Файл: история философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 289

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-244-00552-9

IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),

6. Современная модернистская протестантская теология находится под

1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной

XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного

IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,

XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,

1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они

1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом

XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии

1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он

17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на

VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления

1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)

1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической

1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он

Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой

1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и

XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии

1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался

1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта

1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические

1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал

In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам

трактатами "О происхождении языка" ("Uber den Ursprung der Sprache") (1772),

"Идеи к философии истории человечества" ("Ideen zur Philosophic der

Geschichte der Mensch-heit") (1784-1791), своей автобиографией он издал в

1778-1779 гг. сборник песен "Голоса народов в песнях" ("Stimmen der Volker

in Liedern"), в который включил песни южных славян и мастерски их перевел.

Интерес Гердера к славянским народам, сохранившим, согласно ему, нетронутой

народную культуру, способствовал росту интереса к ним на Западе. У самих

славянских народов стимулировал рост самосознания и вызвал интерес к

сокровищницам народной культуры. Из других его трудов, кроме трактата "Бог"

("Gott"), значимы его "Письма для поощрения гуманизма" ("Briefe zur

Beforderung der Humanitat") (1793-1797), где он дает высокую оценку Я. А.

Коменскому.

Философия истории Гердера основана на идее, что человечество в своем

развитии закономерно приходит к гуманизму, т. е. к автономному использованию

сил, которые даны человечеству для совершенствования разума и нравов и

позитивного влияния индивидов друг на друга. Историческое развитие имеет

восходящий характер, который направляет его к максимуму, однако не прямо, но

опосредованно через эпохи, носителями которых были великие народы (Египет,

Персия, Греция, Рим, европейские народы). Так как в отдельные эпохи

достигался максимум, обусловленный географическими условиями и степенью

зрелости человечества, то все эти результаты истории человечества соединятся

в недостижимом еще конечном результате.

История человечества включена в рамки генезиса нашей солнечной системы.

Историческое развитие Гердер связывает со всем предшествующим

космологическим развитием. В понимании природы он пантеист и натуралист,

однако не материалист. Природный процесс трактуется им слишком

провиденциально и телеологически, и вместо чисто физических законов в нем,

согласно Гердеру, властвует скорее закон аналогии между человеком

(микрокосмом) и природой (макрокосмом). Природа рассматривается не как

механическая совокупность, но как образование определенных основных форм,

которые наиболее адекватно проявляются в органической природе. Однако

Гердер, исходя из своих позиций, делает в большей степени материалистические

выводы, чем, например, Вольтер: "...не обязаны ли мы стихиям всем, что нам

принадлежит, включая жилище и землю? Если стихии, согласно постоянно


действующим законам, периодически пробуждаются и требуют назад все, что

принадлежит им, когда огонь и вода, воздух и ветер, которые сделали нашу

землю обитаемой и плодородной, продолжают свой бег и уничтожат ее, когда

солнце, которое так долго нас по-матерински согревало... наконец вернет

стареющую силу земли... в свое лоно, то что бы могло случиться иное, чем то,

что должно было случиться согласно общим законам мудрости и порядка".

В первых пяти книгах "Идей к философии истории человечества" Гердер

показывает органическое развитие всей природы. Развитие Земли и творении

невозможно наблюдать прямо, так как развитие творений растянуто в пределах

различий между растительными и животными видами, как и развитие Земли-в

рамках формирования земной поверхности. Поэтому путем сравнения можно

реконструировать все развитие. Растение в целом представляется как уста.

Сосет корнями, листьями, сокопроводящими каналами. Только высшие животные

имеют дифференцированную организацию. И для высших животных, и для человека,

однако, принятие пищи остается основным законом: "Гордый человече, взгляни

на более скромное устройство своих братьев - несешь его еще в себе;

являешься пищеводной трубой, так же как твои меньшие братья, лишь бесконечно

более облагороженной". Вместе с более сложной организацией у высших животных

развивается и неподчинение инстинктам. Низшие животные полностью подобны

машинам, они находятся под властью инстинкта. У высших животных вместе с

возрастающим числом органов растет число инстинктов и независимость их от

одного инстинкта: "Бобр строит, но инстинктивно... иначе он не умеет ничего.

Напротив, обезьяна уже не имеет ни одного строго определенного инстинкта".

При этом инстинкты развиваются как модификация первоначального инстинкта

самосохранения и под влиянием условий, в которых животное живет. Разумеется,

здесь действует ансамбль условий, так как они в определенной мере творят и

само животное.. Причина развития - в постоянно совершенствующемся,

творческом импульсе природы. Гердер вновь и вновь повторяет идею о

взаимосвязи человека и животных: "Не существует добродетели или влечения в

человеческом сердце, подобие которых здесь и там не проявлялось бы в мире

животных". Из этого он выводит, что животные являются для человека "меньшими

братьями", а не только "средством", как считает Кант.


Преимущества человека перед животным Гердер выводит из его

прямохождения. У животного развиты чувства запаха и вкуса, у человека

преимущественное развитие получает глаз, зрение ("теоретики чувств", как их

позже назовет К. Маркс). Этим самым у человека освобождаются руки, и он

становится способным к деятельности и искусству; руки не только творцы новых

вещей, они посредством этого становятся творцами идеи. Следующее

преимущество, которое вытекает из прямохождения, состоит в развитии языка:

"Со способностью к речи человек получил вдохновение божие, семя разума...

короче, божественное искусство идей, которые являются источником всех

искусств".

Человек, несомненно, "наивысшая возможность :земного устройства", он

стоит на пограничье двух царств-царства природы и . царства "гуманности", т.

е. использования собственных сил, совершенствования разума и нравственности.

"Гуманность", однако, заложена в природе. Содержание "гуманности" составляет

способность к сочувствию страданиям других созданий, которой человек наделен

в наибольшей мере, стремление к познанию бога - этой "связи всех вещей",

"первой и единственной причины всех творений". Естественное, природное

содержание "гуманности" является лишь вкладкой, лишь "бутоном будущего

цветка", развитие которого зависит от человека и составляет содержание

истории. История человека является, таким образом, продолжением природы.

Содержание термина "гуманность" можно определить также как

богоподобность. Человек, как самое совершенное творение на земле, является

выражением силы всех сил - бога. Богоподобность состоит в познании законов

природы.

Если история человечества продолжает историю природы, то естественно,

что природа (ее горы и воды) определила арену человеческой истории и

способствовала ее первым шагам. Гердер исходит из географического

детерминизма - направления, впервые введенного в исследование общества

Монтескье. То, что образ жизни у некоторых народов сохранялся без изменений

тысячелетиями, тогда как у других изменялся, также обусловлено

географической средой. Однако человек не является пассивным продуктом среды.

Развитые народы изменяют и климат: "Европа была прежде влажным лесом, ныне

же эти края возделаны; ныне она раскорчевана, и с климатом изменились и сами

обитатели".


Гердер с большим историческим пониманием анализирует различные

направления духовной культуры человечества; в языке, мышлении, мифологии, в

законодательстве, в моральных нормах он видит влияние человека своего

времени. И свободная фантазия, выраженная в мифе, для Гердера не есть нечто

абсурдное, а является выражением детского века человечества, "философским

опытом человеческой души, которая видит сны, прежде чем проснется".

Понимание мифа лишь как жреческого обмана он полагает неверным: "В

большинстве своем, разумеется, они (священники.-Лег.) мошенники; но никогда

не следует забывать, что они тоже люди и что они тоже являются

обманутыми..." Гердер выдвигает идею о том, что "мифология каждого народа -

это, собственно, выражение способа, каким народ взирал на природу...".

То же самое относится и к языку: "Наипрекраснейшим эссе об истории и

разнообразнейшей характеристикой человеческого разума и чувства было бы

сравнение языков: ибо в каждый из них втиснут разум данного народа и его

характер".

Характерным для концепции истории Гердера является то, что субъектом

исторического развития выступают невыдающиеся исторические личности.

Прогресс человечества он связывает более всего с изобретениями, открытиями,

новыми знаниями. Изобретатели предстают, по Гердеру, как истинные герои

человечества. Гердеру не хватает слов похвалы для этих "богов и гениев рода

человеческого", которые должны быть примером для подражания потомкам. Так,

дикари с полным правом почитают европейцев как богов; они чтут также и

оружие, с которым европейцы к ним приходят.

Одним из важных факторов концепции истории является, по Гердеру,

традиция, т. е. сохранение прежних достижений и их активное развитие. С

традицией Гердер связывает общественное, коллективное и историческое

стремление европейцев жить в комфорте, а также общественный, коллективный

характер их образования и духовной зрелости. "Как прошли через

многочисленные руки, которыми обрабатывали этот кофе и сахар, прежде чем

попасть ко мне, не имеющему иных заслуг, чем его пить, так и наш разум, и

способ нашей жизни, наша ученость и художественное воспитание, наше военное

и государственное дело являются результатом развития чужих изобретений и

идей, которые к нам сошлись без наших заслуг со всего света...". То, что


одни народы могли больше развиться, чем иные, зависит от многих

обстоятельств, главным образом от географической среды и законов, которые

были однажды приняты.

Подчеркивая значение изобретений для прогресса человечества, Гердер

неизбежно наталкивается на факт, что индивидуальные действия людей подчинены

общим историческим закономерностям. То обстоятельство, что некоторые народы

остановились на самых примитивных способах добывания средств к жизни, а

другие при этом проявили изобретательность, вызвано в значительной мере

климатическими условиями. Там, где природа позволяет человеку брать ее

плоды, как говорится, без усилий с его стороны, там народы не пробудились

еще от своего естественного сна. Подобным губительным воздействием на

творчество и моральные качества обладает деспотизм.

Способ общественной организации - это результат деятельности людей.

Природа привела человека лишь к семье - первой ступени общественной

организации. Общество организовано прежде всего по патриархальному принципу.

Вторая ступень организации общества - власть выбранных судей и военных

вождей. Третьей ступенью является деспотическая власть, передающаяся по

наследству.

Гердер становится весьма красноречивым, когда он обвиняет деспотизм.

Отвращение к немецкой феодальной деспотии и глубокий демократизм сообщают

страстность его обвинениям: "Если все традиционные сословия работают

определенным образом против природы, которая не связывает свои дары ни с

каким сословием, то не удивительно, что большинство народов, пройдя

всевозможные способы власти и испытавши бремя каждого из них, возвратилось

впоследствии к тому из них, который полностью превращал их в машины, то есть

к наследственной деспотии". Здесь руссоистская аргументация (разделение

общества на ."сословия" противно "естеству") использована для доказательства

того, что последней ступенью власти является наследственная монархия. С

критикой деспотизма свой удел получает и теория просвещенного деспотизма:

"Еще меньше понятно то, как должен человек существовать для государства так,

чтобы из его устройства с необходимостью вырастало его истинное блаженство".

С критикой деспотизма связывает Гердер критику так называемых великих

исторических личностей: "Самые славные имена в истории принадлежат тем, кто