Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 722

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма




§ 1. Воспитание гражданственности и ее роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел



Воспитание гражданина — одна из важных воспитательных задач. Решая проблему гражданского воспитания сотрудников, руководители и воспитатели органов внутренних дел сосредотачивают свои усилия прежде всего на формировании ценностного отношения к явлениям общественной жизни, деятельности и сознания отдельных социальных групп и личности.

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуру межнационального общения.

Становление гражданственности как качества личности определяется не только субъективными усилиями руководителей органов внутренних дел, сотрудников подразделений по организации воспитательной работы, общественных организаций, но и объективными условиями функционирования общества — особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Оно обеспечивает формирование гражданского сознания как формы общественного сознания, выражающей интересы общества и личности в разрешении внутри- и внешнеполитических проблем государства.

Общественное и личностное сознание не тождественны. Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа. При этом утвердившиеся идеалы общества принимаются личностью как свои собственные. Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.1

Разработка вопросов гражданского воспитания имеет свою
историю. В западноевропейской педагогике оно связано с именами Платона, Аристотеля, Руссо и др. Античные мыслители связывали проблемы гражданского воспитания, прежде всего с формированием уважения к государству, законопослушания, но уже Ж. Ж. Руссо видел основу гражданского воспитания в свободном развитии личности, в создании условий для ее самовыражения. Наиболее полно теория гражданского воспитания разработана немецким педагогом Г. Кершенштейнером, отмечавшим необходимость политической образованности масс, направленного гражданского воспитания, изучение истории государства.

В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А. Н. Радищева, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена и др. Идея народности в воспитании, сформулированная К. Д. Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитании гражданина.

Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В известной книге В. А. Сухомлинского «Воспитание гражданина» в определенной мере обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию. Особое место в этой работе уделялось формированию гражданской позиции, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности ребенка.

Содержание гражданского воспитания в органах внутренних дел определяется работой руководителей, воспитателей и общественных объединений сотрудников по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, по воспитанию в духе мира и ненасилия. Следует заметить, что в гражданском становлении и развитии личности важное место занимает участие сотрудников в деятельности общественных объединений и организаций.

§ 2. Патриотическое воспитание личного состава



Существует понятие патриотизма в широком и узком смысле. Патриотизм в широком смысле слова — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, выражающих любовь к Родине, готовность служить ее интересам, выполнять конституционные обязанности по защите Родины. Он неразрывно связан с воспитанием чувств чести, долга, ответственности человека в обществе.



Под патриотизмом в узком смысле слова понимают любовь к своей «малой» родине: к своей деревне, городу или области, к своему дому. Это естественная привязанность к своему народу, родным местам, языку, национальным традициям.

Фундаментальные основы этого понятия существуют в любой стране мира. Более того, как идея — это необходимое условие существования любого государства.

Патриотизм функционирует и проявляется через национальное. В тоже время необходимо иметь в виду, что первоначальный смысл понятия «национализм» — как приверженность и любовь к своему народу и шовинизм это совершенно разные вещи. Следует отличать национализм от шовинизма, который означает высокомерное превозношение своего народа за счет других и презрительное отношение ко всему чужеродному. Заметим, что в советских словарях «национализм» определяется как «превосходство одной нации над другой» и рассматривается как идеология буржуазии. В этом смысле национализм отождествляется с шовинизмом.

Безусловно, патриотическое и национальное имеют сферу сближения не только в понятиях, но и явлениях малой родины, среды обитания, детства, семейного, бытового уклада жизни.

Национальная идея осознается с разной степенью глубины, но без нее человек перестает быть полноценной личностью. Поэтому одна из важных задач, решаемых с помощью различных средств, форм и методов воспитательной работы — передать ныне живущему поколению человеческий опыт в его национальной форме, воспитать высоконравственных, образованных, духовно богатых, обладающих чувством гражданского долга и любовью к Родине сотрудников. Такой личностью может быть только человек с чувством национального достоинства, опирающийся на национальные идеалы.

Современная ситуация в стране характеризуется тем, что на наших глазах рождаются новые отношения, строящиеся по законам рынка. В обществе идет процесс нивелирования прежних духовно-нравственных идеалов и рождение новых, что порождает в массовом сознании ощущение утраты некоторых духовных ценностей. Под видом объективно необходимого пересмотра ценностных ориентиров происходит обрыв исторической памяти народа, фальсификация подлинного ее содержания, антипатриотическая дегероизация великого подвига народа страны, на плечи которого выпала тяжелейшая доля в годы Великой Отечественной войны.


Все это ведет к разрыву между поколениями по мировоззренческим, жизненным ценностям, представлениям о смысле жизни, моральным нормам и нравственным мотивам поведения.

Причина такого разрыва в современном российском обществе обусловлена идейным, идеологическим вакуумом: одна идеология рухнула, другая — не определена. Однако идеологическая пустота не может длить вечно. Рано или поздно она заполнится, но чем? Вот в чем вопрос. Политические и государственные деятели должны понять, что для обеспечения прочности демократических преобразований необходимо их позитивное идеологическое обоснование. У России нет выбора: либо она утратит свою самобытную культуру и растворится в англоязычном мире, что поведет к возможной потере экономической и политической независимости, либо, приложив усилия к пробуждению духовных и нравственных сил народа, обретет духовный стержень, способный объединить нацию.

В ряду наиболее опасных проявлений духовной опустошенности и безнравственности оказалась «депатриотизация» общественного сознания: забываются традиционные ценности народной жизни, отечественной истории и культуры, утрачивает собственно российскую основу наш менталитет, стираются складывавшиеся веками национальные черты образа жизни россиян. И здесь главная роль отводится государству, его общественным институтам. При этом государство должно сохранить свою определяющую роль в формировании планомерной, продуманной политики, основанной на научном и философском осмыслении проблемы. Выход из кризиса лежит на путях изменения отношения к человеку и самого человека к историческому наследию. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем, связанных с воспитанием патриотизма, как основы консолидации общества и укрепления государства. Это актуализировало проблему патриотического воспитания, превращая его в один из главных приоритетов государственной политики1.

Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность руководителей органов и подразделений внутренних дел, сотрудников воспитательных подразделений, других участников воспитательного процесса по формированию у сотрудников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского и служебного долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.


Оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. И здесь уместно привести слова замечательного русского философа И. А. Ильина: «Для того чтобы воссоздать величие России необходимо помочь человеку восстановить в себе живую христианскую совесть, веру в силу добра, верное чутье к злу, чувство чести и способность к верности»2. И сегодня, спустя годы, его слова по-прежнему актуальны, ибо от политической культуры молодого поколения, его гражданской зрелости, самостоятельного мышления, способности осмысливать политические и жизненные ценности будет зависеть судьба нашего государства. Невозможно создать гражданское общество обновленной России без воспитания у молодежи чувства долга, следования нравственным нормам, не приобщив ее к духовным ценностям.

Люди молодого возраста не всегда могут самостоятельно разобраться в сложных процессах общественной жизни, правильно определить свое отношение к ним. Их взгляды не всегда цельны, систематизированы, что объясняется, прежде всего, недостаточным жизненным опытом. Данные аксиомы в определенной мере относятся и к молодым сотрудникам органов внутренних дел.

Современное состояние обеспечения правопорядка в стране, как никогда ранее, зависит от эффективной деятельности органов внутренних дел, призванных четко выполнять задачи по борьбе с различными видами правонарушений не только в своей повседневной деятельности, но и решать служебные задач в зонах вооруженных конфликтов. Указанные задачи усложняются слабой социальной защищенностью личного состава органов внутренних дел, недостаточным финансированием их деятельности и другими факторами, что, помимо всего прочего, свидетельствует о значительном возрастании «человеческого фактора».

Целью мероприятий МВД России по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006−2010 годы»1 является совместное с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации, общественными и ветеранскими организациями развитие системы патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел