Файл: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности Социальная работа.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 624
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
ГЛАВА 3. ЗДОРОВЬЕ, БОЛЕЗНЬ, ПРЕДБОЛЕЗНЬ, ПРОФИЛАКТИКА
ГЛАВА 4. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
ГЛАВА 5. ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ
ГЛАВА 7. ЗДОРОВЬЕ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
ГЛАВА 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ЧАСТЬ 11. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ГЛАВА 9. МЕДИЦИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ГЛАВА 10. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ
ЧАСТЬ Ш. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ГЛАВА 11. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
ГЛАВА 12. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ
ГЛАВА 13. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
ГЛАВА 14. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ТУБЕРКУЛЕЗОМ
ГЛАВА 15. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БОЛЬНЫМИ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
ГЛАВА 16. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКУРАБЕЛЬНЫХ БОЛЬНЫХ (Артюнина Г.П., Алексеева А.Ю.)
ЧАСТЬ 1У. НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ И УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ НА ДОМУ
ГЛАВА 18. ДОВРАЧЕБНАЯ НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
В большинстве штатов США эвтаназия запрещена законом. Лишь в штате Орегон в 1994 году после референдума легализовано самоубийство с помощью врача. Вместе с тем нелегальная практика активной эвтаназии и ассистированного самоубийства существует. По данным социологического опроса в штате Вашингтон 12% врачей сообщили, что пациенты обращались к ним с просьбой об ассистированном самоубийстве, и еще 4% - с просьбой о проведении активной эвтаназии. При этом в 24% случаях эта просьба была удовлетворенна.
В России весь блок вопросов, связанных с эвтаназией и ассистированным самоубийством, остается в правовом отношении неурегулированным, хотя по закону все формы эвтаназии запрещены. В статье 45 Основ законодательства РФ об охране здоровья "Запрещение эвтаназии" прямо сказано: "Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии – удовлетворение просьбы больного об ускорении смерти – какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращение искусственных мер по поддержанию жизни.
Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ".
Однако проблема от этого не перестала существовать, так как существующее в законодательстве право пациента на отказ от медицинской помощи фактически открывает возможности для правового оформления вопроса, касающегося пассивной эвтаназии (статья 31 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).
Легализация эвтаназии в современной России, где ресурсы паллиативной медицинской помощи пока недостаточны, а углубляющиеся социальные расслоения общества заведомо делает распределение этих ограничительных ресурсов несправедливой, означает, что терминальные больные из социально незащищенных слоев будут подвергаться эвтаназии, вместо оказания им паллиативной медицинской помощи.
Мы убеждены, что задача общества и государства не внушать гражданам мысль о смерти, а создавать хосписы, развить формы хосписного обслуживания на дому. Хоспис является альтернативой эвтаназии, он исповедует принцип естественного течения событий, когда сроки приходят от самой природы и в этом заложена человеческая и божественная мудрость. Помощь больному, гарантия качества жизни до последнего момента позволяют переломить депрессию, вызывающую отчаяние и суицид. В этом смысле хоспис выступает с принципами нравственности, которые должны воспитывать общество.
Содержание профессиональной деятельности социального работника в хосписе
Возможные направления профессиональной деятельности социального работника в хосписе на несколько блоков: 1) работа с клиентом / семьей,2) работа с персоналом, 3) информационная работа, 4) развитие хосписного движения.
Качество жизни безнадежно больного как важнейший аспект в деятельности социального работника. В России хосписы и учреждения паллиативной медицины являются учреждениями нового типа. Непрерывно идет процесс становления сферы паллиативного ухода и выработки принципов работы этих учреждений.
Осмысление социальной помощи безнадежно больным людям с позиции различных подходов (философского, религиозного, социологического, медицинского, психологического) позволило нам сделать вывод о том, что социальная работа в хосписе находиться на стыке медицинской помощи и правовой защиты инкурабельных больных и их семей, и носит комплексный интегративный характер.
Современный этап развития паллиативной медицины, паллиативного лечения характеризуется взаимным проникновением философии паллиативной медицины и хосписов, социальной работы и медицинских исследований, формирования новых социокультурных направлений ухода за больными.
Любое заболевание, а тем более, такое тяжелое, как онкологическое, приводит к ограничению физических возможностей и ухудшению материального положения. Именно в этот, для всех без исключения, тяжелый период жизни у человека появляется зависимость от посторонней помощи. Вследствие недуга больной не в силах сам решать социально-бытовые вопросы.
Цель паллиативной помощи – реализация права на достойную смерть. У постели умирающего человека врач паллиативной помощи исповедует следующее этическое кредо: если невозможно прервать или замедлить развитие болезни, качество жизни больного становиться более важным, чем ее продолжительность. Став на этот путь, врач сталкивается с другой дилеммой, так называемого "двойного эффекта". При оказании помощи больному (борьба с болью, купирование других тягостных для больного симптомов) он косвенно может сократить его жизнь. Какой смысл в увеличении количества дней прожитой жизни, если при этом нет возможности улучшить качество такого существования? Это вопрос ответственности врача хосписа, особое качество его личности, его мировоззрения, его философии.
Таким образом, в понятии "качество жизни" соотносятся два аспекта: объективный и субъективный. В ситуации умирающего больного улучшение объективных параметров его жизни не ограничивается только решением клинических проблем и проблем сестринского ухода, но выражается в создании для него возможно более комфортных условий существовании в целом.
И все-таки, в конечном счете, качество жизни имеет субъективное выражение. Умирающий пациент, избавленный с помощью грамотного паллиативного лечения от боли, имеющий возможность общаться с семьей и друзьями, способный даже в последние дни своей жизни на высшие духовные проявления. Необходимо еще раз отметить, что в помощи нуждается не только умирающий, но его близкие, переносящие тяжелейший психоэмоциональный шок. Поэтому в рамках хосписного движения психологической и социальной поддержке членов семей умирающих придается большое значение.
В комплексной характеристике качества жизни особое место занимает моральное самочувствие пациента. Одним из критериев успешного паллиативного лечения умирающего больного является расширение возможностей самообслуживания больного, что одновременно увеличивает его самоуважение. Любые проявления нормальной жизни (чтение, прием посетителей и т.п.) должны поощряться. Умирающий человек особо чувствует недостаток заботы о нем. В таком положении человек имеет право на капризы, и даже чувство злости. Надо уметь соглашаться с больным, отказывающимся, например, от еды или от приема посетителей. Принятый в хосписе обычай выполнения последнего желания умирающего есть как бы логическое завершение этой линии поведения, всей философии паллиативного лечения.
Итак, цель паллиативной медицины – реализация права на достойную смерть. Если невозможно прервать или замедлить развитие болезни, качество жизни больного (создание комфортных условий) становиться более важным, чем ее продолжительность.
Содержание работы социального работника в хосписе:
1. Работа с клиентом / семьей
-
Работа по выявлению контингента "хосписных" больных и определение критериев отбора в хоспис. -
Сбор первичной информации о клиенте, первое посещение клиента и определение объема необходимой помощи согласно запросам клиента /семьи. -
Посещение клиентов / семьи по месту проживания для оказания услуг согласно имеющимся потребностям (закупка продуктов, чтение книг, кормление, уход, беседа и т.д.). -
Проведение оценки состояния клиента и семьи, которая включает в себя относящиеся к делу социальные, духовные, финансовые, психологические, юридические, средовые и бытовые ресурсы и потребности больного и его близких. Проведение оценки безопасности и комфортабельности жизнедеятельности клиента. -
Составление и реализация плана ухода как части командного плана ухода. -
Участие в координации действий по обслуживанию семьи клиента. -
Помощь в социальной, психологической адаптации, реабилитации клиента / семьи. -
Консультирование клиента / семьи об имеющихся ресурсах помощи для удовлетворения общественных, финансовых, транспортных, юридических, психологических, духовных и средовых потребностей. -
Разработка программы поддержки членов семей, родственников, друзей на всех этапах умирания близкого человека (например, создание групп самопомощи и взаимопомощи). -
Содействие в оформлении документов (оформление инвалидности, советы для оптимизации принятия решений, связанных с последней волей, завершением планирования последних дней, участие в организации похорон). -
Документирование оценки состояния, вмешательства и оценки проделанного согласно выработанным стандартам. -
Координация перемещения клиента, привлечение к работе членов семьи и ближайшего окружения. -
Установление и поддержка связи с трудовыми коллективами, где раньше работал клиент. -
Обеспечение конфиденциальности всех обстоятельств болезни и жизни клиента, а также его семьи. -
Сотрудничество со службами социальной защиты, связь со специалистами здравоохранения и других государственных и общественных организаций города для удовлетворения потребностей клиента (приложение 13).
2. Работа с персоналом:
* участие в подготовке и социальной поддержке добровольцев, составление обучающих программ, отбор и обучение персонала хосписа;
* осуществление работы с персоналом хосписа (разрешение конфликтных ситуаций, снятие психоэмоциональной нагрузки, психологическая поддержка и т.д.);
* содействие в профессиональной подготовке и переподготовке, повышение квалификации специалистов хосписа, отбор и обучение волонтеров;
* планирование и организация проведения занятий (групповых и индивидуальных) с персоналом хосписа, волонтерами по вопросам социальной, психологической помощи клиентам и их семьям;
* правовое информирование и консультирование.
3.Информационная работа:
-
изыскание возможностей для продвижения идей и услуг хосписа; -
участие в презентациях для хосписной команды и использование возможностей для публичных выступлений; -
налаживание общественных связей; -
сотрудничество с религиозными конфессиями, содействие развитию духовной помощи клиентам / семьям в хосписе; -
привлечение внимания к проблемам хосписа, инкурабельных больных, членов их семей благотворительных фондов, общественных организаций, спонсоров.
-
Развитие хосписного движения:
-
разработка социальных проектов и программ развития хосписного движения; -
участие в конференциях; -
разработка и внедрение в практику новых методов социальной помощи и поддержки клиентов /семей; -
разработка и проведение мероприятий по координации и преемственности в работе с лечебно-профилактическими учреждениями по вопросам социальной помощи инкурабельным больным и их семьям; -
формирование и постоянное пополнение электронного банка данных обо всех действующих законах, инструкциях и т.д., касающихся интересов инкурабельных больных и их семей; -
изучение отечественной и зарубежной литературы, научных публикаций по вопросам организации социальной работы в хосписе, социальной помощи инкурабельным больным и их семьям, подготовка аналитических обзоров и т.д.; -
разработка памяток и брошюр ухода, помощи и поддержки инкурабельных больных для родственников, добровольцы. Например, в. Первом Московском хосписе используют следующие памятки и брошюры: "Дети в семье, где есть тяжелобольной", "Рекомендации для родных и близких пациента, находящегося в хосписе", "Памятка по уходу за тяжело больным", "Питание больных", "Памятка выездной службы", "Заповеди хосписа" и другие.
В заключении следует отметить, что универсальность организации социально-медицинской помощи инкурабельным больным в хосписе является наиболее эффективной формой, которая позволяет наиболее полно удовлетворить их социальные, психологические медицинские нужды.
Введение в штат паллиативной медицины социального работника позволит реально повысить эффективность работы хосписа, качественно улучшить жизнь инкурабельных больных и их семей и скоординировать деятельность персонала на выполнении своих непосредственных обязанностей.
Вопросы для контроля
-
Расскажите об истории оказания помощи неизлечимым больным. -
Как развивалось хосписное движение за рубежом и в России? -
Охарактеризуйте организацию медико-социальной помощи инкурабельным больным в современной России. -
В чем состоит философия и теория хосписного движения? -
В чем заключается этика паллиативной помощи? -
Перечислите заповеди хосписного движения. -
Охарактеризуйте религиозный подход в деятельности социального работника в хосписе. -
В чем заключается социологический подход в деятельности социального работника в системе паллиативной медицины? -
В чем состоит суть медицинского подхода в деятельности социального работника в хосписе? -
Охарактеризуйте психологические аспекты хосписной службы. -
Охарактеризуйте социальные и правовые аспекты эвтаназии в России и за рубежом. -
Охарактеризуйте содержание профессиональной деятельности социального работника в хосписе (работа с клиентом и семьей, работа с персоналом, информационная работа, работа по развитию хосписного движения).
Использованная литература
-
Бобровская Н. Смерть нельзя торопить, и нельзя - отложить... //Новости Пскова. - 1998.-21 мая. -
Большая медицинская энциклопедия. /Под ред. Б.В.Петровский - М.:Советская энциклопедия, 1985. -
Ведомости СНД РФ и ВС РФ.// Издание Верховного Совета РФ. – М.: Изд-во "Известия Советов народных депутатов РФ",1993.- №33. -
Введение в биоэтику: Учебное пособие. /Под ред. М.В.Попова - М.:Прогресс - Традиция,1998. -
Глушков В.А. Социальные и правовые аспекты эвтаназии.// Социал. иссл.- 1992.- №7. -
Громов А. Умереть или мучаться //Юрид. газета. - 1992.-№14. -
Иваницкий В. Дилемма доктора.//Знание – сила. – 1999.- № 11-12. -
Иванушкин А.Я. Новая медицинская этика приходит из хосписа. //Человек. - 1994.- № 5. - с.108-115. -
Игнатенко Е. Хоспис – особая философия.// Социальная защита.-2003.- №11. -
Кемпбелл К. С. Эвтаназии и религия // Курьер Юнеско.-2000.-№1(янв.). -
Клюев А. Г. Некоторые аспекты эвтаназии как моральная проблема медицинской деятельности.// Проблемы соц. Гигиены и история медицины.-1994.-№6 -
Коваленко Ю. Голландцам даруют право на смерть: Парламент одобрил эвтаназию.// Новые известия.-2000.-30 нояб. -
.Корасев И. Право на жизнь и право на смерть.// Мед. Газета.-1997.-31 окт. -
Лавриков И. Третьяковские врачи: отношение к эвтаназии.// Социол. исслед.-1995.-№5. -
Миллионщикова В. Хоспис - перспективы развития. // Рос.мед. журнал . - 1998.- № 1. - янв. -с.56-59. -
Миллионщикова В. В., Гнездилов А.В., Иванюшкин А.Я. Дом для жизни. // Человек. - 1994. - № 5. - с. 116-121. -
О современных тенденциях легализации эвтаназии в России: заявление Церковно-общественного совета по биомедицинской этике// Мед. Газета.-1999.-8 окт. -
Основы социальной работы. /Под ред. П.Д.Павленок. - М.: Инфра-М, 2002. -
Павленко И. Крик самоубийцы или о праве на смерть// Мед. Газета.-1994.-5 окт. -
Паллиативная медицина и реабилитация. / Под ред. Г.А.Новиков. - М.: Изд-во Фонд «Паллиативной медицины и реабилитации больных», 1997. - № 2. -
Паллиативная медицина и реабилитация. / Под ред. Г.А.Новиков. - М.: Изд-во Фонд «Паллиативной медицины и реабилитации больных», 1997. - № 3. -
Паллиативная медицина и реабилитация. / Под ред. Г.А.Новиков. - М.: Изд-во Фонд «Паллиативной медицины и реабилитации больных», 2001. - № 3 - 4. -
Популярная медицинская энциклопедия. / Под ред. Б.В.Петровский. М.: «Советская энциклопедия», 1987. -
Российский историко-бытовой словарь. // Студия «Трите» Никиты Михалкова. - М.: «Российский архив», 1999. -
Свердлова А.А. К истории общественного призрения в России. //Социолог. исслед. - 1997.- № 8. - с.89-93. -
Симуянова И. В. Биоэтика в России: Учебное пособие для мед. и фарм. Вузов. - М.: Грать,2001. -
Терминальные состояния и паллиативная терапия: Учебно-методологическое пособие./Под. ред. Гнездилов А.В. – С-Пб.: Бионт,1998. -
Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999. -
Чхартишвили Г. Венец эвтаназии.// Общая газета.-1999.- 29 апр.-12 мая. -
Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т. 3.: Пер. с анг. - М.:Центр общечеловеческий ценностей, 1994. -
Юдин Б.Г., Ясная Л.В. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. - М.: Эдиториал УРСС, 1988.