Файл: Теория государства и права методические материалы для специальности 40. 05. 02 Правоохранительная деятельность.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 449

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

8. Современные тенденции в трактовке теорий происхождения государства и права.

4. Государство и национальные отношения в обществе.

5. Взаимопроникновение (конвергенция) различных типов госу­дарств.

6. Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов в типологии государств.

7. Основные признаки присущие современному государству.

8. Государственный суверенитет и его проявления в современном мире.

Политический (государственный) режим современной России, его эволюция в XX веке.

Нетипичные формы правления в современном мире.

Функции монархий в современном мире.

Форма правления современного российского государства. Президентство лучшая ли это форма исполнительной власти?

Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа.

Конфедерация: современные подходы.

Причины формирования тоталитарных режимов.

1. Экономическая (социальная, экологическая и т.д., по выбору курсанта) функция как одна из основных функция современного государства

2. Теория функций современного российского государства.

Эффективность действия механизма правового регулирования и пути его совершенствования.

Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.

Соотношение права и закона.

Соотношение правовых и нормативных правовых актов.

Обычай как источник права в правовой доктрине.

Правотворческая и законодательная инициатива: соотношение понятий.

Планирование законотворческой деятельности основа эффективности принимаемых законов.

Правовая символика.

Язык и стиль закона.

Юридическая классификация и перечень как приемы юридической техники.

Примечания и оговорки к нормативным правовым актам.

1.Акты официального толкования норм права: понятие, особенности, виды.

2. Юридическая природа разъяснений Конституционного Суда и Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

В рамках второго вопроса следует дать характеристику таким элементам, как юридическая норма, правовой институт, подотрасль права, отрасль права.

1.Характеристика современного состояния системы российского права.

2. Соотношение системы права и системы законодательства.

3. Предмет правового регулирования как основание построения системы права.

4. Метод правового регулирования как основание построения системы права.

Проблема деликтоспособности индивидуального лица.

Правовые состояния как юридические факты.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие правомерного поведения, его правовые критерии. Структура правомерного поведения. Виды правомерного поведения

2. Правонарушение: понятие, признаки и виды.

3. Юридический состав правонарушения, его элементы.

4. Причины правонарушений и направления борьбы с ними.

1. Понятие, сущность и принципы законности.

2. Гарантии законности

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (ЛЕКЦИОННОГО) МАТЕРИАЛА

Тема 1. Предмет и методология теории государства и права

1. Понятие теории государства и права как науки.

Тема 2. Происхождение государства и права

1. Организация власти в первобытном обществе

3. Основные пути происхождения государства

4. Общая характеристика теорий происхождения государства

5. Теории происхождения права

4. Общая характеристика теорий происхождения государства.

5. Теории происхождения права.

Тема 3. Понятие, сущность, типология государства

Тема 4. Форма государства

Тема 5. Функции государства

Тема 6. Механизм государства

Тема 9. Право в системе нормативного регулирования

Тема 11. Правовое регулирование

Тема 12. Теория нормы права

Тема 13. Источники (формы) права

Тема 14 Теория правотворчества. Юридическая техника.

Тема 15 Толкование права

Тема 16. Система права и система законодательства

Тема 17. Систематизация законодательства

Тема 18. Правовые системы современности

Тема 19. Правоотношения

Тема 20. Реализация норм права

Тема 21. Правовое сознание и правовая культура

Тема 22. Правомерное поведение и правонарушение 

Тема 23. Юридическая ответственность

2. Цели, функции и принципы юридической ответственности.

Тема 24 Законность и правопорядок

Консультации. Предназначены для устранения пробелов и недостатков в самостоятельной работе студентов, оказания им помощи в усвоении, углублении и систематизации полученных знаний.

ГЛОССАРИЙ

субъекты находятся в отношениях субординации; преобладают такие способы правового регулирования как запрет и обязывание; правила поведения носят однозначный (молоноличный характер); санкции наступают независимо от воли и желания потерпевшего; преобладает в отраслях публичного права.

Для диспозитивного метода правового регулирования характерны следующие признаки: субъекты равноправны; преобладает дозволение и обязывание; правила поведения очерчивают границы дозволенного , в рамках которых субъекты могут вступить в диалог и самостоятельно договорится о правилах поведения; последствия нарушения правовой нормы (санкция) зависит от волеизъявления потерпевшего; преобладает в отраслях частного права.

Некоторые авторы указывают на наличие еще двух методов: поощрительного и рекомендательного. Поощрительный метод регулирования, по мнению ряда авторов, представляет совокупность способов правового воздействия, побуждающих субъектов к совершению определенных действий, полезных с точки зрения общества и государства, путем создания заинтересованности в получении дополнительных благ.

Рекомендательный метод правового регулирования выражается в предоставлении возможностей альтернативного поведения субъекта правоотношений, когда субъект может выбирать способ своего поведения для достижения поставленной цели. Подобный метод широко используется в международном праве.

В качестве одного из критериев (признаков) метода правового регулирования указан был способ правового регулирования. Принято выделять три основных способа правового регулирования.

1. Обязывание (предписание, позитивное обязывание) – способ правового регулирования, при котором государство предписывает субъектам совершать тел или иные действия. 2. Запрет – способ правового регулирования, при котором государство предписывает субъектам правоотношений воздерживаться от совершения тех или иных действий. 3. Дозволение – способ правового регулирования, при котором государство предоставляет свободу субъектам правоотношений совершать или воздерживаться от совершения определенных действий.

Помимо трех указанных основных способов правового регулирования в научной литературе выделяются наделение правомочием и стимулирование.
Наделение лиц правомочием – это предоставление нормами права гражданам и иным лицам возможности требовать определенного поведения от других лиц, осуществлять определенные виды и направления деятельности, в том числе организационно-распорядительную деятельность, связанную с подчинением других лиц.

Стимулирование (поощрение, льготирование) – предоставление нормами права гражданам, иным лицам возможности получения ими каких либо материальных и/или духовных благ за их длительное и/или особо активное и результативное правомерное поведение в интересах общества и других лиц, а также компенсирующих или гарантирующих льгот в различных и формах, включая и привилегии, иммунитеты.

В отечественной теории государства и права наряду с методами и способами правового регулирования рассматриваются также типы правового регулирования, характерные для той или ной области правоотношений.

Тип правового регулирования зависит от превалирующего метода и определяется как общий порядок, юридический режим регулирования, характерный для той или иной области общественных отношений. В теории государства и права принято выделять три типа правового регулирования:

1. Общедозволительный тип основывается на общем дозволении и частных запретах, что выражается формулой: разрешено (дозволено) все, что прямо не запрещено законом.

2. Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрете какого-либо вида действий, деятельности, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение, деятельность разрешается

3. Дозволительно-обязывающий тип правового регулирования основывается на позитивной обязанности. Этот тип правового регулирования осуществляется применительно к государственным органам и строится по принципу: дозволено только то, что предписано законом, поскольку право государственным органам предоставляется лишь в том объеме, который необходим для выполнения ими своих обязанностей.

4. Виды (формы) правового регулирования. Классификацию правового регулирования можно проводить по различным основаниям: в зависимости от вида правовых средств, в зависимости от правового положения субъектов, степени централизованности и т.п.


Исходя из средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование, можно выделить нормативное и индивидуальное правовое регулирование.

Нормативное правовое регулирование – это регулирование, осуществляемое нормами позитивного права. Оно носит первичный характер и является определяющим. Индивидуальное (казуальное) правовое регулирование – это регулирование, которое осуществляется индивидуальными правовыми средствами: индивидуальными правовые договоры (гражданские, трудовые и т.д.), актами применения права и некоторые другие правовые средства. Индивидуальное правовое регулирование, поскольку оно может осуществляться разными правовыми средствами, имеет такие основные разновидности, как координационное и субординационное правовое регулирование. Координационное правовое регулирование осуществляется самими участниками общественных отношений без какого-нибудь вмешательства государственных либо иных компетентных органов. Субординационное правовое регулирование, в отличие от координационного, осуществляется уже не самими участниками общественных отношений, а государственными или иными компетентными органами.

Правовое регулирование можно подразделять на виды также в зависимости от субъектов, осуществляющих правовое регулирование: собственно государственное и негосударственное правовое регулирование.

Собственно государственное правовое регулирование – это регулирование, которое осуществляют органы государства, государственные организации и государственные должностные лица. Негосударственное правовое регулирование – это регулирование, которое осуществляется либо непосредственно народом, либо негосударственными органами и организациями, либо самими участниками общественных отношений.

В зависимости от степени централизованности следует различать централизованное и децентрализованное правовое регулирование. Централизованное правовое регулирование – это регулирование, которое осуществляется из единого центра в масштабах всей страны. Децентрализованное правовое регулирование – это регулирование, которое осуществляется из разных центров и на разных уровнях.

5. Стадии правового регулирования. Правовое регулирование представляет собой длящийся во времени процесс, совокупность правовых действий входящих в его состав можно объединить в ряд стадий: стадия правовой регламентации (правовое моделирование); стадия общего действия правовой нормы; стадия возникновения субъективных прав и обязанностей; Стадия применения права (факультативно).


6. Механизм правового регулирования - взятые в единстве и взаимодействии правовые средства, участвующие в правовом регулировании общественных отношений.

Правовые средства – это различные правовые явления, которые задействованы в правовом регулировании и призваны обеспечить его нормальное функционирование. К основным правовым средствам обычно относят: нормы права, правоотношения, акты реализации субъективных прав и обязанностей и акты применения права, к вспомогательным все остальные правовые средства (нормативные правовые акты, акты толкования права, правосознание, юридическую технику и др.).

В современной юридической литературе подчеркивается, что механизм правового регулирования не статичная категория, а реально действующие правовые средства. Исходя из этого встает вопрос об эффективности механизма правового регулирования.

Эффективность правового регулирования, по мнению исследователей, определяется мерой его вклада в укрепление правовых начал государственной и общественной жизни, в формирование и развитие элементов свободы в общественных отношениях, в реализацию прав и свобод человека и гражданина.

К общим критериям эффективности механизма правового регулирования можно отнести: 1) устойчивость системы правового регулирования; 2) мобильность системы правового регулирования; 3) взаимодополнение системы правового регулирования; 4) относительную непротиворечивость и беспробельность системы правового регулирования. К специальным критериям относятся: а) качество нормы права, б) качество юридического факта, в) качество акта реализации, г) качество акта применения.


Тема 12. Теория нормы права


Учебные вопросы:

1. Понятие и признаки правовой нормы.

2. Классификация норм права.

3. Структура правовой нормы.

4. Способы изложения правовых норм в тексте нормативно-правовых актов.
1. Понятие и признаки правовой нормы. Право представляют собой сложную систему общеобязательных правил поведения, регулирующих общественные отношения. Первичным элементом этой системы является норма права (правовая норма, юридическая норма).

Норма праваэто общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством, обеспеченное силой государственного принуждения и направленное на регулирование общественных отношений.

Признаки правовой нормы: правила, определяющие поведение людей и их коллективов; направлены на регулирование общественных отношений; носят общеобязательный характер; устанавливаются или санкционируются государством; обеспечены к исполненнию силой государственного принуждения; формальная определенность правовой нормы.

Веления государства могут быть не только нормативными, но и индивидуально-правовыми. Следует отличать норму права и индивидуальное правовое предписание. Последнее, в отличии от норм права, содержитсясодержатся в ненормативных правовых актах, издаются на основании и во исполнении норм права; действуют один раз и полностью исчерпываются таким однократным применением; обращены к конкретным, индивидуально поименованным адресатам; предназначены для регулирования строго определенного случая.Веления государства могут быть не только нормативными, но и индивидуально-правовыми

2. Классификация норм права. Нормы права весьма разнообразны по различным своим качествам и свойствам. В связи с этим возникает необходимость классификации правовых норм по различным основаниям. Прежде всего, необходимо учитывать место и роль правовой нормы в процессе правового регулирования общественных отношений. На базе этого критерия правовые нормы можно классифицировать на исходные