Файл: Теория государства и права методические материалы для специальности 40. 05. 02 Правоохранительная деятельность.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 647
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
8. Современные тенденции в трактовке теорий происхождения государства и права.
4. Государство и национальные отношения в обществе.
5. Взаимопроникновение (конвергенция) различных типов государств.
6. Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов в типологии государств.
7. Основные признаки присущие современному государству.
8. Государственный суверенитет и его проявления в современном мире.
Политический (государственный) режим современной России, его эволюция в XX веке.
Нетипичные формы правления в современном мире.
Функции монархий в современном мире.
Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа.
Конфедерация: современные подходы.
Причины формирования тоталитарных режимов.
2. Теория функций современного российского государства.
Эффективность действия механизма правового регулирования и пути его совершенствования.
Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.
Соотношение правовых и нормативных правовых актов.
Обычай как источник права в правовой доктрине.
Правотворческая и законодательная инициатива: соотношение понятий.
Планирование законотворческой деятельности основа эффективности принимаемых законов.
Юридическая классификация и перечень как приемы юридической техники.
Примечания и оговорки к нормативным правовым актам.
1.Акты официального толкования норм права: понятие, особенности, виды.
1.Характеристика современного состояния системы российского права.
2. Соотношение системы права и системы законодательства.
3. Предмет правового регулирования как основание построения системы права.
4. Метод правового регулирования как основание построения системы права.
Проблема деликтоспособности индивидуального лица.
Правовые состояния как юридические факты.
2. Правонарушение: понятие, признаки и виды.
3. Юридический состав правонарушения, его элементы.
4. Причины правонарушений и направления борьбы с ними.
1. Понятие, сущность и принципы законности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (ЛЕКЦИОННОГО) МАТЕРИАЛА
Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
1. Понятие теории государства и права как науки.
Тема 2. Происхождение государства и права
1. Организация власти в первобытном обществе
3. Основные пути происхождения государства
4. Общая характеристика теорий происхождения государства
4. Общая характеристика теорий происхождения государства.
5. Теории происхождения права.
Тема 3. Понятие, сущность, типология государства
Тема 9. Право в системе нормативного регулирования
Тема 11. Правовое регулирование
Тема 13. Источники (формы) права
Тема 14 Теория правотворчества. Юридическая техника.
Тема 16. Система права и система законодательства
Тема 17. Систематизация законодательства
Тема 18. Правовые системы современности
Тема 20. Реализация норм права
Тема 21. Правовое сознание и правовая культура
Тема 22. Правомерное поведение и правонарушение
Тема 23. Юридическая ответственность
2. Цели, функции и принципы юридической ответственности.
2. Содержание правового статуса личности. Основу правового статуса личности составляют права, свободы, законные интересы, обязанности.
Права человека - это юридически гарантированная возможность пользоваться социальными благами, мера возможного поведения в обществе.
В зависимости от содержания права человека можно подразделить на личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные. Личные или гражданские права - совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к тому или иному государству (право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни и др.).
Политические права - это юридически обеспеченные меры возможного поведения, гарантирующие свободу действий граждан в участии в формировании и управлении органов государственной власти и местного самоуправления (право на объединение, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, и др.).
Экономические права связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг (право частной собственности, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и др.).
Социальные права призваны обеспечивать человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность, поскольку человек может быть свободен только тогда, когда он защищен от нищеты и произвола властей (право на отдых, на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду и др.).
Культурные права обеспечивают свободу доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом. Это право на образование, на участие в культурной жизни и др.
В зависимости от соподчиненности права делятся на основные и производные (дополнительные) права. В зависимости от степени распространения права могут быть общими и специальными. В зависимости от характера субъектов права делятся на индивидуальные и коллективные права. В зависимости от принадлежности лица к конкретному государству права человека делятся на права граждан государства, права иностранных граждан, права лиц с двойным гражданством (бипатриды), права лиц без гражданства (апатриды).
Гражданство – это
устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.
Содержание субъективного права всегда предопределено законом, который либо прямо предписывает управомоченному лицу определенное поведение, либо санкционирует его. Пределы субъективного права - это предоставленная законодательством право- и дееспособному лицу совокупность конкретных правомочий, за рамками которых субъект не может осуществлять свое право. Ограничение субъективного права - это изъятие некоторых правомочий из содержания данного права.
Свобода личности – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, без принуждения со стороны других субъектов.
Законный интерес – это стремление субъекта пользоваться определенными социальными благами и в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам в целях удовлетворения не противоречащих нормам права потребностей.
Юридическая обязанностьесть социально обусловленная и гарантированная необходимая возможность в поведении личности, границы которой определены нормами объективного права (конституцией, законами), в целях использования определенных благ и ценностей для удовлетворения как собственных, так и общественных, корпоративных и иных потребностей и интересов на основе их единства и сочетания.
Существуют общие (универсальные) юридические обязанности, обеспечивающие охрану общественных интересов, благ и ценностей, свободу для активных собственных действий, а также свободу от вмешательства со стороны иных лиц в сферу позитивной свободы личности, посягательств на личные блага человека - его жизнь, личную свободу, честь, достоинство и т.д.
Правовые запреты устанавливают необходимость воздержания от определенных активных действий (запреты проповеди расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения и т.д.).
3. Гарантии правового статуса личности. Под гарантиями прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности понимаются те положительно действующие условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию, охрану и защиту.
Экономические гарантии создают объективные условия, при которых личность получает все более широкие материальные возможности для свободного осуществления своих прав и свобод.
Политические гарантии прав, свобод и обязанностей личности – соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Экономические, социальные, политические и духовные гарантии обеспечивают реальность правового статуса в целом.
Основной принцип построения системы юридических гарантий прав человека и гражданина основан на всеобщности защиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону.
В число юридических гарантий охраны и защиты прав, свобод и обязанностей личности входят меры профилактики и предупреждения правонарушений; меры пресечения и другие правообеспечительные меры; меры правовой защиты; меры юридической ответственности; меры надзора и контроля за правомерностью поведения субъектов права; процессуально-процедурные формы реализации вышеназванных мер.
В случаях, особо предусмотренных законом, защита прав и обязанностей граждан осуществляется органами исполнительной власти - в административном порядке. Судебная форма защиты объективно наиболее приспособлена к защите прав и обязанностей, вытекающих из отношений публичного и частного права. Она применяется в случаях, когда лицо отказывается выполнить лежащую на нем обязанность либо не в состоянии само восстановить нарушенное право, а также в случаях спора о том или ином праве.
Конституционное закрепление обязанности Российского государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека стало правовой основой для формирования единого механизма охраны и защиты правового статуса личности.
Тема 11. Правовое регулирование
Учебные вопросы:
1. Понятие правового регулирования. Правовое регулирование и правовое воздействие.
2. Предмет и пределы правового регулирования.
3. Методы, способы и типы правового регулирования.
4. Виды (формы) правового регулирования.
5. Стадии правового регулирования.
6. Механизм правового регулирования
1. Понятие правового регулирования. Правовое регулирование и правовое воздействие. В самом общем виде правовое регулирование можно определить как процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права).
Дополнить данное определение можно следующими признаками: определенное воздействие на общественные отношения с целью достижения определенного результата; разновидность социального регулирования; государственное воздействие; основным средством правового регулирования выступают нормы позитивного права; основной целью правового регулирования является упорядочение общественных отношений.
Правовое регулирование не следует отождествлять с правовым воздействием. Правовое воздействие представляет собой более широкое понятие, охватывающие все направления влияния права на общественную жизнь: регулирующее, информационное, стимилурующее и ценностно-ориентационное.
Информационное воздействие права выражается в том, что проявляется источником информации, доводит до сведения субъектов правоотношений, какие общественные отношения и каким образом регулируются действующим позитивным правом, как государство оценивает те или иные поступки людей.
Ценностно-ориентационное воздействие права проявляется в идеологическом, воспитательном воздействии.
Стимулирующее воздействие права заключается в том, что государство при помощи правовых стимулов направляет поведение людей в нужное русло («материнский капитал», выплаты почетным донорам и т.д.).
Основно же воздействие права – регулирующее.
2. Предмет и пределы правового регулирования.
В современной юридической науке различают предмет и объект (сферу) правового регулирования. Объект (сфера) правового регулирования представляет собой совокупность общественных отношений, объективно нуждающихся в правовом регулировании и поддающихся внешнему контролю. Объект (сферу) правового регулирования составляют не все общественные отношения, а только те, которые поддаются внешнему контролю.
Так, например, право не может и не должно регулировать отношения дружбы, товарищества, использование досуга, отдельные внутрисемейные отношения и некоторые другие. Они объективно не допускают формально – юридической регламентации и регулируются иными социальными нормами (обычаями, моралью и т.д.). Право может регулировать социально-значимые, сознательно-волевые, конкретные, доступные для внешнего контроля общественные отношения, обладающие потенциальной или реальной конфликтностью и потому нуждающиеся в упорядочении с помощью права.
Предмет правового регулированияпредставляет собой совокупность социально значимых, сознательно-волевых конкретных общественных отношений, урегулированных правовыми нормами.
В научной литературе предлагают использовать понятие «пределов правового регулирования». Под ними понимаются границы государственно-властного регулятивного вмешательства государства (в лице его органов и должностных лиц) и иных управомоченных социальных органов в систему общественных отношений.
Объективные пределы – это границы, которые определяются самими общественными отношениями, т.е. это границы объекта (сферы) правового регулирования. Субъективные пределы правового регулирования в отличие от объективных пределов – это границы, которые определяются уже не общественными отношениями, а правотворческими органами – органами, создающими и устанавливающими нормы позитивного права.
3. Методы, способы и типы правового регулирования. Метод правового регулирования можно охарактеризовать как систему приемов и способов воздействия права на общественные отношения. В юридической литературе выделяются два основных метода - императивный и диспозитивный. Первый характеризуется как метод власти и подчинения и используется в отраслях публичного права, второй также называют методом координации, децентрализованного регулирования, он преобладает в отраслях частного права.
Для императивного метода характерны следующие признаки: