Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 532
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России
Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека
Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом
Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива
Раздел III. Основные направления воспитательной работы
Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма
Глава 2. Правовое воспитание личного состава
Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
Глава 3. Формы воспитания личного состава
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
В неразрывном единстве с методами организации воспитания находятся ее формы. К ним относятся: служебные совещания, инструктажи, семинары, обмен опытом, беседы, подведение итогов воспитательной работы.
Организаторами воспитательной работы являются начальник органа, учреждения, подразделения внутренних дел и его заместитель по работе с личным составом. Прежде всего, они должны определить и назначить лиц, ответственных за проведение воспитательной работы с личным составом, сформулировать их задачи и функции, наметить общую схему организации воспитательной работы в органе внутренних дел, зафиксировав указанные моменты в соответствующем управленческом решении (приказе, директиве, распоряжении).
В повседневной практической деятельности нередко возникает вопрос, с кем конкретно должен проводить воспитательную работу начальник органа внутренних дел, если в его подчинении нередко и до нескольких десятков, а иногда и сотен сотрудников? Знать индивидуальные особенности и качества каждого сотрудника, возможно ли это? А если да, то, как этого достичь?
В связи с этим целесообразно вспомнить высказывание русского генерала М. И. Драгомирова: «Полковой командир — большой человек: он правит, а не везет… Он глава полковой семьи и первый радетель о поддержании в ней доброго товарищества, любви к своему делу, уважения к воинскому званию… Его слово — закон в части, и потому никогда не сваливает вину на подчиненных, а берет ее на себя, помня, что во всем хорошем, как и дурном, он и голова, и ответчик… Он определительно ставит цели… и настойчиво требует их достижения.… Если требует чего-нибудь нового, должен сам показать, как делать»1.
С учетом анализа оценок роли командира полка, а в полной мере указанный анализ можно относить и к начальнику органа внутренних дел, сделанных знаменитым военным педагогом, представляется возможным дать некоторые рекомендации. Прежде всего, важно изучать деловые, политические и моральные качества своих заместителей, являющихся первыми помощниками в выполнении поставленной жизнью задачи — дойти до каждого, отдельного сотрудника.
Однако, как известно, даже для этого регламент службы не предусматривает специального времени. Познание, как правило, осуществляется в процессе оперативно-служебной деятельности. Выявленные нюансы индивидуальных особенностей заместителей, иных сотрудников помогают сформировать портрет личности офицера, ответственного за конкретный участок многогранной оперативно-служебной деятельности.
В связи с изложенным выше, можно выделить два направления индивидуального воздействия начальника органа внутренних дел:
-
во-первых, определение отдельных сотрудников начальствующего состава, с которыми возможно реально проводить данное направление воспитательной работы. Как правило, это лица, которым требуется усиленное воспитательное воздействие. К ним относятся сотрудники, имеющие упущения по службе, склонные к нарушениям дисциплины, норм Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации; -
во-вторых, когда начальник органа внутренних дел проводит индивидуальную воспитательную работу со своими заместителями, руководителями служб и подразделений, а также с лицами, зачисленными в резерв на эти должности.
По опыту практики воспитательной работы, наиболее приемлем второй вариант. Вникая в стиль и методы работы своих заместителей, лиц, зачисленных в резерв на эти должности, начальник личным примером внедряет дух сотрудничества. При этом в первую очередь, уделяет особое внимание тому, кто имеет определенные упущения и отставания по службе. Устанавливает причины отставания и на основе их анализа планирует воспитательную работу с этими заместителями.
Начальнику органа внутренних дел необходимо составлять план индивидуальной воспитательной работы на месяц, а результаты персонального воздействия своевременно фиксировать.
Обратим внимание на практику работы начальников органов внутренних дел со своими заместителями. У некоторых сложилась определенная система, включающая:
-
ежедневный обмен мнениями о результатах, достигнутых в ходе выполнения оперативно-служебных задач; -
еженедельное заслушивание заместителей о личном вкладе в совершенствование воспитательной работы в тех подразделениях, которые они непосредственно курируют; -
ежеквартальное проведение занятий с заместителями по наиболее актуальным вопросам воспитательной работы с подчиненными.
Среди слагаемых успеха работы с заместителями считаем необходимым, выделить умение начальника слушать их мнения и предложения. Культура общения начальника со своими заместителями оказывает самое благоприятное воздействие на взаимоотношения в горрайлиноргане внутренних дел.
В работе с заместителями руководителю целесообразно выполнять следующие рекомендации:
-
чтобы найти подход к своему заместителю, необходимо говорить с ним о том, что для него дорого. Быть умнее своего заместителя начальник может, но не нужно этого подчеркивать, а тем более говорить; -
желая убедить своего заместителя, необходимо, прежде всего, возбудить у последнего стремление к этому и дать ему почувствовать, что он достоин уважения; -
делайте для своего заместителя то, что вам хотелось бы, чтобы другие делали для вас. Секрет успеха в достижении хороших взаимоотношений с заместителем состоит в умении рассматривать его вопросы и решать их с учетом его интересов, а не только своих целей и задач; -
чтобы быть уважаемым своим заместителем, нужно проявлять к нему искренний интерес, быть доброжелательным и справедливым; -
если возникло недоразумение во взаимоотношениях с заместителем, то его можно снять только с помощью такта, искреннего желания понять его точку зрения; -
опровергая мнение своего заместителя, следите за тем, чтобы не обидеть его самого. Обидеть очень просто, извиниться труднее, а получить искреннее прощение еще труднее.
Что значит для начальника руководство воспитательной работой в горрайлиноргане внутренних дел? Анализируя теоретический и практический опыт можно ответить на этот вопрос следующим образом:
-
определение стратегии и планирование воспитательной работы на определенный период; -
прогнозирование результатов воспитательной работы; -
координация усилий всех категорий воспитателей; -
обучение методике воспитательной работы; -
контроль и оценка результатов; -
периодическое подведение итогов (не реже одного раза в месяц) и внесение поправок и корректив в тактику воспитательной работы.
То есть в системе воспитательной работы начальнику горрайлиноргана внутренних дел отводится особая роль: организатора, руководителя, исполнителя.
По мнению С. С. Козлова, главным научно обоснованным критерием эффективности воспитательной работы руководителя в подчиненном ему коллективе сотрудников органов внутренних дел следует считать морально-психологическое состояние личного состава, коллективные и групповые мнения, настроения и возникающую на этой основе систему отношения сотрудников к служебному долгу, к социальной функции органов внутренних дел и к конкретным оперативно-служебным задачам.
Заместитель по работе с личным составом проводит воспитательную работу с сотрудниками кадровых аппаратов, руководителями общественных формирований, начальниками служб и подразделений горрайлиноргана внутренних дел и отдельными сотрудниками, требующими усиленного воспитательного воздействия, обладающую рядом отличительных особенностей в сравнении с воспитательной работой начальника горрайлиноргана и включающих в себя:
-
во-первых, объект индивидуального воздействия. Заместитель обязан знать политические, деловые и моральные качества каждого сотрудника органа внутренних дел, знать настроение личного состава, осуществлять меры по сплочению служебного коллектива; -
во-вторых, направленность содержания воспитательной работы. Заглавным в этом направлении является мировоззренческий аспект; -
в-третьих, выбор «болевых точек» в индивидуальном воспитательном «поле». Заместитель определяет наиболее действенные формы, методы и средства для оказания конкретной помощи сотрудникам, склонным к нарушению дисциплины и законности; -
в-четвертых, роль заместителя в определении оптимального сочетания массовых и индивидуальных форм работы в интересах надлежащего исполнения стоящих перед органом внутренних дел оперативно-служебных задач, укрепления служебной дисциплины, соблюдения законности, сплочения коллектива; -
в-пятых, выполнение функций контроля за ходом и результатами воспитательной работы, внесение соответствующих своевременных корректив и уточнений; -
в-шестых, постановка задач в соответствии со стратегией и тактикой воспитательной работы; -
в-седьмых, изучение, обобщение и внедрение в жизнь передового опыта, привитие всем субъектам воспитательной работы потребности заниматься этой деятельностью постоянно.
На наш взгляд, одной из главных задач заместителя по работе с личным составом, как одного из организаторов воспитательной работы, является привлечение и обучение различным формам и методам индивидуального воздействия на личность конкретного сотрудника, всех субъектов воспитательной работы.
Одним из современных и важных аргументов при убеждении руководителей органов внутренних дел всех степеней в необходимости проведения воспитательной работы с подчиненными может и должен стать опыт организации управления и проведения воспитательной работы при подготовке новых сотрудников полиции в европейских странах.
В зависимости от набора новых сотрудников процесс воспитательной работы лиц, принятых на службу в полицию, делится на два вида:
1. При отсутствии конкурсного приема перед руководителями и сотрудниками, ответственными за проведение воспитательной работы, встает задача по формированию качеств, которыми необходимо обладать полицейскому.
2. В случае приема на работу лиц, отвечающих большинству профессиональных требований, следует проводить работу по укреплению личных положительных качеств.
Так, в полиции Германии обучение наблюдению за абитуриентами в процессе отбора основано на критериях выявления их положительных качеств, каталоге вопросов, особенностях наблюдения и оценки.
К проблемам такого наблюдения следует отнести субъективность оценки социальных способностей претендентов. Субъективизм оценки должен контролироваться. Контроль основан на разработанных стандартах положительных качеств, структуризации процесса отбора, информировании членов комиссии о возможных ошибках восприятия и оценки1.
Наиболее важным компонентом воспитательной работы является подготовка новых сотрудников полиции, которая включает проведение теоретических и практических занятий по овладению знаниями и умениями, необходимыми полицейскому. На практических занятиях путем инсценировок формируются и развиваются самостоятельные навыки принятия решения при обстоятельствах, в которых сотрудник полиции может быть вовлечен в ситуацию совершения правонарушения. В случае обнаружения факта совершения правонарушения каждый полицейский должен действовать в соответствии с профессиональными этическими нормами. Для этого принимаются меры по формированию чувства ответственности у полицейского перед другими сотрудниками подразделения. Профессионально-этическая подготовка полицейских проводится с момента поступления на службу и носит постоянный характер.
В 2000 году по приказу министра внутренних дел Венгрии в Будапеште был проведен тест на склонность сотрудников полиции к совершению правонарушений. Этот психологический тест представлял собой ряд задач по нахождению выхода из сложных ситуаций, не только связанных с работой, но и бытовых, в которых главным средством решения возникших проблем могли быть только финансовые средства. Каждый тестируемый должен был найти свой выход из предложенной ситуации. В ходе предварительного теста, проведенного среди полицейских одного из районов венгерской столицы, выяснилось, что лишь 60% сотрудников соответствует предъявляемым морально-этическим нормам.
На моральный облик полицейского большое влияние оказывает положительный климат в коллективе. Процесс формирования и поддержания такого климата включает:
-
тщательную проверку образа жизни кандидатов на службу в полицию и отбор только тех лиц, чье поведение в прошлом соответствовало этическим ценностям; -
укрепление профессиональных этических норм для осознания важности и значения возложенных задач по охране правопорядка; -
создание атмосферы осуждения и порицания совершения правонарушения.
Можно сказать, что знание и учет подходов повышения нравственной культуры полицейских, улучшения морально-психологического климата в коллективе, предупреждения совершения правонарушений обеспечивает повышение эффективности работы и доверия к полиции в целом. Поэтому проведение воспитательной работы с личным составом является одним из приоритетных направлений деятельности полиции1.
Цель кадровой и воспитательной работы — совершенствование кадрового потенциала полицейских служб, повышение их профессиональных качеств для эффективного противостояния любым противоправным действиям. Воспитательная работа с персоналом (личным составом) представляет собой комплексную систему, неотделимую от процесса прохождения службы в полиции, и это является характерной чертой практически для всех зарубежных полицейских организаций1.
Каждый руководитель должен четко знать, что действенность воспитательной работы зависит от следующих основных факторов:
-
планирования воспитательной работы; -
обучения лиц, занимающихся воспитательной работой; -
учета воспитательной работы; -
контроля за состоянием и эффективностью воспитательной работы; -
изучения, обобщения и распространения положительного опыта проведения воспитательной работы.