Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 741

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий



Столь же остро стоит вопрос о профессиональной невоспитанности сотрудников. Речь идет не только о недостатках в их гражданском, правовом, нравственном воспитании, которые, несомненно, являются «питательной средой» для поступков, нарушающих права граждан. Более того, сводить нарушения прав человека в деятельности органов внутренних дел только к изъянам правосознания или нравственных качеств сотрудников — это значит значительно упростить проблему.

Соблюдение прав человека требует от сотрудника целого комплекса профессиональных и профессионально-значимых качеств, включая такие, казалось бы, не имеющие к этому прямого отношения, как профессиональная наблюдательность, профессиональная выдержка, способность к верной профессиональной самооценке. Нарушения прав человека нередко связаны с тем, что сотрудник не смог адекватно оценить профессиональную ситуацию, переоценил свои профессиональные способности и в итоге принял неверное решение. Порой ему просто не хватало воли и выдержки и он действовал импульсивно.

Профессиональная неинформированность, необученность и невоспитанность в вопросе о соблюдении прав человека нередко усугубляются таким противоречивым по своей природе качеством как направленность сотрудника на решение конкретно-профессиональной задачи. Несомненно, такая направленность как профессиональное качество крайне необходима. Однако, когда она становится гипертрофированной и мешает сотруднику видеть правовой, гражданский, нравственный смысл своих действий, это нередко приводит к нарушениям прав человека, к нарушению закона. Например, очень важной профессиональной задачей является получение от свидетеля или жертвы преступления необходимой информации, причем — как можно быстрее и в максимальном объеме. Это порой толкает сотрудника на «прессинг» свидетеля, применение к нему таких приемов получения информации, которые неправомерны даже в работе с подследственными.

Таким образом педагогический аспект в деятельности правоохранительных органов по соблюдению прав человека не только реален и актуален, но и в значительной мере носит системообразующий характер: он имеет прямое отношение к действиям реальных людей, сотрудников, выступающих субъектами соблюдения прав человека.

2.3. Педагогические аспекты взаимодействия граждан
с правоохранительными органами в контексте соблюдения
прав человека




Соблюдение прав человека может реально осуществляться только в сфере взаимодействия людей. В таком взаимодействии позиция самих граждан, вступающих в контакты с правоохранительными органами, играет немаловажную роль в определении картины соблюдения прав человека органами внутренних дел. Типичными причинами отклонений от требований к соблюдению прав человека здесь являются:

  • неинформированность граждан о своих законных правах при контактах с сотрудниками правоохранительных органов и о законных правах самих сотрудников в конкретной ситуации; это может привести как к ложному обвинению сотрудника в тех или иных нарушениях, так и к стимулированию его к подобным нарушениям в дальнейшем;

  • низкий уровень доверия определенной части граждан к правоохранительным органам в целом, что формирует установку на изначальное отношение к действиям сотрудников как нарушающим права граждан;

  • тенденция отдельных граждан разрешить затруднительную или конфликтную ситуацию «вне правового поля» (например — предложение взятки);

  • склонность отдельных граждан (особенно — задержанных, подследственных, осужденных) использовать ложное, демагогическое обвинение сотрудника в нарушении прав человека в качестве инструмента психологического давления на него или манипулирования его поведением;

  • провоцирование сотрудника на нарушение прав человека с целью его дискредитации, нейтрализации;

  • угрозы, агрессивное поведение или прямое насилие по отношению к сотруднику, когда законные пределы необходимой обороны или иных силовых действий со стороны сотрудника при исполнении им профессиональных обязанностей определить в ряде случаев весьма сложно.

В некоторых случаях обвинение сотрудников в нарушении законных прав граждан может быть вызвано необходимостью правомерных оперативно-розыскных, следственных или иных профессиональных действий, о которых граждане не могут быть информированы в силу их закрытого характера. Так, ограничение сотрудниками свободы передвижения или свободы действий свидетеля может быть вызвано реальной угрозой для него со стороны криминальных элементов, о чем свидетель может не знать в силу оперативной необходимости. Формально же подобные случаи могут рассматриваться как нарушение законных прав этих людей.

Особо следует остановиться на деятельности общественных правозащитных организаций.

Несомненно, она связана с развитием демократических начал в нашем обществе и объективно способствует соблюдению прав человека в деятельности правоохранительных органов. Как известно, факты, на которые обращают внимание представители правозащитных организаций, тщательно проверяются и в случае, когда действительно имеет место нарушение прав человека органами внутренних дел, принимаются меры, вплоть до возбуждения уголовного дела против конкретных сотрудников.

В то же время, именно общественный характер этих организаций, их чисто моральная мера ответственности за оценку картины соблюдения прав человека, их объективно ограниченный доступ (нередко — по оперативным соображениям) к конкретной информации о правоохранительной деятельности, а порой — недостаточное знание условий и содержания этой деятельности, могут породить ее субъективную или одностороннюю оценку.

Все названные выше особенности взаимодействия граждан с сотрудниками правоохранительных органов имеют достаточно ярко выраженный педагогический аспект, связанный с правовым просвещением граждан, коррекцией их сознания и поведения, налаживанием с ними деловых контактов. Эти особенности взаимодействия с гражданами требуют и специальной, в том числе педагогической подготовки сотрудников.

2.4. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека
в деятельности органов внутренних дел



Решение проблемы педагогического обеспечения соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел предусматривает деятельность по ряду взаимосвязанных направлений.

Социально-педагогическое направление включает в себя, помимо общего правового просвещения и правового воспитания граждан, специальную работу с населением по разъяснению их законных прав и прав сотрудников правоохранительных органов в процессе профессиональных контактов с гражданами. Особую роль здесь играет использование средств массовой информации, совместная работа с общественными, в том числе — правозащитными организациями, организации встреч с населением и т. д. Однако, никакая разъяснительная или воспитательная работа с населением не будет эффективной, если она не будет подкрепляться непосредственным опытом контактов граждан с сотрудниками органов внутренних дел.


Управленческий аспект заключается в том, чтобы формировать у сотрудников установки на соблюдение прав человека управленческими методами. Необходимо специально рассматривать работу всех служб и подразделений с точки зрения соблюдения прав человека; сформулировать это не только как правовое, социальное и нравственное требование, но как особую управленческую задачу; ввести критерий соблюдения прав человека в общую оценку деятельности правоохранительных органов и в оценку каждого конкретного направления их деятельности, формировать у сотрудников установку на соблюдение прав человека через организацию опыта их профессиональной деятельности.

Особая роль принадлежит управленческому обеспечению соблюдения прав человека по отношению к самим сотрудникам как в сфере защиты их основных прав (в первую очередь — права на жизнь, путем принятия мер для обеспечения их личной профессиональной безопасности), так и в плане повышения уровня их социальной и психологической защищенности. Практика показывает, что есть прямая зависимость между соблюдением прав человека по отношению к сотрудникам и соблюдением ими прав человека по отношению к гражданам.

Общая профессиональная подготовка и воспитание личного состава органов внутренних дел является важнейшей основой, обеспечивающей соблюдение прав человека в их деятельности. Укрепление законности в деятельности сотрудников, формирование у них гражданственности, чувства профессионального долга, верности присяге, воспитание комплекса профессиональных и профессионально значимых качеств личности сотрудника, обеспечение необходимого уровня его профессиональной подготовленности, овладение им необходимыми знаниями, умениями и навыками — все это является важными условиями обеспечения соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов. Не менее значимым выступает создание благоприятного эмоционально-психологического климата в коллективе, коллективная ответственность за порученное дело, взаимная требовательность и поддержка. Это дает сотруднику чувство социально-психологической защищенности и является действенным противовесом развития профессиональной деформации.

Специальная профессиональная подготовка и воспитание сотрудников органов внутренних дел заключается прежде всего в формировании у них профессиональных установок на соблюдение прав человека как одного из критериев, определяющих содержание деятельности и самооценку сотрудника.


Особая роль принадлежит информированию сотрудников о международных и российских официальных актах и документах, непосредственно касающихся соблюдения прав человека. Здесь важно знание ими не только Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, но и современных тенденций развития правового и нормативного обеспечения прав человека в деятельности правоохранительных органов. Не менее важно в процессе правового просвещения и воспитания сотрудников специально анализировать те нормы российского законодательства и те позиции ведомственных нормативных актов, где заложена реализация прав человека.

Неотъемлемой частью специальной профессиональной подготовки и воспитания сотрудников выступает формирование у них умений и навыков, отработка алгоритмов действий по решению профессиональных задач с учетом критерия соблюдения прав человека. Эта работа осложняется сегодня тем, что стремительно меняется, усложняется сам характер правоохранительной деятельности, и в то же время возрастают требования к сотруднику в плане соблюдения прав человека. Поэтому, помимо информирования и отработки алгоритмов действий, необходимо формирование у сотрудника способности к самостоятельному анализу новой профессиональной ситуации для решения служебных задач с учетом соблюдения прав человека. Здесь важная роль принадлежит как общему интеллектуальному воспитанию сотрудника, формированию у него способности к самостоятельному профессиональному мышлению, так и его способности вводить критерий соблюдения прав человека в принятие и реализацию самостоятельных решений, в профессиональную самооценку.

Специальным направлением работы является обучение сотрудников умениям и навыкам разъяснения гражданам их законных прав, а также освоение ими особенностей работы во «внештатных» ситуациях. Сотрудник должен уметь правомерно и грамотно вести себя в ситуациях манипулирования, подкупа, провокаций, шантажа и т.д., которые могут быть предприняты отдельными гражданами с целью нейтрализации его профессиональной активности или побуждения к аморальным или противоправным действиям, нарушающим права человека.

Особо актуальное и новое направление работы сегодня — это информирование сотрудников о правовом статусе адвокатов, которые играют все большую роль в отправлении правосудия, а также о правовом и общественном статусе правозащитных организаций. Практика показывает, что нередко именно неинформированность сотрудников в этих вопросах приводит его к профессиональным ошибкам или различного рода нарушениям. Соответственно, чрезвычайно важным направлением работы с персоналом выступает обучение сотрудников умениям и навыкам взаимодействия с адвокатами, представителями правозащитных и иных общественных организаций,