Файл: Теория государства и права методические материалы для специальности 40. 05. 02 Правоохранительная деятельность.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 446

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

8. Современные тенденции в трактовке теорий происхождения государства и права.

4. Государство и национальные отношения в обществе.

5. Взаимопроникновение (конвергенция) различных типов госу­дарств.

6. Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов в типологии государств.

7. Основные признаки присущие современному государству.

8. Государственный суверенитет и его проявления в современном мире.

Политический (государственный) режим современной России, его эволюция в XX веке.

Нетипичные формы правления в современном мире.

Функции монархий в современном мире.

Форма правления современного российского государства. Президентство лучшая ли это форма исполнительной власти?

Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа.

Конфедерация: современные подходы.

Причины формирования тоталитарных режимов.

1. Экономическая (социальная, экологическая и т.д., по выбору курсанта) функция как одна из основных функция современного государства

2. Теория функций современного российского государства.

Эффективность действия механизма правового регулирования и пути его совершенствования.

Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.

Соотношение права и закона.

Соотношение правовых и нормативных правовых актов.

Обычай как источник права в правовой доктрине.

Правотворческая и законодательная инициатива: соотношение понятий.

Планирование законотворческой деятельности основа эффективности принимаемых законов.

Правовая символика.

Язык и стиль закона.

Юридическая классификация и перечень как приемы юридической техники.

Примечания и оговорки к нормативным правовым актам.

1.Акты официального толкования норм права: понятие, особенности, виды.

2. Юридическая природа разъяснений Конституционного Суда и Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

В рамках второго вопроса следует дать характеристику таким элементам, как юридическая норма, правовой институт, подотрасль права, отрасль права.

1.Характеристика современного состояния системы российского права.

2. Соотношение системы права и системы законодательства.

3. Предмет правового регулирования как основание построения системы права.

4. Метод правового регулирования как основание построения системы права.

Проблема деликтоспособности индивидуального лица.

Правовые состояния как юридические факты.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие правомерного поведения, его правовые критерии. Структура правомерного поведения. Виды правомерного поведения

2. Правонарушение: понятие, признаки и виды.

3. Юридический состав правонарушения, его элементы.

4. Причины правонарушений и направления борьбы с ними.

1. Понятие, сущность и принципы законности.

2. Гарантии законности

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (ЛЕКЦИОННОГО) МАТЕРИАЛА

Тема 1. Предмет и методология теории государства и права

1. Понятие теории государства и права как науки.

Тема 2. Происхождение государства и права

1. Организация власти в первобытном обществе

3. Основные пути происхождения государства

4. Общая характеристика теорий происхождения государства

5. Теории происхождения права

4. Общая характеристика теорий происхождения государства.

5. Теории происхождения права.

Тема 3. Понятие, сущность, типология государства

Тема 4. Форма государства

Тема 5. Функции государства

Тема 6. Механизм государства

Тема 9. Право в системе нормативного регулирования

Тема 11. Правовое регулирование

Тема 12. Теория нормы права

Тема 13. Источники (формы) права

Тема 14 Теория правотворчества. Юридическая техника.

Тема 15 Толкование права

Тема 16. Система права и система законодательства

Тема 17. Систематизация законодательства

Тема 18. Правовые системы современности

Тема 19. Правоотношения

Тема 20. Реализация норм права

Тема 21. Правовое сознание и правовая культура

Тема 22. Правомерное поведение и правонарушение 

Тема 23. Юридическая ответственность

2. Цели, функции и принципы юридической ответственности.

Тема 24 Законность и правопорядок

Консультации. Предназначены для устранения пробелов и недостатков в самостоятельной работе студентов, оказания им помощи в усвоении, углублении и систематизации полученных знаний.

ГЛОССАРИЙ



Задания для самостоятельной работы обучающихся
Темы докладов, рефератов

              1. Зарождение и развитие сравнительного правоведения.

              2. Понятие правовой семьи и правовой системы, их соотношение.

              3. Латиноамериканская правовая семья.

              4. Скандинавская правовая семья.

              5. Правовые системы социалистических государств.

              6. Российская правовая система в прошлом и настоящем: проблемы классификации, перспективы развития.

              7. Правовая картина мира в условиях глобализации: тенденции развития и проблемы.

              8. Национальная правовая система и международное право, их соотношение и взаимосвязь.


Контрольная работа по модулю 4

Контроль знаний по вопросам, изученным в рамках четвертого модуля, будет осуществлен в форме комплексной оценки качества знаний путем тестирования и проверки формирования навыков работы с нормативными источниками посредством выполнения практических заданий. Для подготовки к контрольной работе рекомендуется также повторить основные понятия с использованием глоссария.

Модуль 5




темы

тема

Лекционные

занятия

Учебные занятия семинарского типа

19

Правоотношения

2

4

20

Реализация норм права

2

2

21

Правовое сознание и правовая культура

2

2

22

Правомерное поведение и правонарушение

2

2

24

Юридическая ответственность

2

2

24

Законность и правопорядок




2




Контрольная работа по модулю 5

2


Тема 19. Правоотношения

Семинарское занятие
Вопросы для подготовки:

1. Понятие и виды правоотношений.

2. Состав и содержание правоотношений.

3. Субъекты и объекты правоотношений.

4. Основания возникновения, изменения, прекращения правоотношений.
Основные понятия: правоотношение,
состав правоотношения, субъект правоотношения, объект правоотношения, содержание правоотношения, субъективное право, юридическая обязанность, правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, неполная дееспособность, ограниченная дееспособность, юридический факт, событие, действие, факт-состояние, юридический акт, юридический поступок, сделка, фактический состав.
Рекомендации для подготовки

Целью семинарского занятия является формирование целостных и взаимосвязанных представлений о понятии, видах и составе правовых отношений.

При подготовке ответа на первый вопрос определите понятие «правоотношения», перечислите его основные признаки. Назовите предпосылки возникновения правоотношений, приведите примеры. Рассмотрите различные классификации правоотношений: по предмету правового регулирования, по специфике правового регулирования, по продолжительности, по содержанию, по субъектам и т.д.

При подготовке ответа на второй вопрос раскройте содержание понятия «состав правоотношения». Проанализируйте элементы содержания правоотношения субъективные права и юридические обязанности. Приведите примеры.

При подготовке ответа на третий вопрос дайте определение «субъекта права». Охарактеризуйте различные виды субъектов: индивидуальные субъекты, коллективные субъекты, государство как субъект права. Выявите соотношение понятий «субъект права» и «субъект правоотношения». Сформулируйте понятие «правосубъектности», выделите элементы правосубъектности и ее виды (общая, отраслевая, специальная правосубъектность). Дайте определения «правоспособности», «дееспособности», «деликтоспособности». Проанализируйте виды дееспособности: полную, частичную, ограниченную. Выявите различия правосубъектности физических лиц и юридических лиц. Определите, что следует понимать под «объектом правоотношения». Раскройте содержание монистической и плюралистической концепций «объектов правоотношений».

При подготовке ответа на четвертый вопрос перечислите основания возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Определите понятие «юридического факта». Исследуйте различные классификации юридических фактов: факты-состояния, события и действия, юридические поступки, сделки, юридические акты. Изучите понятие «фактического состава». Назовите виды фактических составов и приведите примеры.

Практическое занятие

Целью практического занятия является закрепление знаний о понятии, составе и видах правовых отношений, посредством формирования навыков работы с текстом нормативных правовых актов, умения логично и последовательно излагать материал, формулировать аргументы и анализа конкретных ситуаций.

Занятие проводится с использованием интерактивных методов: работа в малых группах учебная дискуссия, анализ конкретных ситуаций.

Для подготовки к практическому занятию необходимо повторить содержание лекционного материала, ознакомится с соответствующими разделами учебников и учебных пособий, внести основные понятия в словарь.
Практические задания

I. Задания на развитие юридического мышления

А. Проанализируйте предложенную ситуацию и ответьте на следующие вопросы:

Вопросы по ситуации:

  1. Определите состав указанного правоотношения (субъекты, объект, содержание).

  2. Определите вид правоотношения:

а) по предмету правого регулирования (отраслевая принадлежность);

б) по специфике правового регулирования (материальное, процессуальное);

в) по количеству участников (простое или сложное);

г) по содержанию (регулятивное, охранительное);

д) по степени определенности субъектов (относительное или абсолютное);

е) по продолжительности (кратковременное или долговременное).

3. Определите основания для возникновения, изменения или прекращения данного правоотношения (событие или действие).

4. Если основанием для возникновения правоотношения послужило событие, определите его характер (абсолютное или относительное); если же основанием послужило действие, то какое: юридический поступок, сделка или юридический акт.

Ситуации:

1) В день рождения внука (7 лет) бабушка подарила ему акцию ОАО «Газпром».

2) 17-летний Константин вступил в брак. Еще в школе он серьезно увлекался компьютерами. После вступления в брак, так же как и раньше, Константин все свои заработки тратил на покупку деталей, программ, что ставило семью в тяжелое материальное положение. Более того, его жена стала замечать, что из дома пропадают вещи, подаренные на свадьбу. Жена Константина обратилась в суд с просьбой ограничить дееспособность Константина, лишить его права самостоятельно распоряжаться своим заработком.

3) При сносе деревянного жилого дома в районе новой застройки рабочие обнаружили под полом в основании фундамента замурованную металлическую шкатулку с золотыми монетами, кольцами и другими ювелирными изделиями. Собственник дома, купивший его в 1975 году, потребовал от рабочих, чтобы шкатулка была передана ему, так как она найдена в принадлежащем ему доме. Рабочие, однако, передали ее своему бригадиру, а тот, сдав ее временно на хранение в бухгалтерию ремстройконторы, обратился за консультацией к участковому инспектору милиции.


4) Буфетчица школы Баженова по дороге на работу попала в «пробку»: милиция перекрыла дорогу из-за аварии. Более того, работники милиции привлекли ее в качестве понятой. Директор школы уволил Баженову за прогул, объяснив, что она, прежде чем соглашаться давать показания, должна была тщательно взвесить все «за» (помощь милиции в расследовании причин аварии) и «против» (голодными на весь день остались несколько сот учеников школы).

5) Решением суда был установлен размер содержания престарелых нетрудоспособных родителей гражданина Б.

6) Собственник половины дома Богатов намерен продать свою часть строения Храпову. Против этого возражает собственник второй половины дома Леонов, который отказывается приобретать вторую половину по предложенной Богатовым цене, в то время как Храпов соглашается заплатить установленную Богатовым цену.

7. Петров выставил принадлежащую ему стиральную машину на лестничную площадку. Прошло четыре месяца, Петров машиной не пользовался, и Иванова, проживавшая в соседней квартире, забрала ее себе. Петров, узнав об этом, обратился к Ивановой с требованием вернуть машину. Иванова отказалась, ссылаясь на то, что Петров выбросил стиральную машину, и, следовательно, утратил на нее право собственности.

8) 13 летний ученик приобрел на выданные ему родителями деньги учебники.

9) 12 летний школьник обратился с просьбой к директору магазина взять его на работу в качестве разнорабочего, т.к. в его семье сложное материальное положении и он желал бы помочь своим родителям.

10) В связи со сложными метеоусловиями был отложен вылет самолетов из аэропорта Шереметьево, в связи с чем гражданин не смог вовремя прибыть на заключение сделки с иностранной фирмой.

11) 15 летний подросток обратился в органы опеки с просьбой направить его в реабилитационный центр, т.е. его собственные родители жестоко с ним обращаются (медицинской экспертизой были зафиксированы следы побоев).

12) На складе оптовой фирмы произошел пожар. Все находившееся там имущество было уничтожено. Фирма обратилась в страховую фирму с требованием выплатить страховку, т.к. имущество было от пожара застраховано. Фирма отказала, ссылаясь на то, что, по мнению ее экспертов, имел место поджог. В ходе официального расследования причин пожара было установлено, что причиной возгорания была грозовая молния, от удара которой строение загорелось.


13) 35-летний Кириллов, имеющий статус лица без гражданства, подал ходатайство на имя Президента РФ о приеме его в российское гражданство.

14) 1 сентября 13-летний Володя пришел в школу с новым дорогим мобильным телефоном. Все одноклассники рассматривали его, восхищались. После уроков Володю пригласил в гости его друг Андрей. Он показал Володе новый, только что подаренный родителями, СD-плеер. Ребята решили поменяться вещами: Володя отдал Андрею телефон, а Андрей плеер. Вечером, когда мама Володи узнала о состоявшемся обмене, она потребовала вернуть плеер Андрею и забрать у него телефон. При этом мама Володи указала, что он не имеет права самостоятельно распоряжаться вещами, которые ему дарят родители.

15) Сидоровы застраховали принадлежащий им дом, а он вскоре сгорел из-за неисправности электропроводки, которую повредили строители при ремонте.

16) И.Кулакова приобрела в магазине торговой сети «Эльдорадо» кофемолку фирмы «Tefal», гарантия на которую действует в течение 1 года. Через два месяца после начала эксплуатации кофемолка сломалась, и дама отдала ее в сервисный центр на гарантийный ремонт.

17) П.Кораблев в подарок своей жене приобрел норковую шубу. Однако дома, когда жена примерила шубу, выяснилось, что она ей велика на целый размер, да и темный цвет не устраивал жену. Супруги обратились в магазин с просьбой обменять данную шубу на другую, подходящую по цвету и размеру.

18) Е.Соколова днем купила в супермаркете торт, который намеревалась вечером поставить на стол при праздновании дня рождения дочери. Спустя несколько часов, во время праздничного ужина, перед тем, как подавать торт на стол, Е.Соколова, разрезав его, увидела, что торт испорчен кремовая прослойка неприятно пахла и имела цвет плесени. Она обратилась в магазин с требованием вернуть ей деньги.

19) Лидия Липатова добилась в 2010 г. объявления судом умершим своего мужа Олега Овчинникова, не подававшего о себе известий более шести лет.

20) Холидов по заданию Осипова приобрел для последнего дачу. После выполнения поручения Холидов потребовал от Осипова выплаты вознаграждения. Осипов выплатить вознаграждение отказался, ссылаясь на то, что в договоре не было предусмотрено выплаты вознаграждения Холидову.