Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 541

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий



Организационная структура обучения полицейской этике в европейских полицейских академиях и колледжах, как кажется на первый взгляд, складывается стихийно, в зависимости от ряда факторов, которые влияют на организацию обучения этике и обусловливают то обстоятельство, какая именно организационная модель будет выбрана. Отсутствие отдельного предмета полицейской этики в программе полицейского вуза не всегда может свидетельствовать о том, что в академии или колледже полиции для введения такого предмета в программу недостаточно педагогических ресурсов (материальных, финансовых, кадровых и др.), например, наличия квалифицированных преподавателей, финансирования процесса обучения и т.д. Эта модель зависит не от ряда неуправляемых факторов, а от сознательного выбора педагогической концепции обучения этике руководителей вузов, считающих, что именно тем или иным способом можно будет достигнуть наилучшего результата в обучении.

Среди особенностей современного этапа профессионального воспитания руководящих кадров полиции Европы можно отметить следующие:

  • в содержании обучения полицейской этике особое внимание сейчас уделяется правам человека и сотрудничеству с рядом правозащитных организаций как европейских, так и международных;

  • в ряде полицейских академий и колледжей, например, в Чешской Республике, обучение полицейской этике проходит в рамках обучения менеджменту, что обусловливает специфику преподавания данной дисциплины в контексте управленческих знаний и навыков;

  • в преподавании этики стал важным такой компонент обучения как учет работы полиции в мультиэтническом обществе. Национальный состав Европы стремительно меняется, и реальностью нынешнего дня становятся молодежные антиглобалистские и этнические движения. Полиции приходится работать в новых условиях мультиэтнического общества и протестных движений молодежи (например, в таких странах как Франция, Дания);

  • в настоящее время в связи с широким распространением компьютерных технологий и Интернета появилась возможность осуществлять дистанционное обучение офицеров полиции и, в частности, дистанционно обучать их полицейской этике (Испания, Италия, Норвегия, Швеция, Финляндия).

Свидетельством усиления интеграционных процессов, как в области полицейской деятельности, так и в вопросах полицейского образования в Европе, а также плодотворного международного сотрудничестве европейских полицейских организаций явилось принятие в 2001 году после многолетнего широкого обсуждения в Европе и использовании его качестве общего нормативно-ориентирующего документа для полицейских Европы
Европейского кодекса полицейской этики (ЕКПЭ). За его внедрением в практику правоохранительных органов и его соблюдением следит Совет Европы, создавший для этой цели специальную комиссию.

На основе Европейского кодекса полицейской этики свои кодексы офицера полиции были выработаны в странах, не имеющих ранее подобных документов. Форсирование работы в этой области и быстрая выработка своих кодексов полицейского в ряде стран также свидетельствует об интеграционных процессах в области решения проблемы внедрения полицейской этики в деятельность полиции и в профессиональное обучение сотрудников полиции на всех этапах обучения.

Большинство принципов ЕКПЭ нашли отражение и в национальных кодексах:

  • уважение права на жизнь;

  • уважение фундаментальных прав и свобод личности;

  • разделения властей в системе наказаний;

  • презумпции невиновности;

  • беспристрастности, прозрачности, честности, вежливости, справедливости, ответственности, благоразумия, подчинения закону;

  • равенства перед законом, объективности, необходимости и взвешенности, неподкупности и уважения к обществу.

Европейский кодекс полицейской этики и кодексы полицейского в большинстве стран были переведены практически на все языки народов Европы и внедрены в обучение полицейской этике, составляя его нормативно-ориентирующую основу. Они были распространены среди офицеров полиции и курсантов, вывешены в отделениях полиции, в некоторых странах выданы каждому офицеру полиции в виде постеров, таблиц, брошюр. Доступ к кодексам полицейского обеспечивается на сайтах Интернета и интранета (специальной полицейской сети) каждой отдельной страны. При обучении полицейской этике в полицейских академиях и колледжах Европы, кроме полицейских кодексов, используется также текстовый материал пособий по полицейской этике, созданных как учеными-философами, так и преподавателями полицейской этики, имеющими опыт работы в полиции.

Следует помнить, что хотя Европейский кодекс полицейской этики является крайне важным документом для воспитания нравственности в полицейской среде, однако принятие этого Кодекса само по себе не означает, что проблема нравственного воспитания сотрудников полиции уже решена. Требуются педагогические средства и методы внедрения полицейской деонтологии — науки о должном профессиональном поведении — в практику полицейского образования. Поскольку обучение полицейской этике должно представлять собой непрерывный процесс, то оно должно охватить и дальнейшее использование данного Кодекса в полицейской практике, а также постоянный контроль за соблюдением Кодекса.


Введение и распространение Европейского кодекса полицейской этики явилось началом работы по стандартизации высокоэтичной деятельности полиции, а также стандартизации педагогической деятельности полицейских академий и колледжей в области обучения курсантов полицейской этике на общеевропейском уровне. Важность данного Кодекса обусловлена как сходными условиями работы полиции в Европе XXI века, так и едиными требованиями к работе полиции на европейском пространстве.

2.1. Понятие позитивного отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с личным составом, опыт обучения полицейской этике в странах Европы



Опыт воспитательной работы — необходимая составная часть профессионализма воспитателя, опыт педагогического анализа, оценки и управления воспитательной работой (как и непосредственного участия в ней) — необходимая составная часть управленческой компетентности руководителя. В этом качестве может выступать как позитивный, так и негативный опыт. Анализ ошибок и неудач, как собственных, так и своих коллег, может дать не меньше, чем анализ успехов и достижений. Более того, в условиях изменяющейся социально-экономической обстановки, динамичной практики правоохранительной деятельности, усложнения целей, задач, содержания и форм воспитательной работы (о чем говорится в приказе МВД России № 120-2007 г.), анализ прошлого негативного опыта является условием профилактики ошибок и неудач в будущем. Но, естественно, куда более значимую роль играет анализ и использование позитивного опыта воспитательной работы.

Однако, прежде чем говорить об условиях и путях использования позитивного опыта, следует уточнить — что такое позитивный опыт воспитательной работы с личным составом, тем более, что здесь накопилось уже не только немало интересных и результативных подходов, но и отживших стереотипов.

Порой «позитивность» опыта воспитательной работы рассматривают исключительно по росту позитивных показателей (сокращение текучести кадров, нарушений дисциплины и т. д.). Но имеются, как минимум, три момента, которые могут искажать критерий «позитивности». В ряде случаев рост позитивных показателей является изменением самой системы показателей, а не действительной картины воспитательной работы. Примеры тому в практике современной воспитательной работы имеются. Как правило, более высокие результаты в воспитательной работе того или иного подразделения являются следствием «наведения элементарного порядка» с использованием хорошо известных мер и средств (управленческих, дисциплинарных, кадровых, воспитательных), для изжития имеющихся недостатков. Это, несомненно,
позитивный результат, но вряд ли его можно считать позитивным опытом. И, наконец, в ряде случаев критерий «эффективность» подменяется критерием «эффектность». Продолжая по содержанию ту же воспитательную практику, проводится ряд «престижных» мероприятий, чаще всего — массовых, имеющих внешний эффект (в том числе — на уровне отчетов о воспитательной работе), но не оказывающих серьезного воспитательного воздействия.

Более точным было бы в основу определения позитивного опыта заложить два взаимосвязанных критерия: эффективность и инновационность (естественно, при соблюдении законности, прав человека, норм профессиональной этики). Таким образом, позитивный опыт можно определить как:

а) постановка и решение новых воспитательных задач инновационным путем, что приводит к повышению эффективности воспитательной работы с личным составом;

или

б) разработка инновационных путей более эффективного решения имеющихся воспитательных задач в работе с личным составом.

Данное определение можно отнести как к отечественному, так и к зарубежному опыту воспитательной работы с милицией (полицией). Далее, однако, необходимо подчеркнуть некоторую специфику подходов как к отечественному, так и к зарубежному опыту.

По отношению к отечественному опыту позитивным может считаться не только инновационный, но и исторический опыт, дающий свой воспитательный эффект в новых условиях. Так, результативным оказалось обращение вновь к опыту наставничества, утерянному в 90-е годы прошлого века. В ряде случаев позитивным может считаться опыт максимально эффективного использования имеющихся средств и методов воспитательной работы с личным составом. Так, в ряде регионов уже имеется такой опыт исполнения приказа МВД России от 3 ноября 2006 г. № 875 «О дальнейшем совершенствовании взаимодействия органов и подразделений системы МВД России с ветеранскими организациями органов внутренних дел и внутренних войск МВД России».

Очень специфичен подход к «позитивности» зарубежного опыта. Здесь также в основе — критерии эффективности и инновационности реализации этого опыта в воспитательной работе с личным составом. Не всякий опыт эффективной воспитательной работы с кадрами правоохранительных органов за рубежом может быть столь же эффективен в нашей стране и в наших условиях. Более того, наш подход к зарубежному опыту предусматривает решение несколько иных задач, поскольку ни один зарубежный опыт воспитательной работы с персоналом правоохранительных органов невозможно перенести в систему МВД России «один к одному», о чем подробнее будет рассмотрено ниже.


В качестве позитивного зарубежного опыта, заслуживающего специального анализа и рассмотрения возможностей его реализации в работе с личным составом, мы можем определить:

1. Опыт решения воспитательных задач, сходных с выполняемыми в МВД России как сравнительный материал для определения эффективности воспитательной работы (например, опыт профилактики правонарушений и нарушений служебной дисциплины среди сотрудников правоохранительных органов Великобритании).

2. Опыт альтернативных путей решения актуальной для МВД России воспитательной проблемы за рубежом (например, обязательное участие или неучастие в нравственном воспитании персонала правоохранительных органов представителей различных религиозных конфессий; в странах Европы, США этот опыт различен).

3. Опыт решения воспитательных задач как материал для определения более эффективных инновационных путей работы с личным составом (например, опыт привлечения СМИ для повышения престижа полиции в США, Великобритании, Франции, Германии).

4. Опыт воспитательной работы с персоналом правоохранительных органов за рубежом как исходный материал для постановки актуальных инновационных воспитательных задач и определения инновационных путей их решения (например, опыт стимулирования сотрудников к постоянному, в течение всей службы, самостоятельному повышению своего образовательного уровня и профессиональной квалификации, характерный для США и ряда других стран).

Таким образом, при всей специфике определения и анализа отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы ведущим для руководителя при определении необходимости его анализа и внедрения выступают актуальность, эффективности и инновационность как главные критерии.

2.2. Особенности реализации позитивного отечественного опыта
в воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел



Анализ и реализация позитивного отечественного опыта воспитательной работы для руководителя ОВД осуществляется по двум основным направлениям.

Первое направление — это определение позитивных элементов в опыте воспитательной работы вверенного ему подразделения (организации), анализ этого опыта, определение причин, условий, факторов и т.д., приводящих к более высоким результатам в воспитательной работе, определение возможностей и путей укрепления и развития этого позитивного опыта, более широкого его распространения. Самостоятельной задачей является объективное и подробное изложение имеющегося опыта в случае, если руководство или коллеги им заинтересуются, и встанет вопрос о распространении опыта, внедрении его в других органах, подразделения, учреждениях.