Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 736
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России
Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека
Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом
Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива
Раздел III. Основные направления воспитательной работы
Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма
Глава 2. Правовое воспитание личного состава
Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
Глава 3. Формы воспитания личного состава
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
Нельзя не заметить, что ряд аспектов воспитательной работы в образовательных учреждениях системы МВД России регулируется федеральными законами в области образования10 и ведомственными нормативными правовыми актами11.
Таким образом, успешное выполнение органами внутренних дел стоящих перед ними задач, совершенствование оперативно-служебной деятельности напрямую связаны с формированием профессионального правосознания у сотрудников, развитием высоких профессионально-нравственных качеств, укреплением морально-психологического состояния, дисциплины и законности в служебных коллективах, а это, в свою очередь, требует:
-
повышения уровня воспитательной работы с личным составом; -
развития ее нормативного правового обеспечения; -
выделения приоритетов в системе воспитания; -
совершенствования организационно-штатной структуры воспитательных аппаратов; -
обеспечения их оптимального финансирования.
В 2006 году, подводя итоги оперативно-служебной деятельности за 2005 год, Министр внутренних дел Российской Федерации отметил: «Сегодня нужны не только профессионалы, но и прежде всего люди с высокими морально-нравственными качествами. … Отсюда необходимы дальнейшие серьезные коррективы системы подготовки и воспитания кадров»1.
§ 2. Планирование воспитательной работы и ее организация
Успешное решение органами внутренних дел стоящих перед ними задач, главными из которых являются повышение эффективности борьбы с преступностью, укрепление правопорядка и безопасности в стране, обеспечение надежной защиты прав и интересов ее граждан, напрямую связано с совершенствованием работы с личным составом. Ее цель — формирование в органах внутренних дел высокопрофессионального кадрового состава посредством привлечения специалистов, обладающих высоким уровнем специальных знаний, умений и навыков, морально-нравственными качествами и правовой культурой.
Сегодня перед Министерством внутренних дел Российской Федерации как никогда остро стоит задача повышения эффективности воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел, обеспечения позитивного влияния на ход и результаты оперативно-служебной деятельности, формирование достойного нравственного облика сотрудников милиции, состояние служебной дисциплины и законности.
В своем выступлении на Всероссийском совещании руководителей аппаратов по работе с личным составом Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Р.Г. Нургалиев подчеркнул, что возможности системы воспитательной работы в том виде, в каком она есть сегодня, в значительной степени уже исчерпаны и, по сути дела, не оказывают позитивного влияния на ход и результаты оперативно-служебной деятельности, формирование достойного и нравственного облика сотрудника органов внутренних дел, состояние служебной дисциплины и законности в подразделении. Стала настоятельной необходимостью глубокая модернизация в целом воспитательной работы с личным составом органов и подразделений внутренних дел1.
Глава ведомства также обратил внимание на необходимость усиления воспитательной работы с действующим личным составом органов внутренних дел, приоритетом которой является сам человек, с его конкретными нуждами, его семья, судьба его детей. Нужно внимательно подходить к мотивации и адаптации в коллективе молодых сотрудников, созданию и поддержанию благоприятного морально-психологического климата.
С изданием 1 февраля 2007 года приказа МВД России № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» и утверждением Программы комплексного реформирования на 2007–2009 годы начался принципиально новый период развития. Он связан с модернизацией всей системы организации, планирования и содержания воспитательной работы, приведением в соответствие с современным этапом развития Министерства, приоритетными направлениями оперативно-служебной деятельности.
Наряду с важнейшими методологическими и мировоззренческими проблемами должен быть решен комплекс важнейших организационно-методических вопросов.
Так, Программой комплексного реформирования предусмотрены разработка и внедрение в течение 2008-2009 годов специальных профессионально ориентированных программ воспитания сотрудников органов внутренних дел, тем самым обеспечив реализацию на практике принципа дифференцированного подхода в воспитании сотрудников.
Это сложная стратегическая задача, без решения которой невозможно будущее обновленной системы воспитательной работы. Совершенно очевидно, что система воспитания современного сотрудника органов внутренних дел должна состоять из двух подсистем:
‑ общей части, которая решает задачи социализации, гражданского, патриотического и профессионально-деонтологического воспитания;
− и специальной части, рассчитанной на работу с определенными профессиональными и должностными категориями и решающую задачи формирования мотивации деятельности, корпоративной идеологии, профилактики и предупреждения профессиональных деформаций личности, нарушений дисциплины и законности2.
Формируется действенная система антикоррупционных мер, сопровождающая служебную деятельность каждого сотрудника. Существующие сегодня отдельные фрагменты и планы объединяются в единый комплекс. Создание такой системы определяет необходимость четкой организации и планирования, профилактических мер и соответствующей воспитательной работы.
В соответствии с приказом МВД России № 120-2007 г. «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» персональная ответственность за организацию, состояние и результативность воспитательной работы возложена на начальников органов, подразделений, учреждений системы МВД и их заместителей по работе с личным составом.
Организуя и планируя воспитательную работу, они должны исходить из требований Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, приказов МВД России, указаний, предложений и рекомендаций управления по работе с личным составом Департамента кадрового обеспечения МВД России, основных положений педагогики и психологии.
Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (ст. 35), также возлагает на начальников ответственность за состояние служебной дисциплины, обязывает их предъявлять высокую требовательность к подчиненным, воспитывать у них чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей. Непосредственная организация этой деятельности (ответственность за привлечение руководителей к воспитанию подчиненных сотрудников) возлагается на заместителей начальников по работе с личным составом, а
также на кадровые и воспитательные подразделения1.
Как показывает практика, чтобы эффективно вести воспитательную работу с личным составом органов внутренних дел МВД России, необходимо, прежде всего, четко представить ее цели и задачи, которые обусловлены современными требованиями общества и характером деятельности органов внутренних дел, личности сотрудника.
Одним из основополагающих элементов структуры процесса воспитания, является цель воспитания. Именно она определяет решение всех узловых проблем теории воспитания. Как говорил А. С. Макаренко, «чрезвычайно существенный момент в нашей работе — она должна быть до конца целесообразна»2. Он отмечал, что воспитатель, который ясно не представляет себе конкретной цели, всегда аполитичен, не должен работать с людьми.
Организация и осуществление воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел имеют следующие основные цели:
-
повышение уровня профессионализма посредством оказания содействия в приобретении необходимых профессиональных знаний, умений и навыков; -
овладение передовыми методами служебной деятельности; -
выработку сознательного отношения к выполнению служебного и воинского долга, иммунитета к негативным воздействиям; -
соблюдение законности и служебной дисциплины; -
воспитание патриотизма и гражданственности1.
Исходя из целей, в обобщенном виде задачи организации воспитательной работы можно сформулировать следующим образом:
-
оказание руководящему составу методической помощи в выборе методов и средств индивидуального воздействия на сотрудников; -
выявление сотрудников, требующих обязательного проведения воспитательной работы. К ним относятся лица, недавно принятые на службу в органы внутренних дел, молодые специалисты, сотрудники, имеющие низкие показатели в оперативно-служебной деятельности, допускающие нарушения служебной дисциплины; -
осуществление анализа и контроля за состоянием и результативностью воспитательной работы; -
выявление, обобщение и распространение положительного опыта воспитательной работы.
Под организацией воспитательной работы понимают управленческую деятельность начальников органов внутренних дел и их заместителей по работе с личным составом по реализации ее целей и задач на основе принятых решений.
Основными принципами организации воспитательной работы с личным составом являются:
-
перспективность и целеустремленность воспитательных воздействий и влияний; -
комплексный подход к воспитанию с учетом функционирования всех его элементов; единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий; -
индивидуальный, дифференцированный подход к личности; -
обеспечение единства воспитания, самовоспитания и перевоспитания; -
целенаправленное стимулирование воспитательной деятельности.
Процесс организации воспитательной работы предполагает использование соответствующих организационных методов: планирование воспитательных воздействий; постановка задач воспитательного характера; контроль и корректировка деятельности и поведения; оказание практической помощи организаторам воспитания; оценка действий и поступков; моральное и материальное стимулирование1.
Как свидетельствует практика, организатору процесса воспитания необходимо знать и применять на практике методы организации. Анализ научно-педагогической литературы показывает, что к методам организации процесса воспитания относятся:
-
нормативные методы (постановка задач, распоряжения, приказы); -
исполнительские методы (подбор и расстановка воспитателей, распределение обязанностей, инструктирование); -
методы целеполагания (анализ общеполитической и директивной информации, проверка и изучение состояния воспитательной работы в подразделениях, изучение, обобщение и внедрение передового опыта); -
методы прогнозирования (планирование, моделирование, экстраполяция); -
методы формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование); -
методы корректирования (предъявления требований, оценка и побуждение к самооценке, обмен мнениями, высказывание советов и предложений); -
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (критика и самокритика, соревнование, эмоциональное воздействие, организация общественного мнения, поощрение и принуждение).
Кроме того, при организации воспитания с личным составом широко используются общепедагогические методы воспитательного воздействия (убеждение, упражнение, личный пример) и дидактического воздействия (разъяснение, обсуждение, показ, самостоятельная работа и др.)