Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 541
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России
Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека
Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом
Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива
Раздел III. Основные направления воспитательной работы
Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма
Глава 2. Правовое воспитание личного состава
Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
Глава 3. Формы воспитания личного состава
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
Организационная структура обучения полицейской этике в европейских полицейских академиях и колледжах, как кажется на первый взгляд, складывается стихийно, в зависимости от ряда факторов, которые влияют на организацию обучения этике и обусловливают то обстоятельство, какая именно организационная модель будет выбрана. Отсутствие отдельного предмета полицейской этики в программе полицейского вуза не всегда может свидетельствовать о том, что в академии или колледже полиции для введения такого предмета в программу недостаточно педагогических ресурсов (материальных, финансовых, кадровых и др.), например, наличия квалифицированных преподавателей, финансирования процесса обучения и т.д. Эта модель зависит не от ряда неуправляемых факторов, а от сознательного выбора педагогической концепции обучения этике руководителей вузов, считающих, что именно тем или иным способом можно будет достигнуть наилучшего результата в обучении.
Среди особенностей современного этапа профессионального воспитания руководящих кадров полиции Европы можно отметить следующие:
-
в содержании обучения полицейской этике особое внимание сейчас уделяется правам человека и сотрудничеству с рядом правозащитных организаций как европейских, так и международных; -
в ряде полицейских академий и колледжей, например, в Чешской Республике, обучение полицейской этике проходит в рамках обучения менеджменту, что обусловливает специфику преподавания данной дисциплины в контексте управленческих знаний и навыков; -
в преподавании этики стал важным такой компонент обучения как учет работы полиции в мультиэтническом обществе. Национальный состав Европы стремительно меняется, и реальностью нынешнего дня становятся молодежные антиглобалистские и этнические движения. Полиции приходится работать в новых условиях мультиэтнического общества и протестных движений молодежи (например, в таких странах как Франция, Дания); -
в настоящее время в связи с широким распространением компьютерных технологий и Интернета появилась возможность осуществлять дистанционное обучение офицеров полиции и, в частности, дистанционно обучать их полицейской этике (Испания, Италия, Норвегия, Швеция, Финляндия).
Свидетельством усиления интеграционных процессов, как в области полицейской деятельности, так и в вопросах полицейского образования в Европе, а также плодотворного международного сотрудничестве европейских полицейских организаций явилось принятие в 2001 году после многолетнего широкого обсуждения в Европе и использовании его качестве общего нормативно-ориентирующего документа для полицейских Европы
Европейского кодекса полицейской этики (ЕКПЭ). За его внедрением в практику правоохранительных органов и его соблюдением следит Совет Европы, создавший для этой цели специальную комиссию.
На основе Европейского кодекса полицейской этики свои кодексы офицера полиции были выработаны в странах, не имеющих ранее подобных документов. Форсирование работы в этой области и быстрая выработка своих кодексов полицейского в ряде стран также свидетельствует об интеграционных процессах в области решения проблемы внедрения полицейской этики в деятельность полиции и в профессиональное обучение сотрудников полиции на всех этапах обучения.
Большинство принципов ЕКПЭ нашли отражение и в национальных кодексах:
-
уважение права на жизнь; -
уважение фундаментальных прав и свобод личности; -
разделения властей в системе наказаний; -
презумпции невиновности; -
беспристрастности, прозрачности, честности, вежливости, справедливости, ответственности, благоразумия, подчинения закону; -
равенства перед законом, объективности, необходимости и взвешенности, неподкупности и уважения к обществу.
Европейский кодекс полицейской этики и кодексы полицейского в большинстве стран были переведены практически на все языки народов Европы и внедрены в обучение полицейской этике, составляя его нормативно-ориентирующую основу. Они были распространены среди офицеров полиции и курсантов, вывешены в отделениях полиции, в некоторых странах выданы каждому офицеру полиции в виде постеров, таблиц, брошюр. Доступ к кодексам полицейского обеспечивается на сайтах Интернета и интранета (специальной полицейской сети) каждой отдельной страны. При обучении полицейской этике в полицейских академиях и колледжах Европы, кроме полицейских кодексов, используется также текстовый материал пособий по полицейской этике, созданных как учеными-философами, так и преподавателями полицейской этики, имеющими опыт работы в полиции.
Следует помнить, что хотя Европейский кодекс полицейской этики является крайне важным документом для воспитания нравственности в полицейской среде, однако принятие этого Кодекса само по себе не означает, что проблема нравственного воспитания сотрудников полиции уже решена. Требуются педагогические средства и методы внедрения полицейской деонтологии — науки о должном профессиональном поведении — в практику полицейского образования. Поскольку обучение полицейской этике должно представлять собой непрерывный процесс, то оно должно охватить и дальнейшее использование данного Кодекса в полицейской практике, а также постоянный контроль за соблюдением Кодекса.
Введение и распространение Европейского кодекса полицейской этики явилось началом работы по стандартизации высокоэтичной деятельности полиции, а также стандартизации педагогической деятельности полицейских академий и колледжей в области обучения курсантов полицейской этике на общеевропейском уровне. Важность данного Кодекса обусловлена как сходными условиями работы полиции в Европе XXI века, так и едиными требованиями к работе полиции на европейском пространстве.
2.1. Понятие позитивного отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с личным составом, опыт обучения полицейской этике в странах Европы
Опыт воспитательной работы — необходимая составная часть профессионализма воспитателя, опыт педагогического анализа, оценки и управления воспитательной работой (как и непосредственного участия в ней) — необходимая составная часть управленческой компетентности руководителя. В этом качестве может выступать как позитивный, так и негативный опыт. Анализ ошибок и неудач, как собственных, так и своих коллег, может дать не меньше, чем анализ успехов и достижений. Более того, в условиях изменяющейся социально-экономической обстановки, динамичной практики правоохранительной деятельности, усложнения целей, задач, содержания и форм воспитательной работы (о чем говорится в приказе МВД России № 120-2007 г.), анализ прошлого негативного опыта является условием профилактики ошибок и неудач в будущем. Но, естественно, куда более значимую роль играет анализ и использование позитивного опыта воспитательной работы.
Однако, прежде чем говорить об условиях и путях использования позитивного опыта, следует уточнить — что такое позитивный опыт воспитательной работы с личным составом, тем более, что здесь накопилось уже не только немало интересных и результативных подходов, но и отживших стереотипов.
Порой «позитивность» опыта воспитательной работы рассматривают исключительно по росту позитивных показателей (сокращение текучести кадров, нарушений дисциплины и т. д.). Но имеются, как минимум, три момента, которые могут искажать критерий «позитивности». В ряде случаев рост позитивных показателей является изменением самой системы показателей, а не действительной картины воспитательной работы. Примеры тому в практике современной воспитательной работы имеются. Как правило, более высокие результаты в воспитательной работе того или иного подразделения являются следствием «наведения элементарного порядка» с использованием хорошо известных мер и средств (управленческих, дисциплинарных, кадровых, воспитательных), для изжития имеющихся недостатков. Это, несомненно,
позитивный результат, но вряд ли его можно считать позитивным опытом. И, наконец, в ряде случаев критерий «эффективность» подменяется критерием «эффектность». Продолжая по содержанию ту же воспитательную практику, проводится ряд «престижных» мероприятий, чаще всего — массовых, имеющих внешний эффект (в том числе — на уровне отчетов о воспитательной работе), но не оказывающих серьезного воспитательного воздействия.
Более точным было бы в основу определения позитивного опыта заложить два взаимосвязанных критерия: эффективность и инновационность (естественно, при соблюдении законности, прав человека, норм профессиональной этики). Таким образом, позитивный опыт можно определить как:
а) постановка и решение новых воспитательных задач инновационным путем, что приводит к повышению эффективности воспитательной работы с личным составом;
или
б) разработка инновационных путей более эффективного решения имеющихся воспитательных задач в работе с личным составом.
Данное определение можно отнести как к отечественному, так и к зарубежному опыту воспитательной работы с милицией (полицией). Далее, однако, необходимо подчеркнуть некоторую специфику подходов как к отечественному, так и к зарубежному опыту.
По отношению к отечественному опыту позитивным может считаться не только инновационный, но и исторический опыт, дающий свой воспитательный эффект в новых условиях. Так, результативным оказалось обращение вновь к опыту наставничества, утерянному в 90-е годы прошлого века. В ряде случаев позитивным может считаться опыт максимально эффективного использования имеющихся средств и методов воспитательной работы с личным составом. Так, в ряде регионов уже имеется такой опыт исполнения приказа МВД России от 3 ноября 2006 г. № 875 «О дальнейшем совершенствовании взаимодействия органов и подразделений системы МВД России с ветеранскими организациями органов внутренних дел и внутренних войск МВД России».
Очень специфичен подход к «позитивности» зарубежного опыта. Здесь также в основе — критерии эффективности и инновационности реализации этого опыта в воспитательной работе с личным составом. Не всякий опыт эффективной воспитательной работы с кадрами правоохранительных органов за рубежом может быть столь же эффективен в нашей стране и в наших условиях. Более того, наш подход к зарубежному опыту предусматривает решение несколько иных задач, поскольку ни один зарубежный опыт воспитательной работы с персоналом правоохранительных органов невозможно перенести в систему МВД России «один к одному», о чем подробнее будет рассмотрено ниже.
В качестве позитивного зарубежного опыта, заслуживающего специального анализа и рассмотрения возможностей его реализации в работе с личным составом, мы можем определить:
1. Опыт решения воспитательных задач, сходных с выполняемыми в МВД России как сравнительный материал для определения эффективности воспитательной работы (например, опыт профилактики правонарушений и нарушений служебной дисциплины среди сотрудников правоохранительных органов Великобритании).
2. Опыт альтернативных путей решения актуальной для МВД России воспитательной проблемы за рубежом (например, обязательное участие или неучастие в нравственном воспитании персонала правоохранительных органов представителей различных религиозных конфессий; в странах Европы, США этот опыт различен).
3. Опыт решения воспитательных задач как материал для определения более эффективных инновационных путей работы с личным составом (например, опыт привлечения СМИ для повышения престижа полиции в США, Великобритании, Франции, Германии).
4. Опыт воспитательной работы с персоналом правоохранительных органов за рубежом как исходный материал для постановки актуальных инновационных воспитательных задач и определения инновационных путей их решения (например, опыт стимулирования сотрудников к постоянному, в течение всей службы, самостоятельному повышению своего образовательного уровня и профессиональной квалификации, характерный для США и ряда других стран).
Таким образом, при всей специфике определения и анализа отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы ведущим для руководителя при определении необходимости его анализа и внедрения выступают актуальность, эффективности и инновационность как главные критерии.
2.2. Особенности реализации позитивного отечественного опыта
в воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел
Анализ и реализация позитивного отечественного опыта воспитательной работы для руководителя ОВД осуществляется по двум основным направлениям.
Первое направление — это определение позитивных элементов в опыте воспитательной работы вверенного ему подразделения (организации), анализ этого опыта, определение причин, условий, факторов и т.д., приводящих к более высоким результатам в воспитательной работе, определение возможностей и путей укрепления и развития этого позитивного опыта, более широкого его распространения. Самостоятельной задачей является объективное и подробное изложение имеющегося опыта в случае, если руководство или коллеги им заинтересуются, и встанет вопрос о распространении опыта, внедрении его в других органах, подразделения, учреждениях.