Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 560
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России
Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека
Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом
Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива
Раздел III. Основные направления воспитательной работы
Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма
Глава 2. Правовое воспитание личного состава
Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
Глава 3. Формы воспитания личного состава
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
Научно-обоснованная организация и проведение воспитательной работы и ее успех, во многом зависит, от своевременного и правильного планирования.
Как показывает практика, планирование мер по активизации воспитательной работы и состояние контроля за выполнением намеченных мероприятий еще не отвечает предъявляемым требованиям. Во многих органах внутренних дел составлению планов не предшествует глубокая аналитическая работа, а сами планы еще не стали взвешенной программой конкретных действий. В них отсутствуют новизна, необходимая конкретность, комплексность и обоснованность планируемых мероприятий, их преемственность по целям и реальность сроков исполнения.
Низкое качество планирования сочетается и с ослаблением системы контроля за ходом выполнения запланированных мероприятий, что приводит к необоснованному переносу сроков выполнения тех или иных мероприятий.
На наш взгляд, под планированием воспитательной работы в органах и подразделениях внутренних дел следует понимать деятельность субъектов воспитательной работы по определению целей и задач, средств и способов, принципов и методов, возможных к использованию последовательно и творчески, при проведении воспитательной работы на предстоящий период оперативно-служебной деятельности, способствующих ее выполнению в соответствии с требованиями действующего законодательства и в конкретные сроки.
То есть планирование — это один из важнейших элементов организации воспитательной работы, а сам план — это руководящий, научно-обоснованный документ, рассчитанный на определенный отрезок времени и предусматривающий мероприятия, которые необходимо осуществить конкретным сотрудникам (руководителям, наставникам, общественным организациям и объединениям), с конкретными категориями и личностями сотрудников и в конкретные сроки2.
Значение планирования в организации воспитательной работы заключается в том, что:
-
оно придает повседневной воспитательной работе системный, целенаправленный и конкретный характер, позволяющий сосредоточить усилия каждого сотрудника на решении актуальных проблем, стоящих перед органом или подразделением внутренних дел; -
обеспечивает ритмичную деятельность субъектов воспитательной работы в течение планируемого периода; -
повышает ответственность исполнителей за конкретный участок в воспитательном процессе; -
облегчает организацию контроля и оценку деятельности субъектов и объектов воспитательного воздействия.
В горрайлиноргане внутренних дел мероприятия воспитательной работы включаются отдельным разделом в план работы на год1.
В плане мероприятий горрайлиноргана внутренних дел по организации воспитательной работы, в частности, находят отражение следующие направления деятельности:
-
привлечение руководящего состава и актива к воспитанию сотрудников; -
организация их обучения и оказание им методической и практической помощи; -
контроль за состоянием этой работы в подразделениях и службах горрайлиноргана внутренних дел; -
заслушивание отчетов руководителей об их участии в воспитании подчиненных; -
анализ действенности воспитания; -
обсуждение вопросов ее совершенствования на заседаниях кадровых и аттестационных комиссий, оперативных совещаниях; -
обобщение и распространение передового опыта воспитательной работы.
Руководители служб и подразделений планируют воспитательную работу в специальных разделах планов работы данных коллективов. В них могут включаться мероприятия по следующим основным направлениям воспитательной работы:2
-
изучение индивидуальных особенностей личности подчиненных с целью определения форм и методов воспитательного воздействия на них; -
повышение правовой культуры, правового воспитания сотрудников и развитие их общественной активности; -
развитие служебной активности подчиненных, повышение их профессионального мастерства, общеобразовательного уровня; -
укрепление сознательной служебной дисциплины и законности, воспитание высоких нравственных качеств, ограждение от нежелательных и порочащих связей; -
совершенствование организации проведения свободного времени сотрудников, расширение их культурного кругозора; -
работа с семьями сотрудников, оказание им содействия в решении социально-бытовых проблем.
Организация планирования индивидуальной воспитательной работы отличается своими особенностями1. Во многих горрайлинорганах внутренних дел, их структурных подразделениях и службах хорошо себя зарекомендовала практика составления ежеквартальных планов индивидуальной воспитательной работы с сотрудниками, согласовываемых с заместителями по работе с личным составом и утверждаемых начальником горрайлиноргана внутренних дел.
Полагаем, что руководитель горрайлиноргана внутренних дел должен планировать такую работу со своими заместителями и лицами, зачисленными в резерв на выдвижение на названные должности, его заместители соответственно с руководителями структурных подразделений и лицами, зачисленными в резерв на выдвижения на их должности, руководители структурных подразделений и служб со всеми сотрудниками, находящимися в непосредственном подчинении по роду оперативно-служебной деятельности.
Структура планов индивидуальной воспитательной работы может быть различной и зависит от служебного положения руководителя, его опыта работы, количества сотрудников, с которыми необходимо проводить индивидуальную воспитательную работу и ряда других факторов и включать в себя следующие разделы:
1. Для руководителей горрайлинорганов внутренних дел, начальников, имеющих в своем подчинении структурные подразделения:
а) самостоятельная подготовка к проведению индивидуальной воспитательной работы;
б) организация индивидуальной воспитательной работы;
в) личное участие в индивидуальной воспитательной работе с подчиненными.
2. Для иных субъектов индивидуальной воспитательной работы (наставники, общественные объединения и организации):
а) развитие служебной активности и повышение профессионального мастерства;
б) профессионально-нравственное воспитание;
в) укрепление служебной дисциплины и законности;
г) культурно-массовая работа и организация досуга;
д) патриотическое воспитание;
е) работа с семьями сотрудников.
Руководители служб и подразделений, особенно малочисленных, планы индивидуальной воспитательной работы с подчиненными, как правило, составляют без разделов. Главное, чтобы ни один из сотрудников, с которым данному руководителю необходимо проводить такую работу не остался вне поля его зрения.
Эффективность выполнения планируемых индивидуальных воспитательных мероприятий во многом зависит от уровня подготовки самих воспитателей. Знание основ педагогики и психологии, хорошее владение методикой проведения индивидуальной воспитательной работой необходимы каждому руководителю, командиру, наставнику. Поэтому обучение лиц, которые занимаются индивидуальным воспитанием сотрудников, является обязательным элементом организации этой деятельности в любом органе внутренних дел.
Обучение руководителей служб и подразделений, их заместителей вопросам планирования и проведения индивидуальной воспитательной работы должно проводиться, в первую очередь, в системе служебной подготовки. Наряду с лекциями в программу занятий могут включаться практические занятия, деловые игры, «круглые столы», семинары по обмену опытом работы. К чтению лекций, проведению занятий желательно привлекать ученых, преподавателей образовательных учреждений системы МВД России, наиболее опытных воспитателей из числа руководящего состава. Одновременно могут использоваться научно-практические конференции, семинары-совещания и другие формы этой работы.
Положительной оценки заслуживает также практика организации и проведения семинаров с наставниками. В программах подобных встреч значительное место отводится вопросам проведения индивидуальной работы, методикам изучения личности.
Ведение учета и контроля планируемых индивидуальных воспитательных мероприятий дает возможность видеть динамику развития подчиненного, что, в свою очередь, позволяет вносить необходимые коррективы в план индивидуальной воспитательной работы и обеспечивать преемственность.
Документирование хода и результатов индивидуальной воспитательной работы с сотрудником, а также выводов и предложений по результатам индивидуальной воспитательной работы ведется начальником (командиром) структурного подразделения органа внутренних дел в карте индивидуальной воспитательной работы, которая хранится в установленном для служебных документов порядке и по завершении приобщается к личному делу сотрудника1.
Карта индивидуальной воспитательной работы имеет свои преимущества:
-
позволяет вести анализ индивидуальной воспитательной работы с конкретным сотрудником на протяжении длительного времени; -
дает возможность видеть наглядно изменения, происходящие с сотрудником, и в случае необходимости планировать более эффективные мероприятия; -
в случае перевода сотрудника в другое подразделение, карта, передаваемая вместе с личным делом, позволит новым руководителям в короткие сроки изучить деловые и личностные качества прибывшего сотрудника и эффективнее планировать индивидуальную воспитательную работу с ним, учитывая при этом раннее проводимые мероприятия.
Повышению действенности планируемых индивидуальных воспитательных мероприятий во многом способствует постоянный контроль, как со стороны начальников горрайлинорганов внутренних дел и их заместителей по работе с личным составом, так и со стороны вышестоящих органов внутренних дел. С этой целью разрабатываются различные памятки.
Необходимо подчеркнуть, что в основе организации воспитательной работы лежит важнейший педагогический принцип — принцип индивидуального и дифференцированного подхода к формированию личности человека.
Организация индивидуальной воспитательной работы включает в себя комплекс элементов, включающий:
-
планирование и документирование индивидуальной воспитательной работы; -
выявление сотрудников, требующих первоочередной организации индивидуальной воспитательной работы, прежде всего входящих в группу углубленного психолого-педагогического сопровождения; -
определение круга лиц, на которых возлагается проведение индивидуальной воспитательной работы с личным составом; -
составление общей схемы организации индивидуальной воспитательной работы в органе внутренних дел; -
выбор оптимальных форм и методов проведения индивидуальной воспитательной работы; -
организацию обучения лиц, проводящих индивидуальную воспитательную работу; -
организационно-методическое обеспечение индивидуальной воспитательной работы; -
осуществление анализа и контроля состояния и результативности индивидуальной воспитательной работы; -
обобщение и распространение положительного опыта индивидуальной воспитательной работы.
Организуя воспитательную работу, руководителям органов и подразделений всех степеней, следует иметь в виду, что воспитательные возможности, заложенные в индивидуальной воспитательной работе, сами по себе не трансформируются в высокие показатели сотрудников в оперативно-служебной деятельности и соблюдении дисциплины. Они реализуются благодаря целеустремленной, конкретной и взаимной работе руководителей, актива и воспитуемых.