Файл: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности Социальная работа.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 640
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
ГЛАВА 3. ЗДОРОВЬЕ, БОЛЕЗНЬ, ПРЕДБОЛЕЗНЬ, ПРОФИЛАКТИКА
ГЛАВА 4. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
ГЛАВА 5. ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ
ГЛАВА 7. ЗДОРОВЬЕ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
ГЛАВА 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ЧАСТЬ 11. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ГЛАВА 9. МЕДИЦИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ГЛАВА 10. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ
ЧАСТЬ Ш. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ГЛАВА 11. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
ГЛАВА 12. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ
ГЛАВА 13. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
ГЛАВА 14. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ТУБЕРКУЛЕЗОМ
ГЛАВА 15. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БОЛЬНЫМИ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
ГЛАВА 16. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКУРАБЕЛЬНЫХ БОЛЬНЫХ (Артюнина Г.П., Алексеева А.Ю.)
ЧАСТЬ 1У. НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ И УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ НА ДОМУ
ГЛАВА 18. ДОВРАЧЕБНАЯ НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
Религиозный подход в деятельности социального работника в хосписе
Часто умирающие и его близкие обращаются к Богу. Наблюдается «бешеный» поиск смысла жизни: если есть бог - нет смерти. В этом можно усмотреть запас прочности духовной жизни. Обращенность сознания умирающего к духовным аспектам человеческого бытия, к вопросам смысла жизни общеизвестна и характерна. В связи с этим, митрополит Антоний пишет о том, что в общении с больным, а с умирающим в особенности, следует избегать пустых разговоров и научиться «сосредоточенному присутствию».
Митрополит Антоний Сурожский, возглавляющий епархию Русской Православной Церкви в Великобритании (врач по первоначальному образованию), пишет: «Большей частью самая страшная для умирающего мысль - та, что он отходит, умирает одиноко ... В начале войны я был хирургом в полевом госпитале. Я сидел, как правило, с каждым умирающим в нашей больнице, не только своего отделения, но и других отделений... это может делать кто угодно, способный уделить свое время тому человеку, у которого времени очень мало». Последние слова проникнуты философией гуманизма добровольцев, работающих в хосписах
В последние годы в России все заметнее влияние православной церкви на умы сограждан. Совместные действия предполагают наличие своих участков приложения усилий: врач заботится об исцелении тела, пораженного болезнью, а священник призван исцелять душу, пораженную грехом. Людям обреченным, оказавшимся на грани перехода от жизни земной, временной к жизни вечной, особенно необходима духовная помощь и поддержка. Здесь задача священника - помочь больному принести искреннее покаяние, возгреть в душе надежду на милость и благодать Божью и, что очень важно, преподать Святые Тайны. Процесс Соборования применяется в хосписе в момент духовной потребности тяжелобольного человека.
Известно, что в "Книге мертвых", созданных культурами Тибета, одним из требований "хорошей" смерти является сохранение ясного сознания умирающего. Близкими представлениями руководствовались и христианские конфессии. В них подчеркивается важность сохранения сознания для исповеди и причастия в последние часы жизни на земле.
Никто не будет отрицать психотерапевтического назначения религиозных церемоний. Сам ритуал исповеди предполагает возможность выплеска всех негативных переживаний человека. И заключительные слова священника, освобождающие человека от всех грехов его, в которых он раскаялся, является поистине необыкновенным по силе психотерапевтического воздействия. Слова заупокойной молитвы также полны психотерапевтической направленности и необыкновенно глубоко воздействуют на родственников.
Таким образом, православная церковь не остается в стороне от решения такой сложной задачи, как оказание помощи умирающим больным. Людям обреченным, оказавшимся на грани перехода от жизни земной, временной к жизни вечной, особенно необходима духовная помощь и поддержка.
Социологический подход в системе паллиативной медицины Инкурабельные больные – неизлечимые больные, которые нуждаются в паллиативной помощи, целью которой является достижение наилучшего качества жизни для больных и их семей, оказание им помощи при социальных, физиологических, психологических, духовных и правовых проблем.
Социология – это наука об обществе. Экстремальность состояния больных в терминальном состоянии и их семей не вызывает сомнения. Поэтому социологический подход в осмыслении социальной работы в хосписе достаточно актуален.
Напомним, что некоторые социально-экономические факторы являются предрасполагающими к возникновению злокачественных новообразований (стрессы вследствие безработицы, финансовая немощь и, как следствие, хроническое психо-эмоциональное напряжение и пр.).
Четких возрастных границ эта социальная группа не имеет. В последнее время специалисты отмечают омоложение заболевания. Значительная часть онкологических больных трудоспособного возраста. Поэтому государство несет значительные экономические потери вследствие преждевременной смерти своих граждан, а также отвлечением от производства родственников, ухаживающих за инкурабельными больными.
Таким образом, необходимость создания хосписа продиктовано наличием проблем организации помощи онкологическим больным на поздних стадиях, нерешенных в России в целом.
Медицинский подход в контексте деятельности социального работника в хосписе
Хоспис - это не обычное лечебно-профилактическое учреждение, а медико-социальное, призванное не только оказать медицинскую помощь инкурабельным больным, но и оказывать помощь в решении социальных, психологических, духовных проблем, стоящих перед пациентом и его близкими. Речь идет о том, чтобы пациенту была дана возможность последние месяцы и дни вести содержательную, наполненную жизнь. То есть цель паллиативной помощи - обеспечить достойное человека умирание. И чтобы достичь этой цели необходимо продуктивное взаимодействие в команде персонала хосписной службы, работа которых сосредоточена на благополучии пациента и его семьи.
Стала пословицей фраза «счастливые часов не наблюдают», то есть в комфорте и радости время летит быстро, а в страданиях и горе тянется крайне медленно; это отнюдь не открытие. Для хосписа важно создать такие условия для пациента, что бы ни он, ни окружающие не ожидали смерти, а просто прожили качественной жизнью тот срок, что ему отпущен. Желание приговоренного - закон для остающихся, и когда он попадает в хоспис, требования его становятся вполне выполнимыми. Здесь нет запретов ни чему. И так, хоспис должен стать и быть для пациента домом.
Развитие системы оказания паллиативной помощи требует активного участия квалифицированного медицинского персонала. В связи с этим остро стоит вопрос о подготовке медсестер к этому виду деятельности. В России многие из них не знакомы со спецификой паллиативного ухода, а также с основами психологической поддержки неизлечимых больных. Медицинский персонал должен обладать минимумом медицинских знаний и в большей степени навыками социальной, психологической помощи (то есть интеграция этих профессий естественна).
За небольшой срок существования в России хосписов, стали очевидными преимущества паллиативной помощи для группы неизлечимых больных и необходимость дальнейшего развития хосписного движения. Медицинские сестры, которые владеют специальной подготовкой в области паллиативной медицины, несмотря на имеющиеся сложности, в сотрудничестве с психологами, врачами, социальными работниками, решают стоящие перед ними задачи: оказание помощи и достижения эффективного взаимопонимания с учетом психологических и духовных потребностей тяжелобольных и умирающих пациентов, а также психологических проблем семьи и других лиц, играющих важную роль в жизни больного.
Таким образом, согласно приложению к Приказу Минздрава РФ от 08.09.1992 г. № 247 «О включении в номенклатуру учреждений здравоохранения хосписов», хосписы и отделения паллиативной помощи являются медико-социальными учреждениями. При этом причиной госпитализации в стационары хосписов и отделения паллиативной помощи более 30 % пациентов являются социальные или социально-медицинские показания. Поэтому, медицинский аспект помощи инкурабельным больным неразрывно связан с деятельностью социального работника в хосписе. Социального работника и медицинский персонал хосписа объединяет главная задача - облегчить боль и страдание, создание для пациента и его семьи лучшего качества жизни, а при состояниях, не совместимых с жизнью, - помочь больному достойно и без мучений встретить свой конец.
Психологические аспекты хосписной службы
Утрата близкого человека. В многообразном опыте жизни самыми болезненными моментами для человека является встреча с трагедией смерти. Для большинства людей не их собственная смерть, но потеря дорогих любимых людей является самым горестным событием в жизни. Горе имеет много компонентов - собственно утрата, амбивалентность и чувство вины, крушение жизненного плана. И все они должны тщательно прорабатываться в терапии.
После осознания разных аспектов трагического события, личность начинает соотносить их с трагическими ситуациями, пережитыми другими людьми, он вписывает свое горе в структуру жизненных катастроф других людей, и этот прием социального сравнения значительно облегчает его индивидуальные переживания. Но бывает и так, что, осознав всю полноту своей невозвратной потери, человек впадает в состояние депрессии и, чтобы избавиться от своих мук, принимает решение добровольно уйти из жизни.
За рубежом, как пациенту, так и его близким сразу же сообщают всю правду о возможной потери, так как, родственникам тоже нужно время, чтобы вникнуть в смысл болезни, постепенно осознать предстоящую потерю.
В России онкологические больные стыдятся смерти, они хотят умереть в скорлупе, в одиночестве. Не сформированное представление о смерти вызывает нравственный конфликт, который нарастает комом в семье и не восполним в дальнейшем. Люди, которые остались жить после смерти близкого человека, нравственные инвалиды, их надо долго реабилитировать, если вообще это возможно.
Следует помочь родственникам снять вину и напряжение от вынужденной разлуки с больным, находящимся в лечебном учреждении. Главное, чтобы горе не стало началом падения человека, а, наоборот, особой точкой для его жизненного пути.
Конфронтация со смертью. В хосписе (как и в онкологической клинике) смерть начинает приближаться раньше, чем физический уход из жизни. Сначала наступает психологическая смерть, когда человек делает установку на свой уход из жизни. Заболевший человек проходит стадии отрицания, протеста, просьбы об отсрочке, депрессии и последнею - принятие смерти. "Принятие" как финал психологического развития личности безнадежно больного, и есть, та духовная основа, которая дает возможность больному спокойно и с достоинством встретить смерть. Персонал хосписа стремится привести пациента в состояние принятия неизбежного. Работая с больными раком на терминальной стадии, можно видеть сколь многие из этих людей используют свою кризисную ситуацию и нависшую над ними угрозу как стимул к изменению. Они рассказывали о поразительных сдвигах, о внутренних переменах, которые нельзя охарактеризовать иначе, как «личностный рост». Для этих людей характерны: изменение жизненных приоритетов, уменьшение значения жизненных тривиальностей; чувство освобожденности, появление способности сознательно не делать то, что не хочешь; переживание природных явлений: смены времен года, перемены ветра, опадание листьев, последнего рождества и т.д., как высоко значимых событий; более глубокий, чем до кризиса, контакт с близкими; уменьшение страхов, связанных с межличностным общением, и озабоченности отвержения; большая, чем до кризиса, готовность к риску.
Конфронтация со смертью влечет за собой позитивные личностные изменения. Рак на терминальной стадии увеличивает число «моментов глубокой умиротворенности». «Жизнь и смерть взаимозависимы: физически смерть уничтожает нас, но идея смерти спасает нас. Сознание смерти обостряет чувства жизни и радикально меняет взгляд на нее; оно дает нам толчок от перехода из модуса существования, основанного на отвлечениях, успокоениях и мелких тревогах, более аутентичным», пишет И.Ялом.
Таким образом, не сформированное представление о смерти обедняет жизнь, тогда как попытка осмыслить это закономерное явление дарит каждому возможность увидеть и ощутить мир заново, во всей его полноте и многообразии; оценить, а иногда и переоценить созданную систему ценности. Конфронтация со смертью часто рождает в умирающих людях чувство, которое социализирует их поведение. Чем более полнокровно, насыщенно и креативна жизнь людей, тем меньше тревоги они испытывают при мысли о ее кончине.
Психосоциальные аспекты хосписной службы. Психосоциальная помощь как профессиональное умение общаться с умирающими – это важный аспект деятельности социального работника.
Экстремальность состояния онкологического больного в терминальной стадии болезни не может вызывать сомнений как у окружающих его родных и близких, так и у медицинского персонала. Положение в отечественных клиниках осложняется еще и тем, что в 50 % случаев больные не знают своего диагноза, а тем более – прогноза. И порой именно в хосписе им приходится узнавать то, что «все слишком поздно, лечение невозможно и надо готовиться к концу». Те пациенты, которые уже знают диагноз или догадываются о нем, тоже обременены психологическими проблемами. Сложность взаимоотношений в семье, переживание тех или иных психологических установок и другие факторы накладывают высокую ответственность на психотерапевтическую службу в хосписе, и предают ей особую специфику.
Что касается специальных методов психотерапии, то большинство вербальных техник оказываются малоэффективными. Персонал хосписа и добровольцы обучаются умению активно слушать, прикосновению, позе при разговоре и многому другому. Невербальную информацию, которую пациент «считывает» с вашего лица, голоса, взгляда и прикосновения, то есть, воспринимает через ситуацию, невозможно подделать. Все сказанное приводит нас к самому, на наш взгляд, важному методу