Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 561

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий

внушаемых образов и внушаемых образцов поведения. Внушение через образ, особенно — эмоционально насыщенный образ, может оказать воздействие, противоречащее объективной логике окружающей жизни, даже — предыдущему профессиональному жизненному опыту.

8. Обеспечение «авторитетности» источника информации. Информация нередко подкрепляется «авторитетом» какой-либо организации или ассоциации, как правило — с эффектной титулатурой, или информированностью «заслуживающего доверия» источника. В ряде случаев это может быть реальный авторитетный источник, но нередко это «клишированный авторитет» типа: «в газете зря не напечатают», «уже всем об этом известно» и т. д.

Под воздействием подобных факторов у сотрудника может сформироваться искаженная оценка социальной и профессиональной практики и, как следствие, соответствующие «ценности», нормы и установки на деятельность. Однако, при всей возможной устойчивости таких негативных взглядов, они содержат в себе противоречия, слабости, использование которых способствует развенчанию правового нигилизма.

3.2. Пути профилактики и преодоления правового нигилизма



Общая логика преодоления правового нигилизма в сознании сотрудников органов внутренних дел включает в себя ряд принципиальных положений.

1. Четкое уяснение сущности правового нигилизма и его конкретных проявлений у отдельных сотрудников и групп сотрудников, а также предпосылок его появления. Индивидуальные проявления правового нигилизма могут быть различны. У одних сотрудников он может носить форму эмоционального отношения и эмоционально окрашенных установок, у других — «логических» построений, основанных на «клишированом сознании» и т. д. У некоторых сотрудников доминирующей предпосылкой появления правового нигилизма может стать «однолинейное» восприятие собственного профессионального и жизненного опыта, у других — воздействие общественного или группового мнения. Поэтому «стартовым условием» работы по преодолению правового нигилизма является составление развернутого психолого-педагогического «портрета правового нигилизма» отдельного сотрудника (группы сотрудников) и предпосылок его появления.

2. Демонстрация противоречий, несоответствия здравому смыслу имеющихся искаженных оценок и взглядов. Правовой нигилизм конкретного человека, как правило, алогичен по своей сути. Так, действуя в своих интересах «вне правового поля», сотрудник органов внутренних дел в то же время, как правило, желает, а нередко — требует, чтобы лично по отношению к нему закон выполнялся неукоснительно. Это — принцип «двойных стандартов», уже в достаточной мере себя дискредитировавший себя даже в глазах многих «правовых нигилистов».


3. Переключение мышления человека, имеющего искаженные взгляды и оценки, с восприятия оценок явления на восприятие самого явления. Задействовать интеллект, здравый смысл человека — важнейшее условие успешности педагогического воздействия. Так, одно из расхожих клише, лежащих в основе правового нигилизма, — «закон не нарушает только тот, кто боится, или тот, кто не умеет» — оказывается весьма шатким, если в работе с сотрудниками обратиться к реальной практике их собственного подразделения. Несомненно, там могут наблюдаться действия «вне правового поля», но типичным или преобладающим все же будут действия в соответствии с законом многих сотрудников, которых нельзя уличить ни в трусости, ни в глупости.

4. Перевод осмысления социальной и профессиональной практики последовательно из «однолинейного», фрагментарного в «многомерное» (противоречивое, неоднозначное), а далее — в системное. Так, если сотрудник, склонный к правовому нигилизму, признает хотя бы противоречивый характер его собственной профессиональной практики и практики коллег, то можно считать решенными две педагогические задачи. Первая — признание практики как противоречивой подразумевает понимание, что в ней не все плохо и есть положительное, а это уже элемент объективной оценки. Вторая — признание существования фактов, отличающихся от навязанной ему ранее оценки действительности, не может не вызвать скепсис по отношению к тем источникам, откуда получена эта оценка. Формирование у сотрудников системного мышления важно еще и потому, что воспитание уважения сотрудников к закону сегодня происходит в условиях, когда в самом законе и в правоприменительной практике действительно существуют проблемы, противоречия и т. д., которые сотрудник должен правильно осмыслить, понимая, что даже в этих условиях соблюдение закона не только возможно, но и особо необходимо.

5. Выстраивание негативной перспективы и дискредитация «псевдопозитива». Устойчивость негативных оценок и взглядов во многом объясняется тем, что они дают сотруднику иллюзорную уверенность в знании «правды жизни». Клишированные оценки и внушаемая система действий освобождает от необходимости думать самому и искать самостоятельный путь действий. Негативная информация порождает иллюзию свободы от социальных, профессиональных или моральных обязательств. Однако реализация этой иллюзии одновременно снижает уровень личной профессиональной безопасности сотрудника, усиливает вероятность срывов, повышает угрозу стать объектом шантажа или манипулирования со стороны криминальных элементов. Поэтому одной из самостоятельных педагогических задач является доказательство сотруднику реальной негативной перспективы его правового нигилизма.


6. Эмоциональная девальвация негативных взглядов и источников, их формирующих. Борьба «на эмоциональном фронте» — одна из наиболее сложных педагогических задач. Сами позитивные педагогические воздействия не должны уступать негативным в эмоциональной насыщенности, образности, привлекательности. Они могут и должны обращаться к более глубоким и сложным чувствам и переживаниям, например — к чувству собственного достоинства, чувству самоуважения, совести, профессиональной солидарности, даже — здоровой корпоративности (формирование эмоционального дискомфорта сотрудника оттого, что он своими действиями может «подставить» товарищей по службе). Отличными воспитательными средствами «на эмоциональном поле» являются сарказм, ирония, юмор, которые не уступают по своему воздействию традиционным нравоучениям и разъяснениям.

7. Системность, пролонгированность и (как максимум) опережающий характер педагогических воздействий. Традиционная «педагогика мероприятий» и разовые педагогические акции являются наименее эффективным путем преодоления правового нигилизма. С негативными влияниями системного характера можно бороться только с помощью контрсистемы, «вкрапляющей» свои воздействия в основные сферы жизни сотрудника (профессиональная практика, отношения в коллективе, коллективные мнения и настроения и т. д.). В частности — преодоление правового нигилизма сотрудников будет идти тем более успешно, чем более часто и долго сотрудник будет испытывать позитивные влияния в коллективе, в процессе профессиональной деятельности, становящиеся частью его положительного жизненного и профессионального опыта.

8. Обеспечение позитивного педагогического имиджа тех, кто осуществляет педагогические воздействия. Эффективность педагогических воздействий по преодолению правового нигилизма находится в прямой зависимости от того, насколько человек, осуществляющий эти воздействия, является реальной частью позитивного жизненного и профессионального опыта сотрудников. Но здесь возникает особый вопрос: человек, ведущий работу по профилактике и преодолению правового нигилизма сотрудников, сам, как и они, находится в переплетении многих влияний, в том числе и негативных и сам должен обладать «профессиональной устойчивостью» к негативным воздействиям, четкой и адекватной жизненной и профессиональной позицией. А иногда и сам он нуждается в помощи. Необходима система специальных педагогических акций по поддержанию и развитию его жизненной и профессиональной устойчивости, возможно, — специальные индивидуальные программы самовоспитания воспитателя в этом направлении.



§ 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел




4.1. Современные формы и методы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел



Эффективное решение ответственных задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства, стоящих перед органами внутренних дел, находится в прямой зависимости от уровня соблюдения требований законности и служебной дисциплины при выполнении личным составом служебных обязанностей в повседневных и чрезвычайных условиях. Надлежащий уровень законности и дисциплины, наряду с качественной служебно-боевой подготовкой, является условием организованности, отмобилизованности, постоянной готовности сотрудников к немедленным и решительным действиям по обеспечению общественного порядка и безопасности, борьбе с преступностью, является обязательным условием эффективности оперативно-служебной деятельности и повышения престижа и доверия к органам внутренних дел со стороны граждан. Эти факторы в современных условиях приобретают особую актуальность, так как их невысокие характеристики вызывают серьезную тревогу в обществе, способствуют процессу отчуждения граждан от содействия правоохранительным органам, снижают результативность принимаемых мер по укреплению правопорядка.

В течение последних лет сохраняется устойчивая тенденция роста противоправного поведения сотрудников системы МВД России, в том числе совершения тяжких преступлений, не снижается количество фактов коррупции, злоупотреблений должностными полномочиями, прежде всего, корыстной мотивации. Остаются массовыми случаи превышения должностных полномочий, выражающиеся в пытках, издевательствах над задержанными и подозреваемыми, грубость и цинизм в обращении с гражданами.

Нарушение права человека на неприкосновенность личности зачастую выражается в незаконном применении оружия, физической силы и специальных средств.

По-прежнему вызывает обоснованную тревогу состояние служебной дисциплины, остаются актуальными проблемы предупреждения аддиктивной зависимости сотрудников (злоупотреблений алкоголем, немедицинским потреблением наркотиков, а в последнее время все чаще и игромании). Эти отрицательные психологические зависимости нередко выступают в качестве субъективных условий хищений (в том числе государственных и других подотчетных средств), фоновым явлением для совершения многих административных и дисциплинарных правонарушений, а подчас и в качестве криминогенной детерминанты иных более опасных нарушений уголовно-правовых запретов (вплоть до убийств).