Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 519

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий


Все эти общие характеристики и функции относятся и к прикладной юридической педагогике воспитания личного состава органов внутренних дел, но в части касающейся особенностей самого воспитания, его специфики именно в этих органах и современных условий их деятельности. Реальный практический потенциал этого направления педагогики выражается в существующей в данное время ее возможности и повышения последней путем оперативного исследования возникающих трудностей и разработки мер по их преодолению. Потенциал этот высок, широк и разнообразен. В качестве примера можно назвать такие его составляющие:

  • создание в органах внутренних дел педагогически правильно выстроенной и эффективной системы воспитания личного состава;

  • обеспечение целенаправленного и успешного формирования качеств общей и профессиональной воспитанности сотрудников: патриотизма, преданности Присяге и долгу, уважения к закону, гражданам и их правам и свободам, социального и профессионального оптимизма, любви к профессии, трудолюбия, добросовестности дисциплинированности, товарищества и профессионального коллективизма, общительности, доброжелательности, культуры поведения, честности, активности, инициативности, упорства в достижении цели, настойчивости, смелости, мужества, самообладания, устойчивости к профессиональной деформации, антикриминальной устойчивости, физической силы, выносливости, стремления и умения вести здоровый образ жизни, требовательности к себе, стремления к постоянному самосовершенствованию и осуществлению самовоспитания и др.;

  • развитие личности сотрудников, развитие мотивации к правоохранительной деятельности, а также совершенствование специальных способностей и качеств, нужных сотрудникам, выполняющим разные виды оперативно-служебных задач;

  • создание у всех участников системы воспитания научного понимания происходящих в ней процессов, содержания ее элементов, факторов, условий, что обеспечивает правильность ориентировки, педагогически значимых решений и предупреждает грубые ошибки в них;

  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности и единства взглядов всех субъектов воспитания в органах внутренних дел;

  • совершенствование юридико-воспитательной компетентности у заместителей начальников по работе с личным составом и сотрудников подразделений по организации воспитательной работы;

  • формирование у руководителей личностных установок на осуществление эффективного воспитания подчиненных, умения организовывать систему воспитания в руководимом органе, развивать навыки воспитательной работы у подчиненных руководителей, педагогически влиять личным примером, воспитывать сотрудников в процессе руководства их служебной деятельностью;

  • повышение педагогической наполненности служебной и боевой подготовки в органах внутренних дел, придание ей воспитывающего и профессионально-развивающего характера;

  • обеспечение усиления личностно-формирующей функции процесса служебной и боевой подготовки, формирование установок и умений руководителей осуществлять воспитывающее и развивающее обучение;

  • повышение качества профессионального отбора на службу путем введения психолого-педагогического диагностирования воспитанности, образованности и развитости кандидатов на службу;

  • обеспечение быстрого и эффективного освоения профессиональными навыками молодыми сотрудниками на основе научной педагогизации учебного процесса специальной (первоначальной) подготовки, повышения педагогического мастерства осуществляющих ее преподавателей, а так же индивидуальной помощи сотрудникам в полноценной адаптации к службе;

  • повышение профессионально-педагогической подготовленности сотрудников, чья деятельность содержит функцию педагогической работы с населением и отдельными его категориями, что способствует профилактике правонарушений и преступлений;

  • обеспечение квалифицированной педагогической помощи сотрудникам в преодолении трудностей службы, деятельности, работы по самовоспитанию;

  • обеспечение работы по сплочению коллективов органов внутренних дел, созданию в них педагогически-воспитывающих условий, благоприятствующих устранению и профилактике негативных мнений, неуставных норм поведения, должностных преступлений;

  • создание эффективных подсистем различных направлений и видов воспитания: патриотического, профессионального, нравственного, правового, эстетического и др.;

  • формирование умения личного состава участвовать в правовом воспитании населения;

  • повышение действенности морально-психологической подготовки личного состава к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях, осуществления морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности;

  • обучение начальствующего состава руководству подчиненными в процессе служебной деятельности;

  • подготовка высококвалифицированных педагогов по вопросам воспитания в органах внутренних дел и многое другое.





§ 2. Позитивный отечественный и зарубежный опыт воспитания сотрудников милиции (полиции) и пути его использования в работе
с личным составом органов внутренних дел



В приказе МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» подчеркивается: «Персональную ответственность за организацию, состояние и результативность воспитательной работы возложить на начальников органов, подразделений, учреждений системы МВД России…». Это является объективным отражением важности педагогической функции в управленческой деятельности руководителя. Необходимыми составляющими этой функции являются:

  • анализ педагогической обстановки в подразделении, на основании чего формулируются актуальные задачи воспитательной работы с личным составом и определяются перспективные направления решения этих задач;

  • экспертная оценка состояния и эффективности проводимой воспитательной работы как в целом, так и по ее отдельным направлениям;

  • педагогическое управление процессом воспитательной работы.

Эти составляющие определяют содержание деятельности руководителя в сфере использования позитивного отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы. Здесь опыт для него выступает в своем двуединстве: как объект анализа и оценки возможностей использования данного опыта, и как определенный алгоритм деятельности, практически реализуемый в воспитательной работе. Соответственно, в компетенцию руководителя входит:

  • определение круга воспитательных задач, для решения которых возможно или необходимо использовать позитивный отечественный или зарубежный опыт;

  • анализ возможностей использования того или иного опыта для решения воспитательных задач в работе с личным составом;

  • определение основных условий, путей и педагогической стратегии использования позитивного опыта в воспитательной работе с личным составом;

  • определение субъектов (подразделений, отдельных лиц), обеспечивающих реализацию данного опыта в воспитательной работе с личным составом;

  • экспертная оценка хода и результатов использования позитивного опыта.

Названные направления деятельности руководителя равно актуальны и в том случае, когда позитивный опыт предполагается к внедрению по инициативе самого руководителя, и тогда, когда определенный опыт рекомендован вышестоящим руководством. Условия, пути и стратегию реализации рекомендованного опыта определяет сам руководитель с учетом специфики деятельности своего подразделения, оперативной обстановки, особенностей региона. Поэтому для руководителя в первую очередь актуальным является овладение определенной логикой, алгоритмом анализа и реализации позитивного опыта воспитательной работы, как отечественного, так и зарубежного.


Это тем более важно, что сам опыт воспитательной работы — явление динамичное, меняющееся, развивающееся, как динамично меняется сама практика правоохранительной деятельности и условия, в которых она осуществляется. Трудно раз и навсегда порекомендовать тот или иной позитивный опыт, тем более что ни один опыт воспитательной работы с сотрудниками милиции (полиции) не универсален и не может решить всех имеющихся воспитательных задач. Исходя из этого правомерна постановка, по крайней мере, трех вопросов:

Что можно рассматривать как позитивный отечественный или зарубежный опыт?

В чем особенности анализа и реализации отечественного позитивного опыта в воспитательной работе с личным составом?

Какова специфика анализа и использования позитивного зарубежного опыта в воспитательной работе с личным составом органов, подразделений, учреждений системы МВД России?

Ответом на первый вопрос может послужить опыт обучения полицейской этике в странах Европы.

Цели обучения полицейской этике в третьем тысячелетии тесно связаны с изменением целей и особенностей деятельности полицейских организаций в условиях их интеграции и решении общих задач по борьбе с мировой преступностью, в условиях применения новых коммуникативных технологий и стирания границ между странами во всех областях жизни. Изменение подхода к полицейской деятельности в современной Европе, ориентация ее не на подавление, запрещение и карательные санкции, а на служение гражданам, требует от каждого сотрудника полиции и, в первую очередь от руководящих кадров полиции, изменения отношения к полицейской этике и ее внедрению в практику профессиональной подготовки офицеров полиции.

В ряде стран, особенно это касается стран Восточной Европы, данная педагогическая проблема связана с коренной реорганизацией полицейских служб, изменением их функций. Полиция превращается из государственной структуры, направленной строго на противодействие нарушению законов, в организацию, служащую населению в широком смысле, постоянно контактирующую с ним. Поэтому офицеры полиции нуждаются в глубоких этических знаниях и овладении прочными навыками этического поведения.

В полицейских вузах Европы этика в настоящее время рассматривается на основе системного подхода, то есть во взаимосвязи с остальными компонентами деятельности полицейской организации, включающей в себя и профессиональную подготовку кадров. Руководство высших учебных заведений полиции Европы полностью осознает важность преподавания полицейской этики офицерам полиции и, следовательно, делает все возможное для того, чтобы организовать этот процесс наилучшим образом. Руководители и
преподаватели полицейских вузов Европы, в основе своей, придерживаются концепции постоянного и непрерывного обучения этике в процессе профессионального обучения сотрудников полиции на всех этапах их обучения и профессиональной карьеры.

Полицейская этика в европейских полицейских вузах включена в большинство курсов на всех этапах обучения: начальном, пролонгированном и в специализированном обучении. Полицейская этика преподается на всех ступенях профессиональной подготовки полицейских: начальная подготовка, дальнейшее обучение и обучение руководства и управления полицией. Она входит в программу обучения как отдельный предмет.

В больший стран имеется план действий по общенациональному внедрению норм полицейской этики в деятельность правоохранительных органов. В настоящее время обучение этике офицеров полиции в Австрии, Бельгии, Греции, Венгрии, Норвегии, Испании, Португалии, Швеции, Финляндии, Великобритании и России представляет собой непрерывный процесс и начинается с начального этапа профессиональной подготовки, на продвинутых этапах вводятся специализированные курсы для старших офицеров полиции, на которых предоставляются знания по особенностям преподавания полицейской этики.

В Европе организация обучения полицейской этике в целом не носит признаков сколько-нибудь заметной стандартизации, и в каждой стране и в каждом отдельном учебном заведении осуществляется по-разному. В рамках единой Европы отсутствует единая педагогическая модель обучения полицейской этике.

Среди полицейских вузов можно выделить те, в которых обучение этике выделяется в отдельный предмет в программе обучения и проводится отдельно от других предметов профессиональной подготовки, причем количество учебных часов, отведенных на преподавание данного предмета значительно различается в разных учебных заведениях полицейского образования. Этическое образование в высших учебных заведениях полиции осуществляется путем получения полицейскими знаний, как по «общей этике», так и по «полицейской этике», причем соотношение между этими двумя областями обучения различное в разных странах.

Во многих европейских высших учебных заведениях полиции принят подход, который интегрирует этические принципы и методики профессионального обучения сотрудников полиции в единый процесс. Это в основном касается тех стран, в которых нет отдельного предмета, посвященного полицейской этике (Австрия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Хорватия, Великобритания, Словакия и др.), но в педагогическом процессе при профессиональной подготовке офицеров полиции все предметы наполнены этическим содержанием. Преподавание этики происходит в процессе преподавания других предметов профессиональной подготовки, что соответствует принципу целостности педагогического процесса, включающего в себя воспитание, обучение и развитие субъектов этого процесса.