Файл: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности Социальная работа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 420

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

ГЛАВА 3. ЗДОРОВЬЕ, БОЛЕЗНЬ, ПРЕДБОЛЕЗНЬ, ПРОФИЛАКТИКА

ГЛАВА 4. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ

ГЛАВА 5. ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ

ГЛАВА 6. ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ

ГЛАВА 7. ЗДОРОВЬЕ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

ГЛАВА 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ЧАСТЬ 11. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГЛАВА 9. МЕДИЦИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГЛАВА 10. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ

ЧАСТЬ Ш. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГЛАВА 11. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

ГЛАВА 12. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ

ГЛАВА 13. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

ГЛАВА 14. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ТУБЕРКУЛЕЗОМ

ГЛАВА 15. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БОЛЬНЫМИ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

ГЛАВА 16. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКУРАБЕЛЬНЫХ БОЛЬНЫХ (Артюнина Г.П., Алексеева А.Ю.)

ГЛАВА 17. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ЧАСТЬ 1У. НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ И УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ НА ДОМУ

ГЛАВА 18. ДОВРАЧЕБНАЯ НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

ГЛАВА 19. УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ НА ДОМУ

УНИВЕРСАЛЬНАЯ АПТЕЧКА

СЛОВАРЬ МЕДИЦИНСКИХ ТЕРМИНОВ



Использованная литература

  1. Акбашев Г.Ф., Солдатова В.А. Всеобщая валеограмотность. – Ростов-на-Дону, 1994.

  2. Агаджанян Н.А. и соавт. Физиология человека. СПб.: СОТИС, 1998.

  3. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987.

  4. Андреев Ю.А. Три кита здоровья. СПб., 1996.

  5. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. СПб, 1992.

  6. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. 1982.

  7. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М.: Мир, 1997.

  8. Басов А.В., Запороженко В.Г., Тихомирова Л.Ф. Образ жизни и ваше здоровье. – Ярославль, 1989.

  9. Брегг С. Чудо голодания. М., 1987.

  10. Брегг С. Здоровье и долголетие. М., 1996.

  11. Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. М., 1990.

  12. Вайнер Э.Н. Валеология: Учеб. для вузов. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 416 с.

  13. Воробьева Л.И. (ред.). Книга о вкусной и здоровой пище. М., 1991.

  14. Гаркави Л.Х. и соавтор. Адаптационные реакции и резистентность организма Р/Д, 1990.

  15. Здоровый образ жизни – залог здоровья. /Под редакцией Ф.Г. Мурказаева. – Уфа, 1987.

  16. Зумле У. Раздельное питание. М., 1993.

  17. Йенсен Е. Пища, которая лечит. М., 1996.

  18. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 192 с.

  19. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. – СПб: ДЕАН, 1998. – 232 с.

  20. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. - М., 1982.

  21. Малахов Г.П. Голодание. СПб, 1996.

  22. Муравов И.В. Физическая культура и активное долголетие. М., 1979.

  23. Никитины Б. и Л. Резервы здоровья наших детей. М., 1990.

  24. Петленко В.П. Валеология Человека: Здоровье – Любовь – Красота. [В 2-х кн., 5 томах]/СПб.: Петроградский и К. – 1998. – 718 с.

  25. Плотен М. Лечение целебными силами природы. М., 1994.

  26. Покровский А.А, Самсонова М.А. Справочник по диетологии. М.,1981.

  27. Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучие школьников). – Санкт-Петербург «Союз». – 1998. –254 с.

  28. Пропастин Г.Н. Через века... М., 1979.

  29. Рюхина Т.П. Готовим без мяса. М., 1997.

  30. Семенова Н.А. Счастье жить в чистом теле. СПб, 1998.

  31. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия». – 1997. – 206 с.

  32. Студитский А.Н. Механизмы движений. М., 1983.

  33. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М., 1991.

  34. Чумаков Б.Н. Чумаков Б.Н. Валеология: Избранные лекции. – М.: Роспедагенство, 1997. 246 с.

  35. Шаталова Г. С. Целебное питание как основа энергетической целесообразности.

  36. Шаталова Г. С. Искусство старость побороть// Природа и человек., 1998, № 10.

  37. Шмалъгаузен И.М. Факторы эволюции. М., 1968.




ГЛАВА 6. ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ



Слово «экология» происходит от греческого oikos, что означает «жилище», «местопребывание», «убежище». Каждый вид имеет свой дом. Для современного человека - это вся планета Земля и околоземное космическое пространство.

Краткий исторический обзор


Уже на ранних этапах становления человеческого общества были обнаружены связи между условиями, в которых живут люди, и особенностями их здоровья. Более двух тысяч лет назад великий врач древности Гиппократ (около 460-370 до н.э.) не только описал влияние климата, воды, рельефа и времен года на здоровье жителей различных местностей, но и дал сравнительное антропологическое описание народов, живущих на европейском, африканском и азиатском берегах Средиземного моря. В его трудах содержатся многочисленные доказательства того, что факторы внешней среды, образ жизни оказывают определяющее влияние на формирование телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойств человека.

В ХУ11 веке появилась медицинская география – наука, которая изучает влияние природных и социальных условий различных территорий на здоровье населяющих их людей. Ее основоположником был итальянский врач Б. Раммацини (1633-1714).

Впервые термин «экология» был предложен в 1866 году выдающимся немецким ученым зоологом (биологом-дарвинистом) Эрнстом Геккелем (1834-1919).

Значительный вклад в развитие экологии человека внес В.И. Вернадский (1868 – 1945). Развитие экосистемного анализа привело к возрождению на новой экологической основе учения о биосфере. По определению В.И. Вернадского биосфера (от bios – жизнь, spheria - шар) – оболочка Земли, в которой развивается жизнь исключительно разнообразных организмов. В отличие от мнения, что удел организма – приспосабливаться, он доказал, что живое вещество способно изменить поверхность планеты и формировать экосистемы, благоприятные для его развития. Вернадскому В.И. принадлежит также приоритет учения о ноосфере. Ноосфера (греч Noos – разум) - «мыслящая оболочка», сфера разума, качественно новая фаза. Это высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней цивилизованного человечества, период, когда разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития на Земле.


Экология человека под названием «биология человека» получила отражение в книгах И.И. Мечникова «Этюды о природе человека» (1903) и «Этюды оптимизма» (1907). В нашей стране экология человека в качестве специального научного исследования долгое время не выделялась. Роль проводника идей экологии человека взяла на себя медицинская география. В 1972 году вышла в свет монография А.П. Авцына «Введение в географическую патологию», где был раздел, посвященный экологии человека.

Проблемы экологии человека отражены в 1983 году в монографии В.П. Казначеева «Очерки теории и практики экологии человека».

В последние десятилетия этот термин приобрел особую популярность. Во второй половине XX века экология как наука развивается особенно бурно, поскольку антропогенные изменения окружающей среды приобрели такие размеры, что человек прямо или косвенно сам стал их жертвой. Как отмечает академик А.Л.Яншин (р. 1911), даже вторая мировая война с ее колоссальными негативными последствиями не нарушила сложившегося в природе равновесия.

Влияние неблагоприятных экологических факторов на здоровье человека


Конституция Российской Федерации (1993), статья 42 гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Однако за последние 200 лет качество окружающей среды, благодаря активному вмешательству человека, резко изменилось. Развитие мировой цивилизации привело к формированию острейшего экологического кризиса, который в той или иной форме проявляется во всех индустриально развитых странах. Эти проблемы в полной мере характерны и для России.

Воздействие окружающей среды на образ жизни человека можно рассматривать с нескольких позиций: 1) воздействие, укрепляющее здоровье человека, повышающее его защитные силы и трудоспособность; 2) воздействие, ограничивающее виды жизнедеятельности; 3) вредное воздействие на организм, в результате которого возникает заболевание или ухудшается функциональное состояние организма.


Важное обстоятельство в системе взаимосвязи «ОС – здоровье»: все большее распространение получают хронические заболевания тех органов и систем, которые в основном выполняют барьерные функции (органы дыхания, пищеварения, печень, кожа, иммунная, лимфатическая и выделительная системы).

1-ая линия защиты: кожа, кровь, легкие и слизистые верхних дыхательных путей, слизистая желудочно-кишечного тракта.

2-я линия защиты: печень, иммунная система.

3-я линия защиты: экскреторная система (почки, желчные пути, желудок, кишечник, кожа, лимфоток).

Современная методология позволила сформулировать принципиальное положение о причинно-следственных взаимосвязях между образом жизни, окружающей средой и здоровьем различных групп населения. Установлено, что в основе неблагоприятного воздействия окружающей среды лежит снижение неспецифической резистентности организма под воздействием неблагоприятных факторов.

В районах с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха и других объектов окружающей среды наблюдаются увеличение общей заболеваемости, заболеваемости органов дыхания, снижения индекса здоровья, увеличение доли часто болеющих людей. В последнее время большое внимание уделяется изучению отдаленных последствий влияния неблагоприятной окружающей среды на здоровье: мутагенным, гонадотоксическим и эмбриотоксическим эффектам.