Файл: история философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 310

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-244-00552-9

IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),

6. Современная модернистская протестантская теология находится под

1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной

XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного

IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,

XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,

1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они

1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом

XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии

1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он

17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на

VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления

1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)

1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической

1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он

Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой

1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и

XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии

1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался

1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта

1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические

1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал

In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам

вещах, в природе и в человеке является центральной идеей

философско-теологической системы Беме. Природа замкнута в боге как наивысшем

и активном первом принципе. Бог находится не только в природе, но и над ней

и вне ее \ В. И. Ленин отмечал: "Якоб Беме = "материалистический теист":

он обожествляет не только дух, но и материю. У него бог материален - в этом

его мистицизм" (Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 53). \.

Переход от бога к природе является процессом диалектического

раздвоения. Как солнце сияет более ярко на темном фоне, так и всякая другая

вещь не может существовать без своей противоположности. Для человека

существование зла является предпосылкой его свободы. Диалектические

противоречия как принципы движения и развития в природе проявляются как

"мука материи" \ "Первым и самым важным из прирожденных свойств материи

является движение,- не только как механическое и математическое движение, но

еще больше как стремление, жизненный дух. напряжение, или, употребляя

выражение Якоба Беме, мука [Qtial] материи" (Маркс К.., Энгельс Ф. Соч. Т.

2. С. 142). \. Я. Беме связывал немецкое Qual (мука) с латинским

qualitas (качество).

Диалектические элементы присутствуют и в его взглядах на человека,

который является одновременно "микрокосмом" и "малым богом", в котором

происходит все мировое и божественное во всей своей сложной

противоречивости. Он выступает единством божественного и природного,

телесного и духовного, зла и добра и т. д.

Некоторые идеи Беме перекликаются с итальянским (гуманистическим)

вольномыслием XVI в.: если человек живет в святости, нравственно и разумно,

он заслуживает спасения и не нуждается при этом в посредничестве церкви. В

отличие от Мюнцера Беме интерпретирует христианство лишь в нравственной

области, его протест против зла в мире не переходит ее границ. В этом смысле

на его учение повлияло изменение условий жизни в Германии после поражения

Крестьянской войны и кризис в начале Тридцатилетней войны.

Мистицизм Беме находит своих продолжателей в мистических течениях


XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии

Шеллинга и Гегеля.

Протестантская Реформация вызвала отклики в католицизме. Начиная с 40-х

годов XVI в. католики ведут борьбу за возвращение потерянных позиций; в

Западной Европе начинается период контрреформации. Участники движения остро

ставят вопрос об укреплении единства в самой организации католической

церкви, об усилении внутренней дисциплины и папской централизации, но

главной была открытая борьба католицизма против протестантов. Передовым

боевым отрядом католиков стал новый орден - "Общество Иисусово"

(иезуиты),-основанный испанцем Игнатием из Лойолы в 1534 г. и утвержденный

папой в 1540 г. Иезуиты составили ядро инквизиции, реорганизованной для

борьбы с Реформацией. Инквизиция возникла как проявление и следствие кризиса

церковной власти и идеологии: необходимо было церковную идеологию привести в

соответствие с новой общественной ситуацией и новыми идейными течениями

эпохи. Тридентский собор (1545-1563) \ Целью Тридентского собора была

реформа церкви, в которой должны были участвовать и протестанты. Однако его

деятельности была придана однозначная антиреформационная ориентация,

воинствующий характер которой подчеркнул еще в 1564 г. Список запрещенных

книг. Этим замыкается эра интеллектуальных свобод. От всех представителей

культуры, философии, искусства требуется строго придерживаться римской

ортодоксии. \, однако, уклонился от решения философских проблем и споров

между школами, не желая нарушить внутреннее единство церкви. В этот период

происходит новое оживление схоластической философии в форме томизма. Сначала

это было в Италии, затем в Испании, первоначально главную роль играли

доминиканцы, затем иезуиты. В XV и XVI вв. Фому Аквинского комментировал

кардинал Кайетан (1469-1534), затем испанский доминиканец Франциск де

Витториа (1480- 1546).

Наибольшее значение для попыток реставрации средневековой схоластики в

эпоху Ренессанса имело учение испанского иезуита Франциска Суареса

(1548-1617). Этот теолог и философ читал лекции в испанских и португальских

университетах, а также в Риме по приглашению папы. Его главным произведением

является "Метафизическая диспутация" (1597). Он пытался переработать

метафизику Аристотеля и философско-теологическое- учение Аквината в


соответствии с потребностями времени. Суарес жил в эпоху оппозиции

средневековой схоластике, но сам он был в сущности консервативным философом,

схоластическим мыслителем томистского толка. Как и все схоласты, он считал

важнейшим противопоставление конечного и бесконечного, сотворенного и

несотворенного. Главной задачей философии, полагал Суарес, является

доказательство того, что истинное бытие есть вечное божественное, а

разумность конечного бытия заключается в том, что оно имеет своим источником

бытие вечное, и что поэтому должна существовать первопричина и цель всего -

бог.

Новые социальные и идейные условия принуждают его, однако, отклониться

от классической томист-ской схоластики. Из 24 тезисов, которые Ватиканская

конгрегация признала в 1914 г. как твердые, вечные, неудалимые из томизма,

Суарес в свое время признавал лишь пять (они относились к психологии). В

онтологических вопросах он обращал внимание на конкретное,

дифференцированное индивидуальное бытие, понимаемое как объект божественного

разума. Акт и потенция, в его понимании, не две отдельные реальности, но два

аспекта единой конкретной вещи. Материя и форма равноценны, материя является

актуальным бытием. Индивидуализация вещей реализуется как сущность и

существование, что присуще всему сотворенному миру. Сущность (энтиту) вещи,

определяющую ее индивидуальное, конкретное существование, нельзя перевести

ни в форму, ни в материю, и в то же время она первична по отношению к ним.

Конкретное бытие вещи является предметом человеческого познания. В вопросе

об универсалиях - традиционном средневековом споре-Суарес придерживается

взгляда, согласно которому общее формируется как следствие обобщения в

процессе познания единичных вещей.

Попытка Суареса обновить и приспособить схоластику к современности не

преодолела пропасть между нею и прогрессивным движением европейского

философского и научного мышления. Влияние Суареса не было значительным; из

более поздних философов к нему ближе всех Декарт и Лейбниц, но скорее лишь в

терминологическом отношении. Его философия становится официальной доктриной

ордена иезуитов. В XVII и XVIII вв. схоластический аристотелизм сохранил

свои позиции лишь в нескольких европейских университетах и иезуитских

колледжах, однако в сущности он стоял уже вне главных направлений


философского развития. На основе энциклики Льва XIII от 1879 г. иезуиты

возвратились от суаресизма к томизму.

В завершение главы следует сказать, что Реформация сама непосредственно

не прокладывала путь к свободному научному исследованию и развитию

европейской философии. Лютер, например, требовал свободы лишь в исследовании

Писания, другим же областям он не придавал большого значения. Теорию

Коперника он определил как сверххитрую уловку сумасшедшего, который хотел бы

перевернуть вверх дном все астрономическое искусство \ В некоторых

оценках можно встретить даже осуждение Реформации как шага назад, как

нарушения всеобщего процесса раскрепощения европейского мышления (Ницше).

\.

Несмотря на это, реформаторское движение способствовало ликвидации

монополии католической церкви и тем самым открывало путь к дальнейшему

развитию общества. В реформаторской идеологии появляются зародыши новой

этики, позже овладевшие всей этикой Нового времени, которая вытекает из

требований автономности и свободы человеческой личности. Значение

реформаторской идеологии состоит не в том, что она обогатила философию

познанием общественных процессов, а в том, что она оправдывала существование

наднациональных церквей, что являлось формой выражения политических сил,

ориентированных в конечном счете против феодализма.

ГУМАНИСТЫ ЗААЛЬПИЙСКИХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН

На переломе XV и XVI столетий гуманистическое мышление Ренессанса не

ограничивалось лишь итальянской почвой, но захватило и заальпийские страны -

от Англии и Нидерландов до Германии и Швейцарии, от стран Пиренейского

полуострова до Польши и Венгрии. Итальянский и Северный (заальпийский)

Ренессанс, хотя они имеют общие черты и содержание, отличает ряд признаков.

Итальянский тип более монолитный, главным его предметом была философия

природы, исходной позицией - платонизм, возрожденный гуманистами. Большую

роль в гуманизме заальпийских стран играли логика, методология, философия

государства и права (хотя итальянцы также имели своего методолога - Баллу -

и философа государства-Макиавелли). Итальянский гуманизм имел скорее

литературный, метафизический характер, "северный" тип гуманизма отличался

более строгими позициями.

На возникновение и развитие "заальпийского" гуманизма оказывал влияние


не только итальянский гуманизм, но прежде всего исторические условия кризиса

феодализма и образования первых зародышей капитализма в отдельных

европейских странах. Знаменательным является резкое столкновение гуманистов

с господствующей идеологией и философией католицизма. В некоторых случаях

гуманисты вступают в полемику и конфликты с реформаторским движением и его

идеологами. Отклонение от Реформации было обусловлено также тем, что процесс

Реформации выливался иногда в новую исключительность, нетолерантность

(детерминированные религиозной борьбой), и это все, вместе взятое, вызывало

к жизни представления о свободе человека, свободе совести и веры, о критике

и терпимости.

К главным представителям "заальпийского" гуманизма принадлежит

Дезидерий Эразм Роттердамский (1469-1536), голландский мыслитель,

вдохновенный писатель и ученый, филолог, философ и богослов. Он был

внебрачным сыном духовника, учился в школе в Девентере (как и Н. Кузанский),

после был рукоположен в священники. Получив епископальную стипендию, он

учился в Сорбонне, где познакомило с философией и теологией позднего

средневековья. Тогдашние споры томистов и скотистов его отпугивали своей

бесплодностью. Позже он высмеял их псевдонаучность в "Похвале Глупости".

Наиболее плодотворными для его творчества были контакты и дискуссии с

выдающимися гуманистами того времени, в частности с английскими; он

поддерживал дружеские отношения с Томасом Мором, которому позже приписал

авторство "Похвалы Глупости". Он много путешествовал, изучал древние

рукописи. Познакомился с античными источниками, в частности греческими,

переводил их на латынь.

Ряд его трактатов имеет сатирическую, направленность. "Сборник

поговорочных оборотов" (Париж, 1500) прославил его во всем образованном

мире. Однако наибольшую известность принесла ему "Похвала Глупости", в

которой он обобщил весь свой жизненный опыт, выразил отвращение к

средневековью, к фальшивой морали католической иерархии.

Эразм требовал возврата к подлинной, истинной христианской морали.

Христианство должно избавиться от догматизма, от схоластической

псевдонаучности, оно должно стать этикой, руководствующейся истинным учением

Христа. Аскетизм, отказ от земной жизни и ее даров, является аморальным,