Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 736

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий

4, Типовое положение о подразделении психологического обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации5, Инструкция об организации работы по профилактике суицидальных происшествий в органах, подразделениях, учреждениях системы МВД России6, Положение об организации деятельности музеев и комнат истории органов внутренних дел Российской Федерации7, Положение о порядке организации работы библиотек органов внутренних дел Российской Федерации8, Типовое положение о комиссии органа, подразделения, учреждения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по служебной дисциплине и профессиональной этике9 и ряд других.

Нельзя не заметить, что ряд аспектов воспитательной работы в образовательных учреждениях системы МВД России регулируется федеральными законами в области образования10 и ведомственными нормативными правовыми актами11.

Таким образом, успешное выполнение органами внутренних дел стоящих перед ними задач, совершенствование оперативно-служебной деятельности напрямую связаны с формированием профессионального правосознания у сотрудников, развитием высоких профессионально-нравственных качеств, укреплением морально-психологического состояния, дисциплины и законности в служебных коллективах, а это, в свою очередь, требует:

  • повышения уровня воспитательной работы с личным составом;

  • развития ее нормативного правового обеспечения;

  • выделения приоритетов в системе воспитания;

  • совершенствования организационно-штатной структуры воспитательных аппаратов;

  • обеспечения их оптимального финансирования.

В 2006 году, подводя итоги оперативно-служебной деятельности за 2005 год, Министр внутренних дел Российской Федерации отметил: «Сегодня нужны не только профессионалы, но и прежде всего люди с высокими морально-нравственными качествами. … Отсюда необходимы дальнейшие серьезные коррективы системы подготовки и воспитания кадров»1.


§ 2. Планирование воспитательной работы и ее организация



Успешное решение органами внутренних дел стоящих перед ними задач, главными из которых являются повышение эффективности борьбы с преступностью, укрепление правопорядка и безопасности в стране, обеспечение надежной защиты прав и интересов ее граждан, напрямую связано с совершенствованием работы с личным составом. Ее цель — формирование в органах внутренних дел высокопрофессионального кадрового состава посредством привлечения специалистов, обладающих высоким уровнем специальных знаний, умений и навыков, морально-нравственными качествами и правовой культурой.

Сегодня перед Министерством внутренних дел Российской Федерации как никогда остро стоит задача повышения эффективности воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел, обеспечения позитивного влияния на ход и результаты оперативно-служебной деятельности, формирование достойного нравственного облика сотрудников милиции, состояние служебной дисциплины и законности.

В своем выступлении на Всероссийском совещании руководителей аппаратов по работе с личным составом Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Р.Г. Нургалиев подчеркнул, что возможности системы воспитательной работы в том виде, в каком она есть сегодня, в значительной степени уже исчерпаны и, по сути дела, не оказывают позитивного влияния на ход и результаты оперативно-служебной деятельности, формирование достойного и нравственного облика сотрудника органов внутренних дел, состояние служебной дисциплины и законности в подразделении. Стала настоятельной необходимостью глубокая модернизация в целом воспитательной работы с личным составом органов и подразделений внутренних дел1.

Глава ведомства также обратил внимание на необходимость усиления воспитательной работы с действующим личным составом органов внутренних дел, приоритетом которой является сам человек, с его конкретными нуждами, его семья, судьба его детей. Нужно внимательно подходить к мотивации и адаптации в коллективе молодых сотрудников, созданию и поддержанию благоприятного морально-психологического климата.

С изданием 1 февраля 2007 года приказа МВД России № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» и утверждением Программы комплексного реформирования на 2007–2009 годы начался принципиально новый период развития. Он связан с модернизацией всей системы организации, планирования и содержания воспитательной работы, приведением в соответствие с современным этапом развития Министерства, приоритетными направлениями оперативно-служебной деятельности.



Наряду с важнейшими методологическими и мировоззренческими проблемами должен быть решен комплекс важнейших организационно-методических вопросов.

Так, Программой комплексного реформирования предусмотрены разработка и внедрение в течение 2008-2009 годов специальных профессионально ориентированных программ воспитания сотрудников органов внутренних дел, тем самым обеспечив реализацию на практике принципа дифференцированного подхода в воспитании сотрудников.

Это сложная стратегическая задача, без решения которой невозможно будущее обновленной системы воспитательной работы. Совершенно очевидно, что система воспитания современного сотрудника органов внутренних дел должна состоять из двух подсистем:

‑ общей части, которая решает задачи социализации, гражданского, патриотического и профессионально-деонтологического воспитания;

− и специальной части, рассчитанной на работу с определенными профессиональными и должностными категориями и решающую задачи формирования мотивации деятельности, корпоративной идеологии, профилактики и предупреждения профессиональных деформаций личности, нарушений дисциплины и законности2.

Формируется действенная система антикоррупционных мер, сопровождающая служебную деятельность каждого сотрудника. Существующие сегодня отдельные фрагменты и планы объединяются в единый комплекс. Создание такой системы определяет необходимость четкой организации и планирования, профилактических мер и соответствующей воспитательной работы.

В соответствии с приказом МВД России № 120-2007 г. «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» персональная ответственность за организацию, состояние и результативность воспитательной работы возложена на начальников органов, подразделений, учреждений системы МВД и их заместителей по работе с личным составом.

Организуя и планируя воспитательную работу, они должны исходить из требований Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, приказов МВД России, указаний, предложений и рекомендаций управления по работе с личным составом Департамента кадрового обеспечения МВД России, основных положений педагогики и психологии.

Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (ст. 35), также возлагает на начальников ответственность за состояние служебной дисциплины, обязывает их предъявлять высокую требовательность к подчиненным, воспитывать у них чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей. Непосредственная организация этой деятельности (ответственность за привлечение руководителей к воспитанию подчиненных сотрудников) возлагается на заместителей начальников по работе с личным составом, а
также на кадровые и воспитательные подразделения1.

Как показывает практика, чтобы эффективно вести воспитательную работу с личным составом органов внутренних дел МВД России, необходимо, прежде всего, четко представить ее цели и задачи, которые обусловлены современными требованиями общества и характером деятельности органов внутренних дел, личности сотрудника.

Одним из основополагающих элементов структуры процесса воспитания, является цель воспитания. Именно она определяет решение всех узловых проблем теории воспитания. Как говорил А. С. Макаренко, «чрезвычайно существенный момент в нашей работе — она должна быть до конца целесообразна»2. Он отмечал, что воспитатель, который ясно не представляет себе конкретной цели, всегда аполитичен, не должен работать с людьми.

Организация и осуществление воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел имеют следующие основные цели:

  • повышение уровня профессионализма посредством оказания содействия в приобретении необходимых профессиональных знаний, умений и навыков;

  • овладение передовыми методами служебной деятельности;

  • выработку сознательного отношения к выполнению служебного и воинского долга, иммунитета к негативным воздействиям;

  • соблюдение законности и служебной дисциплины;

  • воспитание патриотизма и гражданственности1.

Исходя из целей, в обобщенном виде задачи организации воспитательной работы можно сформулировать следующим образом:

  • оказание руководящему составу методической помощи в выборе методов и средств индивидуального воздействия на сотрудников;

  • выявление сотрудников, требующих обязательного проведения воспитательной работы. К ним относятся лица, недавно принятые на службу в органы внутренних дел, молодые специалисты, сотрудники, имеющие низкие показатели в оперативно-служебной деятельности, допускающие нарушения служебной дисциплины;

  • осуществление анализа и контроля за состоянием и результативностью воспитательной работы;

  • выявление, обобщение и распространение положительного опыта воспитательной работы.

Под организацией воспитательной работы понимают управленческую деятельность начальников органов внутренних дел и их заместителей по работе с личным составом по реализации ее целей и задач на основе принятых решений.


Основными принципами организации воспитательной работы с личным составом являются:

  • перспективность и целеустремленность воспитательных воздействий и влияний;

  • комплексный подход к воспитанию с учетом функционирования всех его элементов; единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий;

  • индивидуальный, дифференцированный подход к личности;

  • обеспечение единства воспитания, самовоспитания и перевоспитания;

  • целенаправленное стимулирование воспитательной деятельности.

Процесс организации воспитательной работы предполагает использование соответствующих организационных методов: планирование воспитательных воздействий; постановка задач воспитательного характера; контроль и корректировка деятельности и поведения; оказание практической помощи организаторам воспитания; оценка действий и поступков; моральное и материальное стимулирование1.

Как свидетельствует практика, организатору процесса воспитания необходимо знать и применять на практике методы организации. Анализ научно-педагогической литературы показывает, что к методам организации процесса воспитания относятся:

  • нормативные методы (постановка задач, распоряжения, приказы);

  • исполнительские методы (подбор и расстановка воспитателей, распределение обязанностей, инструктирование);

  • методы целеполагания (анализ общеполитической и директивной информации, проверка и изучение состояния воспитательной работы в подразделениях, изучение, обобщение и внедрение передового опыта);

  • методы прогнозирования (планирование, моделирование, экстраполяция);

  • методы формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование);

  • методы корректирования (предъявления требований, оценка и побуждение к самооценке, обмен мнениями, высказывание советов и предложений);

  • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (критика и самокритика, соревнование, эмоциональное воздействие, организация общественного мнения, поощрение и принуждение).

Кроме того, при организации воспитания с личным составом широко используются общепедагогические методы воспитательного воздействия (убеждение, упражнение, личный пример) и дидактического воздействия (разъяснение, обсуждение, показ, самостоятельная работа и др.)