Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 538

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий



  • использование института наставничества2 (в вопросах правовой подготовки наставники молодых сотрудников могут быть хорошими помощниками начальнику. При этом очень важен систематический и в разных формах контроль со стороны руководителей за выполнением подчиненными своих служебных обязанностей и мероприятий, предусмотренных планом индивидуальной подготовки);

Правосознание сотрудников органов внутренних дел, уровень их правовой культуры во многом зависит от состояния государственной защиты сотрудников правоохранительных органов. Поэтому этим вопросам руководители органов внутренних дел должны уделять самое пристальное внимание: осуществлять действенный контроль за должностными лицами, отвечающими непосредственно за вопросы финансового, материально-технического обеспечения, культурного, нравственного, физического развития, труда, быта и отдыха сотрудников. Хорошие условия службы, полная обеспеченность сотрудников необходимым довольствием, наличие жилья, детских дошкольных учреждений, надлежащее медицинское обслуживание, возможность проведения разнообразного досуга — все это создает благоприятное морально-психологическое состояние сотрудников, позволяет более полно сосредоточиться на качественном решении оперативно-служебных задач, совершенствовании профессионального мастерства. В то же время, бытовая неустроенность ухудшает настроение, отвлекает от выполнения служебных обязанностей, снижает эффективность труда, в конечном счете, влияет на организацию службы, состояние законности и дисциплины среди личного состава.

Особое внимание следует уделять вопросам социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, ставших инвалидами, получивших ранения, а также семьям погибших сотрудников органов внутренних дел.

Руководителям важно добиваться выполнения предусмотренных нормативными правовыми актами норм и гарантий социальной, правовой и физической защиты сотрудников органов внутренних дел.


§ 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека
в профессиональной деятельности сотрудников

2.1. Социально-педагогические аспекты проблемы соблюдения прав человека в деятельности системы МВД России



В условиях построения в России демократического государства права человека становятся ключевой категорией при оценке социальной значимости деятельности системы МВД России и определении социально-педагогического резонанса этой деятельности в обществе. Законодательно закрепленные цели и задачи системы МВД (борьба с преступностью, профилактика правонарушений, укрепление законности и правопорядка) позволяют определить ее как специфическую государственную структуру, стержневой социальной и профессиональной функцией которой является целенаправленная деятельность по защите прав человека.

Борьба с преступностью, укрепление законности и правопорядка по сути являются средствами защиты прав российских граждан на жизнь, здоровье, честь, достоинство, владение имуществом и др., т.е. тех прав, которые отражены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Соответственно, общественная оценка и социально-педагогический резонанс (т.е. отношение к системе МВД) в первую очередь определяются тем, насколько эффективно эта система защищает права человека.

Другим, не менее важным критерием оценки системы МВД является соблюдение прав всех граждан, с которыми сотрудники вступают в профессиональное взаимодействие. Особенно это актуально при работе с задержанными и подследственными. Ограничивая на основании закона свободу человека и, как следствие, лишая его ряда объективных возможностей защищать свои права, государственные органы не могут не взять на себя ряд обязательств по такой защите, выраженных в первую очередь в требованиях к действиям личного состава и условиям содержания задержанных и подследственных. Специальная задача здесь — защита основной части задержанных и подследственных от запугивания, насилия, издевательств и т. д. со стороны их отрицательно настроенной части или криминальных элементов на воле. Особым направлением работы является также защита свидетелей и потерпевших, на которых криминальные и асоциальные элементы могут оказывать самые различные формы давления, вплоть до шантажа, угроз или прямого насилия.

Специфической задачей системы МВД выступает сегодня решение вопроса о
соблюдении прав человека по отношению к своему персоналу, особенно — в плане его физической и социальной защищенности. Добровольно поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин берет на себя ряд дополнительных обязательств перед государством, связанных в том числе и с возможностями реализации им прав человека, в особенности таких базовых, как право на жизнь, здоровье, свободу передвижения и т. д. Это требует дополнительных мер, позволяющих ему реализовывать свои права в объективно возможном объеме наравне с другими законопослушными гражданами. Например — в сфере медицинского обслуживания, т. к. специфика службы в МВД вынуждает принимать дополнительные меры по сохранению и восстановлению здоровья сотрудников.

Несомненно, решение проблемы соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел по всем названным направлениям требует системного подхода, выходящего во многом за рамки компетентности самой системы МВД. Такой подход предусматривает рассмотрение ее во взаимосвязанном двуединстве. Органы внутренних дел — это, с одной стороны, объект комплекса воздействий, управляемых и неуправляемых, определяющих картину соблюдения прав человека в данной системе. Это и сложные, недостаточно регулируемые процессы в социуме, и целенаправленная деятельность государства и общества по совершенствованию правовой базы правоохранительной деятельности, ее финансирования, материально-технического и кадрового обеспечения, повышению эффективности государственного и общественного контроля за ее деятельностью и т. д. Здесь сфера инициативы и ответственности в вопросе соблюдения прав человека в органах внутренних дел ограничена их объектным состоянием. С другой стороны, как уже говорилось, органы внутренних дел выступают в качестве самостоятельного субъекта деятельности по соблюдению прав человека, имеют здесь свои собственные возможности, права и обязанности. В этих границах определяется ответственность самих органов внутренних дел за соблюдение прав человека в их деятельности. В значительной мере общую картину соблюдения прав человека в органах внутренних дел определяют сами сотрудники и характер их взаимодействия с различными группами населения. А поскольку речь идет о человеке и межличностном взаимодействии, имеются возможности применения данных педагогической науки, педагогических подходов, методов и методик.



2.2. Актуальные педагогические вопросы соблюдения прав человека
в деятельности сотрудников органов внутренних дел



Несомненно, общее состояние работы с личным составом органов внутренних дел, укрепление законности в деятельности сотрудников, государственный, ведомственный и общественный контроль за соблюдением прав человека, подбор кадров, социальная и воспитательная работа с персоналом, профессиональная подготовка кадров оказывают значительное влияние на общую картину соблюдения прав человека в органах внутренних дел. Однако, для того чтобы дело сводилось не только к реакции «по факту нарушения» прав человека, а осуществлялись превентивные меры, в том числе — педагогического характера, необходимо специально рассмотреть наиболее распространенные личностные причины несоблюдения прав человека в деятельности сотрудников. Сегодня это:

  • недостаточный для выполнения профессиональных задач уровень общего развития личности сотрудника (с момента поступления на службу или при переходе на новую должность, в новую сферу профессиональной деятельности), что не только делает его неспособным к решению сложных профессиональных задач, но и является предпосылкой для раннего развития профессиональной деформации;

  • изначальная социальная деформация личности человека, поступающего на службу, которая весьма скоро приводит к профессиональным действиям, нарушающим права граждан;

  • профессиональная деформация сотрудника (имеющая объективные и субъективные причины), которую можно рассматривать как предпосылку нарушений правовых и моральных норм и как причину резкого снижения профессионального уровня в работе;

  • профессиональная неинформированность сотрудников, создающая предпосылки для несоблюдения прав человека;

  • профессиональная необученность сотрудников, влияющая на их действия в контексте соблюдению прав человека;

  • профессиональная невоспитанность сотрудников как фактор, затрудняющий соблюдение ими прав человека.

Две первых причины связаны преимущественно с состоянием кадровой работы, осуществляемой непосредственно в практических органах и учреждениях, хотя подбор кадров в образовательные учреждения и проводимая там учебно-воспитательная работа также играют немаловажную роль. Эти причины и соответствующие направления работы с персоналом, а также проблема профилактики и преодоления профессиональной деформации сотрудников рассматриваются в других материалах данного учебника. На трех последних, которые слабее проанализированы именно в контексте соблюдения прав человека, необходимо остановиться подробнее.


Профессиональная неинформированность сотрудников связана прежде всего с тем, что до настоящего времени далеко не каждому из них доступен весь комплекс документов по правам человека: от Всеобщей декларации прав человека до конкретных международных и российских документов по соблюдению прав человека в деятельности правоохранительных органов, например — регулярных специальных докладов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по данному вопросу, материалов Комиссии по правам человека при президенте России. В наибольшей мере изучение этих документов доступно слушателям и курсантам ведомственных учебных заведений МВД и иных правоохранительных структур России, студентам юридических факультетов гражданских вузов. Однако, для исполнения ряда профессиональных функций на службу принимаются лица с высшим и средним специальным гражданским неюридическим образованием, со средним образованием, весьма остро стоит проблема стабилизации кадровой ситуации вообще, и соответственно, определенная часть сотрудников правоохранительных органов страдает профессиональной неинформированностью в вопросах соблюдения прав человека. Несомненно, «незнание закона не освобождает от ответственности», но весьма затрудняет исполнение этого закона. Кроме того, изучение вопросов, связанных с соблюдением прав человека, даже в ведомственных учебных заведениях, носит порой излишне академический характер. Недостаточно рассматриваются практические алгоритмы реализации тех или иных международно-правовых норм и норм отечественного законодательства, связанных с соблюдением прав человека.

Не менее остро в контексте соблюдения прав человека стоит вопрос о профессиональной необученности персонала. Практика показывает, что порой действия сотрудников, которые можно квалифицировать как нарушение прав граждан, имеют причиной профессиональную некомпетентность. Она нередко выражается в том, что сотрудник просто не владеет минимально необходимым для решения служебных задач комплексом профессиональных знаний, умений, навыков и приемов. И там, где требуется достаточно сложные профессиональные действия, он способен лишь на простые, стереотипные, нередко «силовые» реакции. Но даже если сотрудник владеет достаточным диапазоном профессиональных знаний и умений, результат порой бывает тот же, если у него не сформирована способность к самостоятельному профессиональному мышлению, принятию самостоятельных решений.