Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 560

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий


Научно-обоснованная организация и проведение воспитательной работы и ее успех, во многом зависит, от своевременного и правильного планирования.

Как показывает практика, планирование мер по активизации воспитательной работы и состояние контроля за выполнением намеченных мероприятий еще не отвечает предъявляемым требованиям. Во многих органах внутренних дел составлению планов не предшествует глубокая аналитическая работа, а сами планы еще не стали взвешенной программой конкретных действий. В них отсутствуют новизна, необходимая конкретность, комплексность и обоснованность планируемых мероприятий, их преемственность по целям и реальность сроков исполнения.

Низкое качество планирования сочетается и с ослаблением системы контроля за ходом выполнения запланированных мероприятий, что приводит к необоснованному переносу сроков выполнения тех или иных мероприятий.

На наш взгляд, под планированием воспитательной работы в органах и подразделениях внутренних дел следует понимать деятельность субъектов воспитательной работы по определению целей и задач, средств и способов, принципов и методов, возможных к использованию последовательно и творчески, при проведении воспитательной работы на предстоящий период оперативно-служебной деятельности, способствующих ее выполнению в соответствии с требованиями действующего законодательства и в конкретные сроки.

То есть планирование — это один из важнейших элементов организации воспитательной работы, а сам план — это руководящий, научно-обоснованный документ, рассчитанный на определенный отрезок времени и предусматривающий мероприятия, которые необходимо осуществить конкретным сотрудникам (руководителям, наставникам, общественным организациям и объединениям), с конкретными категориями и личностями сотрудников и в конкретные сроки2.

Значение планирования в организации воспитательной работы заключается в том, что:

  • оно придает повседневной воспитательной работе системный, целенаправленный и конкретный характер, позволяющий сосредоточить усилия каждого сотрудника на решении актуальных проблем, стоящих перед органом или подразделением внутренних дел;

  • обеспечивает ритмичную деятельность субъектов воспитательной работы в течение планируемого периода;

  • повышает ответственность исполнителей за конкретный участок в воспитательном процессе;

  • облегчает организацию контроля и оценку деятельности субъектов и объектов воспитательного воздействия.


В горрайлиноргане внутренних дел мероприятия воспитательной работы включаются отдельным разделом в план работы на год1.

В плане мероприятий горрайлиноргана внутренних дел по организации воспитательной работы, в частности, находят отражение следующие направления деятельности:

  • привлечение руководящего состава и актива к воспитанию сотрудников;

  • организация их обучения и оказание им методической и практической помощи;

  • контроль за состоянием этой работы в подразделениях и службах горрайлиноргана внутренних дел;

  • заслушивание отчетов руководителей об их участии в воспитании подчиненных;

  • анализ действенности воспитания;

  • обсуждение вопросов ее совершенствования на заседаниях кадровых и аттестационных комиссий, оперативных совещаниях;

  • обобщение и распространение передового опыта воспитательной работы.

Руководители служб и подразделений планируют воспитательную работу в специальных разделах планов работы данных коллективов. В них могут включаться мероприятия по следующим основным направлениям воспитательной работы:2

  • изучение индивидуальных особенностей личности подчиненных с целью определения форм и методов воспитательного воздействия на них;

  • повышение правовой культуры, правового воспитания сотрудников и развитие их общественной активности;

  • развитие служебной активности подчиненных, повышение их профессионального мастерства, общеобразовательного уровня;

  • укрепление сознательной служебной дисциплины и законности, воспитание высоких нравственных качеств, ограждение от нежелательных и порочащих связей;

  • совершенствование организации проведения свободного времени сотрудников, расширение их культурного кругозора;

  • работа с семьями сотрудников, оказание им содействия в решении социально-бытовых проблем.

Организация планирования индивидуальной воспитательной работы отличается своими особенностями1. Во многих горрайлинорганах внутренних дел, их структурных подразделениях и службах хорошо себя зарекомендовала практика составления ежеквартальных планов индивидуальной воспитательной работы с сотрудниками, согласовываемых с заместителями по работе с личным составом и утверждаемых начальником горрайлиноргана внутренних дел.


Полагаем, что руководитель горрайлиноргана внутренних дел должен планировать такую работу со своими заместителями и лицами, зачисленными в резерв на выдвижение на названные должности, его заместители соответственно с руководителями структурных подразделений и лицами, зачисленными в резерв на выдвижения на их должности, руководители структурных подразделений и служб со всеми сотрудниками, находящимися в непосредственном подчинении по роду оперативно-служебной деятельности.

Структура планов индивидуальной воспитательной работы может быть различной и зависит от служебного положения руководителя, его опыта работы, количества сотрудников, с которыми необходимо проводить индивидуальную воспитательную работу и ряда других факторов и включать в себя следующие разделы:

1. Для руководителей горрайлинорганов внутренних дел, начальников, имеющих в своем подчинении структурные подразделения:

а) самостоятельная подготовка к проведению индивидуальной воспитательной работы;

б) организация индивидуальной воспитательной работы;

в) личное участие в индивидуальной воспитательной работе с подчиненными.

2. Для иных субъектов индивидуальной воспитательной работы (наставники, общественные объединения и организации):

а) развитие служебной активности и повышение профессионального мастерства;

б) профессионально-нравственное воспитание;

в) укрепление служебной дисциплины и законности;

г) культурно-массовая работа и организация досуга;

д) патриотическое воспитание;

е) работа с семьями сотрудников.

Руководители служб и подразделений, особенно малочисленных, планы индивидуальной воспитательной работы с подчиненными, как правило, составляют без разделов. Главное, чтобы ни один из сотрудников, с которым данному руководителю необходимо проводить такую работу не остался вне поля его зрения.

Эффективность выполнения планируемых индивидуальных воспитательных мероприятий во многом зависит от уровня подготовки самих воспитателей. Знание основ педагогики и психологии, хорошее владение методикой проведения индивидуальной воспитательной работой необходимы каждому руководителю, командиру, наставнику. Поэтому обучение лиц, которые занимаются индивидуальным воспитанием сотрудников, является обязательным элементом организации этой деятельности в любом органе внутренних дел.


Обучение руководителей служб и подразделений, их заместителей вопросам планирования и проведения индивидуальной воспитательной работы должно проводиться, в первую очередь, в системе служебной подготовки. Наряду с лекциями в программу занятий могут включаться практические занятия, деловые игры, «круглые столы», семинары по обмену опытом работы. К чтению лекций, проведению занятий желательно привлекать ученых, преподавателей образовательных учреждений системы МВД России, наиболее опытных воспитателей из числа руководящего состава. Одновременно могут использоваться научно-практические конференции, семинары-совещания и другие формы этой работы.

Положительной оценки заслуживает также практика организации и проведения семинаров с наставниками. В программах подобных встреч значительное место отводится вопросам проведения индивидуальной работы, методикам изучения личности.

Ведение учета и контроля планируемых индивидуальных воспитательных мероприятий дает возможность видеть динамику развития подчиненного, что, в свою очередь, позволяет вносить необходимые коррективы в план индивидуальной воспитательной работы и обеспечивать преемственность.

Документирование хода и результатов индивидуальной воспитательной работы с сотрудником, а также выводов и предложений по результатам индивидуальной воспитательной работы ведется начальником (командиром) структурного подразделения органа внутренних дел в карте индивидуальной воспитательной работы, которая хранится в установленном для служебных документов порядке и по завершении приобщается к личному делу сотрудника1.

Карта индивидуальной воспитательной работы имеет свои преимущества:

  • позволяет вести анализ индивидуальной воспитательной работы с конкретным сотрудником на протяжении длительного времени;

  • дает возможность видеть наглядно изменения, происходящие с сотрудником, и в случае необходимости планировать более эффективные мероприятия;

  • в случае перевода сотрудника в другое подразделение, карта, передаваемая вместе с личным делом, позволит новым руководителям в короткие сроки изучить деловые и личностные качества прибывшего сотрудника и эффективнее планировать индивидуальную воспитательную работу с ним, учитывая при этом раннее проводимые мероприятия.


Повышению действенности планируемых индивидуальных воспитательных мероприятий во многом способствует постоянный контроль, как со стороны начальников горрайлинорганов внутренних дел и их заместителей по работе с личным составом, так и со стороны вышестоящих органов внутренних дел. С этой целью разрабатываются различные памятки.

Необходимо подчеркнуть, что в основе организации воспитательной работы лежит важнейший педагогический принцип — принцип индивидуального и дифференцированного подхода к формированию личности человека.

Организация индивидуальной воспитательной работы включает в себя комплекс элементов, включающий:

  • планирование и документирование индивидуальной воспитательной работы;

  • выявление сотрудников, требующих первоочередной организации индивидуальной воспитательной работы, прежде всего входящих в группу углубленного психолого-педагогического сопровождения;

  • определение круга лиц, на которых возлагается проведение индивидуальной воспитательной работы с личным составом;

  • составление общей схемы организации индивидуальной воспитательной работы в органе внутренних дел;

  • выбор оптимальных форм и методов проведения индивидуальной воспитательной работы;

  • организацию обучения лиц, проводящих индивидуальную воспитательную работу;

  • организационно-методическое обеспечение индивидуальной воспитательной работы;

  • осуществление анализа и контроля состояния и результативности индивидуальной воспитательной работы;

  • обобщение и распространение положительного опыта индивидуальной воспитательной работы.

Организуя воспитательную работу, руководителям органов и подразделений всех степеней, следует иметь в виду, что воспитательные возможности, заложенные в индивидуальной воспитательной работе, сами по себе не трансформируются в высокие показатели сотрудников в оперативно-служебной деятельности и соблюдении дисциплины. Они реализуются благодаря целеустремленной, конкретной и взаимной работе руководителей, актива и воспитуемых.