Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 533

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий

свои силы и возможности, повысить их активность и самостоятельность.

Основными требованиями данного принципа являются:

  • использование лучших качеств сотрудников в их воспитании;

  • активное применение не административных мер, а убеждения, примера, т.е. методов, опирающихся на положительную мотивацию деятельности сотрудника и пробуждающих его подлинную активность;

  • показ перспектив роста сотрудников; создание условий для проявления положительных качеств личности и свойств коллектива;

  • соблюдение педагогического такта в критике недостатков и др.

Принцип целеустремленности воспитания обусловливает направленность всей воспитательной работы, ее подчинение общим целям и специфическим задачам воспитания сотрудников. Основными требованиями этого принципа являются творчество в постановке и решении задач воспитательной работы в целом и каждого воспитательного мероприятия (воздействия) в отдельности, недопустимость стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств решения задач воспитания.

Реализуя данный принцип, важно добиваться тесной связи содержания воспитания с жизнью, с конкретными оперативно-служебными задачами коллектива, решаемыми сотрудниками; плановости и четкой организации воспитательной работы, ее конкретности и оперативности; проявления выдержки, настойчивости и такта в достижении поставленной цели; наступательности и непримиримости к негативным явлениям.

Воспитание сотрудников в коллективе и через коллектив. Воспитывающая сила коллектива состоит в том, что он связывает всех сотрудников совместной деятельностью по выполнению общих целей и задач, раскрывает каждому из них общественную значимость и полезность профессиональной деятельности. В коллективе создается возможность реализации своих личных планов, удовлетворения индивидуальных потребностей. Воспитывающая сила коллектива проявляется и в самом процессе коллективного труда. Воспитательные возможности коллектива заключаются в формировании общественного мнения, выражающего требования, предъявляемые к каждому сотруднику, регламентирующего его поведение.

Большое значение в решении воспитательных задач имеет коллективное настроение. Являясь свидетелем одних и тех же событий в жизни подразделения, сотрудники в коллективе переживают их глубже, ярче, чем в одиночку. Чувства их как бы синтезируются, определяя соответствующий коллективный настрой, обостряющий эмоциональные переживания каждого. Большой силой воздействия обладают традиции. Устойчивые коллективы всегда характеризуются сложившимся традиционным стилем и порядком работы, что объединяет людей, сплачивает их. Основными путями использования воспитывающих факторов коллектива являются:


  • организация жизни и деятельности коллектива в соответствии с предъявляемыми требованиями; систематическая деятельность руководителей по формированию и сплочению коллектива сотрудников;

  • создание актива среди сотрудников и руководство им; поддержка всего нового, перспективного и закрепление его в виде традиций;

  • всемерное расширение и одобрение инициативы, творчества и самостоятельности сотрудников в решении задач, касающихся жизни коллектива;

  • коллективное обсуждение и решение вопросов поддержания высоконравственных взаимоотношений;

  • использование силы общественного мнения в целях предупреждения негативных явлений в среде сотрудников;

  • повышение ответственности каждого сотрудника за положение дел в коллективе.

Эффективность процесса воспитания зависит от соблюдения принципа единства воспитания и самовоспитания. Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности. В процессе самовоспитания личность выступает как субъект воспитательного процесса. Самовоспитание непосредственно зависит от содержания жизни и деятельности сотрудников, их интересов, потребностей, отношений. Оно сопутствует воспитанию и в то же время становится его результатом. Для успеха самовоспитания важно, чтобы сотрудник научился правильно оценивать себя, мог заметить свои негативные качества, мешающие решать профессиональные задачи.

Сочетание требовательности руководителя к сотрудникам с уважением их личного достоинства, заботой о них — это не просто предъявление высоких требований к личности, а необходимое условие того, чтобы требовательность не переродилась в администрирование, не потеряла воспитательного характера. Требовательность к сотрудникам эффективна тогда, когда она справедлива и целесообразна, исходит из интересов дела, помогает решению задач, сочетается с уважением личного достоинства воспитуемых, доверием к ним, исключает элементы грубости, унижения личного достоинства. Даже единичные случаи нарушения этих условий приводят к ущербу в воспитательной работе, способствуют созданию нездоровой морально-психологической обстановки. Доверие, уважение и высокая ответственность за порученное дело — сильные средства воспитания человека. Требовательность как педагогический метод предполагает заботу о сотрудниках, создание реальных условий для реализации разумных потребностей. Если воспитатель предъявляет требования, то он должен знать, что условия для их выполнения имеются. Требовательность оказывает воспитательное воздействие только тогда, когда соблюдается педагогический такт, когда сотрудник чувствует, что требования руководителя лишены субъективизма, предвзятости, исходят из интересов дела. В то же время необходимо помнить, что предъявляемые к сотруднику требования должны носить принципиальный характер, свидетельствовать о непримиримости к недостаткам в деятельности и его личном поведении. Воспитывающее влияние требовательности обеспечивается также ее обязательностью для всех. Недопустимы колебания в настроении воспитателя, проявления симпатий и антипатий к сотрудникам. Кроме того, сотрудники должны видеть, что требовательность руководителя к ним постоянно сочетается с его жесткой требовательностью к своему поведению.


Воспитание предполагает возможно более полный учет особенностей сотрудников. Это требование закреплено в принципе индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании.

Индивидуальный подход в воспитании означает изучение и учет всех качеств и свойств личности, анализ внешних и внутренних ее проявлений (действий, целей, настроений, интересов и т.д.), учет положительных сторон личности и недостатков. Основой индивидуального подхода является глубокое и всестороннее изучение человека.

Единство воспитательной работы достигается общим целеустремленным подходом всех категорий воспитателей к решению воспитательных задач, осуществлением воспитательного влияния с позиций единых взглядов на цели и задачи воспитания, едиными принципами и методами педагогического воздействия, едиными требованиями и критериями оценки положения дел в коллективе — в этом заключается смысл единства в воспитании сотрудников. Все это, конечно же, предполагает творчество воспитателей в применении педагогических средств и способов воздействия, характеризует их уникальность, неповторимость. Как показывает практика, усилия воспитателей не будут эффективны, если не обеспечить координацию проводимых воспитательных воздействий. Их необходимо согласовать как по содержанию, так по месту и времени, с учетом особенностей различных категорий специалистов.

Процесс воспитания осуществляется во всех видах деятельности сотрудников, поэтому предполагает применение разнообразных методов, средств и форм воздействия. А они эффективны тогда, когда составляют комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных педагогических мер.
Вопросы для самоконтроля

  • С какой целью осуществляется воспитательная работа в органах внутренних дел и какие задачи решает?

  • Назовите субъекты воспитательной работы в органах внутренних дел.

  • Кто выступает в качестве объекта воспитательной работы?

  • Что подразумевают под содержанием воспитательной работы?

  • Какова роль нормативных правовых актов в воспитательной деятельности субъектов воспитания личного состава органов внутренних дел?

  • Назовите основные этапы реализации задач психологического обеспечения в процессе служебной карьеры сотрудника органов внутренних дел.

  • Какие методы практической психологии вы знаете?

  • Какие задачи решают психологи органов внутренних дел в области профилактики нарушений служебной дисциплины, законности в деятельности личного состава?

  • Какие из перспективных направлений профессиональной специализации психологов органов внутренних дел вы можете назвать?

  • Что такое психолого-педагогическая компетентность сотрудника (руководителя) органов внутренних дел?

  • Что дает психологическое изучение особенностей деятельности сотрудников основных подразделений для реализации задач профессионального воспитания?



Задания для самостоятельной работы

  • Проанализируйте правовые основы воспитательной работы в органах внутренних дел Российской Федерации. Выделите их сильные и слабые стороны.

  • Назовите принципы воспитательной работы в органах внутренних дел и проанализируйте их.

  • Исследуйте направления воспитательной работы в органах внутренних дел Российской Федерации с точки зрения их полноты, соответствия современному состоянию развития общества и системы МВД России.

  • Сформулируйте направления применения психологической информации в проведении руководителем индивидуально-воспитательной работы с подчиненными.

  • Изложите Ваш взгляд на перспективы развития системы психологического обеспечения в органах внутренних дел.


Литература по разделу

  • Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС при Президенте Российской Федерации, Международный акмеологический ин-т, 2002.

  • Бархаев Б. П., Караяни А. Г., Перевалов В. Ф., Сыромятников И. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. — М.: Воениздат, 2006.

  • Буданов А. В., Латкова И. А. Профессиональное воспитание в учебном процессе образовательных учреждений МВД России. — М.: Академия управления МВД России, 1997.

  • Будило И. В., Дроздов В. А. Организация работы с личным составом горрайлинорганов внутренних дел // Правовые и организационные основы деятельности руководителей горрайлинорганов внутренних дел: Учебное пособие / Под общ. ред. А. Ф. Майдыкова и А. Н. Кадынцева. — М.: Академия управления МВД России, 2006.

  • Будило И. В., Иванов Ю. П., Карпов В. С., Сухинин А. В., Холманов Е. А. Воспитательные аппараты в системе работы с кадрами МВД России: Учебно-методич. материалы (дсп). — М.: Академия управления МВД России, 2001.

Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Р. Г. Нургалиева на Всероссийском совещании руководителей аппаратов по работе с личным составом 2 октября 2007 года // Профессионал. − 2007. − № 6.

  • Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. — М., 2000.

  • Диагностика и развитие управленческого потенциала руководителя органа внутренних дел: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. В. Л. Кубышко. — М.: ЦОКР МВД России, 2006.

  • Закатов В. В. Реформирование организации и содержания воспитательной работы в образовательных учреждениях начального профессионального образования МВД России. В сб. Актуальные проблемы совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ОВД: Материалы межвузовской научно-практической конференции / Под общ. ред. Ю. Н. Демидова, В. В. Мотина; Сост. М. А. Акимова, Л. К. Пирогова. — Домодедово: ВИПК МВД России, 2007.

  • Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 18.04.1991, № 16, ст. 503. (В ред. Законов РФ от 18.02.1993 № 4510-1, от 1.07.1993 № 5304-1, Федеральных законов от 15.06.1996 № 73-ФЗ, от 31.03.1999 № 68-ФЗ, от 6.12.1999 № 209-ФЗ, от 25.07.2000 № 105-ФЗ, от 7.11.2000 № 135-ФЗ, от 29.12.2000 № 163-ФЗ, от 26.07.2001 № 104-ФЗ, от 4.08.2001 № 108-ФЗ, от 25.04.2002 № 41-ФЗ, от 30.06.2002 № 78-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 7.07.2003 № 111-ФЗ, от 8.12.2003 № 161-ФЗ, от 20.07.2004 № 69-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 21.03.2005 № 20-ФЗ, от 1.04.2005 № 27-ФЗ, от 9.05.2005 № 45-ФЗ, от 8.06.2006 № 80-ФЗ, от 18.07.2006 № 121-ФЗ, от 25.07.2006 № 126-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 2.03.2007 № 24-ФЗ, от 2.10.2007 № 225-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями ВС РФ от 18.04.1991 № 1027-1, от 23.05.1992 № 2826-1, от 17.02.1993 № 4496-1, Федеральными законами от 30.12.2001 № 194-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 23.12.2003 № 186-ФЗ).

  • Зыбин С.Ф. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел. — СПб., 1996.

  • Зыбин С.Ф., Стремоухов А.В. Научные основы организационно-правовой работы с кадрами органов внутренних дел. — СПб., 1994.

  • Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие. — СПб.: «Питер», 2003.

  • Кикоть В. Опираясь на прошлое, строим будущее // Щит и меч. 2008. № 6 (1118). 14 февраля.

  • Козлов С. С. Организационно-правовые аспекты деятельности кадровых аппаратов органов внутренних дел по совершенствованию воспитательной работы с сотрудниками в современных условиях: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М.: Академия управления МВД России, 2000.

  • Комплексное реформирование системы воспитательной работы в органах внутренних дел (правовые основы): Сборник / Под ред. В. Л. Кубышко. — М.: ЦОКР МВД России, 2007.

  • Конституция Российской Федерации 1993 года (с изм. указов Президента РФ от 9.01.1996 № 20, от 10.02.1996 № 173, от 9.06.2001 № 679, от 25.07.2003 № 841, Федеральных конституционных законов от 25.03.2004 № 1-ФКЗ, от 14.10.2005 № 6-ФКЗ, от 12.07.2006 № 2-ФКЗ, от 30.12.2006 № 6-ФКЗ, от 21.07.2007 № 5-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237. 25 декабря.

  • Кубышко В. Л. Воспитательная работа в органах внутренних дел и пути ее комплексного реформирования // Профессионал. − 2007. − № 6.

  • Лебедев Г. П., Акимова М. А. Организация индивидуально-воспитательной работы в органах внутренних дел: Лекция. — 3-е изд., перераб. и доп. — Домодедово: ВИПК МВД России, 2007.

  • Лойт Х. Х., Шамаров В. М. Основы воспитательной работы в органах внутренних дел. — М., 1998.

  • Лукъянцев С. М. Организация процесса воспитания личного состава части: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — М.: Военный университет, 2004.

  • Марков А. И. Индивидуальная воспитательная работа: основные направления, формы и методы ее организации и проведения в органах внутренних дел: Научно-практическое пособие / Под общ. ред. П. П. Баранова. — Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2002.

  • Материалы расширенного заседания коллегии МВД России от 17 февраля 2006 г. // Щит и меч. − 2006. — № 8 (1024). − 23 февраля.

  • О безотлагательных мерах по совершенствованию работы с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 30 апреля 2009 года № 341.

  • О вводе в эксплуатацию автоматизированной информационной системы «Социальная защита»: Приказ МВД России от 4 мая 2008 г. № 391.

  • О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел: Приказ МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120.

  • О координационно-методических советах по психологическому обеспечению работы с личным составом органов, подразделений, учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 24 декабря 2008 года № 1143.

  • О литературном конкурсе МВД России «Доброе слово»: Приказ МВД России от 24 декабря 2008 года № 1147.

  • О мерах по профилактике и предупреждению чрезвычайных происшествий и преступлений среди личного состава органов внутренних дел Российской Федерации: Распоряжение МВД России от 28 апреля 2009 г. № 1/3369дсп.

  • О направлении методических рекомендаций: Письмо ДКО МВД России от 29 мая 2009 года № 21/7/5044. Приложение: Методические рекомендации по использованию института личного поручительства.

  • О направлении методических рекомендаций: Письмо ДКО МВД России от 6 июля 2009 года № 21/19/6286. Приложение: Методические рекомендации по организации мониторинга социально-экономического и правового положения членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудников, ставших инвалидами вследствие увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, полученных при исполнении служебных обязанностей.

  • О направлении методических рекомендаций: Письмо ДКО МВД России от 9 июня 2009 года № 21/21/5390. Приложение: Методические рекомендации о порядке использования потенциала культурных центров МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО для сотрудников органов внутренних дел и членов их семей.

  • О направлении методических рекомендаций: Письмо ДКО МВД России от 30 июня 2009 года № 21/6/6143. Приложение: Методические рекомендации «Организация патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России».

  • О направлении методических рекомендаций: Письмо МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1/9795. Приложение: Методические рекомендации по организации и проведению единых дней государственно-правового информирования сотрудников органов внутренних дел.

  • О направлении методических рекомендаций: Письмо МВД России от 5 января 2009 г. № 1/9. Приложение: Методические рекомендации по организации индивидуальной воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел, курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России.

  • О некоторых вопросах организации и развития социального туризма в системе МВД России и ФМС России: Приказ МВД России от 22 февраля 2007 г. № 188.

  • О некоторых организационных вопросах и структурном построении органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 30 декабря 2007 г. № 1220.

  • О неотложных мерах по укреплению дисциплины и законности в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России: Приказ МВД России от 2 августа 1996 г. № 426.

  • О повышении ответственности руководителей органов, подразделений и учреждений системы МВД России за состояние служебной дисциплины и законности среди личного состава: Распоряжение МВД России от 18 декабря 2007 г. № 1/9976.

  • О порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 19 мая 2009 года № 386.

  • О предупреждении правонарушений со стороны сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России, укреплении дисциплины и законности в их деятельности, уважительном и внимательном отношении к гражданам: Приказ МВД России от 7 января 1998 г. № 170 дсп.

  • О привлечении пенсионеров к работе в системе МВД России: Приказ МВД России от 30 июля 1997 г. № 859.

  • О проведении открытых общегородских (гарнизонных) строевых смотров и разводов милицейских нарядов для заступления на службу по охране общественного порядка: Распоряжение МВД России от 2 июня 2008 г. № 1/4020.

  • О проведении смотра-конкурса на лучший музей, комнату истории органов внутренних дел и смотра-конкурса на лучшую комнату воспитательной работы органов внутренних дел: Распоряжение МВД России от 24 июня 2009 г. № 1/5009.

  • О профилактике гибели и ранений среди сотрудников органов внутренних дел: Распоряжение МВД России от 17 января 2008 г. № 1/374.

  • О профилактике суицидальных происшествий в органах, подразделениях, учреждениях системы МВД России: Приказ МВД России от 24 декабря 2008 года № 1142.

  • О совершенствовании деятельности библиотек органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 24 декабря 2008 года № 1146.

  • О фестивале музыкального творчества МВД России «Щит и Лира»: Приказ МВД России от 26 мая 2007 г. № 468.

  • О фотоконкурсе МВД России «Открытый взгляд»: Приказ МВД России от 13 октября 2008 г. № 880.

  • Об информационно-пропагандистской работе Приказ МВД России от 10 апреля 2006 г. № 246.

  • Об организации защиты личного состава органов, подразделений, учреждений системы МВД России от негативного информационно-психологического воздействия: Распоряжение МВД России от 29 января 2009 года № 1/645дсп.

  • Об организации социальной работы с членами семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудниками, ставшими инвалидами вследствие военной травмы: Приказ МВД России от 24 сентября 2007 г. № 824.

  • Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 24 декабря 2008 года № 1140.

  • Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 24 декабря 2008 года № 1138.

  • Об утверждении Концепции воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России: Приказ МВД России от 10 декабря 1996 г. № 651.

  • Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 29 июня 2009 года № 490.

  • Об утверждении Положения о порядке формирования резерва для назначения на должности руководящего состава органов внутренних дел Российской Федерации и работе с ним: Приказ МВД России от 13 июля 2007 г. № 629.

  • Об утверждении Положения об организации деятельности музеев и комнат истории органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 24 декабря 2008 года № 1145.

  • Об утверждении Положения об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 24 декабря 2008 года № 1139.

  • Об утверждении Положения об основах организации психологического обеспечения работы с личным составом в органах внутренних дел: Приказ МВД России от 26 сентября 2006 г. № 770.

  • Об утверждении Типового положения о комиссии органа, подразделения, учреждения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по служебной дисциплине и профессиональной этике: Приказ МВД России от 27 июля 2009 года № 579.

  • Об утверждении Типового положения о подразделении психологического обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 24 декабря 2008 года № 1141.

  • Обзор опыта работы немецкой полиции по итогам командирования сотрудников образовательных учреждений МВД России в ФРГ в 2006−2007 гг.: Учебно-методическое пособие. — М.: ЦОКР МВД России, 2007.

  • Обращение Министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России от 23 августа 2005 г. № 1/5758 // Щит и Меч. − 2005. − № 32 (1000). − 25 августа.

  • Организация воспитательной работы и предупреждения правонарушений в полиции зарубежных стран. Обзорная информация. Зарубежный опыт. Вып. 9. — М.: ГИЦ МВД России, 2000.

  • Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел: Учебное пособие / Под общ ред. В. Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД России, 2008.

  • Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006−2010 годы: Государственная программа: Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422.

  • Полищук В. Обучение и воспитание: комплексный подход // Высшее образование в России. − 2005. − С. 62−68.

  • Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: Утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288, Федеральных законов от 30.06.2002 № 78-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 01.04.2005 № 27-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 01.12.2007 № 311-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от 17.07.1999 № 177-ФЗ, от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ) от 25.07.2002 № 116-ФЗ).

  • Правовое регулирование психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел: Методическое пособие. — М.: ЦОКР МВД России, 2006.

  • Программа комплексного реформирования системы организации работы с личным составом органов, подразделений, учреждений системы МВД России на 2007-2009 годы: Утверждена первым заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации 9 июля 2007 г. № 1/5446.

  • Психология и педагогика в правоохранительной деятельности: Учебное пособие / Под ред. И. Д. Мариновской. — М.: Центр юридической литературы «Щит», 2001.

  • Работа с личным составом в органах внутренних дел (документы и материалы 2008−2009 гг.): Сборник / Под общ. ред. В.Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД России, 2009.

  • Работа с личным составом в органах внутренних дел (документы и материалы 2007−2089 гг.): Сборник / Под общ. ред. В.Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД России, 2008.

  • Работа с личным составом в органах внутренних дел (документы и материалы 2006−2007 гг.): Сборник / Под общ. ред. В.Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД России, 2007.

  • Решение коллегии МВД России от 23 декабря 1998 г. № 6 км/1 «О состоянии работы с кадрами и кадровой политике в системе МВД России». Объявлено приказом МВД РФ от 11.01.1999 г. № 12.

  • Решение Коллегии МВД России от 23 июля 1996 г. № 3 км/1 «О неотложных мерах по укреплению дисциплины и законности в органах внутренних дел и внутренних войск МВД России». Объявлено приказом МВД России от 2.08.1996 г. № 426.

  • Решение коллегии МВД России от 29 октября 1993 г. № 5 км/1 «О состоянии и мерах совершенствования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел».Объявлено приказом МВД РФ от 19.11.1993 г. № 501.

  • Суслов Н. В. Совершенствование организации воспитания курсантов (слушателей) военных образовательных учреждений внутренних войск МВД России: Дисс. ... канд. пед. наук. — М.: Военный университет, 2001.

  • Шамаров В. М., Лойт Х. Х. Воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел. — М., 2000.

  • Щеглов А. Персонал полиции за рубежом: кадровая и воспитательная работа. // Профессионал. − 2002. − № 4.

  • Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. А. М. Столяренко. — М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2003.

Раздел III. Основные направления воспитательной работы