Файл: Лекция i. Введение 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ЛЕКЦИЯ I. ВВЕДЕНИЕ

1. Предмет банкового права. 2. Отношение банкового права к другим дисциплинам. 3. Основные моменты истории советского банкового законодательства. 4. Источники банкового права.

ЛЕКЦИЯ II. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БАНКОВОГО ДЕЛА В СССР

ЛЕКЦИЯ III. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БАНКОВОГО ДЕЛА В СССР (Продолжение)

1. Кредитная система СССР. 2. Регулирование деятельности кредитных учреждений. 3. Кредитные планы. 4. Надзор за деятельностью кредитных учреждений.

Л Е К Ц И Я IV. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О БАНКОВЫХ СДЕЛКАХ

1. Банковые сделки (операции) и их классификация. 2. Уставные сделки кредитных учреждений. 3. Совершение банковых сделок. 4. Контокоррентный договор.

ЛЕКЦИЯ V. ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ

ЛЕКЦИЯ VI. АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ

1. Виды активных операций. 2. Открытие кредита. 3. Понятие и юридическая природа учета. 4. Векселя, принимаемые к учету.

ЛЕКЦИЯ VII. АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ (Продолжение)

1. Срочные ссуды. 2. Специальный текущий счет до востребо­вания (on call). 3. Целевые ссуды. 4. Гарантийный кредит. 5. Акцептный и рамбурсный кредиты.

ЛЕКЦИЯ VIII. ЗАЛОГ, ПРАВО УДЕРЖАНИЯ, ЗАЧЕТ

ЛЕКЦИЯ IX. ОПЕРАЦИИ ПО СОДЕЙСТВИЮ ПЛАТЕЖАМ. ЧЕК

ЛЕКЦИЯ X. ОПЕРАЦИИ ПО СОДЕЙСТВИЮ ПЛАТЕЖАМ (Продолжение)

1. Перевод. Денежный аккредитив. 2. Комиссионные платеж­ные поручения. Товарный аккредитив. Инкассовые операции. 3. Организация взаимных расчетов.

ЛЕКЦИЯ XI. ПРОЧИЕ БАНКОВЫЕ ОПЕРАЦИИ. БАНКОВАЯ ТАЙНА. ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

законодательстве рядом законодательных актов, относящихся к различным учреждениям долгосрочного кредита. Так, например, статья 16 Основных положений о Банке долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства СССР (С. 3. СССР 1928 г., № 42, ст. 377) делает это следующим образом. Этот банк ежегодно составляет в соответствии с производственно-финансовым планом промышленности свой годовой кредитный план, утверждаемый СТО по представлению ВСНХ СССР. В этом плане должны быть предусмотрены все ожидаемые поступления как в капиталы банка, так и по его операциям, а также предполагаемые выплаты по долгосрочным ссудам, а также по безвозвратным выдачам, которые Промбанк производит за счет казны. Кроме того, в плане должны быть предусмотрены перераспределяемые резервы в размере 5% ожидаемых поступлений на непредвиденные в плане потребности и кассовый резерв, предназначаемый для устранения сезонных разрывов между притоком в банк средств и текущими выдачами по годовому плану. Другими примерами законодательного регулирования порядка составления и утверждения планов долгосрочного кредита могут служить Постановления СНК от 24 января 1928 года и от 14 июня 1928 года о порядке утверждения и выполнения планов использования специального капитала Цекомбанка для целей кредитования рабочего жилищного строительства (С. 3. СССР 1921 г., № 11, ст. 98) и о порядке утверждения и выполнения планов использования специального капитала Цекомбанка для целей кредитования коммунального хозяйства (С. 3. СССР 1928 г., № 38, ст. 352).

Выполнение кредитным учреждением утвержденного в над­лежащем порядке кредитного плана является для него обяза­тельным. Однако выполнение плана совершенно очевидно стоит в зависимости от того, будут ли фактически поступления средств соответствовать плановым предположением. Если пос­тупления будут меньше, чем это было предположено, то очевид­но, что и в расходной части кредитное учреждение не сможет сполна выполнить плана.

Отступление кредитного учреждения в своей оперативной деятельности от плановых предположений не дает клиенту, интересы которого нарушены таким отступлением, права на гражданский иск к банку. Клиент может только обратиться с жалобой в административном порядке в соответствующий орган надзора.

4. Надзор за деятельностью кредитных учреждений. Органом правительственного надзора за деятельностью кре­дитных учреждений является НКФ СССР, НКФ союзных республик и их местные органы. Законодательство Союза ССР не содержит каких-либо общих норм по вопросу о надзоре за деятельностью кредитных учреждений. На практике порядок надзора, осуществляемого НКФ СССР по Валютному управле­нию, установился применительно к порядку, установленному законодательством РСФСР еще до образования Союза ССР. Непосредственному надзору НКФ СССР подлежат следующие банки: Центральный сельскохозяйственный банк СССР, Цен­тральный банк коммунального хозяйства и жилищного строи­тельства, Банк долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (Промбанк), Банк для внешней торговли СССР, Всероссийский кооперативный банк, Дальневосточный банк и Средне-Азиатский банк. Государственный банк СССР и государственные трудовые сберегательные кассы, входящие в состав НКФ СССР, наряду с управлениями последнего подчи­нены непосредственно народному комиссару финансов СССР. Все остальные кредитные учреждения подчинены непосред­ственному надзору НКФ союзных республик и их местных органов.


В РСФСР действует до настоящего времени, по существу, совершенно устаревшее Постановление СТО от 10 ноября 1922 г. о порядке утверждения уставов и надзора за деятельностью кредитных учреждений (С. У. РСФСР 1922 г., № 76, ст. 943), а также изданная в развитие его Инструкция НКФ РСФСР от 7 мая 1923 г. о порядке надзора за деятельностью кредитных учреждений, опубликованная в официальном приложении к № 19 «Вестника Финансов» за 1923 год. Согласно ст. 7 указанного Постановления СТО, НКФ осуществляет надзор за деятельностью кредитных учреждений путем: а) регистрации всех кредитных учреждений Республики; б) контроля периодических отчетов и балансов; в) производства фактических обследований и ревизий, и г) назначения в случае надобности в состав •правления кредитного учреждения от НКФ для ближайшего наблюдения за деятельностью учреждения. Согласно ст. 9 этого Постановления в случае обнаруженных при обследовании или ревизии кредитных учреждений серьезных нарушений уставов или злоупотреблений народному комиссару финансов предос­тавляется право входить с представлением о закрытии кредит­ного учреждения в СТО (в настоящее время в ЭКОСО РСФСР). Инструкция НКФ от 7 мая 1923 г. развивает эти положения, в частности, она указывает, что в случае обнаружения в деятель­ности кредитных учреждений серьезных нарушений устава или злоупотреблений Валютное управление принимает с раз­решения народного комиссара финансов в отношении кредит­ного учреждения сообразно с обстоятельствами дела одну из следующих мер: а) предлагает устранить в определенный срок нарушения или злоупотребления; б) требует созыва чрезвы­чайного общего собрания акционеров, пайщиков или членов кредитного учреждения; в) входит в общее собрание с предло­жением о перевыборах органов управления кредитного учреж­дения; г) возбуждает судебное преследование против виновных в нарушении устава или злоупотреблений должностных лиц кредитных учреждений; д) запрещает на определенные сроки кредитному учреждению производство отдельных операций и е) входит в правление Госбанка с предложением о закрытии ему кредита. В случае безуспешности этих мер Народный комиссариат финансов входит с представлением о закрытии кредитного учреждения в СТО (в настоящее время в ЭКОСО).

Выше, при рассмотрении вопроса о кредитной системе СССР, нами было указано, что некоторые права по наблюдению за деятельностью кредитных учреждений предоставлены Поста­новлением о принципах построения кредитной системы — Госбанку СССР, а Положением о системе сельскохозяйственно­го кредита — Центральному сельскохозяйственному банку и сельскохозяйственным банкам союзных республик.



Вопросы для повторения к III лекции

1. Что такое кредитная система СССР?

2. Что такое система сельскохозяйственного кредита СССР?

3. Какие кредитные учреждения входят в систему сельскохо­зяйственного кредита?

4. В чем заключается регулирование деятельности кредит­ных учреждений?

5. Какие существуют органы регулирования деятельности кредитных учреждений?

6. Каково юридическое значение кредитного плана?

7. Кто осуществляет надзор за деятельностью кредитных учреждений?

Указания для учащихся к III лекции

Читатели, желающие более подробно ознакомиться с матери­алом, должны обратиться непосредственно к законодательным источникам. Литературы (юридической) по вопросам, рассмот­ренным в III лекции, кроме книги Севрука, не существует.

Литература

1. П. Севрук. Сельскохозяйственный кредит в СССР. 1928 г.

2. Ахманов. Надзор за кредитными учреждениями. 1928 г.

3. Шрейбер. Правовой облик Банка долгосрочного кредитования «Кредит и Хозяйство», 1928 г., № 4—5.


Л Е К Ц И Я IV. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О БАНКОВЫХ СДЕЛКАХ

1. Банковые сделки (операции) и их классификация. 2. Уставные сделки кредитных учреждений. 3. Совершение банковых сделок. 4. Контокоррентный договор.


1. Банковые сделки (операции) и их классификация.

Все сделки, совершаемые банками, могут быть разбиты на две группы. К первой группе относятся сделки, совершение которых составляет непосредственный предмет деятельности банка, как, например, прием вкладов, учет векселей, перевод и т. д. Ко второй группе относятся сделки, совершение которых имеет вспомогательное значение и служит для обеспечения организационных и материальных предпосылок работы банка, как, например, сделки по закупке топлива, оборудования, бумаги, по найму служащих и т. д. Сделки, относящиеся к первой группе, называются банковыми сделками или банковыми операциями. В этом смысле употребляет термин «банковые операции» дей­ствующее законодательство. Так, например, постановление ЦИК и СНК СССР от 22 февраля 1928 г. о подсудности граж­данских дел кредитных учреждений и о правах этих учрежде­ний по взысканиям с их должников (С. 3. СССР, 1928 г., № 14, ст. 115) в ст. 1 говорит: «все требования, вытекающие из банко­вых операций кредитных учреждений, поскольку законом для них не установлен административный порядок взыскания, подсудны общим судебным учреждениям». Эта статья исключа­ет подсудность арбитражным" комиссиям споров кредитных учреждений по банковым операциям. Но если спор возник не из банковых операций, то в подлежащих случаях он будет подсуден арбитражной комиссии. Так, например, спор Государственного банка с каким-либо трестом из договора купли-продажи мебели подсуден арбитражной комиссии. Раз­личие между банковыми и прочими сделками кредитных уч­реждений имеет весьма серьезное значение в следующих отношениях: 1) для банковых операций кредитных учреждений установлены некоторые специальные процессуальные правила (см. лекцию XI); 2) на банковые операции, и только на них, распространяется действие банковой тайны (см. лекцию XI);

3) для банковых операций существует специальный источник права — оперативные правила банков (см. п. 3 настоящей лек­ции).

Не существует единой общепринятой классификации банко­вых операций. Различие предложенных классификаций обус­ловлено различием в критериях, принятых каждой классифи­кацией. Нет надобности останавливаться на всех предложенных классификациях. Рассмотрим только основные, возможные в этом вопросе, точки зрения.


а) Можно воспользоваться как основанием для классифика­ции банковых сделок юридической природой этих сделок. С точки зрения гражданского права большинство банковых сде­лок представляет собой или договор займа, или договор пору­чения, или договор купли-продажи, или договор поклажи. Можно было бы разбить все банковые операции на соответству­ющие категории. В такой классификации банковая ссуда нахо­дилась бы в одной категории с срочным вкладом, т. к. и та и другая сделка представляет собой заем. Вместе с тем банковая ссуда была бы отделена от учетной операции, т. к. учет векселя или другого обязательства является договором купли-продажи (см. лекцию VI). Подобная классификация, совершенно безуп­речная с точки зрения гражданского права, представляла бы значительные неудобства при рассмотрении банкового права. Задачей банкового права является не изучение особенностей отдельных договоров гражданского права, а изучение правовых особенностей банковых сделок. Особенности банковых сделок по сравнению с общегражданскими обусловлены не отнесением той или иной сделки к какому-либо из типов сделок, известных гражданскому праву, а теми народно-хозяйственными функци­ями, которые выполняются банками.

б) Можно взять в качестве критерия для классификации баланс и разнести все сделки на две категории, в зависимости от того, фигурируют ли они на балансе как статьи актива или как статьи пассива. Однако такая классификация не может быть последовательно выдержана, т. к. существующие сделки, с точки зрения баланса безразличные, могут оказаться как на той, так и на другой стороне баланса.

в) Наиболее целесообразной и соответствующей природе нашего предмета является классификация банковых сделок в соответствии с функциями банка. Мы видели, что банку прису­щи три основные функции: 1) образование средств, 2) предос­тавление кредита и 3) содействие платежному обороту. Каждая из этих функций осуществляется при помощи определенных операций, которые и могут быть разбиты на соответствующие три группы. Кроме того, банки совершают операции, которые не имеют целью осуществление какой-либо из этих функций. Они должны образовать особую группу (четвертую), представляю­щую собой совокупность операций, которые банки совершают ввиду того, что их удобно объединить в одном предприятии с операциями первых трех групп.