реализации права.

    2. Основные (непосредственные) формы реализации права.

    3. Применение как особая форма реализации права.

    4. Понятие и виды актов применения права.
    Основные понятия: реализация права, соблюдение права, исполнение права, использование права, применение права, коллизия в праве, пробел в праве, аналогия права, аналогия закона, акт применения права.
    Рекомендации для подготовки

    Целью семинарского занятия является формирование устойчивых и взаимосвязанных представление о сущности, видах и значении реализации права.

    При подготовке к ответу на первый вопрос необходимо уяснить, что представляет собой реализация права как вид юридической практики: понятие, субъекты, объекты, результаты.

    Второй вопрос посвящается основным формам реализации норм права. Для его подготовки нужно вспомнить, какие существуют виды норм права, поскольку каждая форма реализации связана с определенным видом правовых норм, выделяемых по форме выражения предписания (форме диспозиции). Например, использование касается управомочивающих норм, а исполнение обязывающих.

    Особой формой реализации норм права является применение. При подготовке третьего вопроса важно определить, чем отличается эта форма реализации права, кто может быть правоприменителем. Обратите внимание на стадии процесса применения и их характеристику, а также роль правоохранительных органов в данном процессе.

    При подготовке ответа на четвертый вопрос необходимо выявить отличия актов применения и нормативных правовых актов. Охарактеризуйте акты применения, создаваемые в процессе деятельности различных правоохранительных органов (суда, органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы).
    Рекомендуемая дополнительная литература


          1. Абрамова, А. И. Субсидиарное применение правовых норм как способ оптимизации законодательного регулирования // Журнал российского права. 2013. № 10. С. 46-55.

          2. Балашов, А. Н. Аналогия закона и аналогия права в гражданском судопроизводстве // Человек и закон. 2009. № 11. С. 23-28.

          3. Берг, Л. Н. Правоприменительная деятельность в аспекте системного исследования // Российский юридический журнал. 2011. № 1. С. 54-61.

          4. Беспалов, Ю. Ф. Применение норм гражданского процессуального права в судебной практике / Ю. Ф.Беспалов, О.А. Егорова. М. : Юнити, 2010. 159 с.

          5. Булаевский, Б. А. Функции правовых презумпций // Журнал российского права. 2011. № 3. С. 33-41.

          6. Васильева, Ф. П. Современные аспекты нормотворчества и проблемы реализации законов // Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 1. С. 84-85.

          7. Власенко, В. Н. Юридическая квалификация: критерии деления и виды // Журнал российского права. 2009. № 7. С. 121-130.

          8. Волков, А. В. Цель и средства злоупотребления правом : философско-правовой подход // Философия права. 2009. № 4. С. 31-35.

          9. Гусев, А. Ю. Значение мониторинга правоприменения для совершенствования законодательства о социальном обеспечении // Российский судья. 2016. № 2. С. 47-49.

          10. Захаров, А. А. Применение права как юридический процесс // История государства и права. 2009. № 8. С. 44-48.

          11. Захаров, А. А. Современные проблемы правоприменения: опыт структурно-функционального анализа // История государства и права. 2009. № 5. С. 39-42.

          12. Коваль, Д. В. Ошибки правоприменения при установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Законность. 2016. № 4. С. 29-30.

          13. Кожевников, В. В. К проблеме юридического содержания и структуры актов правоприменения // Государство и право. 2017. № 8. С. 83-86.

          14. Колодин, В. Я. Проблемы методологии правоприменения // Государство и право. 2011. № 1. С. 11-20.

          15. Колодин, В. Я. Проблема технологического уровня правоприменения // Государство и право. 2014. № 3. С. 89-94.

          16. Малько, А. В., Ростовщиков, И. В., Рудковский, В. А. Правоприменительная политика в современной России: проблемы формирования и осуществления (Обзор материалов международного «круглого стола»), // Государство и право. 2014. № 8. С. 99-106.

          17. Малиновский, А. А. Злоупотребление правом (теоретико-правовое исследование). М. : Юрлитинформ, 2007. 352 с.

          18. Пронина, М. П. Презумпции в современном российском праве. М. : Юрлитинформ, 2011. 152 с.

          19. Ситникова, А. И. Квалификация деяний, связанных с фактическими ошибками // Российский судья. 2016. № 4. С. 38-42.

          20. Четвертакова, Е. С. Способы разрешения юридических коллизий в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 7. С. 14-19.

          21. Юнусов, М. А. Исполнение обязанностей человеком и гражданином как условие функционирования общественных отношений // «Черные дыры» российского законодательства. 2008. № 1. С. 456-458.



    Задания для самостоятельной работы обучающихся
    Темы докладов, рефератов
    1. Непосредственные формы реализа­ции норм права.


    2. Проблема реализации правовых норм вне правоотношений.

    3. Значение принципов права в правоприменительной практике.
    4. Эффективность правоприменительных актов.


    5. Понятие и виды правовой процедуры.

    6. Значение правовых процедур и процессуальных отношений в правовом государстве.

    7. Правоприменительная практика, ее роль в правовой системе.

    8. Стадии правоприменительной деятельности.

    9. Понятие доказательства и доказывания.

    10. Понятие и причины возникновения коллизий правовых норм.
    11. Пробелы в праве: понятие, причины и способы преодоления.

    12. Коллизии в праве и способы их разрешения.


    13. Особенности преодоления в процессе правореализации логико-структурных дефектов права.


    Тема 21. Правовое сознание и правовая культура

    Семинарское занятие
    Вопросы для подготовки:

    1. Правосознание: понятие, структура, виды.

    2. Правовая культура: понятие и структура.

    3. Деформация правосознания: понятие, виды, причины.

    4. Правовое воспитание как способ формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры


    Основные понятия: правовое сознание, правовая культура, правовой нигилизм, правовой идеализм, правовое воспитание, профессиональная правовая культура.
    Рекомендации для подготовки

    Целью семинарского занятия является формирование взаимосвязанных представлений о понятии, видах, уровнях правосознания, видах и структуре правовой культуре, взаимосвязи правосознания и правовой культуры.

    При подготовке ответа на первый вопрос определите понятие «правосознания». Проанализируйте функции правосознания. Выскажите свое мнение по поводу роли правосознания в правотворческой и правореализующей деятельности. Выявите взаимосвязь права и правосознания, приведите примеры. Раскройте содержание структуры правосознания. Охарактеризуйте особенности профессионального правосознания работников различных сфер и видов юридической деятельности, правосознание граждан и должностных лиц. Назовите основные формы деформации правосознания. Прокомментируйте стереотипы профессионального правосознания сотрудников правоохранительных органов (обвинительный уклон, презумпция собственной непогрешимости, закрытость, ориентация на ужесточение наказания).


    При подготовке ответа на второй вопрос сформулируйте понятие «правовой культуры», назовите ее элементы, сферы, формы действия. Определите место правовой культуры в системе культуры общества. Перечислите структурные элементы правовой культуры. Выявите показатели уровня правовой культуры общества и личности, приведите примеры. Дайте определение «профессиональной правовой культуры». Охарактеризуйте значение правовой культуры в формировании правового государства.

    При подготовке ответа на третий вопрос сформулируйте понятие деформации правосознания, охарактеризуйте основные виды деформации правосознания, выявите причины возникновения деформации правосознания. Охарактеризуйте негативные последствия деформации правосознания как для личности, так и для общества и государства.

    Четвертый вопрос непосредственно связан с третьим вопросом и предполагает необходимость выявить понятие, основные направления правового воспитания (в узком смысле, в широком смысле), его значение для профилактики деформации правосознания и формирования высокого уровня правовой культуры населения.
    Рекомендуемая дополнительная литература

    1. Акутаев, Р. М. Правовая культура сквозь призму современной правовой реальности // Российская юстиция. 2013. № 2. С. 63-66.

    2. Бессарабов, Р. А. Правовая социализация и правовое воспитание // Философия права. 2010. № 4. С. 118-122.

    3. Белкин, Л. М. Генезис правового нигилизма в контексте теорий бюрократизма // Государство и право. 2013. № 10. С. 13-22.

    4. Болдырев, С. Н. Правовая культура общества и культура юридической техники // Философия права. 2011. № 1. С. 36-40.

    5. Бондарев, А. С. Понятие правовой культуры // История государства и права. 2011. № 6. С. 13-17.

    6. Бондарев, А. С. Структура общей части правовой культуры субъектов права // Российский юридический журнал. 2010. № 3. С. 7-14.

    7. Варламова, Н. В. Западная правовая культура: уникальность или универсальность? // Общественные науки и современность. 2011. № 5. С. 93-104.

    8. Васильев, А. А. Социальная ценность и актуальность российской консервативной правовой идеологии // Российский юридический журнал. 2016. № 2. С. 11-21.

    9. Галлиев, Ф. Х. Историческая обусловленность правовой культуры // История государства и права. 2010. № 19. С. 34-38.

    10. Гафуров, Я. М. Тенденции развития российской правовой среды в условиях глобализации // Безопасность бизнеса. 2016. № 2. С. 19-24.

    11. Горбатова М. К. Основные теоретические подходы к определению понятия и содержания профессионального правосознания // Российская юстиция. 2014. № 1. С. 63-67.

    12. Ефремов, А. В. Правосознание и правовая культура в Российской Федерации: проблемы становления и пути решения // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 6. С. 80-84.

    13. Завьялов, Ю. С. Правовая культура и пути её изучения // Государство и право. 2013. № 10. С. 103-105.

    14. Калинина, Е. Ю. Ментальность и правосознание // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 3.
      С. 27-32.

    15. Коваленко, К. Е. Особенности развития правосознания // История государства и права. 2014. № 8. С. 43-46.

    16. Короткова, О. И. Правосознание, его правореализация и роль в правотворческом процессе // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 1. С. 5-9.

    17. Кунц, Д. А. Правосознание: понятие и сущность. Особенности становления правосознания на примере правосознания юристов // NOVAUM.RU. 2017. №7. С. 163-165.

    18. Матузов, Н. И. Правовой идеализм как оборотная сторона правового нигилизма // Государство и право. 2013. № 1. С. 5-12.

    19. Мельников, В. Ю. Правосознание и правовое воспитание личности в демократическом, правовом государстве // Культура: управление, экономика, право. 2012. № 3. С. 11-17.

    20. Погодин, А. В. Правосознание субъекта как системообразующий фактор правореализации // История государства и права. 2013. № 21. С.42-46.

    21. Степаненко, Р. Ф. Причинность, понятие и виды правовой маргинальности // Государство и право. 2014. № 6.
      С. 98-103.

    22. Строева, О. А. Типологические свойства правосознания // Юридический мир. 2014. № 4. С. 6-67.

    23. Филимонова, И. В. Проблема повышения уровня правовой культуры молодежи в России // Современный юрист. 2016. № 2. С. 33-51.

    24. Яковлев, М. В. Феноменальность правовой культуры для российского общества // История государства и права. 2015. № 24. С. 20-23.

    25. Формирование профессиональной правовой культуры сотрудников УИС в условиях реформирования : методические рекомендации / [Ю. А. Перебинос и др.] ; под ред. Н. Н. Кириловской, Е. В. Свинина ; Федер. служба исполнения наказаний, Вологод. ин-т права и экономики. Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2015. 81 с.



    Задания для самостоятельной работы обучающихся
    Темы докладов, рефератов

    1. Правосознание как форма общественного сознания.

    2. Правосознание как элемент и фактор развития правовых систем.

    3. Правосознание и поведение человека: потребности, интересы, мотивация, принятие решения.

    4. Теория национального правового менталитета.

    5. Профессиональная деформация правосознания: понятие, причины и виды.

    6. Профессиональное правосознание и профессиональная культура юриста.

    7. Значение правовой культуры в формировании правовых систем.

    8. Правовое воспитание и пропаганда правовых ценностей.

    9. Роль литературы, искусства, радио и ТВ в повышении правовой культуры.

    10. Актуальные проблемы развития правосознания и повышения правовой культуры в Российской Федерации.

    11. Правовой нигилизм российского общества: миф или реальность.

    12. Цели и способы, формы правового воспитания.


    Тема 22. Правомерное поведение и правонарушение

    Семинарское занятие

    Вопросы для обсуждения:

    1. Понятие правомерного поведения, его правовые критерии. Структура правомерного поведения. Виды правомерного поведения

    2. Правонарушение: понятие, признаки и виды.

    3. Юридический состав правонарушения, его элементы.

    4. Причины правонарушений и направления борьбы с ними.



    Основные понятия: правомерное поведение, маргинальное поведение, конформистское поведение, привычное поведение, правовая активность, правонарушение, объективно-противоправное деяние, состав правонарушения, вина, субъект правонарушения, объект правонарушения, вменяемость.
    Рекомендации для подготовки

    Целью семинарского занятия является формирование целостных и взаимосвязанных представлений о понятии, сущности и видах правомерного поведения, понятии, видах и составе правонарушений, а также закрепление знаний о понятии правомерного поведения, видах и составе противоправного поведения, посредством формирования навыков анализа конкретных ситуаций, умения логично и последовательно излагать материал, формулировать аргументы и обосновывать свою точку зрения.

    Занятие проводится с использованием интерактивных методов: работа в малых группах, учебная дискуссия, анализ конкретных ситуаций.

    В рамках первого вопроса следует пояснить, что вся человеческая деятельность с позиции права может быть условно разделена на две группы: имеющая юридическое значение и не имеющая такового. Первая группа, обозначается в юридической литературе понятием «правовое поведение». Данное понятие охватывает как правомерные, так и противоправные поступки. Рассматривая критерии и виды правомерного поведения необходимо учитывать тесный характер взаимосвязи с конкретными видами правовых предписаний и, соответственно, юридических норм. Рассматривая виды правомерного поведения, следует остановиться на характеристике подходов к его классификации. Необходимо рассмотреть такие виды правомерного поведения, как материальное, инструментальное (В.Н. Кудрявцев), добровольное и вынужденное (Ю.Г. Ткаченко), социально-активное, привычное, конформистское (пассивное), маргинальное (В.В. Оксамытный).