Файл: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности Социальная работа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 412

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

ГЛАВА 3. ЗДОРОВЬЕ, БОЛЕЗНЬ, ПРЕДБОЛЕЗНЬ, ПРОФИЛАКТИКА

ГЛАВА 4. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ

ГЛАВА 5. ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ

ГЛАВА 6. ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ

ГЛАВА 7. ЗДОРОВЬЕ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

ГЛАВА 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ЧАСТЬ 11. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГЛАВА 9. МЕДИЦИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГЛАВА 10. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ

ЧАСТЬ Ш. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГЛАВА 11. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

ГЛАВА 12. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ

ГЛАВА 13. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

ГЛАВА 14. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ТУБЕРКУЛЕЗОМ

ГЛАВА 15. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БОЛЬНЫМИ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

ГЛАВА 16. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКУРАБЕЛЬНЫХ БОЛЬНЫХ (Артюнина Г.П., Алексеева А.Ю.)

ГЛАВА 17. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ЧАСТЬ 1У. НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ И УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ НА ДОМУ

ГЛАВА 18. ДОВРАЧЕБНАЯ НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

ГЛАВА 19. УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ НА ДОМУ

УНИВЕРСАЛЬНАЯ АПТЕЧКА

СЛОВАРЬ МЕДИЦИНСКИХ ТЕРМИНОВ



Понятие о медицинской активности.. Под медицинской активностью понимают деятельность людей в области охраны, улучшения индивидуального и общественного здоровья в определенных социально-экономических условиях. Медицинская (медико-социальная) активность включает наличие гигиенических навыков, выполнение медицинских рекомендаций, участие в оздоровлении образа жизни и окружающей среды, укрепление и сохранение здоровья, активизация защитных сил организма, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия (В.С. Лучкевич).

Двигательная активность и здоровье


«Движение по своему действию может заменить любое лекарство, но все лечебные средства не смогут заменить движение» (врач А. Труссо).

Гиподинамия – приобретение цивилизации. В последние десятилетия, особенно в период активного внедрения в производство и быт автоматов и механизмов, во все большей степени человек освободил себя от необходимости двигаться. Использование энергии мышц за последние полтора столетия в процессе социально-экономического развития человечества снизилось до 180 раз. Практически достижения цивилизации сделали современного человека «деятельным бездельником».

Следствием хронического недостатка движения (гипокинезии) у человека является развитие комп­лекса изменений в функционировании организма, который при­нято обозначать как гиподинамию. Причины гипокине­зии могут быть как объективными (физиологическая, професси­ональная, клиническая), так и субъективными (привычно-быто­вая, школьная, отчасти — климатогеографическая). Однако независимо от вида гипокинезии вызванные ею гиподинамические последствия заключаются в том, что все функциональные системы жизнеобеспечения (дыхание, крово­обращение, состав крови, пищеварение, терморегуляция, эндок­ринные железы и др.) все в меньшей степени востребуются в своих максимальных возмож­ностях. Отсюда и те проблемы со здоровьем, которые связывают с гиподинамией. Установлено, что малоподвижный образ жизни вызывает атрофию мышечной и костной ткани, уменьшение жизненной емкости легких. Гиподинамия является фактором риска для многих заболеваний и, в первую очередь, сердечно-сосудистых. При гиподинамии сердечно-сосудистая система детренируется, теряет способность усиливать свою работу даже при небольших нагрузках. Хронический дефицит двигательной активности у детей тормозит их нормальное физическое развитие. В общем виде последствия гиподинамии можно представить следую­щим образом:


  • снижение уровня функционирования системы и, как следствие, атрофия и/или дистрофия ее тканей с уменьшением функциональных резервов;

  • снижение двигательной активности человека, ведет к компенсаторной пере­стройке всех сторон обмена веществ: минерального, жиро­вого, белкового, углеводного, водного;

  • гиподинамия выключает конечное звено стрессовой реак­ции – движение, что ведет к напряжению центральной нервной системы и переходу стресса в дистресс;

  • гиподинамия вызывает заметные изменения в иммунологических свойствах организма и в терморегуляции.

Таким образом, условия современной жизни ведут к тому, что в значительной степени выключается сформированное эволю­цией основное условие обеспечения сохранности и поддержания жизни - движение.

Место физической культуры в жизнедеятельности человека. Физическая активность оказывает ряд благоприятных воздействий на организм человека независимо от массы тела и возраста. Люди, занимающиеся физическими упражнениями с умеренной или повышенной нагрузкой, имеют меньше шансов заболеть сердечно-сосудистыми заболеваниями, инсулинонезависимым диабетом, получить умственное расстройство, уйти от опасности, которую несет гипокинезия. Несмотря на принцип индивидуализации, который предполагает строгое соответствие набора физических упражнений и режима их использования возрастно-половым особенностям конкретного человека, имеется ряд общих подходов при формировании физической культуры. К ним следует отнести: утреннюю гигиеническую гимнастику с закаливающими процедурами, рациональное использование физических упражнений в режиме рабочего и выходного дня, постоянный врачебно-педагогический контроль, учет текущего состояния организма.

Гимнастические упражнения выполняются с целью поддержания хорошего состояния позвоночника, суставов, кровообращения мозга, деятельности желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы. В двигательном режиме взрослого человека количество средств физической культуры должно быть не менее 4 - 5 (с возрастом набор может быть уменьшен до 2 - 3). Оптимальным режимом следует считать для взрослого – 3 - 5 раз в неделю при длительности 90 -120 минут.

Рациональное использование физических упражнений в режиме рабочего дня (активный отдых) решает следующие задачи:


  • способствует укорочению времени врабатывания и быстрому достижению максимальной работоспособности;

  • способствуют включению в активность неработающих мышц, коррекции осанки, восстановлению кровообращения и дыхания, нормализации зрения и устранению прочих последствий длительного поддержания вынужденной позы при работе, сопряженной с длительным поддержанием вынужденных статических поз (учащиеся, студенты и т.п.);

  • предупреждает и устраняет появление тормозных участков в ЦНС при монотонной работе;

  • улучшает эмоциональное состояние работника, снимает мышечный гипертонус при профессиональной деятельности, сопряженной с большими и плотными потоками информации, необходимостью быстрой реакции, поисками правильного решения (работа авиадиспетчера и др.);

  • увеличивает профессиональную работоспособность на 10-14%.

Принципы физической тренировки. Достижение положительных результатов при регулярных за­нятиях физическими упражнениями возможно лишь при соблюдении определенных условий. Основными среди них следует считать следующие;

1. Принцип сознательности и активности предполагает, что за­нимающийся оздоровительной физкультурой хорошо осознает необходимость движения и понимает механизмы влияния физиче­ских упражнений на организм.

2. Принцип систематичности и последовательности утверждает необходимость определенной системы в использовании средств физической культуры и последовательности, что позволит не то­лько осознанно планировать нагрузку, но и следить за ее эф­фективностью для той или иной системы жизнедеятельности.

3. Принцип постепенного увеличения нагрузки вытекает из динамики послерабочего восстановления функции организма. При сохранении определенного режима физических тренировок развивается адаптация организма к нагрузкам, и нарастания функциональных показателей не происходит. Последующее повышение рабочей на­грузки способствует прогрессированию активизации белкового обмена, совершенствованию деятель­ности ЦНС, экономизации функций и т.д.

4. Принцип индивидуализации предполагает, что организация и содержание физической тренировки должны соответствовать особенностям конкретного человека.

5. Принцип комплексности воздействия вытекает из специфики влияния тех или иных физических упражнений на различные системы организма. Общее укрепление организма в оздоровительной физкультуре требует комплексного использования широкого арсенала двигательных средств.


6. Принцип обратимости тренировочных эффектов проявляется в том, что по мере снижения или прекращения тренировочных нагрузок (через 3 -8 месяцев) последние постепенно уменьшаются или полностью исчезают (эффект детренировки).

Таким образом, в конечном итоге полноценная двигательная активность должна в каждый данный времен­ной отрезок быть составной частью образа жизни, оказывать влияние практически на все стороны жизнедеятельности человека (профессиональную, бытовую, досуговую и т.п.), призвана существенно повысить само качество жизни.

Питание и здоровье


В развитии почти всех болезней можно усмотреть роль питания. Считается, что половину смертей вызывают болезни, огромный вклад в развитие которых вносит наш пищевой рацион. Существует 5 групп заболеваний, соответствующих международной терминологии, прямо или косвенно связанных с нарушением питания:

  1. Первичные (экзогенные) болезни недостаточного или избыточного питания;

  2. Вторичные (эндогенные) болезни;

  3. Заболевания с алиментарными факторами риска;

  4. Заболевания, обусловленные пищевой непереносимостью;

  5. Заболевания с алиментарными факторами передачи болезней.


Первичные (экзогенные) болезни недостаточного или избыточного питания. Для данной группы заболеваний характерно, что первичные расстройства прямо обусловлены алиментарными причинами. Длительный избыток или недостаток веществ, не образующихся в организме и (или) дефицит энергии (калорий) неизбежно приведут к заболеванию.

Чаще алиментарные заболевания носят хронический характер, острыми бывают гипервитаминозы А и Д. Предупреждены или вылечены алиментарные заболевания могут быть только нормализацией питания. Существует более 30 алиментарных заболеваний и 5 из них имеют глобальное значение:

  • белково-энергетическая недостаточность;

  • железодефицитные состояния и анемии;

  • йод дефицитные состояния;

  • ожирение;

  • авитаминозы А и Д (рахит и ксерофтальмия).

Белково-энергетическая недостаточность (БЭН). По данным ВОЗ в мире БЭН страдают примерно 800 млн. человек, каждые 25 минут 1 ребенок умирает от этого заболевания. Физиологические нормы белка, утвержденные МЗ СССР в 1991, совпадают с рекомендуемыми ВОЗ 1 г/кг массы тела). Потребность беременных женщин и детей от 1 года до 12 лет выше: 4,0 – 1,5 г/кг в сутки.


В связи с острым дефицитом белковых продуктов во многих странах решается вопрос о создании дополнительных источников белка. Так, в США 30% белковой части школьных завтраков составляет искусственное мясо на основе сои. В России производство мяса снизилось на 30% (последнее место в 1998 г. по потреблению), поэтому и потребление белка гражданами России ниже на 25% рекомендуемых норм.

Железодефицитные состояния и анемии. Это одно из самых распространенных алиментарных состояний, по распространенности занимает первое место. По данным ВОЗ – от 20 до 25% жителей планеты страдают железодефицитным состоянием. В развитых странах Европы среди мужчин 3% страдает железодефицитным состоянием, среди женщин до 50 лет – 11%; среди беременных – 14%. В развивающихся странах этот процент выше: от 26 до 59%.

Железо является важной составляющей не только гемоглобина, но и дыхательных ферментов. Железодефицитные состояния развиваются в 2 стадии:

1. Стадия латентного дефицита характеризуется снижением тканевого, сывороточного и транспортного железа. Содержание гемоглобина при этом в норме. Снижение активности тканевых ферментов приводит к тканевой гипоксии. Симптомы тканевой гипоксии: слабость, утомляемость, одышка, головные боли, головокружение, сухость кожи, волос, ногтей. Из других проявлений следует отметить раздражительность, чувство тошноты после еды, зуд, запоры, диарея, ослабление внимания.

2. Железодефицитные анемии. Условно они различаются по степени тяжести в зависимости от содержания гемоглобина в 1 литре крови: 110-90 мг – легкая; 90-70 – средняя; менее 70 – тяжелая.

Высокая группа риска железодефицитных состояний – это часто рожающие и кормящие грудью женщины, маленькие дети до 2 лет, подростки, особенно девочки. В России число беременных женщин с железодефицитной анемией последние годы значительно возросло: до 60-80% после 3 месяцев беременности.

В норме содержание гемоглобинового железа в литре крови для мужчин составляет 130 мг/л, для женщин – 120 мг/л, для беременных женщин – 110 мг/л.

Железа много - в мясных продуктах, шоколаде, свежей рыбе, яйцах, фасоли, гречневой крупе, горохе, яблоках, чернике, сухофруктах; мало - в молоке, сметане, апельсинах.

Йоддефицитные состояния. Существует более 15 заболеваний, обусловленных дефицитом йода. Среди этих заболеваний эндемический зоб и неонатальный гипотиреоз (кретинизм) занимают ведущее место. В мире примерно 300 млн. больных вследствие дефицита йода и значительная часть населения подвержена риску (примерно 1 млрд.). В результате йодного дефицита, особенно в критические периоды созревания плода и подростков, развиваются нервно-психические и интеллектуальные расстройства, необратимые изменения скелета. Болезнь проявляется в развитии дебильности, глухонемоты, нарушении координации движений, низкорослостью. Сейчас примерно 5 млн. детей страдают этой патологией, у десятков млн. наблюдаются менее выраженные проявления.