Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 528

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий



  • проведение аналитической работы по выявлению изменений в структуре движения кадров, состояния дисциплины и соблюдения законности (по психологическим показателям);

  • внесение предложений по совершенствованию и развитию организационно-психологической культуры органов и подразделений, корректировке стиля и методов организации работы с подчиненными;

  • проведение психологических экспертиз по социально значимым правонарушениям и проступкам, совершенным сотрудниками органов внутренних дел (в рамках служебных проверок) и внесение рекомендаций по их профилактике, улучшению дисциплинарной практики;

  • разработка рекомендаций для руководителей органов внутренних дел по применению психологически обоснованных приемов и методов при организации и проведении индивидуальной воспитательной работы с личным составом.

Назрела потребность в разработке такого направления работы как психологическое обеспечение деятельности руководителей, прежде всего городских и районных отделов внутренних дел, по укреплению служебной дисциплины среди личного состава.

Надо отметить, что сейчас прослеживается тенденция системного увеличения количества проводимых психологами реабилитационных мероприятий. При этом количество самоубийств среди сотрудников в последние годы стабильно снижается. Именно системность необходима и в организации профилактической работы по укреплению служебной дисциплины.

Следует помнить, что любой проступок, любое правонарушение среди личного состава не может остаться сегодня без внимания психолога, так как их глубинные причины кроются в психологии. Там же, в психологии личности — резерв достоинства, самоуважения и нравственной оценки собственных поступков. В прошлом негативном опыте сотрудника нередко скрыта «пружина» деструктивности, и обязанность психолога помочь ему разобраться в себе и преодолеть тяжелый груз травмирующих душу переживаний.

Психолог должен помочь отыскать для каждого сотрудника, оказавшегося в ситуации психологического кризиса, нравственного или правового конфликта, альтернативный способ преодоления, конструктивного выхода из состояния внутреннего конфликта. Это позволит реализовать стратегию сбережения кадрового потенциала, профилактическую направленность всей системы воспитательной работы.

Требуется активизировать работу психологов и в области социально-психологических исследований служебных коллективов. Цель этих исследований — оценка и коррекция стиля деятельности руководителя, морально-психологического климата, уровня служебной мотивации сотрудников. Данные социально-психологических исследований позволяют повысить системность управленческой деятельности руководителя, получать обратную информацию об эффективности принимаемых управленческих решений, отслеживать настроения личного состава и своевременно их корректировать.


Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Р. Г. Нургалиев прямо говорит о необходимости осуществлять комплексный мониторинг социально-психологического климата в служебных и учебных коллективах, организовать информирование руководителей всех уровней о морально-психологическом состоянии личного состава с принятием действенных мер по его стабилизации.

Такая работа должна быть нацелена на оказание психологической помощи в преодолении различного рода кризисных ситуаций, трудностей общения, в разрешении конфликтов и налаживании взаимоотношений, в использовании социально-психологических приемов и способов управления людьми, на обеспечение психологически устойчивой деятельности коллектива в различных напряженных и экстремальных ситуациях.

Психологам следует принимать более активное участие в организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, в обеспечении индивидуальной воспитательной работы. В частности:

  • обучении сотрудников психологически грамотным, умелым и эффективным действиям, обеспечивающим успешное выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач;

  • совершенствовании навыков руководящего состава по управлению, обучению и воспитанию подчиненных, по внедрению в практику оперативно-служебной деятельности достижений психологической науки и практики, передовых форм и методов работы;

  • формировании профессиональной культуры и развитии профессионального самосознания сотрудников, чувства ответственности за свои действия, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики деятельности в конкретных подразделениях;

  • обучении сотрудников приемам и способам обеспечения профессиональной и личной безопасности в чрезвычайных обстоятельствах и в экстремальных условиях служебной деятельности;

  • поддержании у сотрудников постоянной готовности решительно и умело пресекать различные противоправные проявления, грамотно используя психологическое воздействие, физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие;

  • формировании высокой психологической устойчивости сотрудников, развитии у них профессиональной наблюдательности, бдительности, мышления и других важных психологических качеств;

  • совершенствовании навыков общения с различными категориями граждан и эффективного решения оперативно-служебных задач психологическими средствами;

  • разработке для руководителей органов внутренних дел, кадровых подразделений рекомендаций по применению в работе с сотрудниками мер социально-психологического, индивидуально-воспитательного и реабилитационного характера.

  • формировании и развитии культуры общения с гражданами, коммуникативной и социально-психологической компетентности руководителей всех уровней.


К сожалению, еще не все руководители понимают сегодня, что сотрудник органа внутренних дел большую часть времени при выполнении служебных обязанностей проводит в негативной среде, в остроконфликтных ситуациях. И этот отпечаток постоянно присутствует в его жизни: и в семье, и на работе, и на отдыхе. Сотрудник постоянно находится в состоянии напряженности, риска.

Руководителям следует проявлять свою компетентность в работе с личным составом, умение опираться на возможности психологической науки и практической психологии.

Психологическая компетентностьпредставляет собой структурную систему знаний о человеке как индивиде, индивидуальности, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные и иные взаимодействия1. Высокий уровень психологической компетентности обеспечивает успешное освоение психологических методов управления «человеческой составляющей». В настоящее время активно проводятся исследования структуры и содержания различных видов профессиональной компетентности. А. А. Деркач и соавторы обосновали структуру психологической компетентности, включающую несколько взаимосвязанных подструктур:

  • социально-перцептивная компетентность (знание людей, основу составляет наблюдательность и проницаемость);

  • социально-психологическая компетентность (закономерности поведения, деятельности и отношений человека, включенного в профессиональную группу), в том числе конфликтологическая;

  • аутопсихологическая компетентность (самопознание, самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, самоэффективность);

  • коммуникативная компетентность (знание о различных стратегиях и методах эффективного общения);

  • психолого-педагогическая компетентность (знание методов осуществления влияния, информационно-психологического воздействия).

От психологической компетентности первых руководителей, от их заместителей по работе с личным составом во многом зависит правильная постановка задач, создание необходимых условий для их работы, возможности для наращивания вклада психологов не только в работу с личным составом, но и в решение основных задач оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел. Психологи с гордостью носят милицейские погоны и нацелены на большую отдачу от своей работы.


В интересах более эффективного решения задач, определенных руководством МВД России в сфере работы с кадрами и ведомственного профессионального образования, психологическая службы должна вступить в новый этап своего развития, а психологи — увидеть горизонты своего профессионально-должностного роста (см. рис. 2).



Рис. 2. Перспективы развития психологического обеспечения
в органах внутренних дел.
Реализация вышеперечисленных направлений совершенствования психологического обеспечения работы с личным составом должна способствовать консолидации подчас еще разрозненных сил и средств, росту взаимопонимания, согласованности представлений, интересов и действий различных субъектов работы с личным составом — от первого руководителя до сотрудников-наставников. Психолог уже стал необходимым и равноправным субъектом работы с личным составом, генератором новых идей и подходов в этой деятельности.

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности
и коллектива




§ 1. Закономерности процесса воспитания сотрудников
органов внутренних дел



Конечная цель любого педагогического исследования — выявление порядка, регулярность в изучаемом процессе, то есть установление закономерности. Закономерность может быть определена как факт наличия постоянной и необходимой взаимосвязи между явлениями. Если она существует всегда при определенных условиях, проявляется постоянно, то здесь очевидна закономерность. Ученые пытаются уточнить пределы этой категории, установить различия между понятиями «закономерность» и «закон», которые в своей сущности совпадают. Когда говорят о закономерностях, то здесь прежде всего подчеркивается факт наличия постоянной и необходимой связи между явлениями, хотя эта сама связь может быть еще до конца не исследованной. Иногда отмечают, что закономерность — это не до конца познанный закон, пределы действия которого и форма еще не установлены. Часто понятие закономерности употребляют для обозначения такой связи между явлениями, особенностью которой является массовость. Им пользуются также для обозначения определенного порядка в явлениях объективной действительности. Именно в таком значении понятие закономерность используется в педагогике.

Закон — строго зафиксированная закономерность. Философы определяют его как внутреннюю постоянную и необходимую связь между явлениями, процессами или системами. Подчеркивается также, что научный закон отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях связи между явлениями действительности.

Закономерности и законы максимально «уплотняют» знания, сокращают объем информации, которым владеет наука. Это сокращение достигается не механическим путем, не сокращением «лишней» информации, а путем ее укрупнения, сведения единичных зависимостей к существенных отношениям. Сводя разнообразие явлений к существенным отношениям, закономерности и законы одновременно как бы упрощают знания, проясняют их, придают им более рациональную форму, удобную для хранения и передачи. Благодаря закономерностям и законам человечество может оперировать несравненно меньшим количеством информации, но информации более высокого качества.

Диалектический путь познания истины состоит в установлении закономерностей и законов. Познать закон — значит понять его действие. Объяснить закон — значит ответить на вопрос: почему он таков, как он есть? Отменить закон нельзя, но его можно использовать в интересах дела.