Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 528
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России
Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека
Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом
Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива
Раздел III. Основные направления воспитательной работы
Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма
Глава 2. Правовое воспитание личного состава
Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
Глава 3. Формы воспитания личного состава
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
-
проведение аналитической работы по выявлению изменений в структуре движения кадров, состояния дисциплины и соблюдения законности (по психологическим показателям); -
внесение предложений по совершенствованию и развитию организационно-психологической культуры органов и подразделений, корректировке стиля и методов организации работы с подчиненными; -
проведение психологических экспертиз по социально значимым правонарушениям и проступкам, совершенным сотрудниками органов внутренних дел (в рамках служебных проверок) и внесение рекомендаций по их профилактике, улучшению дисциплинарной практики; -
разработка рекомендаций для руководителей органов внутренних дел по применению психологически обоснованных приемов и методов при организации и проведении индивидуальной воспитательной работы с личным составом.
Назрела потребность в разработке такого направления работы как психологическое обеспечение деятельности руководителей, прежде всего городских и районных отделов внутренних дел, по укреплению служебной дисциплины среди личного состава.
Надо отметить, что сейчас прослеживается тенденция системного увеличения количества проводимых психологами реабилитационных мероприятий. При этом количество самоубийств среди сотрудников в последние годы стабильно снижается. Именно системность необходима и в организации профилактической работы по укреплению служебной дисциплины.
Следует помнить, что любой проступок, любое правонарушение среди личного состава не может остаться сегодня без внимания психолога, так как их глубинные причины кроются в психологии. Там же, в психологии личности — резерв достоинства, самоуважения и нравственной оценки собственных поступков. В прошлом негативном опыте сотрудника нередко скрыта «пружина» деструктивности, и обязанность психолога помочь ему разобраться в себе и преодолеть тяжелый груз травмирующих душу переживаний.
Психолог должен помочь отыскать для каждого сотрудника, оказавшегося в ситуации психологического кризиса, нравственного или правового конфликта, альтернативный способ преодоления, конструктивного выхода из состояния внутреннего конфликта. Это позволит реализовать стратегию сбережения кадрового потенциала, профилактическую направленность всей системы воспитательной работы.
Требуется активизировать работу психологов и в области социально-психологических исследований служебных коллективов. Цель этих исследований — оценка и коррекция стиля деятельности руководителя, морально-психологического климата, уровня служебной мотивации сотрудников. Данные социально-психологических исследований позволяют повысить системность управленческой деятельности руководителя, получать обратную информацию об эффективности принимаемых управленческих решений, отслеживать настроения личного состава и своевременно их корректировать.
Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Р. Г. Нургалиев прямо говорит о необходимости осуществлять комплексный мониторинг социально-психологического климата в служебных и учебных коллективах, организовать информирование руководителей всех уровней о морально-психологическом состоянии личного состава с принятием действенных мер по его стабилизации.
Такая работа должна быть нацелена на оказание психологической помощи в преодолении различного рода кризисных ситуаций, трудностей общения, в разрешении конфликтов и налаживании взаимоотношений, в использовании социально-психологических приемов и способов управления людьми, на обеспечение психологически устойчивой деятельности коллектива в различных напряженных и экстремальных ситуациях.
Психологам следует принимать более активное участие в организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, в обеспечении индивидуальной воспитательной работы. В частности:
-
обучении сотрудников психологически грамотным, умелым и эффективным действиям, обеспечивающим успешное выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач; -
совершенствовании навыков руководящего состава по управлению, обучению и воспитанию подчиненных, по внедрению в практику оперативно-служебной деятельности достижений психологической науки и практики, передовых форм и методов работы; -
формировании профессиональной культуры и развитии профессионального самосознания сотрудников, чувства ответственности за свои действия, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики деятельности в конкретных подразделениях; -
обучении сотрудников приемам и способам обеспечения профессиональной и личной безопасности в чрезвычайных обстоятельствах и в экстремальных условиях служебной деятельности; -
поддержании у сотрудников постоянной готовности решительно и умело пресекать различные противоправные проявления, грамотно используя психологическое воздействие, физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие; -
формировании высокой психологической устойчивости сотрудников, развитии у них профессиональной наблюдательности, бдительности, мышления и других важных психологических качеств; -
совершенствовании навыков общения с различными категориями граждан и эффективного решения оперативно-служебных задач психологическими средствами; -
разработке для руководителей органов внутренних дел, кадровых подразделений рекомендаций по применению в работе с сотрудниками мер социально-психологического, индивидуально-воспитательного и реабилитационного характера. -
формировании и развитии культуры общения с гражданами, коммуникативной и социально-психологической компетентности руководителей всех уровней.
К сожалению, еще не все руководители понимают сегодня, что сотрудник органа внутренних дел большую часть времени при выполнении служебных обязанностей проводит в негативной среде, в остроконфликтных ситуациях. И этот отпечаток постоянно присутствует в его жизни: и в семье, и на работе, и на отдыхе. Сотрудник постоянно находится в состоянии напряженности, риска.
Руководителям следует проявлять свою компетентность в работе с личным составом, умение опираться на возможности психологической науки и практической психологии.
Психологическая компетентностьпредставляет собой структурную систему знаний о человеке как индивиде, индивидуальности, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные и иные взаимодействия1. Высокий уровень психологической компетентности обеспечивает успешное освоение психологических методов управления «человеческой составляющей». В настоящее время активно проводятся исследования структуры и содержания различных видов профессиональной компетентности. А. А. Деркач и соавторы обосновали структуру психологической компетентности, включающую несколько взаимосвязанных подструктур:
-
социально-перцептивная компетентность (знание людей, основу составляет наблюдательность и проницаемость); -
социально-психологическая компетентность (закономерности поведения, деятельности и отношений человека, включенного в профессиональную группу), в том числе конфликтологическая; -
аутопсихологическая компетентность (самопознание, самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, самоэффективность); -
коммуникативная компетентность (знание о различных стратегиях и методах эффективного общения); -
психолого-педагогическая компетентность (знание методов осуществления влияния, информационно-психологического воздействия).
От психологической компетентности первых руководителей, от их заместителей по работе с личным составом во многом зависит правильная постановка задач, создание необходимых условий для их работы, возможности для наращивания вклада психологов не только в работу с личным составом, но и в решение основных задач оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел. Психологи с гордостью носят милицейские погоны и нацелены на большую отдачу от своей работы.
В интересах более эффективного решения задач, определенных руководством МВД России в сфере работы с кадрами и ведомственного профессионального образования, психологическая службы должна вступить в новый этап своего развития, а психологи — увидеть горизонты своего профессионально-должностного роста (см. рис. 2).
Рис. 2. Перспективы развития психологического обеспечения
в органах внутренних дел.
Реализация вышеперечисленных направлений совершенствования психологического обеспечения работы с личным составом должна способствовать консолидации подчас еще разрозненных сил и средств, росту взаимопонимания, согласованности представлений, интересов и действий различных субъектов работы с личным составом — от первого руководителя до сотрудников-наставников. Психолог уже стал необходимым и равноправным субъектом работы с личным составом, генератором новых идей и подходов в этой деятельности.
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности
и коллектива
§ 1. Закономерности процесса воспитания сотрудников
органов внутренних дел
Конечная цель любого педагогического исследования — выявление порядка, регулярность в изучаемом процессе, то есть установление закономерности. Закономерность может быть определена как факт наличия постоянной и необходимой взаимосвязи между явлениями. Если она существует всегда при определенных условиях, проявляется постоянно, то здесь очевидна закономерность. Ученые пытаются уточнить пределы этой категории, установить различия между понятиями «закономерность» и «закон», которые в своей сущности совпадают. Когда говорят о закономерностях, то здесь прежде всего подчеркивается факт наличия постоянной и необходимой связи между явлениями, хотя эта сама связь может быть еще до конца не исследованной. Иногда отмечают, что закономерность — это не до конца познанный закон, пределы действия которого и форма еще не установлены. Часто понятие закономерности употребляют для обозначения такой связи между явлениями, особенностью которой является массовость. Им пользуются также для обозначения определенного порядка в явлениях объективной действительности. Именно в таком значении понятие закономерность используется в педагогике.
Закон — строго зафиксированная закономерность. Философы определяют его как внутреннюю постоянную и необходимую связь между явлениями, процессами или системами. Подчеркивается также, что научный закон отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях связи между явлениями действительности.
Закономерности и законы максимально «уплотняют» знания, сокращают объем информации, которым владеет наука. Это сокращение достигается не механическим путем, не сокращением «лишней» информации, а путем ее укрупнения, сведения единичных зависимостей к существенных отношениям. Сводя разнообразие явлений к существенным отношениям, закономерности и законы одновременно как бы упрощают знания, проясняют их, придают им более рациональную форму, удобную для хранения и передачи. Благодаря закономерностям и законам человечество может оперировать несравненно меньшим количеством информации, но информации более высокого качества.
Диалектический путь познания истины состоит в установлении закономерностей и законов. Познать закон — значит понять его действие. Объяснить закон — значит ответить на вопрос: почему он таков, как он есть? Отменить закон нельзя, но его можно использовать в интересах дела.