Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 522

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел




§ 1. Юридическая педагогика как теоретическая основа практической деятельности воспитателя в системе МВД России




1.1. Научно обоснованный подход к воспитанию, как веление времени



Современный период строительства в России цивилизованного, демократического и основанного на законе общества происходит не без противоречий и трудностей. Он бросает вызовы работе государственных органов, в том числе и органов внутренних дел, требует ее непрерывного совершенствования, использования всех имеющихся возможностей, поиска и применения новых, более эффективных способов в меняющихся условиях.

Общественные силы, подобно силам природы, действуют стихийно и разрушительно до тех пор, пока люди глубоко не понимают их, не хотят или не могут учитывать их в своей жизни. Самоуверенное пользование интуитивными и построенными только на личном опыте соображениями, слепое подражание чужим образцам, упование на силу административного нажима, действия по методу проб и ошибок — причины пробуксовок и неудач в любом деле, а на государственной службе, в деятельности органов внутренних дел они всегда, а сегодня в особенности, недопустимы. Никакими усилиями, не учитывающими правильно социальные, психологические, педагогические, этические, биологические и иные законы жизни общества и людей, без достоверных знаний, невозможно добиться успехов.

Человечество перепробовало разные способы преодоления трудностей и улучшения работы. Первый — метод проб и ошибок. Это действия без знаний и понимания, на глазок, на авось. Опыт показал его авантюрность, большой расход сил и средств, преимущественно топтание на месте, а не продвижение вперед, обилие ошибок, имеющих нередко тяжелые последствия. Второй — использование положительного опыта других. Такой метод хорош в период застоя. Но он не годится во времена резких перемен в обществе, когда старый опыт мало пригоден, нового мало, а зарубежный далеко не всегда и не во всем применим. Наиболее эффективен и современен третий — научный подход.

Наука — одна из форм общественного сознания, имеющая производительную функцию: она формирует новые знания, нужные для практики, и создает новую практику. Научные знания — концентрация достижений человеческой мысли, познания мира, условий и перемен в нем, глубоко изученного, обобщенного и обогащенного собственными знаниями человеческого опыта. Наука, в отличие от первых двух способов, всегда высоко нравственна, лишена корысти, ибо ее интересует только правда жизни, поиск истины, всесторонне взвешенных рекомендаций, решений и действий. Использование данных науки повышенно важно при быстрых переменах и сильном обновлении условий жизни и работы людей, при столкновении с проблемами, которые не поддаются решению традиционными методами и особенно при работе с людьми.


Конечно, наука не всесильна, но, как говорил А. Эйнштейн, человечество не знает другого знания, которое было бы столь достоверно и практично, как научное. Сплошь и рядом бывает так, что практика ищет как решить проблему, а в науке она уже решена, но ее данные не известны практике. Прекосы бывают и потому, практик, даже вооруженный научным знанием, по разным личным причинам действует по-своему, неумело и даже волюнтаристски.

Научный подход — историческая тенденция, которую не дано никому, даже всему человечеству, отменить или игнорировать. Общество знания — так квалифицирует современность ЮНЕСКО — организация по науке, образованию и культуре при ООН. Полное использование возможностей науки — одно из наиболее современных и цивилизованных направлений в решении задач, возникших и возникающих пред государством, обществом, организацией, предприятием, специалистом, гражданином.

Научный подход особенно важен в деятельности государственных органов, которые не вправе действовать как честный предприниматель на рынке. Последний ответственен за промахи перед собой, а государственный орган — перед всем народом. Государственному органу ничто не препятствует привлечь научные организации и ученых, использовать полностью их потенциал в поисках ответов на трудно решающиеся проблемы, содействовать их активности в помощи практике, обеспечить нужный уровень образованности и научной компетентности своих работников, оценивать действия последних по степени их научной обоснованности. Органы внутренних дел, их личный состав решающие сложнейшие задачи, в успехе которых заинтересована вся страна, должны быть образцом в научной корректности своей деятельности.

Время требует от органов внутренних дел радикальных усовершенствований и смелых, хорошо просчитанных новаций. Министр внутренних дел Российской Федерации в качестве приоритетных задач определил кардинальное улучшение работы с кадрами. Ничто в достигаемых результатах нельзя улучшить, не любя Россию, не чувствуя ответственность перед ней, людьми и своими детьми, не проявляя преданность служебному долга и делу, не повысив качество работы и уровень профессионализма. Среди важнейших путей достижения этого стоит задача поднятия уровня работы с кадрами до научного и этот путь связан с опорой на компетентность педагогической науки, которая среди из всех других наук наиболее широко и глубоко связано с этим путем. Важнейшее направление в ней —
научный подход в воспитании личного состава.В реализации такого подхода решающая роль принадлежит педагогике.

Педагогика — наука о содействии людям в обретении ими цивилизованно развитых педагогических свойств воспитанности, образованности, обученности и развитости. Юридическая педагогика — отрасль педагогики, решающая эту задачу применительно к правовой сфере и деятельности правоохранительных органов. Ее основное дело — производство новых и достоверных знаний, обеспечивающих решение этой задачи. А вот разработка путей и способов применение таких знаний, доведение их до форм, методов, технологий работы, в которых нуждается практика, лежат на прикладной юридической педагогике. Важнейший раздел ее педагогика воспитания личного состава.

1.2. К истории возникновения и обогащения педагогических знаний
о воспитании в органах внутренних дел



Первые заметные попытки использования педагогических знаний в решении некоторых правоохранительных задач ведут свое начало с рубежа XIX–XX вв. С тех пор такой интерес к педагогике рос, но медленно, не систематически и больше касался вопросов обучения сотрудников. В основное время советского периода о воспитании милиционеров говорилось и писалось немало. Однако исключительное внимание уделялось коммунистическому воспитанию и его содержанию, которое осуществлялось в рамках партийно-политической работы и доминирование в ней идеологии исключало интерес к педагогике.

Важным событием явилось введение к конце 1970-х гг. преподавания основ педагогики на основных факультетах и в адъюнктуре Академии управления МВД. Повышенное внимание вопросам воспитания в это время уделял профессор Н.С. Кравчун1. Но педагогические исследования в то время только начинались и поэтому освещение вопросов воспитания строилось на основе его общей педагогической теории с интуитивной привязкой их к специфике органов внутренних дел. Начались и отдельные педагогические исследования проблем воспитания.

События в стране на рубеже 1990-х годов из-за своей неопределенности приостановили исследования, но новая российская действительность заставила быстро возвратиться к ним. Уже к 1997 году их результаты воплотились в учебно-методическом пособии «Юридическая педагогика в МВД»
2, подготовленном в Академии управления МВД сотрудниками кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами А.В. Будановым, И.В. Горлинским, И.Ф. Колонтаевской, А.Д. Лазукиным, И.А. Латковой, И.Б. Пономаревым, А.М. Столяренко, А.А. Федотовым при участии Л.Н. Беляевой и Н.Б. Хуторской. В нем раздел VI был посвящен педагогике воспитания в системе МВД России.

Задача построения в Российской Федерации демократического правового общества, а так же острые проблемы укрепления законности и правопорядка, борьбы с преступностью и коррупцией в рядах сотрудников государственных служащих и правоохранительных органов стали ускорителем исследований по юридической педагогике. Вошло в обиход ее название, были разработаны науковедческие и методологические основы, главные теории по направлениям1. Она превратилась в особую и разветвленную по направлениям исследований и знаний научную отрасль профессиональной педагогики — юридическую педагогику. Началась и детальная проработка направлений, в том числе и юридической педагогики воспитания, нашедшая воплощение в капитальном издании2, а так же специализированном для МВД и повышенно практически проработанном учебнике3. Внимание к вопросам воспитания повысилось и у исследователей проблем организации работы с кадрами органов внутренних дел (Л.М. Колодкин, В.М. Кукушин4, В.М. Бурыкин, В.М. Шамаров5, И.В. Будило, А.Д. Софронов, В.А. Дроздов, А.А. Кобозев6и др.).

Необходимо отметить и активизацию диссертационных исследований, среди которых выделяются работы И.М. Александрова, В.М. Бочарова, А.В. Толкачева, Л.Т. Бородавко, А.Т. Иваницкого, Н.П Кима, А.Д. Лазукина, Е.И. Мещеряковой, А.В. Толкачева, И.О. Ганченко и др.7

Поворот педагогической науки к проблемам органов внутренних дел, ориентированный на практику и произошедший за последний десяток лет, очевиден и его нельзя переоценить. В этом коллективная заслуга всех педагогов, работающих в системе МВД. Однако темпы и масштабы исследований проблем воспитания сотрудников органов внутренних дел, особенно острых ныне, нуждаются в резком увеличении и поддержке со стороны руководства. Очень важно и дальше приближаться к реальной практике, повысить усилия в разработке методик и педагогических технологий.


1.3. Общая характеристика педагогики воспитания личного состава
и ее инновационный потенциал



Педагогика — это наука:

  • гуманитарная — о человеке;

  • общественная — об обществе и жизни людей в нем;

  • социально ориентированная, рассматривающая становление, совершенствование людей в обществе, социальной группе, их взаимодействии и взаимовлиянии;

  • практичная — нужная любому человеку при его подготовке к жизни, для самореализации, самоосуществления и самоутверждения и содействующая этому;

  • нужная всем людям и всем профессиям и помогающая им в достижении успеха;

  • демократичная — основанная на уважении и заботе о каждом человеке, ориентированная не на принуждение, а на взаимопонимание, взаимный интерес, взаимосодействие и обоюдную активность в достижении совпадающих целей;

  • эффективная — разрабатывающая наиболее успешные формы, методы, технологии достижения целей воспитания, образования, обучения, развития и самосовершенствования людей;

  • надежная — опирающаяся на опыт предшествующих поколений людей, внимательно собирающая и изучающая его сейчас, разрабатывающая новые интенсивные технологии в научных поисках и рекомендующая их после контрольных экспериментов.

Функции и задачи педагогики:

  • мировоззренческая, способствующая формированию и совершенствованию научной картины мира, его педагогической реальности и жизни человека в нем;

  • личностно-формирующая, способствующая самопознанию человека, обогащению его знаниями условий и способов самосовершенствования и побуждению его к их использованию в жизни;

  • познавательно-диагностическая, изучающая педагогическую реальность общества, социальных групп, человека, ее динамику, закономерности, оценивающая и прогнозирующая ее изменения;

  • интегрирующая, объединяющая данные разных наук, имеющих отношение к решаемым педагогикой задачам;

  • проектно-конструктивная, разрабатывающая научно-обоснованные педагогические меры совершенствования познанных и продиагностированных педагогических явлений;

  • преобразовательная, внедряющая достижения передового опыта и собственных проектно-конструкторских разработок в практику;

  • культурологическая, формирующая и совершенствующая субъекты педагогической работы, обеспечивающая достижения ими должной педагогической культуры в работе.