Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 750

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий

налаживания с ними позитивных рабочих контактов, а также накопление, осмысление и распространение положительного опыта в данной области.

И, наконец, особую сложность (в первую очередь — в силу новизны) представляет вопрос о взаимодействии с представителями различных религиозных конфессий и организаций. Известно, что правоохранительные органы сейчас расширяют и укрепляют свое взаимодействие с Русской православной церковью, другими традиционными для России конфессиями, рядом новых религиозных организаций и объединений. В конечном итоге — это путь к соблюдению права человека на свободу совести, на свободное удовлетворение своих духовно-религиозных потребностей. Но здесь необходима специальная работа с персоналом в первую очередь по разъяснению особенностей тех или иных конфессий, специфики деятельности священнослужителей, и, конечно же, по усвоению сотрудниками правовых основ деятельности религиозных организаций и объединений.

В ряде случаев необходимо корректное разъяснение представителям различных конфессий их законных прав и обязанностей, объяснение им того, что специфика деятельности правоохранительных органов во многом определяет возможное содержание и диапазон взаимодействий с ними священнослужителей или представителей иных религиозных организаций и объединений.

Таким образом, в комплексе факторов, оказывающих влияние на общую картину соблюдения прав человека в органах внутренних дел, воспитательная работа играет значимую роль. Соблюдение или нарушение прав человека осуществляется в сфере взаимодействия людей. Информированность, обученность, воспитанность — вот три педагогических условия соблюдения прав человека во взаимодействии сотрудников органов внутренних дел с гражданами, причем эти условия распространяются как на сотрудников, так и на самих граждан.


§ 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма




3.1. Предпосылки возникновения и особенности проявлений правового нигилизма у сотрудников



Профилактика и преодоление правового нигилизма в работе с личным составом органов внутренних дел выступает, с одной стороны, как самостоятельная остроактуальная воспитательная задача, с другой стороны, — как средство решения целого ряда актуальных воспитательных задач по профилактике и преодолению у сотрудников негативных отклонений в развитии личности, их профессиональной деформации. Это связано с современными особенностями правового нигилизма как психолого-педагогического явления.

Сегодня правовой нигилизм уже имеет не только «классическую форму» неприятия закона, игнорирования закона, пренебрежения законом, а связан с уверенностью, что ряд личных и даже профессиональных проблем наиболее эффективно можно решить «вне правового поля». Это превращает правовой нигилизм из мнения, отношения в личную программу действий.

Существует определенный комплекс предпосылок появления и развития правового нигилизма у сотрудников органов внутренних дел.

К объективным предпосылкам относится существование в социальной и профессиональной практике противоречий и негативных моментов, способствующих формированию правового нигилизма. Это, связанные с динамикой нашего общества, становлением и развитием его правовой базы, нерешенные проблемы правового регулирования в ряде сфер жизни общества, в частности — в правоохранительной деятельности, на что неоднократно указывал в своих выступлениях Президент Российской Федерации Д. А. Медведев. Наличие подобных проблем и противоречий отражается на процессе формирования профессионального, и шире — личного жизненного опыта сотрудника, может придать ему противоречивый характер.

Однако, формирование правового нигилизма у практических работников ОВД нередко происходит не только по причине каких-либо негативных воздействий или впечатлений, связанных со службой. Практическому работнику, особенно молодому, в ряде случаев самостоятельно весьма сложно правильно осмыслить собственную практику и практику коллег

, увидеть не только проблемы и противоречия, но и то положительное, что она содержит. Здесь работа по профилактике правового нигилизма вплотную смыкается с работой по формированию правосознания сотрудника, его правовому, гражданскому, нравственному воспитанию.

Не менее важной проблемой является то, что сотрудники порой бывают недостаточно обучены конкретным механизмам, методам, приемам профессиональной деятельности «в правовом поле», сориентированным именно на наши сегодняшние непростые условия. Практика показывает, что отклонение от норм права в служебной деятельности в ряде случаев вызвано тем, что сотрудник не представляет себе конкретную цепочку правомерных профессиональных действий в сложной и неоднозначной ситуации, и пытается поступить с точки зрения «интересов дела», «здравого смысла». Несомненно, интересы дела и здравый смысл должны играть серьезную роль в деятельности сотрудника, но иногда их субъективное понимание выходит за рамки «правового поля».

К значимым предпосылкам развития правового нигилизма у сотрудников можно отнести и те противоречия в общественном мнении и общественных настроениях граждан, которые отражают объективные противоречия и проблемы развития современного российского социума и несут в себе элементы правового нигилизма. Эти сходные по содержанию, но разноплановые по источникам и характеру негативные влияния (круг знакомых, семья, мнения граждан, высказываемые при контактах с сотрудниками органов внутренних дел и др.) именно в силу их комплексности могут оказать значительное влияние в плане зарождения правового нигилизма у ряда сотрудников, особенно если учесть пролонгированный характер таких воздействий, т. е. их повторяемость в течение достаточно длительного времени, и значимость источника воздействия, например — родители, жена, муж, родственники, близкие знакомые.

Существует, однако, и некоторая системная субъективная предпосылка формирования правового нигилизма у сотрудников органов внутренних дел. Она связана с содержанием деятельности некоторых средств массовой информации, в частности — телевидения. Эти воздействия имеют как прямой, так и косвенный характер. Они влияют не только на самих сотрудников, но и на окружающих их людей, на общественное мнение, групповые мнения и настроения, и через них порой еще более сильно воздействует на самих сотрудников, чем непосредственное чтение газетных статей или просмотр телепередач.


Конечно же, ни одно издание, на один телеканал не ставит своей целью формирование правового нигилизма у сотрудников органов внутренних дел или граждан России в целом. СМИ отражают те сложности, противоречия, кризисные явления, которые, пусть в меньшей мере, чем лет десять назад, но все еще свойственны духовной жизни нашего общества. Более того, только воздействие СМИ вряд ли оказывало бы столь серьезное влияние, если оно не «корреспондировалось» бы с действительно существующими реальными фактами и явлениями и также не имело бы пролонгированного и комплексного характера. Такое воздействие имеет ряд специфических проявлений:

1. Косвенное внушениепосредством повторяющихся репортажей, материалов, телефильмов и телепередач мысли о бессилии закона в деле защиты прав человека и восстановления справедливости. Как логическое продолжение — показ того, как положительные герои фильмов или телесериалов (в том числе — сотрудников правоохранительных органов) действительно побеждают зло и восстанавливают справедливость, но — действуя далеко за пределами «правового поля». Иногда по замыслу сценариста положительному герою «прощаются» такие «шалости», как незаконное хранение оружия, угон автотранспорта, превышение всех пределов необходимой обороны и т. д. лишь бы добро торжествовало, злодей получил по заслугам, а фильм имел успех.

2. Динамичный и лидирующий характер негативных воздействий (в частности, когда речь идет о деятельности правоохранительных органов): их скорость, опережающий характер по отношению к позитивной информации.Например, — некоторые публикации о деятельности органов внутренних дел в определенного рода прессе, когда проверка органов внутренних дел представленных фактов и их объективное изложение, не успевает за следующей обличительной статьей. Это нередко затрудняет осмысление такого рода информации, приводит к искаженным оценкам деятельности органов внутренних дел.

3. «Формирование однолинейного мышления», т. е. акцентирование внимания читателей или зрителей (слушателей) (на отдельные черты сложного, противоречивого явления. Так, при всей противоречивости практики деятельности органов внутренних дел, «оборотней в погонах», или действующих вне «правового поля» там все же меньшинство. Однако сознательная
гипертрофия факта или умело подобранные отдельные факты в противоположность объективной системе фактов могут сформировать «однолинейное восприятие» практики деятельности органов внутренних дел как деятельности «вне правового поля».

4.«Подмена смыслов» или «затемнение смыслов» через подмену слов, обозначающих конкретные явления, характеристики личности. Здесь в плане развития правового нигилизма могут оказать негативное влияние те элементы современной массовой культуры, для которых такая подмена или затемнение весьма характерны. Например — обозначение словом «бизнес» не только честной предпринимательской деятельности, но и разного рода мошенничеств, спекуляций, афер» и т. д.

5. Клишированное воздействие или «навешивание ярлыков». К сожалению, на уровне массового сознания клише типа «вся милиция коррумпирована» воспринимаются и «впечатываются» легче, чем объективная информация. Клише — это закрепление «однолинейного мышления» в легко усваиваемых формулировках. Конечно, у самих сотрудников органов внутренних дел такие клише вызывают отторжение, но они действуют на массовое сознание граждан, в том числе — в плане развития правового нигилизма. Чаще всего в основе клишированного воздействия — подмена самого факта оценкой факта.

6. Опережающее эмоциональное воздействие. Опережающее управляемое апеллирование к эмоциям (чаще — простейшим), в том числе — при описании «негатива в милиции», является сейчас одним из наиболее распространенных негативных воздействий, включающих нередко и элементы эмоционально-волевого внушения. Подаваемая эмоциональная окраска факта в данном случае опережает и «забивает» его рациональную оценку, часто придает эмоциональную привлекательность негативным взглядам и поступкам. В частности — в некоторых телесериалах и телепередачах на уровне бытового сознания действия «вне правового поля» выглядят куда более эмоционально привлекательными, чем действия законные.

7. Образное воздействие. Например — демонстрация на экранах и на страницах газет и журналов фото, видео- или киноматериалов, негативно изображающих сотрудников органов внутренних дел их действия, или — изображение «положительного героя», добивающегося своих целей криминальным путем. В итоге нередко создается определенная система